Previous Entry Share Next Entry
Energiefabrik Knappenrode - жемчужина индустриального ландшафта Верхней Лужицы
technolirik
Сегодняшний мой пост посвящен самому красивому индустриальному объекту из тех, что мне доводилось видеть. Фабрика по производству угольных брикетов 1914 года постройки является украшением музейного ландшафта Саксонии и одним из 77 ключевых пунктов Европейского маршрута индустриальной культуры, объединяющего наиболее яркие объекты индустриального прошлого 44 европейских стран. Я получил огромное эстетическое удовольствие от посещения этого места, которое попытаюсь передать в этом посте.

Пост для гурманов, которых под катом ждет семь десятков фотографий отборной техногенной красоты. Технолирика в ее самом чистом виде. Смакуем...





01. Добирался до фабрики я общественным транспортом: из Дрездена я выехал поездом до городка Хойерсверда, где пересел на автобус, который довез меня до интересующего меня объекта. Фабричный комплекс является самым высоким зданием в округе и его трубы видно отовсюду.



02. Проезд на территорию фабрики закрывают ворота с приветствием немецких шахтеров: "Glück auf", что значит примерно следующее: "Возвращайся на поверхность и пусть удача сопутствует тебе под землей", русский аналог шахтерского приветствия звучит как "счастливо на-гора!".



03. На территории фабрики собрано огромное количество горнодобывающей и железнодорожной техники, которую я покажу детально в следующих постах, уж больно яркая коллекция представлена тут.



04. Территория фабрики огромна - 25 гектаров, чтобы осмотреть весь музейный ландшафт, нужно запланировать около 5 часов, во всяком случае именно столько времени я провел в этом прекрасном месте.



05. Фабричный комплекс зданий является шикарным представителем индустриальной архитектуры начала ХХ века. А красный кирпич, из которого он построен, придает фабрике особый шарм и аристократичность.



06. В здании, где расположена музейная касса, размещена экспозиция с моделями многоковшовых экскаваторов и абзетцеров, а также с макетом фабрики в том виде, в каком она находилась в 1993 году перед закрытием. До настоящего времени часть зданий, представленных на макете, не сохранилась.



07. Строительство фабрики было начато в 1914 году и ее архитектура являет собою симбиоз из классической индустриальной архитектуры конца ХIХ - начала ХХ века и набиравшем в то время популярность конструктивизмом.



08. На крыше расположена интересная конструкция, похожая на фабричные трубы, но подозреваю, что у нее может быть другое назначение, уж больно не простым выглядит оборудование, чтобы служить лишь для отвода продуктов сгорания угля. На архивных фотографиях 1930-го года этой конструкции еще не было. Ее назначение так и осталось для меня загадкой. Жаль, что эта территория закрыта для посетителей, виды оттуда должны быть потрясающими.



09. Корпуса фабрики радуют глаз. Время красивой индустриальной архитектуры ушло навсегда, поэтому очень важно сохранить то историческое наследие, которое дошло до наших дней. И в этом плане немцы большие молодцы.



10. Весь этот индустриальный комплекс содержится за счет земельного правительства. Учитывая стоимость входного билета в 5 евро и тот факт, что за весь день, проведенный на территории фабрики, я встретил всего четырех посетителей, можно понять, насколько нерентабельное дело подобные музеи.



11. Рядом с фабричным зданием при обустройстве музея пристроили винтовую лестницу. Обзор внутренностей фабрики рекомендуется начать с верхнего этажа, поднявшись по лестнице.



12. Так я и поступил. С обзорной площадки, венчающей винтовую лестницу, открывается обзор на прилегающую к фабрике территорию. Тут есть на что посмотреть!



13. На территории фабричного комплекса расположена интересная коллекция специальной железнодорожной техники, имеющей отношение к угледобыче, а также множество технических образцов горнодобывающих машин, среди который большой абзетцер, который видно на заднем плане на этом снимке. Как я уже упоминал, территория музейного комплекса огромная и сюда надо приезжать на весь день, чтобы успеть обойти все.



14. Вход на территорию с воротами, которые я показал в самом начале поста. Рядом стоят на вечной стоянке парочка промышленных локомотивов.



15. С обзорной площадки открывается отличный вид на красивое фабричное здание.



16. На этом внешний обзор территории завершим и зайдем внутрь, там скрывается самое интересное.



17. Иммено отсюда с верхнего этажа начинался производственный процесс превращения сырого бурого угля, добытого тут же рядом с фабрикой, в готовые угольные брикеты.



18. Все оборудование фабрики сохранилось полностью. Перемещение внутри фабричного корпуса свободное, но в некоторых цехах ограничено оранжевыми заборчиками. Никакого надсмотра, камер наблюдения и прочего контроля за посетителями нет. Полная свобода.



