?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Узкоколейка Härtsfeldbahn
technolirik
О немецких узкоколейках мною написано немало постов. Это моя самая любимая железнодорожная тематика, ведь в то время как современные пассажирские поезда широкой колеи давно утратили все очарование и романтику железных дорог, превратившись в технологичные средства доставки людей из пункта А в пункт Б, узкоколейки продолжают хранить ту волшебную атмосферу железных дорог из прошлого, которой многие из нас так вдохновлялись в детстве и продолжают вдохновляться до сих пор.

История узкоколейки, о которой сегодня пойдет речь, очень интересна - запущенная в 1901 году железная дорога просуществовала до 1972 года, после чего в связи с резким сокращением пассажиропотока была закрыта и полностью демонтирована. Спустя пару десятков лет, группа энтузиастов создала некоммерческую организацию с целью восстановления части узкоколейной железной дороги для туристических целей и спустя ровно 100 лет после открытия узкоколейки состоялась ее второе рождение уже в качестве туристической.

В серии из нескольких постов я расскажу подробней об этой, одной из немногих узкоколеек земли Баден-Вюрттемберг, а также покажу то, что представляет собою узкоколейка Härtsfeldbahn на сегодняшний день.






01. Узнал я об этой узкоколейке впервые восемь лет назад, когда приехал в Германию. Тогда я жил в общежитии для мигранов, которое располагалось рядом с маршрутом прохождения бывшей узкоколейки и в то время я очень любил кататься на велосипеде по бывшей железнодорожной насыпи, превращенной в прогулочную дорожку за городом.



02. Благодаря тому, что раньше тут проходил железнодорожный путь, дорожка имела небольшие углы подъема и даже под горку ехать на велосипеде было легко.



03. Это место стало одним из моих любимых прогулочных мест в Аалене. Не в последнюю очередь благодаря тому, что дорожка была очень живописной в любое время года.



04. Жаль только, что все железнодорожные артефакты были демонтированы вместе с рельсами в 1970-х и о том, что тут когда-то проходила узкоколейка я узнал из информационного щита, стоящего на обочине прогулочной велодорожки.



05. Но тем не менее мысль о том, что тут когда-то ездили поезда придавала этой дорожке легкий налет железнодорожной романтики.



06. Узкоколейка начиналась в Аалене и сперва проходила через поля, затем плавно поднималась на высокие лесистые холмы, расположенные над деревней Унтеркохен.



07. Это самый красивый участок узкоколейки. Не удивительно, что после демонтажа путей, тут сделали прогулочный маршрут, очень популярный среди жителей Аалена и прилегающих деревушек.



08. Трудно сосчитать, сколько раз я посещал эти места, живя в Аалене. Это было мое самое любимое место в окрестностях города и каждый раз, когда была хорошая погода, я неизменно садился на велосипед и приезжал сюда. Даже есть очень старый и очень лирический пост с этого места - тогда я только начал писать блог и в то время был неисправимым романтиком.



09. Виды с холма открываются просто шикарные.



10. Я любил приезжать сюда с книжкой или плеером и парочкой бутылок отличного ааленского пива, садиться на траву на склоне холма, читать книжку или слушать музыку, попивая пиво и наблюдая за раскинувшейся внизу деревней и броуновским движением маленьких человечков и машин.



11. Это место всегда заряжало меня вдохновением и позитивными эмоциями.



12. Обогнув холм с прекрасной панорамой, дорога снова ныряла в лес и вскоре на пути возникало самое красивое инженерное сооружение бывшей узкоколейки - 85 метровый виадук. Тут же расположен информационный щит, из которого я узнал, что мое любимое место для велосипедных прогулок является бывшей узкоколейкой.



13. Так выглядит виадук в настоящее время.



А так он выглядел в 1956 году из окна проезжающего поезда:



И еще более старая фотография этого места, датированная 1912 годом.



