Previous Entry Share Next Entry
Заброшенный форт линии Мажино и мой первый спуск под землю
technolirik
Есть посты, которые пишешь с интересом, бывают посты которые пишешь с особым вдохновением. А бывают посты, которые откладываешь на десерт, как самое вкусное. Ведь написание такого поста, это всегда возвращение в те воспоминания и переживание тех ярких чувств и эмоций заново. Сегодня как раз такой "десертный" пост.

Летом прошлого года я узнал про сеть фортификационных сооружений линии Мажино и, посетив музейный форт Шоненбург, о котором еще обязательно расскажу, я был настолько поражен увиденным, что начал искать информацию об этой оборонительной линии в интернете. Таким образом я наткнулся на фотографии заброшенных подземелий с остатками оборудования, которые поразили мое воображение. Я начал бредить идеей, в ближайшем будущем посетить одно из таких мест и увидеть все собственными глазами. И вот этот день настал...





До этой поездки у меня не было совсем никакого опыта подземных вылазок. Под землей я был всего пару раз в рамках посещения различных музеев, в том числе и форта Шоненбург . Гулять по хорошо освещенным и безопасным туристическим маршрутам и спускаться под землю в кромешную тьму и неизвестность - это очень разные вещи. Поэтому перед поездкой я немного волновался. К тому времени у меня не было ни нормального фонарика, ни резиновых сапог, вообще подготовка была крайне дилетантская. Было лишь дикое желание попасть в один из объектов, фотографии которого я видел в интернете, была машина и был брат, который приехал погостить ко мне в мою деревушку. Я распечатал схематичную карту планируемой к посещению локации, ввел в навигатор координаты объекта и мы с братом отправились в наш первый бункертур.

После 150 километров пути навигатор сообщил, что мы приближаемся к намеченной цели. Я свернул с асфальтированной дороги на проселочную, ведущую к объекту, и, проехав полсотни метров, остановился. Дорога была перегорожена натянутым поперек пути тросом. Оставив машину перед искусственным препятствием, мы пошли проверить, есть ли залаз внутрь. Так как информация о том, что в стене одного из боевых блоков есть отверстие, через которое можно было проникнуть в бункер, была 2010 года, гарантий того, что его до сих пор не замуровали, не было никаких.

01. На фото видна дорога, ведущая к одному из боевых блоков форта. Справа руины какого-то здания, бывшего видимо контрольно-пропускным пунктом.



02. Вдали виднеется главная цель нашей поездки.


Территория заброшенного petit ouvrage Welschhof являет собою поросший густой растительностью оазис посреди сельскохозяйственных ландшафтов Лотарингии. На гуглокарте он выглядит так. На спутниковом снимке отчетливо видна дорога, ведущая к первому блоку фота. Красной точкой я обозначил место, где я оставил машину. Если присмотреться, можно различить диамантовые рвы первого и третьего боевых блоков форта, находящиеся в левом и правом шестиугольниках.



03. Дорога упирается в первый боевой блок, в котором находился единственный вход внутрь малого форта (petit ouvrage).



Строительство форта PO Welschhof было начато в 1934 году и завершено в 1938. Изначально планировалось построить пять боевых блоков, но в результате нехватки финансов были сооружены лишь три блока, соединенные подземными потернами. Кроме боевых блоков форт включает в себя казармы, склады, электростанцию и прочие помещения, необходимые для обеспечения автономности форта в условиях боевых действий. Все помещения форта, кроме боевых блоков расположены на глубине 30 метров. Именно такая глубина по расчетам военных инженеров была недостижима для оружия того времени.

Этот малый форт относится к немногочисленным сооружениям линии Мажино, которые подверглись прямой атаке Вермахта во время вторжения немцев на территорию Франции. 22 июня 1940 года боевой блок 1 был обстрелян немцами из двух 150-мм гаубиц. В боевой блок было выпущено более сотни снарядов, которые пробили двухметровую толщину бетона. Таким образом гарнизон форта, состоящий из 160 человек вынужден был капитулировать 24 июня 1940 года. Так выгдядел первый боевой блок после обстрела.



