Previous Entry Share Next Entry
Rīgas motormuzejs (продолжение)
technolirik
Вторая часть рассказа о главном автомобильном музее Латвии. В этом посте я покажу часть экспонатов третьего этажа, которые не вошли в первую часть рассказа и потом сделаю детальный обзор экспозиции нижнего музейного уровня, состоящей из грузовых автомобилей, продукции RAF и машин военного времени.




Продолжаем прогулку по верхнему уровню музея. Большая часть экспозиции на этом этаже представлена советской классикой, которую я детально показал в первой части. Остальное - различные спортивные автомобили из различных временных эпох и стран, которые мы рассмотрим в деталях.

01. Начнем с автомобилей-рекордсменов. На переднем плане Пионер - 2М, первый советский газотурбинный рекордный автомобиль, построенный в 1961 году в Москве. Автомобиль приводится в движение при помощи двух газовых турбин, мощностью по 80 л.с. каждая, расположенных по сторонам от водителя. Конструкция выпускной системы направляла поток отработавших газов перпендикулярно направлению движения, чтобы, согласно техническому регламенту, автомобиль даже частично не использовал при движении реактивную тягу.



02. Для уменьшения веса, кузов автомобиля сделан из алюминия, а колесные диски из магниевого сплава. В 1963 году машина разогналась до скорости 311,4 км/ч установив абсолютный всесоюзный рекорд скорости. Всего же на машине было установлено 13 всесоюзных рекордов скорости, из которых семь являлись также международными.



03. Рядом экспонируется немецкий рекордсмен ARVW (Aerodynamic Research Volkswagen) построенный в 1980 году и установивший абсолютный рекорд скорости для дизельных автомобилей, разогнавшись до 362 км/ч. Но главная цель, которую преследовал концерн Volkswagen при создании этой машины, была не максимальная скорость. Задачей автомобиля было проехать как можно большее расстояние на высокой скорости, при этом израсходовав как можно меньше топлива. Для этого при создании этой необычной машины был взят шестицилиндровый дизель от грузового автомобиля, мощность которого повысили до 175 л.с. Кузов автомобиля изготовили из пластика и благодаря приземленной и обтекаемой форме его коэффициент сопротивления был сверхнизком и равнялся 0,15. На скорости 250 км/ч автомобиль расходовал лишь 6 литров топлива на сотню километров.



04. Этот желтый раллийный автомобиль был создан латвийской компанией OSC, занимающейся созданием раллийных авто с 1983 года, для участия в ралли Париж-Дакар. Проектирование автомобиля длилось полгода и еще восемь месяцев заняла его сборка. Над созданием автомобиля работал коллектив конструкторов, состоящий из семи человек. Автомобиль увидел свет в 2003 году и принял участие в ралли-марафоне Париж-Дакар.



05. Интерьер традиционно для подобных машин крайне аскетичен и максимально функционален.



06. Каркас автомобиля представляет собой трубчатую конструкцию, на которую навешаны детали кузова, частично заимствованные у Форда Фокуса. Двигатель был взят V8 от BMW, мощностью 286 л.с. Максимальная скорость автомобиля составляла 180 км/ч.



07. В окружении спортсменов весьма выделяется это элегантное купе фирмы Dodge 1948 года выпуска. Dodge D24S стал первой послевоенной моделью Dodge и являлся слегка измененной моделью Dodge Deluxe выпускавшейся в 1940-1942 годах.



08. Изменения носили лишь косметический характер, в частности автомобиль получил массивную хромированную облицовку радиатора.



09. Еще один яркий экземпляр музейной экспозиции - American La France typ 12 "Simplex" - один из самых быстрых гоночных автомобилей начала ХХ века. Концерн American La France известен прежде всего своими мощными и эффективными пожарными автомобилями, но в начале века компания выпускала небольшими партиями также и легковые модели. Гоночный Simplex был создан в Германии фирмой Daimler Motoren Gesellschaft. Автомобили небольшими партиями экспортировали в США, но после введения в 1910 году высоких таможенных пошлин на импорт иностранной продукции, немцы продали лицензию фирме American La France, которая, модернизировав автомобиль, выпускала его до 1914 года. Всего за четыре года было выпущено 40 спортивных автомобилей American La France typ 12 "Simplex" из которых 10 были гоночными.



10. Эстетика техники начала ХХ века потрясающа! Шикарный дизельпанк!



