Previous Entry Share Next Entry
Как устроена немецкая система высшего образования
technolirik
Сегодняшний мой пост посвящен системе высшего образования в Германии. Тема эта очень обширная и про нее можно написать десяток постов. Сегодня же я буду краток и лаконичен и постараюсь дать поверхностное представление о немецком высшем образовании. Этот пост будет полезен тем, кто рассматривает в ближайшей перспективе или в отдаленном будущем переезд в Германию с целью учебы и пока еще не особо вдавался в изучение темы. Я постараюсь в этом посте не только осветить общие факты, но и привести конкретные примеры из своей жизни, ведь я совсем недавно закончил учебу в Hochschule für Technik und Wirtschaft Dresden на специальности Fahrzeugtechnik (Техника транспортных средств). Помимо этого, в Украине до эмиграции я успел получить бакалавра по информатике, так что я могу объективно сравнивать обе системы: немецкую и постсоветскую.


В Германии есть три возможности получить высшее образование: Berufsakademie (или duales Studium), Universität и Hochschule. Рассмотрим их подробнее с плюсами и минусами каждой системы.

Berufsakademie: Принцип заключается в следующем: студент подписывает контакт с предприятием, которое финансирует его учебу и по сути готовит для себя будущие кадры. Учеба в академии и работа на предприятии чередуются каждые три месяца и полученные знания студент сразу же применяет на практике на предприятии. Плюсы такой системы: учеба наполовину состоит из практики, предприятие оплачивает учебу и после окончания учебы перенимает студента себе на работу. Минусы: поступить гораздо сложней, чем в университет, так как количество претендующих на место гораздо выше. За небольшими исключениями есть возможность получить диплом лишь уровня бакалавра, что значительно усложнит поиск работы, если на данной фирме дела не пойдут. Подобная система также имеет место быть с некоторыми хохшуле.

Universität: Учеба в университете в Германии отличается от таковой в постсоветских странах. Прежде всего студенту предоставляется большая свобода планирования своего графика и выбора предметов. Можно выбирать какие из предметов ты хочешь пройти в этом семестре, а какие в следующем, можно взять на один семестр три-четыре предмета, а можно десяток. Также большая гибкость в плане лекций, которые тоже можно подстроить под свой индивидуальный график. Это дает большую возможность в поиске подработки. Из-за такой системы в университетах нет понятия группы, так как студент посещает различные лекции с разными группами людей. Университетское образование считается более теоретическим, чем к примеру в Hochschule. Некоторые профессии, такие как медицина, юриспруденция, история, германистика и множество гуманитарных специальностей преподаются исключительно в университетах.

Hochschule: Этот тип высшего образования наиболее напоминает систему советского и постсоветского образования. Есть четкое расписание, есть группа, предметы выбирать нельзя за исключением некоторых второстепенных выборочных предметов. Учеба в хохшуле имеет гораздо большую практическую составляющую, чем учеба в университете. Именно по этой причине я выбрал учебу в хохшуле. В основном в хохшуле обучают техническим и экономическим специальностям, а также искусству и музыке в отдельных специализированных хохшуле. При хохшуле нет аспирантур, поэтому тем, кто планирует после окончания учебы работать на почве науки, нужно поступать в университет.

Это то, что касается учебных учреждений. Теперь расскажу кратко о других особенностях учебы в Германии.

Поступление:

Вступительных экзаменов при поступлении в университет или хохшуле нет. Отбор проходит по среднему баллу школьного аттестата. При этом иностранцы, поступающие в высшие учебные заведения Германии, проходят по отдельному конкурсу. Что нужно выходцу из постсоветской страны, чтобы поступить в университет в Германии? Тут все просто: нужно отучиться минимум четыре семестра в университете в постсоветской стране (это приравнивается к школьному аттестату) и сдать экзамен на владение немецким достаточным для учебы (Test DaF или DSH-Prüfung). Из результатов языкового экзамена и среднего балла будет формироваться оценка, по которой и будут проводить отбор.

