?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
История автомобилестроения в Циттау. Часть 1: Phänomen
technolirik
Продолжаю поднятую в прошлых постах тему ГДР-овского автопрома и сегодняшний мой рассказ в двух частях посвящен канувшему в небытие производителю грузовых автомобилей из города Циттау - предприятию Phänomen / Robur, продукция которого широко известна как в Восточной Европе так и на постсоветском пространстве. История автопрома Циттау очень интересна и насчитывает более сотни лет, поэтому и рассказ о ней будет не маленьким да и фотоматериал мне удалось собрать по этой теме весьма интересный, который прекрасно проиллюстрирует этот пост. Изначально планировал написать один цельный пост, но livejournal отказывается его публиковать по причине большого объема, так что пришлось разбить пост на две части.





История автопроизводителя Phänomen берет свое начало в 1888 году, когда немецкий изобретатель и промышленник Карл Густав Гиллер (Karl Gustav Hiller) основал в Циттау свою фирму, занимающуюся производством текстильных машин, а с 1889 года и велосипедов. В 1890 году Густав Гиллер едет в Англию, где заключает контракт с английской велосипедной фирмой Rover по предоставлению ему эксклюзивных прав на продажу велосипедов Rover в Германии а также на производство велосипедов по лицензии. С 1894 года, произведенные по английской лицензии велосипеды из Циттау, продавались под торговой маркой Phänomen - Rover. В то время в Германии было распространено производство велосипедов типа пенни-фартинг с огромным передним колесом и маленьким задним. Густав Гиллер во время своей поездки в Англию одним из первых распознал преимущество конструкции велосипедов классической формы и именно их производство было налажено в Циттау.

В 1900 году Густав Гиллер начинает работы над созданием своего первого мотоцикла и уже в 1903 году фирма Phänomen Werke Gustav Hiller AG выпускает на рынок первые мотоциклы, оснащенные одноцилиндровым двигателем собственной разработки, а вскоре появляется версия и с двухцилиндровым двигателем. Производство мотоциклов продолжалось до 1910 года, после чего все производственные мощности завода были отданы под производство трех- и четырехколесных автомобилей в связи с высоким спросом на последние.

01. На фото мотоцикл Phänomen 5,5 PS, 1907 года выпуска из экспозиции Музея саксонских автомобилей. Мотоцикл оснащен двухцилиндровым v-образным двигателем с принудительным охлаждением.



02.


В 1905 году Phänomen Werke Gustav Hiller AG разрабатывает свой первый Phänomobil - трехколесное транспортное средство, являющее собою переходную стадию между мотоциклом и автомобилем и с 1907 года начинается серийное производство феномобилей, базировавшихся на мотоциклетных компонентах и оснащавшихся двухцилиндровыми двигателями от мотоциклов, мощностью 6-7 л.с. Производство феномобилей продолжалось до 1927 года, после чего предприятие полностью перешло на производство четырехколесных автомобилей.

03. Первым четырехколесным автомобилем фирмы стала модель Phänomen 8/18, вышедшая на рынок в 1910 году. Четырехтактный четырехцилиндровый двигатель собственной разработки с водяным охлаждением, которым оснащался новый автомобиль, стал для предприятия большим технологичным рывком. Автомобиль производился до 1914 года, после чего на смену ему пришла новая модель Phänomen 10/28, с более мощным 28-сильным двигателем, которая выпускалась также в грузовом варианте и поставлялась в немецкую армию.



04. Так выглядел завод Phänomen Werke Gustav Hiller AG в Циттау в 1911 году. В этом году завод был расширен постройкой нового производственного цеха, так как имеющиеся в наличии производственные мощности не могли удовлетворить высокий спрос на продукцию автозавода.



В 1913 году в возрасте 50 лет умирает основатель фирмы Густав Гиллер и предприятие возглавляет его зять. В 1914 году завод приступает к выпуску автомобилей класса люкс Phänomen M.T.C. 10/30 и Phänomen M.T.C. 16/45., которые в основной своей массе поставлялись в армию для армейского начальства.