11. Автомобиль впечатлял своими характеристиками. Шестицилиндровый двигатель имел объем 14,5 литров (!) и мощность 160 л.с., что позволяло 2,5 тонному автомобилю развивать скорость 160 км/ч. Эти автомобили не допускались к гоночным соревнованиям в Европе, так как европейские модели конкурировать с ними не могли. Судя по состоянию автомобиля и европейским номерам, машина на ходу.



12. Еще один спортивный автомобиль, производства французской фирмы Amilcar. Год выпуска 1924. Автомобиль имел алюминиевый кузов и механический привод тормозов на все колеса. Владельцем этой машины был латвийский автогонщик Евгений Канский, который работал на заводе Amilcar в конце 1920-х годов, где и приобрел этот автомобиль. В 1930-е годы, вернувшись в Латвию, он активно участвовал в гонках в том числе в престижной международной гонке Монте-Карло в 1935 году.



13. Копия гоночного Auto Union V16 typ C/D, 1938 года выпуска, созданный для соревнований по горным трассам. Как можно понять из индекса, автомобиль оснащен 16-цилиндровым двигателем, мощность которого составляет 520 л.с. при расходе топлива 60 л/100 км. Двигатель был разработан Фердинандом Порше. В 1945 году автомобиль был вывезен в Москву в качестве трофея и в 1976 году его чуть было не распилили на металлолом. От печальной участи автомобиль спас председатель рижского Клуба антикварных автомобилей Виктор Кулберг, который и доставил машину в Ригу. Автомобиль находился в плачевном состоянии, но представлял собою огромную историческую ценность, так как был единственным сохранившемся экземпляром. Когда о находке узнали в Audi AG, они проявили большой интерес к автомобилю и он был передан в музейный фонд концерна. Взамен Рижский моторный музей получил полностью аутентичную и функционирующую копию, изготовленную английской фирмой Crosthwaite & Gardiner в 1997 году, которая также занималась реставрацией оригинала для Audi AG.



14. Завершают гоночную экспозицию два автомобиля - участника ралли Monte-Carlo Historique 2012 - Saab (на фото) и Москвич.



15. Информационной таблички не было, так что ничего сказать про эту машину не могу.



16. Интерьер раллийного Москвича.



17. На этом обзор верхнего музейного уровня окончен, перемещаюсь на самый нижний из трех уровней - там размещена экспозиция грузовых и военных машин.



18. Начинается экспозиция продукцией Рижской автобусной фабрики. На фото РАФ-2907, специальный грузопассажирский автомобиль для сопровождения олимпийского огня, на базе РАФ-2203 "Латвия". К олимпиаде 1980 года в Москве инженеры Рижской автобусной фабрики изготовили около 300 различных микроавтобусов для обслуживания олимпийских игр, в числе которых было несколько машин, которые должны были сопровождать олимпийский огонь из Афин в Советский союз.



19. Две таких машины сопровождали олимпийский огонь из Афин к советской границе, затем четыре РАФ-2907 перенимали эстафету и развозили огонь к местам проведения соревнований - в Москву, Таллин, Киев и Минск. Так как автомобили во время эстафеты олимпийского огня должны были передвигаться со скоростью бегунов, в них устанавливались радиаторы увеличенной площади и дополнительные вентиляторы системы охлаждения.



20. На фото последний микроавтобус, созданный на Рижской автобусной фабрике РАФ-М2 "Стилс". Эта машина была впервые представлена общественности 20 декабря 1993 года. Были собраны два экземпляра, один из которых был микроавтобусом на 12 посадочных мест, второй - каретой скорой помощи (на фото). Новый микроавтобус имел современный дизайн, разработанный совместно со специалистами российского института НАМИ, привод на передние колеса и мощный двигатель, развивающий 150 л.с.



21. Интерьер микроавтобуса.



22. Несмотря на современный внешний вид и прогрессивную конструкцию, завод не смог найти инвестора для запуска в серию новой машины и в 1998 году предприятие окончательно прекратило свое существование.



23. РАФ-976 - автобус вагонного типа, построенный на модифицированном шасси грузовика ГАЗ-51А. Автобус имел 28 пассажирских мест и деревянный каркас кузова. Внутренняя обшивка салона а также пол в автобусе были из картона и фанеры. По этой причине кузов автобуса служил всего несколько лет, после чего требовал капитального ремонта.



24. Данный экземпляр был выпущен в 1961 году.



25. ГАЗ-51 является одним из самых распространенных грузовиков Советского союза. Продержался на конвейере почти 30 лет с 1946 по 1975 годы. Всего было выпущено около 3,5 миллионов ГАЗ-51 включая модификации. Примечательно, что представленный в музее экспонат является одним из самых старых автомобилей этой модели среди дошедших до наших дней. Выпущен он выл в 1951 году и оснащен деревянной кабиной. Этот грузовик практически не эксплуатировался, его пробег составляет всего 1713 км. Был передан музею военным комиссариатом Ленинградского района Риги.



