?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Затерянный мир старой крепости. Часть 2
technolirik
После продолжительной прогулки по территории старой крепости, которая за полвека заброшенности превратилась в настоящие джунгли, нам удалось найти вход в обширную систему тоннелей и проникнуть в крепостные подземелья. Так как карты подземных ходов у нас с собой не было, мы решили просто идти туда, куда приведет нас потерна и ориентироваться уже по ходу продвижения, стараясь запоминать дорогу и особые приметы, чтобы не заблудиться и в случае чего суметь вернуться назад той же дорогой.

Но возвращаться назад тем же путем нам не пришлось...




01. Пройдя более сотни метров по прямой потерне, встречаем бронедвери, состоящие из двух створок. Крепость была спроектирована таким образом, чтобы противник, прорвавшийся на территорию, должен был преодолеть как можно максимальное количество преград как на поверхности, так и под землей.



02. Через двадцать метров после первых бронедверей расположены еще одни двери на этот раз решетчатые.



03. В одном месте по пути встретился вентиляционный колодец, по которому в тоннельную систему поступал свежий воздух с поверхности.



04. Очередные бронедвери с амбразурами, за которыми расположен вход в один из объектов крепости.



05. За бронедверями подземный ход заканчивается ступеньками, ведущими наверх.



06. Поднимаемся по ступеням и достигаем входа в казарму, на входе еще одни решетчатые двери.



На этой схеме красными стрелочками я отметил весь наш маршрут до этого момента. Началась наша прогулка у главных ворот объекта, откуда мы направились по крепостной стене в восточном направлении в поиске залаза. Затем обнаружили взорванную часть стены, где проникли внутрь хода, что идет внутри стены вдоль всего периметра. По этому ходу достигли северо-восточного изгиба стены с капониром (7), там же располагался вход в тоннельную систему, мы спустились под землю и по подземному ходу достигли казармы, обозначенной на схеме цифрой 9.


07. Пол на первом этаже казармы деревянный. За сотню лет, прошедшую с тех пор, как была сооружена эта казарма, доски частично сгнили и превратились в труху, так что ступать нужно очень осторожно.



08. В самой казарме есть еще подвальный этаж, где расположены коммуникации, которые видны сквозь дырки в деревянном полу. Тут если провалиться, лететь придется пару метров, так что перемещаемся предельно внимательно и лишь по тем доскам, что внушают уверенность.



09. Переход, соединяющий казарму с сетью тоннелей, по которому мы попали сюда. Тут хорошо видно, в каком состоянии находится пол, благо, что возле стены есть бетонный выступ достаточной ширины для перемещения.



10. Первое помещение, в которое мы попадаем из тоннельной системы. Интересно, для чего сделана эта ниша в стене, что в центре кадра?



11. Вид с другого ракурса. Слева в кадре вход, из которого мы пришли. К сожалению, качество фотографий не очень, так как в то время у меня был слабый фонарь да и опыт подземной съемки был весьма скуден.



12. Лестничная клетка, ведущая на второй этаж казармы.



13. Перекрытия между первым и вторым этажами бетонные, так что можно расслабиться и спокойно исследовать казематы.



14. Жилые казематы, в которых располагались солдатские кровати, совершенно пусты. Электрика, вентиляция - все на месте, но мебель была отсюда вывезена еще тогда, когда это место покинули военные.



15. Массивный резервуар с запасом питьевой воды. Каждый блок крепости должен был обладать определенной автономией, чтобы иметь возможность продолжать бой даже в ситуации, когда остальные блоки крепости захвачены противником. Для длительной автономной обороны тут имелось все необходимое.



16. Еще один резервуар меньшего размера, вероятно, относящийся к системе отопления.



17. Коридор на втором этаже казармы.



18. Судя по кафельной плитке на стенах, тут был либо кухонный блок, либо лазарет.



19. Удивительно хорошо сохранились радиаторы отопления, которые присутствуют практически во всех помещениях казармы.