В 1919 году на заводе происходит пожар, уничтоживший 80% производственных мощностей предприятия и его главное здание. Производство автомобилей сильно сокращается, а велосипедов и вовсе останавливается. 1920-1923 - годы восстановления завода, который с 1921 года возглавляет сын основателя фирмы Рудольф Гиллер, закончивший инженерное образование в степени дипломированного инженера.

В 1922 году феномен выпускает на рынок свой последний пассажирский автомобиль Phänomen Typ 412, оснащенный трехлитровым мотором, сконструированным с применением легких металлов и выдающим мощность 50 л.с. На то время автомобиль обладал самой передовой технической начинкой и являлся показателем инженерного потенциала фирмы, для которой производство автомобилей не было приоритетным, ведь основной продукцией завода были велосипеды и трехколесные феномобили. Автомобиль продержался на конвейере до 1927 года, став последним пассажирским автомобилем предприятия. Остановка производства Phänomen Typ 412 была связана с дороговизной автомобиля и мощным давлением со стороны иностранных конкурентов. Слова из рекламного проспекта Phänomen Typ 412, датированного последним годом производства автомобиля: "Немцы, покупайте немецкие автомобили" лучше всего отражают положение вещей в стране в то время.

На фото Phänomen Typ 412.




Основной продукцией завода в 1920-е годы являлись велосипеды, производство которых было возобновлено на, восстановленном после пожара заводе, в 1923 году и трехколесные "Феномобили". Феномобили занимали нишу между мотоциклами и автомобилями, их покупали те, кто не мог позволить себе полноценный четырехколесный автомобиль а также государственные инстанции такие, как Reichspost, которая покупала в год около 150 феномобилей, являясь одним из крупнейших оптовых заказчиков продукции Phänomen. Феномобили были дешевы в производстве и содержании, что обеспечило их высокую популярность в небогатые 1920-е годы в Германии. И если феномобили первого поколения (1907-1912 гг) оснащались мотоциклетным двухцилиндровым двигателем, то второе поколение (1913-1927) уже обладало четырехцилиндровым двигателем, мощностью 12 л.с. с которым транспортное средство могло развивать скорость около 60 км/ч.

05. Phänomen Zn, 1921 года выпуска (Zn -  Zwei-Sitzer mit Notsitz = двухместный феномобиль с резервным третьим местом) выставлен в Музее саксонских автомобилей.



06. Двигатель - рядная четверка с принудительным воздушным охлаждением, что видно на фотографии.



07. Еще один феномобиль 1924 года выпуска модели V (Vier-Sitzer = четырехместный) можно осмотреть в Дрезденском музее транспорта.



08. Модель 1924 года отличается от модели 1921 года лишь новым фонарем.



История феномобилей заканчивается в 1927 году, когда их производство вместе с производством легковых автомобилей на предприятии Phänomen Werke Gustav Hiller AG было остановлено. Если в начале века и вплоть до середины 1920-х годов преимущества этих транспортных средств перекрывали их недостатки, то в 1920-х годах моторизация страны и сопутствующий ей технический прогресс существенно продвинулись вперед и рынок предлагал множество полноценных четырехколесных автомобилей за те же деньги.

В результате тяжелой экономической ситуации в стране к 1927 году предприятие стало на грань выживания - технологичные и дорогие Phänomen Typ 412 были не по карману обедневшему населению, а дешевые но устаревшие феномобили не пользовались спросом. Ситуацию спасла Reichspost (немецкая почта) - главный оптовый покупатель продукции завода. В 1927 году по заказу почтового министерства был разработан дешевый и надежный грузовичок Phänomen 4RL грузоподъемностью 750 кг, ставший отправной точкой в становлении фирмы как успешного производителя грузовых автомобилей. Phänomen 4RL оснащался четырехцилиндровым двигателем, мощностью 18 л.с., который охлаждался сжатым воздухом.