26. Рядом с ГАЗ-51 находится еще один интересный раритет - существующий в единственном экземпляре ГАЗ-64. Эта машина является первым советским серийным внедорожником. ГАЗ-64 выпускался с конца августа 1941 года до апреля 1943 года, всего за это время было произведено 672 автомобиля, чем и объясняется тот факт, что до наших дней сохранился лишь один оригинальный представитель этой модели.

ГАЗ-64 предназначался для использования в качестве командирского автомобиля и легкого артиллерийского тягача, но в армии часто использовался и как транспортное средство пехоты. В 1943 году ГАЗ-64 сменила на конвейере более совершенная модель ГАЗ-67.



27. В экспозиции представлены также немецкие военные мотоциклы.



28. И другая техника Третьего рейха. На фото автомобиль-амфибия VW Typ 166, данный экспонат в военное время использовался в военных действиях на Сталинградском фронте.



29. Еще один немец - трехместный легкий тягач NSU HK 101, 1942 года выпуска. Использовался для буксировки артиллерии, перевозки негабаритных грузов и прокладки кабельных сетей. Впервые был применен при нападении Германии на Советский союз летом 1941 года. Этот гусеничный мотоцикл был спроектирован с таким расчетом, чтобы его габариты позволяли помещаться в салон грузового самолета Junkers Ju 52 для переброски воздушным путем. Данный экспонат был участником боев в "Курляндском котле" 1944-1945 годов.



30. Штабный полноприводный автомобиль повышенной проходимости Horch 901, созданный именитым производителем люксовых автомобилей  по заданию немецкого правительства. Производился в 1937 - 1943 годах для немецких офицеров штаба и служебных нужд фельдмаршалов. Данный автомобиль был участником военных действий на Восточном фронте в том числе боев в "Курляндском котле".



31. Дальше представлены несколько экземпляров ленд-лизовской техники. В центре кадра Studebaker US 6 (6x4), 1944 года выпуска. Эти грузовики массово поставлялись штатами в Советский союз в рамках союзнической помощи по договору ленд-лиза (всего Cоветский союз получил около 100 000 Студебекеров). Именно этот грузовик стал основной платформой для установки систем полевой реактивной артиллерии "Катюша".

После окончания войны, часть машин была отправлена обратно в США в соответствии с договором о ленд-лизе. Оставшиеся машины эксплуатировались ещё какое-то время в Советской Армии, а также участвовали в восстановлении народного хозяйства СССР. Выставленный экспонат был задействован на заводе по производству сухого молока в Аизпуте до конца 1980-х годов. Благодаря бережному отношению и своевременному обслуживанию, автомобиль прекрасно сохранился и находится в рабочем состоянии. Принимал участие в съемках нескольких фильмов производства Рижской киностудии.</div>


32. На переднем плане советский Уралзис 355 - модернизированная послевоенная версия автомобиля Второй мировой ЗиС-5. Автомобиль выпускался на Уральском автомобильном заводе в городе Миасс, куда в 1941 году было эвакуировано оборудование московского завода ЗиС. Внешне от ЗиС-5 этот автомобиль отличается лишь аэродинамической формой крыла, но узлы и агрегаты автомобиля были существенно модернизированы, в том числе и двигатель, мощность которого возросла до 85 л.с., с одновременным снижением расхода топлива на 7%, что позволило автомобилю разгоняться до скорости 70 км/ч. Данный автомобиль был выпущен в 1956 году и использовался в лесном хозяйстве Латвийской ССР.



33. Рядом экспонируется американский Ford AA с газогенераторной установкой. Автомобиль был выпущен в 1932 году и видимо уже в ходе истории был оборудован газогенераторной установкой фирмы "Imbert". Такие установки были популярны в военное и послевоенное время в связи с острым дефицитом бензина. Автомобиль с этой установкой развивал мощность 30 л.с. и максимальную скорость 50 км/ч.



34. Между этими машинами разница 24 года, а так сразу и не скажешь.



35. Шикарный немецкий пожарный автомобиль известного производителя пожарных машин Magirus на базе грузовика Henschel Typ 33 D1, 1941 года выпуска. Основное предназначение автомобиля - обслуживание военных аэродромов. Эта пожарная машина после окончания войны поступила в одну из пожарных частей Риги в качестве трофея. Использовалась также в съемках фильмов Рижской киностудии. Из 680 выпущенных машин до наших дней известно о семи сохранившихся.



