?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Детская железная дорога в центральном парке Дрездена
technolirik

Продолжая одну из моих любимых тем – железнодорожную, я расскажу сегодня о железной дороге дрезденского центрального парка. Это одна из красивейших парковых железных дорог Германии обладающая уникальным подвижным составом и являющаяся самой протяжной парковой железной дорогой страны.  



Дрезденская парковая железная дорога являет собою копию железной дороги в масштабе 1:3 с шириной колеи  381 мм. Общая ее протяжность – 5,6 километров. Поезда передвигаются со скоростью 20 км в час, проезжая круговой маршрут за 30-40 минут, делая остановки на пяти вокзалах, расположенных вблизи основных достопримечательностей парка.  

Главный вокзал парковой железной дороги Дрездена с сувенирной лавкой.













Сезон работы железной дороги - с начала апреля и до конца сентября. Поезда ходят ежедневно, кроме понедельника.

Подвижный состав железной дороги состоит из двух паровозов и двух аккумуляторных электровозов, а также десятков вагонов разной конструкции от открытых летних вагонов, до полностью закрытых предназначенных для эксплуатации в холодное время.



Вкратце об истории этой железной дороги:

Дрезденская парковая железная дорога берет свое начало в 30-х годах ХХ века в качестве выставочной железной дороги.

Впервые она была задействована в 1930 году во время выставки гигиены рядом с центральным парком Дрездена и в 30-х годах функционировала лишь во время различных выставок и ярмарок, проходящих в парке. В то время на ней были задействованы три паровых локомотива, построенные в 1925 году. До 1950 года все три паровоза использовались на разных ярмарках и выставках по всей Европе. В то время отрезок пути железной дороги составлял чуть более километра.





Паровозы «Lisa» и «Moritz» являются копиями настоящего скоростного паровоза в масштабе 1:3 и были построены в 1925 году локомотивостроительной фирмой «Krauss & Co» в Мюнхене в количестве трех штук под порядковыми номерами «001», «002» и 003». 

"Лиза" рядом с депо.



Максимальная скорость паровозов составляет 30 километров в час и мощность каждого 30 лошадиных сил.





Локомотивы «001» и «003» работают на дрезденской парковой железной дороге с 1950 года и до настоящего времени. Локомотив «002» эксплуатируется с 50-х годов на лейпцигской парковой железной дороге. 




Во время второй мировой войны все три паровоза и 20 вагонов выставочной железной дороги были спрятаны неподалеку от города Каменц и пережили войну без повреждений.



После войны город представлял собою сплошные руины и чтобы немного скрасить суровое послевоенное детство дрезденских детей было решено построить в городском парке детскую железную дорогу, где дети могли бы не только кататься на поездах, но и принимать участие в работе железной дороги.

Все три паровоза и часть вагонов были приведены в рабочее состояние, в парке были построены железнодорожные пути длинною 1,3 км и 1 июня 1950 года состоялось открытие «Детской железной дороги» Дрездена. Уже тогда детям разрешалось выполнять определённые несложные работы на железной дороге, такие как управление шлагбаумами или работать кондукторами. Вначале этот детский аттракцион задумывался на один сезон, после которого его должны были демонтировать, но парковая железная дорога снискала такую популярность у жителей города, и особенно у детей, что было решено ее сохранить.

Во время очередной остановки на станции, машинист загружает уголь в топку.



В 1951 году парковую железную дорогу переименовали в "Пионерскую железную дорогу" и она стала первой пионерской железной дорогой ГДР. К открытию второго сезона в 1951 году длина путей достигла 4,4 км и летом этого же года были достроены еще 1,2 км путей. Суммарная длина маршрута достигла 5,6 км и таковою является в настоящее время. В качестве локомотивов использовались два из трех паровозов, о которых я уже рассказал выше, а третий был перевезен в Лейпциг, где была открыта аналогичная пионерская железная дорога. К концу первого сезона пионерской железной дорогой Дрездена было перевезено 295 000 пассажиров.

В 1959 году в связи с резким ростом пассажиропотока было решено построить третий локомотив для пионерской железной дороги Дрездена. Городское правительство выделило часть денег на постройку локомотива, 50 000 марок было собрано пионерами и в 1961 году начались работы по строительству аккумуляторного электровоза «EA 01».