09. Один из немногих сохранившихся экземпляров Phänomen 4RL можно увидеть в Дрезденском музее транспорта. Изначально автомобиль был выпущен как почтовый фургон и использовался почтой по назначению, но в 1945 году был переоборудован в бортовую платформу. Отреставрирован в 1993-1994 году фирмой ABS Robur Zittau.



10. Успех автомобиля был обусловлен его высокой надежностью, дешевизной и неприхотливостью в обслуживании.



В 1930 году предприятие возобновляет производство мотоциклов, остановленное в 1910 году, а в 1931 году выпускает на рынок новую модель грузовика с повышеной до 1,5 тонн грузоподъемностью Phänomen Granit 25. Автомобиль имел мощность 40 л.с., мог разгонятся до скорости 70 км/ч и имел потрясающие для своего времени технические характеристики. Главным заказчиком нового грузовика выступило государство в частности почтовое и другие министерства.
11. Phänomen Granit 25 в почтовой версии в Саксонском музее грузовых автомобилей. Год выпуска 1939. Все последующие музейные фотографии автомобилей Phänomen / Robur сняты именно в этом музее.



12.


13. Свастика в эмблеме Reichspost на борту почтового фургона толерантно закрашена.



Успех Phänomen Granit 25 способствовал запросу на более мощный и грузоподъемный грузовик, таким образом в 1936 году началось серийное производство новой модели Phänomen Granit 30, грузоподъемностью 2,5 тонны и мощностью 60 л.с. Новая машина базировалась на шасси Phänomen Granit 25, отличаясь от младшего брата более сильным двигателем, усиленными элементами рамы и новым дизайном. Обе машины производились до 1941 года.

14. Phänomen Granit 30



Конец 1930-х в Германии - то время, когда страна готовилась к войне и переводила промышленность на военные рейки. Для этой цели в 1938 году выходит закон о централизации управления автомобильной промышленностью (т.н. Schnellplan). Цель закона была - снизить многообразие моделей автомобилей, чтобы таким образом гарантировать обеспечение автомобильного парка страны и прежде всего армии стандартизированными запасными деталями.

В результате этого закона предприятию Phänomen Werke Gustav Hiller AG было предписано ограничить производственную палитру одной моделью, грузоподъемностью 1,5 тонны, производимую в двух вариантах - с задним и полным приводом. Таким образом был создан новый грузовик Phänomen Granit 1500, производство которого началось 1941 году и продолжалось до окончания войны. Производство же других моделей Granit 25 и Granit 30 было завершено в 1941 году. Согласно предписаниям правительства, грузовик Phänomen Granit 1500 выпускался в двух версиях: цивильной Phänomen Granit 1500 S и военной Phänomen Granit 1500 А, оснащенной приводом на все четыре колеса.

15. Полноприводный Phänomen Granit 1500 А, 1944 года выпуска в музее саксонских грузовиков.



16. Автомобили Phänomen Granit 1500 широко использовались Вермахтом на фронте, помимо грузовых выпускалась также санитарная версия автомобиля.



17. Шасси  Phänomen Granit 1500 S.



18. Автомобили этой модели оснащались четырехцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением мощностью 50 л.с., который позволял машине разгоняться до максимальной скорости 50 км/ч.



19. Производство Phänomen Granit 1500 продолжалось до 8 мая 1945 года, а 9 мая в Циттау вошли советские войска, которые взяли под свой контроль полностью функциональный и совершенно не поврежденный войною завод.



В военное время предприятие Phänomen Werke Gustav Hiller AG занималось не только производством грузовиков, но и выполняло военные заказы по изготовлению комплектующих для военной техники, в частности приборные щитки и кабины для истребителей Me 109 и Fw 190. Военные заказы приводят к расширению площади завода. Еще во второй половине 1930-х завод, перешедший на производство техники для армии, благодаря государственному финансированию обзаводится новыми корпусами.