После окончания войны сооружения линии Мажино обрели вторую жизнь в связи с угрозой, исходящей от стран Варшавского договора. Был восстановлен и форт PO Welschhof, который использовался военными до 1970 года, после чего был одним из первых объектов линии Мажино выведен из эксплуатации и вскоре заброшен.

04. В то время, как я рассматривал боевой блок, внезапно в кустах раздался какой то шум и через десять секунд оттуда выехал фермер на тракторе.



Фермер оказался местным жителем, хорошо говорящим по немецки. Направлялся он к выезду с территории форта и своей машиной я заблокировал ему дорогу. Поэтому пока брат общался с фермером, я побежал перепарковывать машину в другое место, чтобы освободить проезд. После чего вернулся и продолжил осмотр первого боевого блока.

Если это ваш первый пост о фортах линии Мажино, то, прежде чем продолжить чтение, я рекомендую ознакомиться с устройством подобного фортификационного сооружения, которое я подробно описал на примере малого форта PO Rohrbach. Форт PO Rohrbach и герой моего сегодняшнего рассказа - форты близнецы, построенные по одному проекту, но при этом оба форта отличаются в деталях, расположением боевых блоков и компоновкой подземной части.

05. Первый боевой блок имеет конструкцию, характерную для подобных объектов линии Мажино: массивная бетонная надземная часть с тремя бронеколпаками и несколькими амбразурами для автоматического оружия и пушек. Вход внутрь преграждает диамантовый ров, главная функция которого была - принять на себя бетонные обломки в случае бомбардировки форта, не дав тем самым засыпать вход.



06. Тут находился единственный вход внутрь форта, не считая аварийного выхода в третьем блоке. Как видно вход замурован. Мостик через диамантовый ров отсутствует.



07. На переднем плане бронепрожектор, предназначенный для подсветки территории во время ночного боя. О том, как он устроен, можно почитать по ссылке выше.



08. Обойдя боевой блок 1 по периметру, мы обнаружили залаз на том месте, где он должен был быть и пошли готовиться к проникновению внутрь форта. День тем временем клонился к закату.



09. Машину я припарковал прямо у обочины дороги и с удивлением обнаружил рядом бус с польскими номерами. Вокруг лишь поля да небольшое фермерское хозяйство, так что двух мнений по поводу того, где сейчас находится экипаж буса, быть не могло. На капоте автомобиля на фото разложены наши осветительные приборы: фонарики, купленные в обычных супермаркетах за пару евро каждый. Самым ярким нашим фонарем в итоге оказался фонарик в смартфоне брата.



10. Вся территория заброшенного форта огорожена проволочным заборчиком под напряжением для того, чтобы пасущиеся неподалеку коровы не заходили на территорию, где можно легко травмироваться противопехотными заграждениями. Заборчик при касании неприятно бьет разрядом электричества.



11. Перед тем, как погрузиться в царство тьмы, любуюсь солнечным закатом и красотой природы вокруг.



12. Если все пройдет хорошо, то солнечный свет мы увидим лишь завтра. Немного волнуюсь.



13. Вход в подземное царство. Кто-то заботливо соорудил импровизированный мостик через диамантовый ров и даже привязал веревку, чтобы было за что ухватиться. Судя по всему, место это посещается "туристами" довольно активно.



14. Через минуту мы уже внутри боевого блока. Тут внутри гораздо прохладней, чем на улице. Пахнет сыростью и бункером.



Боевой блок оснащен тремя бронеколпаками, два из которых типа GFM и один типа AM (Arme Mixte)

15. GFM колпаки первого блока в отличной сохранности. Все детали и механизмы на месте. В соседнем музейном PO Rohrbach в подобном куполе отсутствует дно. Странно, что его не сняли отсюда для музея. Это весьма распространенная практика, когда музейные бункера доукомплектовывают снятым оборудованием с заброшенных.



16. Вход в АМ-бронеколпак и лестница ведущая внутрь колпака.



17. Тот же вид в PO Rohrbach.