Мой личный опыт был таков: у меня были прекрасные оценки языкового теста Test DaF с оценками 5,5,5,4 (где 5 - высший бал, 3 - низший, при двойке тест считается не сданным) и ужасный средний бал, взятый из моего украинского диплома бакалавра по информатике: 3,6 (где 1 - лучший бал, 4 - худший). При этом я поступил во все шесть хохшуле, в которые отсылал документы. Так что иностранцу поступить на учебу в Германию довольно просто, при условии хороших результатов языкового теста.

Финансы:

Главными плюсами немецкой системы образования, в отличии от постсоветской является ее бесплатность при стабильно высоком качестве образования. Благодаря этому Германия уже давно стала мировой кузницей кадров. Несмотря на бесплатность обучения, жизнь в Германии все же стоит не копейки, поэтому студенту в месяц нужно располагать определенной суммой денег. Для удовлетворения самых базовых потребностей эта сумма должна составлять около 500 евро в восточных землях и 600 в западных. Расскажу на личном примере куда уходят эти деньги:

Я учился в Дрездене, где самое дешевое и доступное жилье среди всех крупных городов Германии. За комнату, площадью 11 квадратных метров в санированном общежитии я платил 200 евро включая коммунальные услуги и лимитированный интернет. В Мюнхене или Франкфурте та же комната может стоить от 300 до 400 евро, как повезет. Следующий пункт расхода - обязательная медицинская страховка, которая стоит около 80 евро: эта цена одинакова по всей Германии. На еду я тратил 120 евро в месяц, особо не шикуя но и не отказывая себе в свежих фруктах и овощах круглый год. Итого: 200 + 120 + 80 = 400 евро. Это самые базовые потребности. Как минимум еще сотня евро должна быть на мелкие расходы будь то канцелярские принадлежности, лекарства в случае болезни и прочие мелочи. Кроме того раз в полгода студент платит административный сбор за учебу в который входит также проездной на общественный транспорт на весь семестр, в Дрездене эта сумма составляла 220 евро в семестр, из которой 160 евро стоил проездной и 60 евро административный сбор.

Исходя из вышеперечисленного очевидно, что 500 евро в месяц - это только самые базовые потребности, в которые не входят расходы на досуг, одежду и прочее. В рамках моего кредита на учебу я получал 670 евро в месяц, на которые и жил. Этих денег мне вполне хватало на все, включая досуг и редкие путешествия в рамках страны. Плюс каждый год во время летних каникул я работал на заводе полтора-два месяца, за которые зарабатывал обычно 1800 - 2200 евро. Эти деньги я пускал на покупку электроники, фототехники и поездок за границу.

Студенты в Германии не получают никакой финансовой помощи от государства. Поступая в университет, человек должен думать каким образом он будет финансировать свою жизнь во время учебы. Для граждан Германии и людей с видом на жительство есть несколько видов государственного кредита на учебу:

1) Государственный кредит в рамках BAföG - это даже не столько кредит, сколько подарок от государства. Выдается он только для первого высшего образования и рассчитывается индивидуально исходя из финансовых накоплений студента и его родителей, стоимости аренды жилья и дороговизны жизни в городе. Обычно сумма получаемая студентом в месяц в рамках этой программы составляет 650-700 евро, при условии, что родители студента не обладают капиталами, собственной недвижимостью и высокими зарплатами. Цель программы - дать возможность получить высшее образование людям из малообеспеченных семей. По условиям этого кредита, студент получает свои ежемесячные 650-700 евро в течении всего срока обучения. В сумме это выходит 27 000 - 35 000 евро в зависимости от ежемесячной суммы и длительности обучения. Из этой суммы ему нужно будет вернуть лишь 10 000 евро и то при условии, если он найдет работу. В случае окончания университета с отличным средним балом (1,0 - 1,5) кредит отдавать вообще не надо. Таким образом государство не только дает возможность получить высшее образование каждому, но и спонсирует самых способных студентов. Забыл сказать про важный ньюанс: в середине учебы наступает момент, когда для продолжения получения выплат по программе BAföG, нужно подтвердить свою хорошую успеваемость. Как правило, к концу четвертого семестра студент должен подать в соответственное госучреждение бумагу из университета об отсутствии задолженностей: к концу второго курса, все предметы должны быть сданы. В качестве исключения позволяют оставить не сданными один-два предмета в зависимости от университета. В противном случае выплаты по программе прекращаются.