20. В одном месте казарма сильно разрушена. Судя по характеру разрушений, тут что-то взорвалось. Полагаю, что это следы штурма крепости американцами в ноябре 1944-го. Американцам тогда удалось захватить крепость лишь проникнув в подземную систему тоннелей и по ней с боем продвинуться в остальные объекты крепости.



21. Эта часть казармы сильно пострадала в результате боевых действий. После Второй мировой восстанавливать ее не стали, так как крепости окончательно утратили свое оборонное значение.



22. Еще один каземат с нехилым дестроем внутри.



23. В соседнем каземате сохранились настенные росписи. Ниша в стене, назначение которой я не смог установить, тут тоже украшена росписью, над ней остатки надписи на французском. Полагаю, что это была офицерская столовая либо клуб.



24. На стене можно различить сильно пострадавшую от времени картину с идиллическим пейзажем.



25. Крупнее.



26. Еще рисунки.



27. Надписи на французском свидетельствует о времени, когда они были нанесены на стены - предположительно 1920-е годы прошлого столетия.



28. Амбразура для винтовки.



29. Наблюдательный бронеколпак.



30. Ручной привод вентиляции.



31. Часть казармы на первом этаже оказалась недоступной для исследования по причине катастрофического состояния деревянного пола. На этом снимке можно рассмотреть проходящую под полом вентиляционную трубу, от которой ответвляются трубы, ведущие в помещения казармы.



32. Местами приходится передвигаться по перекинутым через провалы доскам.



33. Все, что было досягаемо в этой казарме, мы осмотрели и пора было двигаться дальше. Входная дверь была наглухо замурована, но в ней любопытные энтузиасты подземных исследований прорезали крохотную дырку. Я не был уверен, протиснемся ли мы через это отверстие, но проделывать обратно весь путь совершенно не хотелось, тем более, что выход был так близко.



34. Заглянув в отверстие, я убедился, что дальше проход не замурован и решил попробовать протиснуться в дыру.



35. Штатив для масштаба, чтобы вы понимали размеры отверстия. Скажу честно, это самое узкое место, через которое мне когда-либо доводилось пролазить. Оно было настолько узким, что мои плечи в него не проходили. Пришлось сначала протиснуть одно плечо, прижатое к голове, а затем тянуть другое. Больше всего я переживал, чтобы не застряло самое широкое место моей тушки - жопа. Но тогда я еще весил 75 кило, а не сегодняшние 90, так что с большим трудом, кряхтя и попердывая, мне удалось протиснуть свои булки через эту дыру. За мной последовала Света, и вскоре мы были снаружи.



36. Вот как выглядит казарма, которую мы только что осматривали изнутри. Вход в казарму был когда-то наглухо замурован, но диггеры раскурочили кирпичную кладку.



37. Дворик перед казармой завален какими-то балками, кусками бетона и рухнувшей оградой. Возможно, все это тоже результат боевых действий 1944-го.



38. Забор, который в прошлом опоясывал казарменный блок, повален на бок и сильно поврежден. Такие разрушения присутствуют только в этом месте, все остальные блоки, осмотренные нами в тот день не имели видимых повреждений. Видимо, тут проходил серьезный бой.



39. Куда идти дальше не очень понятно, никаких видимых ориентиров не заметно.



40. Решаем следовать вдоль дороги, что брала свое начало у казармы, ну а там посмотрим, куда она нас приведет.



41. Вдоль дороги встречаются воздухозаборники вентиляционной системы тоннельного комплекса.



42. Территория крепости разделена на несколько секторов, каждый из которых огражден забором. Плюс каждый из блоков крепости огражден отдельным забором. Все это должно было максимально усложнить захват крепости противником.



43. Еще один воздухозаборник, свидетельствующий о том, что где-то тут проходит подземный тоннель.



44. Вскоре дорога выводит нас на развилку, с которой мы замечаем еще один блок крепости и направляемся к нему.