В километре от виадука расположено еще одно инженерное сооружение бывшей узкоколейки - железнодорожный тоннель, который, к сожаленю, замурован с обоих сторон. Перед тоннелем заканчивается велосипедная дорожка. С другой стороны тоннеля находится лес, в котором следы бывшей узкоколейки теряются...

... но находятся снова в небольшом городке Нересхайм. Именно в Нересхайме в здании бывшего железнодорожного вокзала обосновалась некоммерческая организация любителей железной дороги, чьими силами в 1990-х был восстановлен трехкилометровый участок пути, по которому с 2002 года в теплое время года пускают туристические поезда. В планах увеличение длины восстановленного отрезка в два раза до 6 километров и строительные работы по прокладке пути уже начаты, хоть и продвигаются медленно.

14. Рядом с вокзалом расположено железнодорожное хозяйство восстановленной узкоколейки а также собрана железнодорожная техника, как действующая, так и ждущая своего восстановления.



15. Узкоколейное хозяйство никак не огорожено и вход на территорию свободен в любое время. Очень приятное место для любителя железной дороги, веде можно лазить, все трогать, кайф!



16. Так выглядит вокзал станции Нересхайм. Эта станция находилась как раз посередине 55-километровой узкоколейки и тут располагалось главное управление железной дорогой, мастерские, станции для заправки паровозов углем и водой и прочее узкоколейное хозяйство. Сейчас тут размещен музей и архив узкоколейки.



17. Музей маленький и содержит внутри коллекцию различных артефактов и несколько моделей подвижного состава и железнодорожных станций, относящихся к узкоколейке.



18. Фотографии различных вокзалов бывшей узкоколейки. Теперь железнодорожный путь проходит лишь возле вокзала Нересхайм.



19. Старое расписание поездов и проездные билеты.



Пару слов об истории узкоколейной железной дороги Хэртсфельдбан:

Строительство железной дороги было начато в 1901 году и закончено в 1906-м, исходным городом был Аален, дорога проходила через Нересхайм, Дишинген и заканчивалась в городе Диллинген на Дунае в Баварии. Общая протяжность пути составляла 55 километров. Во время экономического кризиса в конце 1920-х и в начале 1950-х году узкоколейке дважды угрожало банкротство и оба раза спасало узкоколейку земельное правительство, выделяя финансовую помощь. В 1954 году при помощи Баден-Вюртемберга и Баварии узкоколейку основательно санировали и закупили новый подвижный состав, произошел переход с паровой тяги на дизельную.

20.


21.


С середины 1960-х узкоколейка становится все более убыточной. В 1965 году прекращает существование каменный карьер - основной заказчик грузоперевозок по Хартсфельдбану, в 1966 году закрывается в связи с угрозой обрушения аббатство Нересхайм, куда по железной дороге добирались многие жители региона особенно на выходных. Вдобавок между городами, соединенными узкоколейкой, запускается автобусная линия, которая была гораздо быстрее узкоколейного поезда, развивающего максимальную скорость 40 км/ч. Все это приводит к большому оттоку пассажиров и, вследствии этого, банкротству железной дороги в 1972 году. С 1973 по 1976 годы происходит полный демонтаж Хартсфельдбана, подвижный состав передается другой узкоколейной железной дороге Баден-Вюртемберга.

22.


В 1985 году была создана общественная огранизация «Музейная железная дорога Хартсфельд» с целью восстановления участка железной дороги и год спустя был открыт музей бывшей узкоколейки, который стал первым железнодорожным музеем земли Баден-Вюрттемберг. В 2001 году состоялось торжественное открытие первого восстановленного отрезка пути от Нересхайма до станции Зегмюле длиной около 3 км. Открытие было приурочено к 100 летнему юбилею узкоколейки и к этой дате был восстановлен подвижный состав железной дороги в том числе два локомотива - паровоз и рельсовый автобус, которые использовались на этой узкоколейке в прошлом.