18. Еще два кадра бронекупола АМ в стиле стало/было



19.


20. Залажу внутрь бронекупола.



21. Бронеколпаки типа АМ оснащались комбинированным оружием, состоящим из пулемета и 25-мм противотанковой пушки. Это самый крупный тип бронеколпаков, применяемых на линии Мажино. Вес такого колпака достигал 50 тонн, а толщина брони 300 мм.



22. В куполе есть несколько абмразур, в каждую из которых могло быть переставлено комбинированное орудие в случае потребности изменить угол обстрела.



23. Из оборудования внутри купола практически ничего не сохранилось.



24. Внутрь купола зачем то ведут две одинаковые лестницы. В кадре виден также шнек, бывший ранее частью механизма по транспортировке наверх боеприпасов.



25. Амбразуры и остатки механизма крепления заглушки амбразур.



26. Механизм для подъема боеприпасов в купол смазан так хорошо, будто бы заброшен всего несколько лет.



27. Амбразура для пулемета МАС 24/29. Тут находился стрелок, охраняющий вход в форт. Дуло пулемета смотрело на входную дверь и в случая подрыва входной двери и попытки штурма враг натыкался на пулемет.



28. На нижний уровень форта, расположенный на глубине 30 метров ведет лестница, вьющаяся вокруг лифтовой шахты. Лифт навсегда застыл на верхнем уровне.



29. Так выглядело это место в то время, когда форт был в строю.



Преодолев около 150 ступеней, попадаем на нижний уровень. Температура понижается с каждой ступенькой вниз и в самом низу около 10-12 градусов тепла. После жаркого июльского дня это ощутимый контраст.

30. Шахта лифта затоплена у самого основания и завалена металлоломом.



31. Подъемный механизм лифта изрядно пострадал от рук вандалов, тем не менее в основных своих контурах сохранен.



Перед тем, как мы продолжим прогулку по подземной части форта PO Welschhof, ознакомимся с планом сооружения. Этот рetite ouvrage состоит из трех боевых блоков, соединенных между собой потернами. Сразу возле входного первого блока располагается подземная часть форта с казармами, складами, кухней, электростанцией, лазаретом и другими помещениями, необходимыми для автономного функционирования форта в условиях войны.


Этот форт был построен по одному проекту с фортом PO Rohrbach, находящимся по соседству, поэтому для более наглядного представления о том, как устроена подземная часть форта я позаимствую план подземной части РО Rohrbach. Отличия этих двух фортов в небольших деталях и в том, что подземная часть PO Welschhof построена зеркально подземной части РО Rohrbach. Ну это вы и сами увидите на сравнительных фотографиях обоих объектов. Рекомендую открыть этот план в новой вкладке браузера, так как по ходу нашей прогулки я буду часто ссылаться на этот рисунок.



32. После осмотра комнаты с лифтовым подъемником (25) мы попадаем в электростанцию форта (9), в которой расположены два дизель-генератора резервного питания (1). Эти генераторы были предназначены для снабжения форта электричеством в случае обрыва подземного силового кабеля, питающего форт извне.



33. Это одно из самых впечатляющих мест форта, поэтому фотографий будет много.



34. Вандалы тут хорошо поработали но несмотря на это сохранность оборудования довольно неплохое, особенно если сравнивать с другими подобными местами. Именно высокая сохранность форта вместе с легким доступом внутрь послужили причиной того, что именно PO Welschhof я выбрал для нашего дебютного похода под землю.



35. Электростанция оборудована двумя трехцилиндровыми дизелями фирмы SMIM (Paris), мощностью 75 л.с., соединенными с генераторами переменного тока.



36. Вход в электростанцию (9) со стороны основной потерны. Многочисленные трубы служат для подведения свежего воздуха с поверхности к дизель-генераторам и отвода выхлопных газов. В этом же помещении расположена скважина, водой из которой снабжался весь форт. Вероятно одна из труб выходящая из помещения электростанции - труба водоснабжения.