Красной линией я нарисовал наш маршрут. Мы вылезли на поверхность у казарменного блока, обозначенного на схеме цифрой 9 и дошли до блока под номером 5.



45. Этот блок оказался крепостной электростанцией, о чем свидетельствует трансформаторная будка, расположенная рядом с блоком.



46. Внутри располагались дизель-генераторные установки, обеспечивавшие электроэнергией всю крепость.



47. Внешне блок похож на уже виденные нами казарменные блоки, и отличается от них лишь входным порталом с единственным входом.



48. Дверь оказалась ожидаемо заваренной. Этим путем внутрь никак не попасть.



49. К этому моменту, сверяя увиденное нами с картой, я начал понемногу понимать, что на карте означают те или иные символы и где мы сейчас находимся, соответственно, стало ясно, где искать остальные залазы внутрь.



50. В ноябре темнеет рано и было очевидно, что когда мы вылезем наружу, будет совершенно темно. Идти километр к машине по ночному лесу, наполненному самой разнообразной живностью, не хотелось. Я решил сходить за машиной и подогнать ее максимально близко к блоку, через который мы собирались залезть внутрь, чтобы когда мы вылезем в кратчайшее время оказаться в автомобиле. Я отправился к машине, а Света осталась ждать меня у главной казармы.



Мой маршрут отмеченный красной линией для наглядности. От электростанции (5) мы вернулись к главной казарме (4), откуда я направился к машине, которую оставил у крепостных ворот.


Сев в машину, я задним ходом направился в сторону главной казармы, как вдруг заметил, что Света идет навстречу машине и она чем-то обеспокоена. Когда мы поравнялись, она сказала, что там какие-то мужики с собакой. Я выглянул из машины и увидел двух мужиков с псом, стоящих на крыше главной казармы и не сводящих с нас глаз. Проверять, что это за дядьки, не хотелось, учитывая тот факт, что мы находились на запретной территории. Поэтому как только Света села в машину, я дал газу в сторону шоссе, мысленно прощаясь с этим интереснейшим объектом.

Было печально покидать это место, ведь самую интересную его часть - артиллерийский блок и электростанцию мы так и не осмотрели, но рисковать я не имел право. Эти люди наверняка были местными жителями, присматривающими за объектом, которые, вероятно, уже позвонили в полицию и с минуты на минуту сюда приедут копы. Нам надо было как можно скорей оказаться по ту сторону шлагбаума до того, как мы встретимся с полицейской машиной.

Как только мы доехали до шлагбаума, я увидел нечто, что заставило меня сделать разворот и вернуться назад в крепость.

Продолжение по ссылке.

Posts from This Journal by “Лотарингия” Tag

  • Fort de Villey le Sec. Часть 2 - Reduit

    Продолжим наше знакомство с роскошным фортом Вилле-ле-Сек, самым необычным и красивым фортом из тех, которые мне довелось посетить. В прошлом посте…

  • Fort de Villey le Sec. Часть 1 - La batterie Nord

    Серия постов, посвященная фортификации, подошла к завершению и перед тем, как сменить тематику постов, я хочу рассказать вам о самом красивом и…

  • Fort de Douaumont (продолжение)

    В прошлом посте я познакомил вас с драматичной и трагичной историей верденского форта Дуомон и показал, как выглядит форт снаружи, сегодня я…

  • Fort de Douaumont

    В сегодняшнем посте, последнем из "верденской серии", я расскажу вам о втором форте, который вместе с фортом Во оказался в самом эпицентре…

  • Fort de Vaux - самый знаменитый форт Вердена

    В феврале 1916 года началась самая кровопролитная битва Первой мировой - битва при Вердене, длившаяся 300 дней и ночей и ставшая на тот момент самым…

  • Линия Мажино: убежище и блокгаузы возле деревушки Veckring

    Линия Мажино - это не только огромные подземные комплексы - ouvrage, составляющие основну обороны укрепрайонов. Промежутки между фортами прикрывались…


  • 1
глянь здесь про батарею 180-ок https://www.litmir.co/bd/?b=145365

и здесь http://www.litmir.co/br/?b=235388&p=83 (но это Широкорад и он "сказочник" еще тот !!!)