36. Мордочка автомобиля напоминаест слоненка своим механическим хоботом.



37.


38. Инсталляция на тему того, как могла бы выглядеть автомастерская в латвийской глубинке полсотни лет назад.



39. И закончу обзор экспозиции нижнего уровня моим самым любимым экспонатом Renault FU, 1919 года выпуска. Я большой любитель техники начала ХХ века, особенно такой. Этот автомобиль имел огромную по тем временам грузоподъемность 7 тонн и использовался армией для перевозки тяжелой военной техники и танков. На автомобиле установлены массивные чугунные колеса с цельными литыми резиновыми шинами.



40. Автомобиль был выкуплен у одного коллекционера из Роттердама в состоянии металлолома, что хорошо видно по этому снимку. После приобретения Клубом антикварных автомобилей началась реставрация машины, которая длилась около двух лет и в которой принимали участие специалисты из разных стран мира.



41. Реставрация проводилась по оригинальным чертежам Renault и в качестве типа кузова был выбран один из наиболее интересных вариантов "авто пивовара". Всего в мире сохранилось два грузовика этой модели, первый вы видите на этих фотографиях, а второй находится в закрытом фонде "Berliet", который ответственен за сохранность исторических французских грузовых автомобилей. Причем французский экземпляр имеет гораздо худшую сохранность, чем представленный в Рижском моторном музее.



42. Шикарная эстетика техники начала ХХ века, ею можно любоваться бесконечно.



43. На этом обзор экспозиции Рижского моторного музея закончен. В завершении покажу немного техники, которая хранится на открытой площадке рядом с музеем и ждет реставрации. Тут, конечно, нет ничего интересного и ценного. Так как все ценное, чем еще располагает музей, хранится где-то на арендуемых закрытых площадях и, полагаю, какая-то часть присоединится к музейной экспозиции после окончания реконструкции музейного комплекса.



44. Пожалуй, самый интересный из стоящих на улице экспонатов БТР-152 - бронетранспортёр, созданный на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗИС-151.



45. Все остальное житель постсоветской провинции видит каждый день на улицах своих городов.



46. Но для той части постсоветского пространства, что вошла в Евросоюз, это уже история.



47. На этом моя серия постов о латвийских автомобильных музеях подошла к концу.



Подводя итоги, могу сказать, что любителям автомобильной и технической истории есть что посмотреть в Латвии. Несмотря на маленький размер страны, она обладает большой и яркой коллекцией ретромобилей и интересными тематическими музеями. Не каждая из гораздо более крупных стран не только постсоветского пространства но и Европы может похвастать таким техническим наследием, которым обладает Латвия.

Список всех посещенных мною латвийских технических музеев:



  • 1
Хм, в каких пердях это еще ездит то? У нас весь совавтопром вымер до 2000 года. Если жигуль где проедет на него как на диковину смотрят, недавно восьмерку увидел, так полчаса ходил вокруг разглядывал. лет 20 уже не видел таких.

В каких пердях? Да по всей России, ну ваш регион исключение, тут понятно.

Edited at 2015-02-07 11:51 am (UTC)

Ну если брать Кемерово какое или что-то в районе Урала, там может быть. А у нас половина этих машин только в виде музейных экспонатов. Живьем никогда не видел Ифу, например, или Газ-51, Магирусов тоже ни одного, РАФики только в начале 90х, когда они еще были скорыми, и в Семфирополе в середине 90х, когда они там маршрутчили.

Edited at 2015-02-08 07:19 am (UTC)

Да во всей европейской части России советского автохлама еще валом.

Какие формы , цвета , материалы,... захлебнулся слюной )

Шикарный репортаж однако)).
Видел живьем Американ ЛДеФранс-правда черного цвета-когда через Киев проходило ралли Пекин Париж 2013-агрегат ужасающе охренн...ный.

Да агрегат здоровенный, когда подумаешь что ему сто лет, аж не верится. Ну и габариты впечатляют очень. Здоровенная машина.

Когда видишь что такой агрегат своим ходом ездит и достаточно неплохо ездит то не то что не верится-челюсть забываещ поднять и так и ходиш целый день с раскрытым ртом)))

Многие экспонаты просто уникальны.
Гоночный "Амилькар" это восторг.

Огроменный музей, очень хочется посетить теперь. Спасибо.

Рад стараться. Посетить однозначно стоит, к тому же теперь его еще и расширят.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account