37. Если повернуться спиной ко входу, то нам откроется такая картина. Дверь в центре кадра ведет в комнату с топливными резервуарами.



38. Так выглядит электростанция в PO Rohrbach. Внимательный читатель заметит одно отличие: в форте Вельшхов дизеля трехцилиндровые, а в форте Рорбах четырех. Разница в мощности соответственно 75 и 100 л.с.



39. Красота!



40. Тот же ракурс в форте Рорбах.



41. Детали.



42.


Все время, что я резвился с фотиком вокруг дизелей, мы слышали голоса людей из глубин форта. Акустика под землей такова, что два человека, разговаривающие в одном конце подземной части форта, хорошо слышимы во всех остальных помещениях нижнего уровня. Если бы не бус с польскими номерами, припаркованный рядом с этим местом, я бы насторожился: кто знает, с кем можно встретится в этом царстве тьмы. Но в данном случае присутствие других людей под землей приятно смягчало ощущение одиночества в этом оставленном людьми мире, куда никогда не проникал дневной свет.

Вскоре голоса стали приближаться и в помещение электростанции вошла парочка: парень лет тридцати и девушка примерно его же возраста. Брат поприветствовал их на польском, чем они были несказанно удивлены. Представьте себе, что вы приезжаете во французскую глухомань, спускаетесь на 30 метров под землю в заброшенный форт и тут встречаете людей, которые приветствуют вас на родном языке! Мы разговорились и оказалось, что парень давно работает в Германии и поэтому хорошо говорит по немецки. Он очутился в этой местности по каким-то делам и,  узнав про этот покинутый форт, решил забраться внутрь чтобы посмотреть его своими глазами. Эта парочка меня, конечно, удивила. Мало того, что у них не было с собой плана форта, так у них был всего один фонарик! В случае отказа фонарика не зная плана форта наружу можно и не выбраться. Рисковые ребята.

Мы очень мило и дружелюбно пообщались, поляк оставил даже свою визитку, после чего они пошли к выходу, а мы продолжили исследование форта дальше. Когда их голоса стихли, под землей наступила абсолютная мертвая тишина. Мы даже потушили все источники света, чтобы прочувствовать абсолютную тьму и тишину, которые господствуют в этом подземном мире. Ощущения забористые!

43.


44. Дверь, расположенная между обеими дизель-генераторами, ведет в помещение с топливными резервуарами (3).



45. Внутри расположены три огромных топливных резервуара (2), занимающих все пространство комнаты. Между ними и стеной оставлен лишь узкий проход.



46. Весь цветной металл безжалостно выкорчеван мародерами. Статор генератора тщательно выпотрошен.



47. Ротор валяется тут же в парочке метрах от статора. Шкафчики электроприборов зияют пустыми глазницами. Печальное зрелище.



48. Когда-то они выглядели так:



49. Но даже в этой разрухе есть своя красота и эстетика, понять которую может далеко не каждый.



50.


51. Последнее фото для истории и мы отправляемся дальше...



52. Сразу напротив электростанции расположена кухня (11).  Сохранность ее относительно неплохая.



53. Кухня PO Rohrbach. Как видно по фотографиям, кухни обоих фортов практически идентичные, только расположены зеркально. Еще одно маленькое отличие, которое я заметил: на кухне PO Rohrbach часть подсобного помещения на заднем плане скошена и на крыше его установлен черный квадратный бак. В PO Welschhof стена идет до самого потолка и бака нет. В остальном все очень похоже.



54. Кухня оказалась единственным помещением форта, затопленным по щиколотку водой. Почему в кухне вода, а все остальные помещения абсолютно сухи - осталось для меня загадкой. Единственная причина, приходящая в голову, так это то, что через вытяжку в кухню может проникать теплый воздух с поверхности, который конденсируется влагой.



55. Окошко для выдачи солдатам еды (20).



56. Оно же в PO Rohrbach.



57. Трансформаторная комната (28), в которой ток, поступающий в форт по подземному силовому кабелю, преобразовывался в 110 Вольт внутренней сети форта. Трансформаторы очень богаты цветным металлом, за что были особенно безжалостно распотрошены цветметчиками.