а вообще , это похоже типовой проект для данного калибра и типа орудия , такая же батарея есть у Тобечикского озера (Керченский п-ов), 4 орудийных блока (2- этажа), КДП с потерной , силовая станция с отдельностоящим прудом охладителем/накопителем и все это соединено потерной глубокого залегания.
по периметру доты (одно название , с нормальным дотом ничего общего) , была еще пара надземных построек но ... местные их растащили на материал.
В блоках идет активный распил металла - срезают ножовками скобтрапы и прочее.
В одном из блоков (второй по моему) сильно повреждена стена и перекрытия на -1 этаже , это не боевое повреждение , это местные подростки найдя на берегу после шторма упаковку противотанковых мин решили поиграть в минеров ...

есть еще много интересных фактов про батарею , надо будет - опишу.

в потерне после войны местный совхоз устроил могильник скотины + она сильно затоплена - так что лазить в нее просто опасно !!!

http://ava.telenet.dn.ua/history/kerch_MAA613/index.html

http://fortkerch.org.ua/index.php/ru/istoriya-kerchenskoj-voennoj-kreposti

http://wikimapia.org/7325475/ru/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B8-%E2%84%9629

http://relicfinder.info/forum/viewtopic.php?t=224

Про 29-ю батарею я в курсе.
Керченская, она вообще первая советская 180-мм, начатая строительством. Родоначальница. Новая пушка, новый блок. По этому проекту на ДВ построили 5 батарей (ну, одна в Де-Кастри, под другую систему, тоже 180-мм но перестволенную из восьмидюймовки; принципиально то же самое - та же планировка блоков абсолютно, то же решение по погребам и подаче). Плюс Одесса. План блока этого проекта опубликован в КР-1.

А вот батарея в Батуми другая, насколько это понятно с гугла и исходя из того, что её строили заметно позже. У нее бруствер шире - там снарядный погреб вот в этом бруствере, снаряды не поднимают с нижнего этажа. И аналог этому (если я верно размыслил) только один - 925-я в Совгавани, которую я неплохо знаю в реале. Посмотрите сюда http://kireevsv.ucoz.ru/index/beregovaja_batareja_925_sovetsko_gavanskoj_voenno_morskoj_bazy/0-16 - тут план и разрез блока, отличия от проекта 180-мм блока, реализованного в Керчи, Одессе и Владивостоке, очень серьезные.

Кстати на Цусиме кто-то выкладывал фото образцов, вырезаных с кабель-трасс в затопленной потерне на 29-й. Любопытно разобраться, какое кабло для чего.

Вообще, 29-я объект интересный, она достойна отдельной статьи (правда, как-то мутно с тем, как она воевала. Есть мысли, как это копать, но в ближайшие год-два это нереально - ЦВМА вроде закрылся на переезд, и когда заработает - ХЗ.)

Ещё из типологии советских проектов крайне интересная другая батарея. На ней предварительно обкатывали решения, реализованные в первом поколении блока под МО-1-180. Это 8" № 15 под Очаковом. http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=46.623329&lon=31.507748&z=18&m=b Очень жаль, что по ней нет материалов, там всегда были склады и доступ крайне проблематичный, особенно сейчас, по увы понятным причинам.
Вот эта не описанная парочка - 15 и 29 - просто безобразие и упрёк всем, кто занимается исследованием советской береговой обороны. Тем более что по ЧФ документы в очень приличном порядке - там не было дефицита кадров, это было приятное, престижное и удобное место службы, в отличие от того же Дальнего Востока. Делопроизводство там было налажено в самом начале 20-х, и там полный ажур с документами.

29 я воевала по суше - отбивала атаки немцев в первом наступлении и ...была брошена в целости и сохранности !