В 2008 году начались работы по дальнейшему восстановлению части маршрута до городка Дишинген, но в связи с тем, что узкоколейка финансируется на пожертвования неравнодушных граждан, восстановление продвигается очень медленно.

23. Одна из моделей в железнодорожном музее. Этот же паровоз с таким же вагоном имеются в узкоколейном хозяйстве причем на ходу, но их я покажу в следующей части рассказа.



24. В принципе смотреть в музее не много чего есть, но и цена за вход символическая одно евро или полтора, уже не помню точно.



25. Гораздо больший интерес представляет экспозиция под открытым небом - тут на запасных путях стоит десятка полтора локомотивов и вагонов в ожидании реставрации.



26. На отдельном пути стоит локомотив D4 Jumbo, построенный для Бразильских железных дорог в 1954 году фирмой Jung.



27. Примечательно, что узкоколейка Хартсфельдбан служила этому локомотиву испытательным полигоном в течении нескольких недель в 1954 году, так как благодаря ее уклонам и малым радиусам она идеально подходила для имитации условий Бразилии.



28. Но локомотив в Бразилию так и не попал, а попал в Финляндию, где работал на цементной фабрике, после чего в 1972 году был продан Швейцарии.



29. В Швейцарии Jumbo трудился на грузовых перевозках, но с течением времени использовался все реже по причине низкой скорости в 40 км/ч пока в начале 2000-х не был списан.



30. Локомотиву угрожал распил, но про него узнали участники организации по сохранению узкоколейки Хартсфельд и при помощи спонсоров он был доставлен на родину и занял свое место в коллекции подвижного состава узкоколейки. Корректив волонтеров узкоколейки работает над исправлением мелких дефектов и повреждений, чтобы вернуть локомотив в строй.



31. Следующий интересный экземпляр из коллекции подвижного состава узкоколейки - рельсовый автобус T37 фирмы MAN, построенный в 1960 году. Т37, судя по информации с сайта узкоколейки, готовят к покраске, поэтому с него демонтировали двиатель и внутреннее убранство. Я приезжал сюда каждый год с 2011-го и моторный вагон все это время стоял без каких либо перемен. Bидимо, причина опять же в нехватке финансирования.

32. Через дырку в полу можно забраться внутрь салона. Как видно, внутри совершенно пусто.



33. Этот рельсовый автобус уникален, ведь он был переделан из серийного двухосного автобуса стандартной колеи в 4-х осный метровой колеи, причем переделан не аматорами а производителем - фирмой MAN.



34. Никогда раньше не видел такой эмблемы. Видимо, она использовалась исключительно на железнодорожной технике концерна.



35. Помимо локомотивов, тут представлены также исторические вагоны, как восстановленные до идеального состояния...



36.


37. ... так и ждущие своего часа и реставрации.



38. Интересный агрегат, который появился в узкоколейном хозяйстве лишь в прошлом году. Во время ранних моих визитов в это место его тут не было. Информации по нему на сайте нет, так что что либо сказать об этом аппарате не могу.



39. На шасси маркировка швейцарских железных дорог, вероятно, технику взяли на время в аренду.



40. Еще один полностью восстановленный прицепной вагон к рельсовому автобусу, на котором в праздники катают посетителей.



41. Железнодорожное хозяйство. Справа на снимке депо с водонапорной башней. В этом депо хранятся восстановленные локомотивы узкоколейки, которые выезжают на покатушки 10-15 дней в году. Их я покажу в другой раз.



42. Помимо железнодорожной станции узкоколейки Хартсфельд, это место примечательно еще и тем, что тут расположен шикарный памятник архитектуры - барочное аббатство Нересхайм.



43. Это одно из самых красивых сооружений, построенных в стиле барокко, что мне доводилось видеть.



44. Внутри аббатства расположен уютный дворик с фонтаном и тенистыми тропинками и лавочками. Крайне приятное место.