58. Так эта комната выглядела изначально.



59. Напротив трансформаторной находится еще одна комнатка с массивной бронедверью.



60. За бронедверью расположен резервуар неизвестного предназначения. Согласно схеме подземной части PO Rohrbach, в этой комнате находится резервуар дизельного топлива (16). Предполагаю, что это топливо для кухонных печей.



61. На этом осмотр первой части нижнего уровня форта окончен, возвращаемся в основную потерну.



62. Когда форт был наполнен жизнью, его потерны выглядели не так мрачно.



Пройдя десяток метров вдоль основной потерны, попадаем в казарменную часть форта:



63. Вход в казармы перекрывается шлюзом из двух бронедверей.



64. На переднем плане туалет для солдат, на заднем плане для офицеров. Форты линии Мажино не обладали канализацией, поэтому все туалеты имели конструкцию, схожую с современными биотуалетами. Нечистоты собирались в резервуары с химическими растворителями, при этом пропорции воды при смыве нужно было строго соблюдать, чтобы химическая реакция протекала запланированным образом. Для этого на каждом туалете висела табличка с инструкцией по эксплуатации.



65. Туалет в PO Rohrbach.



66. Рядом с туалетами расположена комната с умывальниками.



67. Которая изначально имела такой вид:



68. Спальная комната солдат. В этой комнате солдаты спали в гамаках, которые вешались в два уровня. Комната вмещала 26 гамаков. Особенностью такой комнаты было то, что металлические конструкции были легко разборными, что позволяло за очень короткое время превратить комнату в праздничную залу.



69. Она же в PO Rohrbach, только в зеркальном отображении.



70. Душевая комната, включающая в себя ячейку для обеззараживания пострадавших от ядовитых газов.



71. Комната команданта. Кроме кровати в комнате больше не было никаких других предметов и мебели.



72. В одном из казарменных помещений был обнаружен интересный исторический артефакт: вырезки из газет конца 1930-х годов, с изображениями женщин.



73. Солдаты в период "странной войны" жили месяцами под землей, не видя не то, что женщин, а даже солнечного света. Очевидно, чего им наиболее не хватало под землей.



74. Такие исторические артефакты очень радуют и часто встречаются как в заброшенных, так и в музейных бункерах линии Мажино. Я уже писал об одном очень ярком артефакте, ради которого мы два часа искали бункер, затерянный в лесу.



75. В этом помещении судя по всему располагался командный центр форта. Сюда поступала информация со всех наблюдательных постов форта, а также соседних фортов и казематов. Тут же принимались решения и передавались команды боевым блокам.



76. Схожее место в PO Rohrbach.



77. Электрическая проводка выполнена таким образом, чтобы при повреждении кабеля, всегда был его резерв, необходимый для ремонта.



78. Повсеместные проявления вандализма мудаков с краской очень огорчают. Застал бы такого за делом в этом темном подземелье, боюсь во мне бы умер пацифист. И смерть эта прошла бы с тяжелыми последствиями для "художника".
.


79. Массивные резервуары, расположенные по ходу основной потерны. Полагаю, тут хранился резервный запас воды для форта.



80. Продвигаясь дальше вдоль основной потерны, натыкаемся на парочку то ли складских помещений, то ли мастерских. Стеллажи с различными деталями.



81. Еще детали. Везде царит хаос и видны следы работы вандалов.



82. Вероятно, тут располагалась ремонтная мастерская электриков или механиков.



83. Остальные помещения абсолютно пусты.



84. Если я правильно понял надпись на двери, тут находился склад сигнальных и осветительных ракет.



85. Та же комнатка в PO Rohrbach.



86. Таких складских комнат тут множество.



87. Удивила комнатка в комнате, по размерам сравнимая со шкафом, да еще и за бронедверью  Предполагаю, тут хранили какие-то особо опасные взрывчатые вещества.



88. На этом мы покидаем территорию складских помещений...