(как впрочем и склады авиаимущества в крепости Керчь - с тех складов немцы потом таскали бомбы которыми обрушали свод в катакомбах Аджимушкая)

немцы фотки выкладывали (на продажу) - так там масксеть и та на месте была. потом когда немцев отогнали она опять в руки бойцов ркка попали и после того как второе наступление и взятие города было там успели слегка повредить ТАД и еще по мелочи - по крайней мере ее восстановили очень быстро и она занималась подавлением огневых и поддержкой когда немец пришел на Кубань.
ее же выстрел очень хорошо виден на КП п-ка Гладкова - когда был высажен десант на Эльтиген (темнейшая история . потери до сих пор неизвестны)

по поводу фоток кабелей - не знаю , не видел.

Батуми - нужно просто обратится к местным , тот же ФБ поможет в этом

Edited at 2015-12-03 03:34 pm (UTC)

Обобщая, - мутно и нестандартно развивалась ситуация с 29-й в войну. Но если писать - то нужно документальные подтверждения какие-то.

По ее каблу - фото тут http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=996786#p996786 Правда, сайт изговнялся изрядно за последние пару лет - ну да ладно, для чего-то еще годен, хотя читать его нет никакого удовольствия.

У Широкорада, как ни странно, в данном случае ошибок особых я не вижу - а с чего бы, если там частью формуляр передран, ну и прочие документы. Это ж видно. Единственное, можно было чуть полнее: на каком-то форуме я видал описание этой батареи, и там был указан номер проекта блока, кажется ТО-110р (или ТО-109р).
Кстати, оттуда нет отчетов местных/залетных диггеров? При украинском владении, там вроде сидела спецура, что повлияло наверное. Сейчас тоже, поди, преемственность? А там бы вызнать кой-чаво, даже при том, что металл вырезали - есть поле для осмотра и выводов.

по кабелям с цусимы (слева направо)

1. обыкновенный , питание , гуттаперча с хлопчатобумажноым плетением , джут и покрышка стальной лентой- броня (до 500 В)

2. связь , в свинцовой броне , жила медь , изоляция жилы БУМАГА с намотанной в обратном направлении х/б ниткой (такой монтировался в муфты с помощью пайки и если замокал то высушить его было жуть как трудно)

3 то же питание , раз жилы равные по сечению то это или под трехфазную нагрузку с возможным перекосом или под постоянку(маловероятно)

4 и 5 - просто не различим торец(скорее всего что то типа коммутации или связи)

6 две жилы в секторном исполнении - скорее всего постоянка для питания моторов орудий(110 В там все было морского исполнения)


если первый похож на "древний" то остальные скорее всего послевоенные !
батарею немцы почти демонтировали (имеется в виду оборудование) а сами пушки подорвали , уходили они планово - так что и канатку с Керченского пролива они сняли так что остались только бетонные основания. и много другого то же вывезли. а батарею восстанавливали после войны и окончательно сняли и начали демонтаж в конце 70-х (тогда же и в Севастополе много чего порезали на металл) - потом она стояла полностью открытая . я видел с нее принесенные табуретки , стол . плафоны и выключатели.
как я уже писал - в одном из блоков сделали могильник - совхоз сбрасывал в потерну падший скот (овечки , буренки)

вот фотки 29-й . неплохие. http://nevukr.at.ua/publ/oblasti/ar_krim/kerchenskij_poluostrov_batareja_29/60-1-0-155

на 3 сверху - местные разобрали какой то склад батареи
на 14 фото как раз и есть разрушения от пакета противотанковых мин что пара местных и один приезжий из города пацанов нашли на берегу после шторма и решили сыграть в минеров взорвали внутри блока. стены и перекрытия там выгнуло зверски , но бетон там фортификационный . да и арматура еще та - выгнуло но все осталось на месте



глянь это http://samlib.ru/n/nemenko_a_w/divizion.shtml

  • 1