С 1930 по 1943 годы на заводе Phänomen Werke производились легкие мотоциклы и мопеды, всего их за этот период было выпущено 14 моделей. В течении всей своей довоенной истории предприятие выпускало велосипеды, производство которых было прервано лишь пожаром 1919 года.
С весны 1945 года в истории автопроизводителя из Циттау начинается новая глава - с мая по июнь на заводе производится полный демонтаж оборудования, которое в качестве репараций отправляется в Советский Союз. От завода остались лишь пустые корпуса, а в июне 1946 года остатки завода национализируются оккупационной властью. В этом же месяце завод переименовывают в Phänomen Werke Zittau, Industrieverwaltung 17, Fahrzeugbau Landeseigener Betrieb Sachsens, а в 1948 году его интегрируют в ИФА и снова переименовывают в  IFA Vereinigung Volkseigener Fahrzeugwerke, Werk Phänomen Zittau.
С сентября 1946 по июнь 1947 на территории завода действует ремонтная мастерская для советской техники, кроме того тут возобновляют производство стационарных моторов для советской армии. Начинается постепенное восстановление завода и уже в 1950 году сборочный конвейер покидают первые полуторки Phänomen Granit 27, являющие собою модифицированный вариант довоенной Phänomen Granit 1500. Производство велосипедов и мотоциклов в Циттау так и не было возобновлено в послевоенное время и окончательно стало историей. В 1951 году грузоподъемность полуторки Phänomen Granit 27 увеличивают до двух тонн, вскоре налаживают производство и полноприводного варианта. Разрушенная войной страна остро нуждается в технике и в 1953 году число произведенных за год грузовиков достигает 4100, что вдвое превышает довоенный объем производства. В 1949 году возобновляются, прерванные войной, работы по созданию дизельного двигателя и в 1954 году к производственной палитре добавляется модель грузовика, оснащенного дизелем.


20. Phänomen Granit 27 - первый послевоенный грузовик теперь уже народного предприятия IFA Vereinigung Volkseigener Fahrzeugwerke, Werk Phänomen Zittau.



21. Мотор у автомобиля все тот же довоенный от Phänomen Granit 1500: четыре цилиндра, 2.7 литра, 50 л.с.



22. Интерьер грузовика прост, но уютен. Есть даже такая приятная мелочь, как часы.



23. Машина производилась в множестве модификаций, начиная от полноприводных версий для армии и заканчивая санитарными и пожарными машинами.



24. Phänomen выпускал автомобили в стандартных вариантах кузовов а также шасси, на которые сторонними фирмами устанавливались спецварианты кузовов. Например, эта пожарная машина на шасси Phänomen Granit 27 была построена предприятием VEB Feuerlöchgerätewerk Görlitz в 1951 году.



25. Количество различных шильдиков на фальшрешетке радиатора впечатляет.



26. Раритетный Phänomen Granit 27 был обнаружен мною на улице в Циттау.



27. Точнее не совсем на улице, а во дворике заброшенного пивзавода, находящегося по соседству с заброшенным заводом Robur Werke.



28. Судя по тому, что в этом дворике я часто видел продукцию предприятия Phänomen / Robur, его используют для хранения старых образцов продукции ставшего историей завода. В Циттау планируется в далеком будущем открытие музея Phänomen / Robur и собранная техника для будущего музея пока что экспонируется во дворике пивзавода, тоже ставшего историей.



29. В этом посте будет еще много фотографий с этого дворика, так как экспозиция там периодически обновляется и порой встречаются удивительные раритеты.



30. Красивая машина, а ч/б такой технике всегда к лицу.



