Previous Entry Share Next Entry
Учеба в Германии: как это было
technolirik
Вот и подошла к завершению моя студенческая жизнь. Даже странно как-то осознавать, что я больше никогда не сяду за парту. Ведь всю жизнь до сих пор я только то и делал, что учился. В моей домашней коллекции теперь хранятся три диплома, из которых лишь последний может обеспечить мне достойную интеллектуальную работу, в поиске которой я в данный момент нахожусь. Про мои студенческие годы в Германии я буду еще много и подробно писать на страницах блога, а сегодня я расскажу об институте, в котором прошли четыре года моей студенческой жизни и покажу его корпуса. Во второй части поста я вкратце расскажу о том, как прошла торжественная встреча в честь выпуска в институте и о том, как я защищал свою дипломную работу.



Мой институт называется Hochschule für Technik und Wirtschaft Dresden или Высшая школа техники и экономики Дрездена. Расположен в самом центре города рядом со зданием главного вокзала.

01. Руководство института за десятилетия его существования не сильно заботилось об облагораживании территории вокруг, поэтому скверик перед университетом даже с натяжкой не назовешь уютным. К одиноким лавочкам, затерявшимся в его глубине нет даже дорожек. На этих лавочках я видел часто бомжей и алкоголиков, распивающих пивко с утра пораньше, но очень редко студентов.



02. Гостей и студентов института на подходе встречает местная достопримечательность - самая большая в Дрездене лужа, которая стабильно появляется на этом месте, стоит лишь пройди дождю.



03. Центральное здание университета было построено во второй половине 1950-х в архитектурном стиле, характерном для того времени в странах соцлагеря.



04. Это центральный корпус института (Z-Gebäude) и самое крупное его здание. Тут находится вся администрация университета, несколько крупных аудиторий и множество аудиторий помельче. В этом здании проходит большинство лекций по общеобразовательным предметам на первых семестрах. Будь то физика, математика или экономика.



05. Высшая школа техники и экономики Дрездена была создана в 1992 году на основе образованной в 1952 году высшей школы транспорта. На сегодняшний момент в данном учебном заведении существуют следующие факультеты: факультет строительной инженерии и архитектуры, электротехники, геоинформации, дизайна, информатики, машиностроения, экономических наук и ландшафтного строительства. Университет осуществляет подготовку студентов по более чем двадцати специальностям. Причем по некоторым инженерным специальностям обучение не стали переводить на систему бакалавр-магистр, а оставили диплом специалиста. Это одно из немногих учебных заведений Германии, в котором можно получить образование на специалиста и это несомненно огромный плюс. Это была одна из важнейших причин, почему я выбрал именно этот институт.



06. Холл центрального здания.



07. Интерьеры характерны для любого подобного здания стран соцлагеря. Мозаичные панно на стенах, высокие потолки и много пространства.



08. Поднявшись на девятый этаж можно осмотреть территорию вокруг. Район, в котором расположен институт - это царство социалистической архитектуры. Панельные дома, асфальт вместо плиточки и даже русская православная церковь. Если бы не абсолютная чистота и ухоженность территории и домов, вполне можно было бы представить себя где-то в России или Украине.



09. Скульптурная инсталляция на крыше семинарного корпуса института.



10. За центральным корпусом находятся остальные корпуса института. В центре кадра современное здание институтской библиотеки, правей от него самый современный корпус с лабораториями и кучей различного оборудования. Между многоэтажками затеряны еще несколько лабораторных корпусов.



11. Семинарный корпус (S-Gebäude). В подвале и на первом этаже этого здания находятся лабораторные кабинеты, все остальные этажи занимают обычные учебные классы.



12. Переход между центральным и семинарным корпусами. В коридорах института можно встретить различные шкафчики с выставленными образцами различных материалов, деталей, приборов и электроники.



13. В семинарном корпусе есть такие вот помещения, в которых можно скоротать время между парами или подождать, если пришел на экзамен пораньше, а кабинет еще занят. Единственный минус - эти железные лавочки, очень холодные и сидеть на них весьма не комфортно.



14. Из окон открывается типичный ГДР-овский вид.



15. Помимо шкафчиков с мелочевкой в коридорах семинарного здания можно встретить объекты поинтересней.



16. Половина VW Phaeton, которые собирают в Дрездене на стеклянной фабрике и кузова от BMW и Audi TT.



17. Здание было модернизировано с целью создания безбарьерной среды для людей с ограниченными физическими возможностями. В рамках модернизации в одном из лестничных пролетов был установлен лифт. На нашем потоке был один такой студент, но после третьего семестра он пропал - не потянул учебу.