19. По этому огромному комплексу я бродил в полном одиночестве, лишь в машинном зале электростанции встретил парочку посетителей. Может поэтому я получил такие яркие эмоции от посещения этого комплекса, сравнимые с тем, как если бы ребенка оставили на ночь в отделе игрушек в крупном торговом центре. Все пять часов этой прогулки я был один на один с живописной старой машинерией, среди тишины фабричных стен и застывшей во времени историей. Это было незабываемо!



20. Фабричный комплекс не совсем правильно было бы назвать музеем. Музейного тут нет ничего, кроме кассы, собирающей плату за вход, парочки работников, присматривающих за всем этим хозяйством и оранжевых заборчиков в некоторых местах.



21. Тут нет никаких вывесок, информационных стендов и прочей музейной мишуры. Только чистая машинерия с потрескавшейся от времени краской, старые заводские стены с облупливающеся штукатуркой и ощущение, будто я попал на завод в выходной день и завтра-послезавтра работники вернутся на свои места, снова загудят прессы, заработает электростанция и завод снова зашумит тысячей машин, а трубы снова начнут коптить небо.



22. Такими и должны быть индустриальные музеи!



23. Чистое удовольствие от созерцания этой потрясающей индустриальной красоты без отвлечения на инфостенды и таблички с подписями к агрегатам.



24. Как человек с техническим образованием я могу догадаться о назначении большей части заводского оборудования. На последней парочке фотографий и на парочке следующих изображены сушильные установки для сушки сырого бурого угля и подготовке его к последующей обработке.



25.


26. Из-за того, что я бродил тут в полном одиночестве, у меня было такое впечатление, что я попал на заброшку с потрясающей степенью сохранности оборудования.



27. Ощущение заброшенности отлично передавалось общей ветхостью техники, ржавыми трубами и облупленными стенами.



28. До чего же все это живописно смотрится!



29. Мои любимые вентили.



30. Интересных сюжетов для фотографии тут просто нереальное количество. Все настолько фотогеничное, что так и просится в кадр.



31. И снова вентили.



32. Спускаюсь на самый нижний уровень - тут находится одна из самых фотогеничных локаций фабрики - прессы, для изготовления конечного продукта - угольных брикетов.



33. Парочка техногенных натюрмортов:



34.


35.


36. А вот и ряд самих прессов, которые спрессовывали размельченный, просушенный и подготовленный к прессовке уголь в брикеты.



37. Потрясающая по красоте машинерия!



38. Часть прессов приводились в движение электричеством, а часть при помощи паровых машин.



39. До 1946 года Brikettfabrik Werminghoff (именно так называлась эта фабрика изначально) была самой современной фабрикой в Германии по производству угольных брикетов. Но после попадания в советскую зону оккупации а затем в новосозданную ГДР фабрика до самого своего закрытия в 1993 году работала на довоенном обородовании, так и не дождавшись модернизации.



40. Эта фабрика не является исключением, многие заводы в социалистической ГДР, если не большинство работали на довоенном оборудовании вплоть до падения стены.



41. Нищая и неэффективная социалистическая экономика не имела средств и мотивации для обновления оборудования, поэтому в ГДР вплоть до конца его существования можно было встретить на заводах паровые машины!



42. Естественным процессом после объединения Германии стала остановка почти всех заводов Восточной Германии, которые не могли конкурировать с западногерманской промышленностью при помощи паровых машин и оборудования 1930-х годов. Но именно благодаря этому фактору в Восточной Германии после объединения страны возник ряд потрясающих музеев с оборудованием первой половины прошлого века. Ничего подобного в западной Германии нет за исключением Рургебита и Заарлянда - промышленных регионов западной части страны. Несмотря на огромный промышленный потенциал юга Германии, тут нет ни одного подобного музея, так как в интенсивно развивающихся южных регионах оборудование на заводах менялось так часто, что не осталось ни одного предприятия, на основе которого можно было бы создать музеи подобные восточногерманским с древними прессами и паровыми машинами.



43. Еще один промышленный натюрморт.



44. Виды из окон цеха.



45.


46. Лестничная площадка между этажами с рукомойниками. Все максимально аутентично!



47. Спускаюсь по лестничной площадке и выхожу из этой части корпуса.



48. Следующим пунктом программы является осмотр заводской электростанции, расположенной в другой части главного фабричного здания.



49. Электростанция тоже поразила меня своей стильной машинерией середины прошлого века.



50. Вентили, рычажки, циферблаты, генераторы - все несет в себе потрясающий стиль и эстетику того времени, когда техника была красивой.



51. Для обеспечения прессов и сушилок паром и электроэнергией фабрика имела собственную электростанцию, которая после остановки производства сохранилась полностью в оригинальном состоянии. На фото одна из двух паровых турбин электростанции. Каждая турбина обладала мощностью 6500 киловатт.



52. Генератор, производства немецкого концерна AEG.



53. А это, как мне подсказывают в комментах, возбудитель генератора, питающий обмотки возбуждения основных генераторов.



54. Электроприборы и манометры.



55. Красота!



56.



57.