1 Мая 1963 года электровоз был торжественно передан дрезденской пионерской железной дороге.



Аккумуляторный локомотив «ЕА 01» был сконструирован в 1961-1962 годах техническим университетом Дрездена специально для парковой железной дороги Дрездена. Он не является уменьшенною копиею какого-либо локомотива, но в его формах доминируют характерные для начала шестидесятых черты локомотивов восточно-германской железной дороги.



В центре корпуса локомотива установлены две аккумуляторных батареи, весом по 1,7 тонн каждая, снабжающие энергией 4 электромотора, приводимых каждую из 4-х осей локомотива. Максимальная скорость – 30 км/час.





В 1982 году в качестве подарка от железнодорожников ГДР пионерской железной дороге Дрездена был передан еще один аккумуляторный локомотив «ЕА 02».

Как и «ЕА 01» электровоз «ЕА 02» был спроектирован в Техническом Университете Дрездена. Заряд аккумуляторов у обоих электровозов происходит ночью, во время стоянки. Одной зарядки хватает на полный рабочий день.

Аккумуляторный локомотив «ЕА 02» являет собою двухсекционный локомотив, который как и «ЕА 01» не является копией реально существующей модели. Сразу за кабиной машиниста находятся две аккумуляторные батареи весом по 1, 6 тонн каждая, питающие четыре электродвигателя.  Максимальная скорость составляет 25 км/час.



В 1990 году после объединения Германии «Пионерская железная дорога Дрездена»  была переименована в  «Парковая железная дорога Дрездена». С 1993 г. парковая железная дорога принадлежит Саксонии и обслуживается обществом «Замки и сады Дрездена».

«ЕА 01» на фоне дворца, расположенного в центре парка.



Станция вокзала "Bahnhof Zoo" - находящаяся поблизости зоопарка.

В 2009 году парковая железная дорога приветствовала 23-миллионного пассажира.

Большинство работ по обслуживанию железной дороги делается детьми. Ученики школ Дрездена и окрестностей могут начиная с четвертого или пятого класса школы начать курсы железнодорожников, которые проходят зимой.



После успешной сдачи экзамена дети работают на парковой железной дороге Дрездена в течении сезона примерно один день в неделю. В настоящее время в работе парковой железной дороге помогают около 115 детей.









Напоследок несколько исторических фотографий, взятых с официального сайта парковой железной дороги:



Верхний ряд: 1) Состав выставочной железной дороги на выставке гигиены в Дрездене (1931г.); 2) поезд пересекает одну из улиц Дрездена (30-е годы); 3) "001" готовиться к отправлению (50-е годы); 4) Состав въезжает в туннель (начало 50-х).

Средний ряд: фотографии из жизни пионерской железной дороги Дрездена в начале 50-х

Нижний ряд: 1) встреча составов на еще не достроенном вокзале "Bahnhof Zoo"; 2) Тестовые испытания "EA01" (1961г.); 3) "EA01" в строю (1963г.); 4) "EA02" после сдачи в эксплуатацию.




  • 1
как здорово! =) был в Дрездене, но не видел и не слышал о половине описанных Вами достопримечательностей. есть повод вернуться =)
в подмосковье что-то похожее есть тут http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%8F_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0
но по уровню и качеству судя по фото во много раз уступает.
все детство проезжал мимо и мечтал прокатиться, но то она не работала, то еще что-то =)а после реконструкции вообще потеряла свое обаяние =(

Ну детские железные дороги есть во многих городах России Белоруссии и Украины. Есть в Донецке, в Волгограде, в Краснодаре если не ошибаюсь и еще много где. Но как правило они все однотипные с одинаковым подвижным составом и как правило очень небольшой протяжности.

Классно!!! Спасибо за фото

Рад, что понравился пост :)

Жил в Дрездене 2 года в 83-84 году, пацаном еще, самолично много раз катался по этой ЖД. Локомотивов тогда было два: паровоз и дизельный ( или дизель-электрический). В отличие от детской ЖД в городе Галле у "нашей" были настоящие четырехосные вагоны с поворотными тележками, которые не скрипели подобно трубе Седьмого Ангела на закруглениях пути. Спасибо за фото, поностальгировал.

Рад, что понравился пост, это одна из лучших детских жд в Германии. Там и сейчас все на высоте.

  • 1