В 1953 году Phänomen выпускает две новые модели Granit 30 K и Granit 32 K. По сути это были те же самые Granit 27, но оснащенные новыми моторами: 30 К имел более мощный бензиновый двигатель, мощностью 55 л.с., а 32 К оснащался первым в истории предприятия дизелем, развивающим мощность 52 л.с. Кроме двигателей обе машины ничем не отличались от предыдущей модели Granit 27, лишь спустя два года серия получила обновление передней части, которая стала более современной, а фары были утоплены внутрь кузова. В 1957 году мощность бензинового двигателя была увеличена до 60 л.с. Оба автомобиля экспортировались в более чем 20 стран, в числе которых были Чехословакия, Венгрия, Бельгия и Западная Германия. Несмотря на воздушное охлаждение двигателя, они также неплохо зарекомендовали себя в тропических и сухих странах. Даже при полной нагрузке и сильной жаре в странах Африки, проблем с охлаждением мотора не было. В 1957 году было произведено уже 6250 грузовиков, 3000 из которых ушли на экспорт.

31. Granit 30 К и 32 К выпускались в различных кузовных вариантах, среди которых был и автобус Robur Garant 30 K VW/B 18, производившийся с 1956 по 1961 годы. Автобус обладал высокой надежностью, благодаря чему использовался также в Народной армии ГДР.



Бывший владелец предприятия Phänomen Werke Рудольф Гиллер, у которого новые власти отобрали производство, вынужден был с группой инженеров своей фирмы эмигрировать в Западную Германию, где продолжил карьеру в статусе технического директора фирмы Hannomag. В 1956 году он подает в суд с целью вернуть себе право на торговые марки Phänomen и Granit, который успешно выигрывает. С 1 января 1957 года завод Phänomen переименовывается в VEB Robur-Werke Zittau, а палитра автомобилей Granit в Garant. Новая торговая марка Robur была выбрана не случайно, в переводе с латыни Robur означает мощный, сильный.

32. Данный автобус был выпущен в 1959 году и на его облицовке уже красуется надпись Garant.



33. И шикарный шильдик с гербом города Циттау.



34. Автобус обладал мощностью двигателя 60 л.с., что позволяло ему развивать скорость до 85 км/ч.



35. Вместимость автобуса составляла 18 человек.



36. Водительское место.



37. Интересна компоновка пассажирских мест в салоне автобуса. Три сиденья, по одному в каждом из средних рядов, расположены на проходе и сделаны откидывающимися для обеспечения посадки/высадки пассажиров.



38. А эти останки двух Robur Garant я обнаружил на площадке в Циттау, принадлежащей фирме, унаследовавшей патенты и технологии бывшего автопроизводителя, Robur Fahrzeug Engineering Zittau GmbH. Вероятно, эти останки в далеком будущем ждет реставрация и место в музее.



39. Полноприводная версия Robur Garant 30 K A, производилась для Народной армии ГДР.



40. Никаких отличий от основной модели, кроме полного привода, у автомобиля не было, двигатель был тот же 55 - сильный. Данный экземпляр был выпущен в 1955 году.



41. На шасси полноприводной версии Robur Garant 30 K A в 1953-1955 годах выпускался броневик Sonder Kfz 1, предназначенный для вооруженных сил ГДР.



42. С середины 1950-х в Народную армию ГДР начали поступать советские броневики, а имеющиеся в наличии Sonder Kfz 1 были переданы Боевым рабочим дружинам - вооруженным отрядам, созданным "для защиты достижений государства рабочих и крестьян с оружием в руках", а по сути для подавления народных восстаний и бунтов. Рабочие дружины были созданы в 1953 году после массовых антиправительственных выступлений, охвативших всю страну 17 июля 1953 года.



43. Sonder Kfz 1 был единственным серийно производившимся броневиком в ГДР. Эти машины принимали активное участие при возведении Берлинской стены в 1961 году.



44. Бронекорпус автомобиля производило предприятие VEB Waggonbau Görlitz.



45. Главным оружием бронемашины был советский пулемет ДТ, калибра 7,62 мм или немецкий MG 34, калибра 7,92 мм установленный в башне броневика.