58. Заборчиком огражден спуск на нижний технический уровень для обслуживания турбин и прочих систем электростанции.



59. Все это оборудование 1943 года выпуска. Именно тогда фабрика получила новейшую электростанцию, которая работала пятьдесят лет вплоть до закрытия фабрики в 1993 году.



60.


61. Щит управления электростанцией.



62. Очень красивая локация, тут хочеться любоваться каждой деталью. Тот, кто знает толк в подобной красоте, меня поймет.



63. Еще чуток деталей:



64. Манометры.



65. Покидаю электростанцию и продолжаю осмотр остальных цехов. В переходе обнаружил огромный электромашинный преобразователь, служащий для преобразования напряжения или частоты электрического тока.



66. Еще оборудование...



67. Много оборудования, старого, теплого, лампового...



68. Второй цех с прессами. Еще одна локация с обилием суровых индустриальных картин. Рай для любителей стимпанка и просто красивой машинерии.



69.


70.


71.


72. Индустриальный натюрморт.



73. Фабрика Кнаппенроде - уникальный объект саксонского индустриального ландшафта, который я настоятельно рекомендую посетить всем любителей красивой машинерии, стимпанка и индустриальной истории ХХ века. Также тут не заскучают любители разного рода заброшек и той атмосферы, которая всегда царит в подобных местах.



74. Внутри фабрики нет почти никаких намеков на музей, это больше похоже на заброшенную фабрику, которая остановилась, все работники ушли и все оставили так как было. А учитывая то, что об этом объекте мало кто знает и туристы сюда не добираются, весьма вероятно, что вы, в случае своего визита в эти края, будете бродить по старым цехам в абсолютном одиночестве и тишине, как это произошло со мной. Море эмоции и эстетического наслаждения гарантирую.



Посты о прочих объектах Европейского маршрута индустриальной культуры, посещенных мною, можно найти по специальному тэгу. В следующем посте расскажу о богатой экспозиции горнодобывающей техники, находящейся на территории фабрики, там тоже есть на что посмотреть.

Featured Posts from This Journal


  • 1
Классно, очень впечатляет.

ne vizhu foto :(, ne tol'ko v etom poste, no i v predyduwix :(

Обновите браузер. На старой опере могут не отображаться фотки. Или попробуйте в дугом браузере открыть.

Spasibo, teper vse vizhu.

Ну, только один момент - трансформатор переменный ток в постоянный не преобразовывает (это делают выпрямители) но он там и не нужен, так как в промышленности постоянный ток для электроснабжения не применяется, и в те времена то же самое.

53. А это, вероятно, трансформатор, преобразующий переменный ток

Нет, это возбудитель.
Погуглите "возбудитель генератора", а то просто по запросу "возбудитель" что-то не то открывается :)

Спасибо, исправил подпись.

...Смотрю.
Мечтаю ,как принц,на маленькой планете.
Это так.

Котэ Киевский

(Anonymous)
фото 65 - это не электродвигатель а электромашинный преобразователь. применялся в те года когда необходимо было получить какое либо напряжение/частоту отличную от первичной сети.

судя по тому что первичная сеть на предприятии была 500 В . то возможно он преобразовывал в переменный ток повышенной частоты для работы электроинструмента или электрич. машин на карьере или в шахте

(обычно шахтный инструмент работает в сети 36 В , 200 Гц (3ф) )

и что интересно - Европа уже перед войной перешла на пром сеть 380/220 В ,50 Гц (были и большие напряжения) а в совке еще на начало 80-х годов не все города и тем более поселки могли похвастаться такой сетью ! В основном это была сеть 127/220 В !!!

И еще - почитай в сети книжку "План ГОЭЛРО" , только не верь что его придумал воплотить в жизнь этот "ильич" , план впервые представлен был еще в 1914 г !!! И основное в этом плане - создание единой , как бы сейчас сказали энергосистемы а на тот электросети в промышленных районах (Донбасс , подмосковье и др.)
Если полистаешь этот план то увидишь какими напряжениеми и родами тока пользовались в те времена - все из-за того что разные собственники шахт закупали разные электростанции и поэтому такое и происходило. Так же насколько я знаю поселки при шахтах освещали от той же сети , и вот интересно было бы посмотреть на лампочку рассчитанную ...на 500 В !!! (видать AEG и на Донбасс то же что то поставляло)

Спасибо тебе за такой интересный экскурс в историю !
Спасибо за то что хоть немного отвлек от моих грустных мыслей !!!

Удачи !!!

С Уважением,Иван

Re: Котэ Киевский

Спасибо за отзыв и дополнение. Рад, что материал понравился. Вообще в жж мало любителей подобного индастриала так что я рад, что есть те, кому это интересно.

Интересно то, что несмотря на нахождение Германии в состоянии войны, не забывали модернизировать производства.
Атмосферное место.

Да место просто вышка! Получил море удовольствия от времени, проведенном тут.

Edited at 2015-12-06 07:29 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account