45. Аббатство продолжает функционировать и в настоящее время тут живут 13 монахов. На территории монастыря  расположены также: помещение для торжеств, гостиница, и несколько хозяйственных построек. Вход на территорию бесплатен.



46. Архитектурные детали.



47. С территории монастыря открываются идиллические виды на окружающую местность.



48. Сердцем монастыря является шикарная барочная церковь - памятник национального значения и культурное достояние Европы.



49. Общенациональную ценность церкви Нересхаймского аббатства подчеркивает тот факт, что она была изображена на  банкноте номиналом в 50 марок.



50. Когда заходишь внутрь, от увиденного захватывает дыхание.



51. Жаль, что фотографии не способны передать все великолепие росписи и лепнины внутри церкви.



52. На этом я буду заканчивать рассказ об одном из самых интересных мест региона Восточного Альба.



Примечательно, что когда я только начинал вести жж осенью 2011 года, я в одном из первых своих постов рассказал и об узкоколейке Хартсфельдбан и об аббатстве Нересхайм. С тех пор я не читал тот пост и вот при написании сегодняшнего поста заглянул в прошлое и даже слегка поностальгировал по тому времени. Кто мог тогда знать, что жж меня затянет так, что я буду продолжать писать и через три года с еще большим вдохновением и старанием.


  • 1
Очень интересно! Не так давно был на гайворонской узкоколейке в Украине. До сих пор действующая. Чуть позже выложу фото. А вот такая прогулка идеальна. И отдохнуть и узнать что-то новое. А кто не сможет приехать поможет автор.... Спасибо!

Рад, что понравилось. Узкоколейки - это круто, в Украине очень хочу побывать на узкоколейке в Закарпатье, видел оттуда отчеты, очень колоритная она.

Заодно можете заглянуть чуть южнее, на границу с Румынией, там старые мосты, построенные итальянцами во времена Автро-Венгрии.

Вчера смотрел по натгео сериал "Nazi megastructures". Там было в частности про ракетные дела - Пенемынде и подземный завод Фау2, какое-то мегасооружение LA cupola для запуска ракет где-то во Франции, и база подводных лодок там же. Не были в тех местах?

Знаю про все эти объекты но пока не добралася ни до одного так как все они от меня очень далеко. Может летом в Пенемюнде сгоняю.

Интересно, на юге и западе Германии очень часто превращают бывшие линии жд в прогулочные или велодорожки, на востоке я слышал только о паре таких линий. Мне приходилось как-то исследовать в плане геологии один выход пород в Хессене вдоль похожей живописной велодорожки, где я и мои напарники нашли много базальта, который там ну ни коим образом не мог оказаться. Как оказалось потом, велодорожка проходила по бывшей железнодорожной линии, и базальт видимо остался последним железнодорожным артефактом тех времён, погребённый под листьями и новым слоем почвы.

Удивительно, кстати, что поезда стоят не огороженными в целости и сохранности. В Берлине и Бранденбурге их от граффити не спасают даже высокие заборы и отдалённость от крупных городов.

Это пока единственная узкоколейка превращенная в велодорожку из тех, что я видел. Но читал, что тут на юге еще в парочке мест на месте бывшего жд полотна сделаны прогулочные дорожки. Меня тоже удивило полное отсутствие вандализма, сколько раз я бывал в этом месте, тут ни охраны нет, ничего, техника просто стоит под открытым небом и ни тегов, ни граффити, ни разбитых окон.

Ну, я имел в виду не только узкоколейки, а железные дороги вообще, на месте которых прогулочные маршруты.

Рельсовый Автобус великолепен! :)

Пришелец из теплой ламповой эпохи жд транспорта. Тоже люблю такое.

Удивляюсь в очередной раз - взяли и восстановили железную дорогу.

Причем волонтеры, обычные жители городка, которые очень любят железную дорогу. Без помощи государства.

Вот это самое удивительное.
Из-за этого даже забыла сказать о красоте архитектуры).

  • 1