В 1961 году в истории завода начинается новая глава - в серию запускается новое поколение бескапотных грузовиков Robur LO 2500, производившихся с многочисленными модернизациями до самого заката автомобилестроения в Циттау в 1991 году.

Продолжение...

  • 1
Броневик внешне выглядит как его родственники с Первой мировой

Ну по технологиям там от Первой мировой тоже недалеко ушли :)

Спасибо за интересный репортаж! Очень солидный музей по кол-ву экспонатов. Хотя завод за пределами соц.лагеря почти неизвестен.

Музей крутецкий, и за пределами Саксонии о нем вообще никто не знает. В следующей части расскажу про Робур, будет и эксклюзивный материал.

Благодаря воздушному охлаждению двигателя они также неплохо зарекомендовали себя в тропических и сухих странах.

Я бы сказал, скорее, "несмотря на".
А что за полицейский мотоцикл на 23-24?

Мотоциклами не интересуюсь и в музеях их игнорирую так что не могу сказать что за модель но с высокой долей вероятности это MZ.

Познавательнейший пост. Особенно интересно насчёт маркировочных шильдиков на капотах (как у немцев всё сложно). Трёхколёсные аппараты с мотодвижками тоже впечатлили (заря дизельпанка).

Когда увидел эти феномобили, дизельпанк - первое, что пришло в голову :)

Вот да - такие чудо-монстры, как будто их специально для фантастики придумывали.

А кстати возник вопрос в сообществе. У броневичка башня поворачивалась или она неподвижная?

Перечитайте внимательно текст перед последней фотографией :)

Я уже там написала, что для шестигранной неподвижной башни делать снизу круглый погон с ещё одним внутренним кольцом - глупость и непозволительная роскошь. Модно конечно назвать немцев идиотами не имевшими понятия о технологичности конструкции - но звучит не очень убедительно.

Edited at 2014-09-29 09:33 pm (UTC)

Это ж ГДР! В данном случае, вероятно, изначально планировали поворотную башню а потом средств на поворотную не хватило а документация уже вся готова, вот и приварили намертво шестигранник к кругу :)

Не верю. Что-то тут не так.

Только что просканировал интернет с целью разобраться была ли башня поворотной. Никакой информации не нашел. Насчет неповоротности это лишь мое предположение, так как визуально мне она показалась приваренной, и на всех исторических фотографиях я не видел ни одной, где бы башня была повернута. Правда и фотографий и информации по этой машине в инете очень мало. Возможно, что я ошибся и башня таки поворотная.

Специально полезла в сеть (я не зануда - я историк:). Аналог этого броневика - советский БА-64 (аналог которого в свою очередь Хорьх Sd.Kfz.222). На нём башня вращалась, причём вручную без механизма. А вот фото где ГДРовский аппарат с повёрнутой в сторону башней.
https://www.google.by/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&docid=KlBT7YaQBTT7GM&tbnid=4WT_l8DXP-rgzM:&ved=0CAUQjhw&url=http%3A%2F%2Faltyn73.livejournal.com%2F143441.html&ei=bEIrVMK3DcvJOfqhgKAJ&bvm=bv.76477589,d.d2s&psig=AFQjCNEJPbnFvGFvx4Kj3A0onIBL_D9sGw&ust=1412205168517882

Круто, я сколько ни гуглил так и не смог найти фото броневика с повернутой башней, все остальные фото из поста видел, а первой не было в немецком секторе интернета. Благодарю за поправку, еще до вашего сообщения я убрал упоминание о неповоротности башни, так как наша дискуссия и мои безуспешные решержи в гугле зародили во мне сомнения.

Фотку я в общем случайно нашла, в поиске по картинке. А про эти броневички благодаря вам, узнала много нового:). Не благодарите, мне самой было интересно.

Вот это пепелацы!

Что да то да, старая техника радует глаз.

  • 1