18. Первый этаж семинарного корпуса с лабораторными помещениями. В коридорах до сих пор можно встретить артефакты советского периода.



19. Крупным планом.



20. Выйдем из семинарного корпуса и осмотрим остальную территорию института.



21. Самый современный корпус, в котором размещаются: лаборатория транспортной техники, лаборатория физики и много других, а также один лекционный зал.



22. Этот корпус соединен с семинарным корпусом переходом.



23. Институтская библиотека. Вообще, все современные библиотеки в Германии настолько уютные, что в них очень приятно проводить время. Эта не исключение. Единственный минус институтской библиотеки - время работы. Библиотека работает лишь по будням и лишь до 10 вечера, в то время как саксонская земельная библиотека (SLUB) работает без выходных и все дни, кроме воскресенье до 12 ночи. По этой причине я почти все время ездил заниматься в земельную библиотеку, а сюда забегал иногда после пар, чтобы посидеть в интернете.



24. Идем дальше. На фото еще один лабораторный корпус. Внутри большое количество испытательных стендов - тут у меня проходили лабораторные по таким предметам, как электродвигатели, поршневые машины и прочим сугубо специализированным. Внутри корпус напоминает современный заводской цех с множеством различных машин и испытательных стендов.



25. Он же со стороны улицы.



26. Рядом возводят новый корпус, в котором разместят аудитории, лаборатории и испытательные стенды для специальности Fahrzeugtechnik (Техника транспортных средств). Корпус возводят со скоростью строительства олимпийских объектов в Сочи. Вообще, институт очень много инвестирует в собственное развитие и инвентарь.



27. К сожалению, я уже не застал завершения строительства этого корпуса. Наша специальность до сих пор ютилась в стремных совковых полусараях. Зато теперь у следующих потоков будет самый современный корпус института. Надо будет приехать как нибудь посмотреть на завершенный вариант.



28. Это один из старых корпусов, в котором размещены кафедра электромобильности и лаборатория материалов дорожного строительства.



29. Тут у нас проходили лабораторные по автомобильной электрике.



30. А это старое здание кафедры автомобильной техники с лабораториями и классами.



31. Оно же с внутреннего дворика. В этом здании у нас проходило большинство занятий по профильным предметам на последнем семестре, таким как "двигатели внутреннего сгорания", "трансмиссия", "поршневые машины" и прочих. После того, как достроят новое здание, всю технику и испытательные стенды перенесут туда. Там же и будут проходить лекции и практические занятия для студентов специальности "Техника транспортных средств".



На этом я завершаю обзор территории института и расскажу как прошел торжественный вечер в честь выпуска а также моя защита. Как я уже упоминал в статье, посвященной немецкой системе высшего образования, на учебу студенту отводится определенное время называемое Regelstudienzeit. Это то время, в которое студент должен вложиться, чтобы закончить учебу вовремя. Вовремя учебу заканчивают лишь около четверти студентов (этот показатель может варьироваться, но в любом случае меньше половины). На моей специальности с дипломом специалиста (Diplom Ingenieur) Regelstudienzeit составлял восемь семестров. По сути, законченная вовремя учеба дает лишь небольшой плюс в рейтинге при поиске работы: этим фактом можно козырнуть в резюме. Те же, кто не вложился в отведенное время, учатся дальше, но не более 14 семестров, после чего нерадивых студентов отчисляют из института с запретом впредь учиться на данной специальности.

Очевидно, что люди с одного потока будут заканчивать университет в совершенно разное время. Как же в таком случае сделать торжественный вечер?

У нас этот вопрос был решен следующим образом. Последний семестр из отведенных на учебу заканчивался в августе, а торжественное мероприятие в честь выпуска было назначено на 6 декабря и на него приглашались все: и те, кто уже защитился, и те, кто только пишет диплом, и те, кто еще сдает хвосты.

В назначенное время студенты последнего курса нашего факультета и некоторые преподаватели собрались в одной из аудиторий университета для торжественного мероприятия. На мероприятии выступили ректор института, декан факультета, а также некоторые профессора, после чего тем студентам, кто уже успел защититься, торжественно вручили дипломы и подарки. При этом отметили самых успешных студентов, закончивших с наиболее высокими баллами (круглых отличников не было ни одного).  

32. Во время мероприятия.