2) Государственный кредит в рамках BAföG для второго высшего образования - это мой случай. Так как мне частично признали мой украинский диплом бакалавра по информатике, право на кредит из первого пункта, я не имел и мне ничего не оставалось, кроме как взять кредит по второму пункту. Условия предоставления, суммы начислений и правила кредита те же, что и в первом случае. Разница заключается в условиях возврата кредита. Тут уже никаких скидок нет. Выплачивать кредит нужно полностью, плюс проценты. Проценты по кредиту, правда, не большие и срок для погашения кредита составляет 20 лет. Скидок для отличников тут тоже нету. В итоге за четыре года учебы я получил от государственного банка 30 000 евро, при этом на пятом семестре я не получал денег, так как не сдал хвосты за первые четыре семестра. Лишь после сдачи всех хвостов, мне возобновили выплату денег в шестом семестре.

3) Образовательный кредит в банке. Тут уже все гораздо менее привлекательно: ежемесячная сумма выплат около 300 евро, высокие проценты и выплаты по полной программе после окончания учебы.

Кроме этих программ, которыми могут воспользоваться лишь граждане Германии и лица с видом на жительство, каждый студент имеет право на подработку но не более 20 часов в неделю, зарабатывая не более 4800 евро в год, или 400 евро в месяц. Теоретически вы можете работать и больше, но тогда придется платить налоги и отчисления в пенсионный фонд. Большинство студентов со стран СНГ, приехавших по студенческой визе живут именно такими подработками, плюс, по возможности, стараются подработать нелегально (это непросто, но возможно), так как 400 евро не хватит даже на базовые потребности.

Это все что касается темы финансов.

Критерии оценки и уровень требований:

Первое, с чем сталкивается студент, приехавший учиться в Германию после окончания университета в одной из постсоветских стран - это совсем другой уровень требований и совершенно иные критерии оценки, чем на родине. Обычно отличники из российских и украинских ВУЗов занимают тут место в промежутке между хорошистами и троечниками. Оценивают успеваемость студентов в немецких ВУЗах примерно по следующим критериям:

1 - высший бал: студент знает идеально весь материал предмета, плюс обладает широкими дополнительными знаниями в этой сфере и демонстрирует яркий ум и творческое мышление.

2 - студент знает весь материал предмета практически идеально, допуская лишь мелкие неточности в деталях.

3 - студент знает большую часть материала, но допускает оплошности в определенных моментах.

4 - студент знает минимум 40% или 50% материала в зависимости от предмета.

Все, что ниже четверки - не считается за оценку и означает не сдачу предмета. Оценки тут имеют градацию, которая в различных ВУЗах разная. В моем ВУЗе градация была с шагом 0,3. То есть после оценки 1,0 шла 1,3, затем 1,6, затем 2,0 и так далее до самой низкой оценки 4,0. Естественно, критерии оценки могут колебаться от преподавателя к преподавателю. Есть преподаватели, у которых больше тройки не заработаешь никак, а есть и такие, которые раскидываются хорошими оценками и у них большинство студентов получает оценки в диапазоне от единицы до двойки.

С такими суровыми критериями человек, закончивший университет с оценкой 1 - 1,5 является если не гением, то обладает отнюдь не среднестатистическими умственными способностями. Таких людей сразу же после выпуска поджидают представители концернов с контрактами и очень хорошими зарплатами. Чтобы вы поняли, как непросто достичь такого балла, упомяну, что на моем потоке ни один человек не окончил учебу со средним баллом близким к единице.

Существенное отличие учебы в немецком ВУЗе от постсоветского - это невозможность купить оценку. В немецкой системе образование взятка отсутствует как класс и даже намек на желание "договориться" с преподавателем может иметь для "договорщика" очень далеко идущие последствия. В результате иного способа сдать экзамен, кроме того, как выучить предмет, нет. Что еще очень радует в Германии - это беспристрастность оценки. В Украине я постоянно был свидетелем того, как пятерки ставили пустоголовым девушкам просто за красивые ножки и улыбку, а парням за рвение лизнуть активную демонстрацию энтузиазма. Когда я сейчас вспоминаю тех отличниц и отличников, с которыми я учился, и мысленно помещаю их в немецкие условия, то понимаю, что тут они были бы в лучшем случае троечниками.