89. ...и пройдя около тридцати метров упираемся в развилку. Левая и правая потерна ведут в боевые блоки 2 и 3 соответственно, а центральный ход изначально должен был стать потерной, ведущей в еще один боевой блок, сооружение которого из-за сокращения финансирования было отменено. А часть потерны, которую к тому времени успели пройти, переоборудовали в дополнительное складское помещение.



Продолжение рассказа тут.

  • 1
Классная прогулка!

Даже после вандалов поражает сохранность объекта, у нас бы вынесли все, включая чермет

На Донбассе даже бетон долбят, чтобы извлечь из него арматуру :)
А тут да огромный плюс то, что чермет не в почете в вандалов. Поэтому в таких местах несмотря на разрушения, есть что посмотреть.

Отличный рассказ! Особенно понравилось сравнения из музея с реальной заброшкой. Ждём продолжения!

Спасибо. Не в каждом ouvrage можно сделать такие сравнения, так как большинство фортов строились по общей схеме но по разным проектам. А эти два форта строились по одному проекту, поэтому получилось сделать такой наглядный пост.

С фонариками дааа... надо хорошие брать! ;)

Классно читать, когда показываешь то, что есть и как это должно быть на примерах.
В очередной раз с удовольствием поразглядывал. Спасибо!

Ко второму туру мы были уже снаряжены как надо, фонари, резиновые сапоги. А первая поездка была так разведовательной. Самый интересный материал еще ждет своего времени.

Спасибо, очень интересно.

Рад стараться :)

Отлично сохранился. Даже удивительно

При планировании первого бункертура я долго мониторил интернет и этот форт для дебюта был выбран как раз по той причине, что, судя по отзывам, это наиболее хорошо сохранившийся малый форт из всех, что заброшены. Остальные в более худшем состоянии. И скоро я буду писать про еще один форт, в котором сохранность на порядок хуже.

Умилили сохранившиеся газетные вырезки девушек. Сложно что-то подобное представить у нас :)


Хороший и информативный пост, спасибо!

Благодарен за отзыв!

Тебе надо нормальную вспышку, а то тень от обьектива слегка напрягает.

sorry, мой коммент был, забыл залогиниться

(Deleted comment)
В википедии написано, что первый блок обстреливали двумя 150-мм пушками. Всего было выпущено 111 снарядов по нему.

Вот тут на английском инфа:

http://en.wikipedia.org/wiki/Ouvrage_Welschhof


P.S. Случайно удалил ваши комменты пока чистил стену от сообщений о перепостах.

Edited at 2014-04-28 02:10 pm (UTC)

25. Амбразуры и остатки механизма крепления для орудия.
Это механизм крепления заглушки/закрытия амбразуры
Орудие на турели-станке крепилось ниже амбразур, т.с. по кругу или полукругу колпака

Поправил, спасибо!

Салатовые стрелки - основной маршрут осмотра? Энтузиасты оставили?

Видимо, кто-то очень боялся заблудиться. Хотя сделать этот там трудно.

Ох, Саш (если ты не против, давай уже на ты ;), супер первый опыт. И знаешь, честно говоря, в такой бы объект я бы наверное залез (он отличается от наших Дотов, да и от поздних заброшек, где ты лазил).
А вообще - это моя мечта, хотя бы рядом побыть с этими объектами. Все планирую выделить месяц без работы и поехать на Французский Атлантический вал, захватить Мажино... Мечты, мечты...
П.с. Отчет прекрасен!

Я всегда приветствую обращение на "ты", так что только за. Да объекты линии Мажино - это классика европейского дигга, круче их ничего нет ни по масштабам, ни по сохранности. Атлантический вал тоже планирую посетить. Может в следующем году сгоняю в Нормандию и начну знакомство с этой линией.

Хорошо, когда есть мечты - есть к чему стремиться. Я всю жизнь мечтал об исследовании заброшенных подземелий и вот три года назад начал воплощать мечты в реальность.

Первый спуск в подземелье — это незабываемо (по себе знаю).

Да это было потрясающе. До сих пор помню эту подземную прогулку в самых ярких красках.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account