фото: Hochschule für Technik und Wirtschaft Dresden

33. На картинке видна статистика выпускников нашего факультета. На потоке у нас было три специальности: Машиностроение (МА), Техника транспортных средств (MF) и Производственная техника (MP). В первой колонке указано количество человек, которое поступило на поток в 2009 году, во второй колонке - те, кто успешно защитил диплом к данному моменту. И третья колонка - те люди, кто еще не защитился, но и не отчислен.



Как видно из статистики, из 121 человека, поступивших на первый курс на мою специальность, к окончанию учебы осталось 22 + 56 = 78. На самом деле это очень хороший результат, так как среднестатистически по инженерным машиностроительным специальностям до финиша доходит около половины. Правда еще не факт, что все из 56 человек успешно защитят дипломы до окончания 14 семестра.

34. Групповая фотография той части студентов нашей специальности, которые пришли на торжественный вечер. Если вычесть преподавателей и лаборантов, получится, что на этот праздник пришли всего 22 человека из 78, числящихся студентами. Многие не смогли прийти по той причине, что пишут свои дипломные на предприятиях по всей Германии.


фото: Hochschule für Technik und Wirtschaft Dresden

После официальной части вечера, студенты нашей специальности были приглашены на празднование в более узком кругу. Было несколько преподавателей, 22 студента, шампанское, пиво и бутерброды от спонсора, которым выступила одна из инженерных фирм. Преподаватели уже в более узком кругу поздравили тех, кто уже защитился и пожелали успехов тем, кто еще в процессе. Затем все общались но не скажу, что общение текло особо бурно. После часу проведенного вместе, народ начал расходиться и мы тоже покинули праздник.  Так и завершился этот вечер.

Несмотря на то, что я стремился обзавестись немецкими приятелями с потока, у меня ничего не получилось. В силу особенностей менталитета личная сфера и сфера учебы у немцев как правило не пересекаются и люди, которые общаются между собой в университете, покидая его стены, разбегаются по своим делам. За все годы наша группа ни разу не собралась вместе за пределами университета, а некоторые студенты с группы вплоть до последнего курса не здоровались друг с другом. В итоге все студенты как разбились по группкам на первом курсе, так и общались в рамках своих двушек, трешек и квартетов в течении всей учебы. У меня были на первом курсе немецкие приятели, но они не осилили учебу и до второго курса не дотянули. В итоге после третьего семестра я примкнул к группе мигрантов и до конца учебы общался в основном в кругу двух русских парней и одного поляка. Не сказать, что мы стали друзьями, но всегда помогали друг другу с учебой, с курсовыми и прочим, а иногда все вместе выбирались на пиво. Сдружились мы лишь с поляком и то во время последнего учебного семестра.

35. На фото наша четверка после торжественного выпускного вечера.



16 декабря наступил финальный аккорд моей учебы - защита диплома. На защиту приехал даже мой наставник из фирмы Herrenknecht, где я писал эту работу. Моя презентация получилась немного затянутой и вместо 25 отведенных минут я говорил сорок. После презентации я ответил на вопросы и вышел в коридор, пока преподаватели совещались между собой. Затем я выслушал довольно суровую критику моей работы со стороны моего наставника из университета, в то время как мой наставник с фирмы наоборот меня похвалил, сказав, что он очень доволен моей работой. Оценка дипломной работы составлялась из трех оценок: две оценки за саму работу от каждого из двух наставников со стороны университета и одна оценка за презентацию. В итоге оценки за работу были 2,0 и 2,0, презентацию оценили на 2,7. Итоговая оценка за дипломную работу после округления вышла 2,0, что явилось очень неплохим результатом, полностью оправдавшим мои ожидания.

36. Во время презентации.



Оценка за дипломную составляла 25% итоговой оценки за учебу - остальные 75% был средний бал за последние четыре учебных семестра, когда началась специализация. Средний бал у меня был в районе 2,1 и итоговая оценка, которая пошла в диплом была "gut", то есть 2,0. Это был успех!

37. Через три дня после защиты мне по почте выслали мой диплом специалиста.



Так и завершился мой второй в жизни студенческий период. Эти четыре с половиной года стали однозначно самым важным и ярким временем в моей жизни, о котором я буду еще много писать на страницах этого блога. Я уже запланировал на будущее серию статей, в которой детально расскажу, как проходила моя студенческая жизнь в Дрездене, начиная с первого учебного семестра и заканчивая отъездом из этого прекрасного города.

На данный момент я нахожусь в поиске работы. Я открыт всем ветрам и готов к переезду в любую часть страны, так что завтра я могу оказаться где угодно от Фридрихсхафена на Бодензее до Вильгельмсхафена на Северном море. Куда меня занесет жизнь и как сложиться судьба дальше - покажет время.

Поздравляю, что теперь? в гиганты вроде мерс или ауди возьмут на работу?

На концернах вроде мерса или ауди нет подходящих для меня вакансий, так как я специализировался на стоительной технике и в частности гидравлике. У меня опыт только в этой сфере есть а без опыта никуда. В автомобилестроении сейчас два основных направления развития: мехатроника и гибридные силовые установки. Мне ни первое ни второе не интересно.

(Deleted comment)
Да советского много. В библиотеке например куча советских книг на русском языке есть. Я в Украине учился в политехе, так там перед универом был прекрасный сквер, весь в плиточке, с лавочками и фонтанчиками. Я любил там сидеть, зато универ внутри был как сарай, с ужасными бело-зелеными стенами как в казарме. В итоге я больше времени проводил в скверике с пивком в руке, чем в универе. Тут же все совсем наоборот :)

ждем поста про найденную работу)

Я тоже жду этого поста :)

Интересно...ах, студенчество-прекрасная пора!)))

Во время чтения возникли четыре заметки:
1. Здания под стать донному уни: строго и ничего лишнего.
2. Девушки на фaкультете MF?!)
3. В Германии диплом в виде корочки не выдается?
4. Ну и соотношение между кто защитился и кто нет ... ммм... тяжко. Еще раз поздравляю, не зря кропотливо готовился!

На сколько мне известно, в виде корочки в Германии ничего не выдается.
Диплом и список оценок просто выполнены на фирменном бланке университета.

очень познавательный пост. желаю удачи в поиске работы!

отличный пост, очень информативный.один вопрос :на Ваш взгляд такая большая разница между поступившими на факультет и защитившими диплом говорит о том,что слишком тяжелый курс обучения или простите, тупые студенты?

Слишком высокие требования немецкой системы высшего образования. Не все студенты вытягивают. Большинство пали жертвой математики. У нас первые три семестра была математика и после каждого семестра экзамен - большую часть из отсеявшихся математика сделала.

Поздравляю!!! Расскаж очень интересный

зэ бэст фром зэ вэст

а где аватарка про мастера комментария? :)))

на сигму свою снимал? Часто ее надеваешь вообще?

Все, кроме видов с крыши на сигму снимал. Я ее всегда беру, если знаю, что съемка будет внутри помещения. На мой универсал 18-135 трудно что-то толково снять внутри.

Видимо, все технические Вузы в чём-то похожи. Я заканчивал инжинерию в Вильнюсе и наш Технический универ во многом похож на описанный здесь.Было интересно почитать и сравнить. Спасибо!

Вполне могут быть похожи, все таки раньше обе страны были странами Варшавского договора и архитектурные каноны были типичны для этих стран.

utscheba vo francii

(Anonymous)
http://www.mn.ru/society_edu/20140217/370202714.html

Re: utscheba vo francii

Интересно было почитать.

(Deleted comment)
Спасибо вам за отзыв и за пожелания! очень приятно!

(no subject) (Anonymous) Expand
Меня всегда удивляет система образования с нефиксированным временем обучения. По идее программа обучения должна строится по принципу нарастания сложности. Например, основы электротехники требуют знания комплексных чисел или некоторые разделы систем искусственного интеллекта базируются на теории графов. В таком случае по идее возможность выбора предмета А в данном семестре должна определяться наличием, скажем, сданных предметов B и С в предыдущих. А как это реализуется на практике?

Я думаю там есть опреденная система. Допустим, чтобы выбрать предмет А нужно, чтобы обязательно был сдат предмет Б, на основе которого строится предмет А. Так у нас было с выборочными предметами. Хочешь выбрать Гидравлику для мобильных машин - нужно вначале сдать базовый курс гидравлики.

скажите, а вам перезачли предметы из украинского вуза? и вообще - насколько сильна разница в преподавании похожих предметов в нем и укр вузах?

Да предметы мне перезачли почти все, которые совпадали. Разница в преподавании невелика, особенно если брать базовые науки такие как математика, основы экономики, физика и тому подобное.

леся

(Anonymous)
добрый вечер ) давно читаю ваш блог и впервые пишу) я надеюсь найти работу официантки во время учебы в дрездене как думаете это реально или там безработица? и незнаете сколько налогов должен платить инос студ?

Здравствуйте, Леся. Работу официанткой найти реально. У меня в Дрездене есть знакомая студентка, которая работает официанткой. Студенты налоги не платят, ни местные, ни иностранные. Так что все, что вы будете зарабатывать будет оставаться вам.

?

Log in

No account? Create an account