Трудности с языком:

Одной из самых главных трудностей, с которыми в процессе учебы сталкивается иностранный студент - это язык. К моменту начала учебы мой немецкий был неплохим на бытовом уровне, но как оказалось совершенно слабым для учебы. Ведь на первом семестре у меня было 12 предметов, каждый из которых обладал своей уникальной лексикой, которую до этого я никогда не слышал. В течении первого (и большей части второго семестра) я совершенно ничего не понимал на лекциях. Посещая лекции, я механически списывал с доски весь материал и потом, во время сессии, обложившись книгами, с помощью словаря все это разбирал, переводил и пытался понять. Это требовало больших затрат времени потому, что на прочтение и перевод странички в книге у меня уходило полчаса. А ведь нужно было не только прочитать, но и понять материал. Как люди, только приехавшие на учебу в Германию, совмещают учебу и работу на первых семестрах, я не знаю. В плане языка первые два семестра - самый трудный период для мигранта. Дальше все идет уже легче и словарный запас очень быстро расширяется. Главное не упасть духом в первые два семестра.

За что могут отчислить?

На учебу и получение специальности отводится определенное программой время (Regelstudienzeit). В зависимости от университета Regelstudienzeit составляет: диплом бакалавра: 3 - 3,5 года, специалиста: 4-5 лет, магистра: 2 года. Считается, что студент в состоянии вложиться в это установленное время. Именно в течении этого времени выплачиваются выплаты по госкредитам. Студент, вложившийся в Regelstudienzeit, увеличивает свои шансы на рынке труда. Для тех, кто не успевает вложится в это время (а таких всегда большинство), определен срок, после превышения которого, незадачливых студентов отчисляют из ВУЗов с запретом в дальнейшем учиться по этой специальности. В Саксонии этот срок для бакалавров и специалистов - 14 семестров или семь лет. Если студент за семь лет не успел сдать все хвосты и написать свою бакалаврскую/дипломную работу, его отчисляют. За что еще могут отчислить? -  если с трех попыток не сдал любой из экзаменов. В таком случае человек также получает запрет учиться по этой специальности в данной федеральной земле. Больше поводов для отчисления нет. Если не уверен в своих силах, от любого экзамена всегда можно отписаться, и сдать его во время следующей пересдачи. Таким образом попытка не засчитывается. Пропущенный экзамен по причине болезни также не считается за попытку. Многие наши соотечественники (и не только наши) часто бегают к врачам за справками во время сессии. Я один раз тоже так делал, когда не рассчитал свои силы и за день до экзамена понял, что не готов. А самый крайний срок для того, чтобы отписаться от экзамена - неделя (так было у нас в универе).

Практический семестр:

Обязательной составляющей высшего образования в Германии является практический семестр. Практику проходят обычно на различных предприятиях, места ищут в интернете, рассылая резюме. Университет никак не помогает студентам в поисках практики, так что рассчитывать приходится лишь на себя. Иностранцам найти практику трудней, чем немцам. Особенно при отсутствии опыта в данной сфере, приобретенного еще до учебы в университете. Мне потребовалось отослать более 50 резюме, и четыре месяца чтобы найти место для практики. Но я не знаю ни одного случая, чтобы кто-то не нашел себе место для практики. Находят все. Практика бывает разной в зависимости от предприятия. Как правило маленькие фирмы берут себе студентов в качестве дешевой рабочей силы и те весь семестр впахивают по полной. В то время, как на крупных концернах можно весь семестр сидеть в Интернете и страдать от безделья (как было в моем случае).

Культурная жизнь и общение.

В отличии от российских/украинских ВУЗов, культурная жизнь в университетах отсутствует как класс. Тут нет концертов с участием студенческих коллективов, нет таких праздников, как день факультета и много чего еще нет. В университет приходят, чтобы отсидеть пары и разбежаться по своим делам. Конечно, при университете существуют различные кружки, спортивные, языковые и прочие. Но это кружки, куда люди ходят, чтобы чему-то научиться и познакомиться с людьми со схожими интересами. Деятельность этих кружков никак не проявляется в самом университете.

Общения в группе на том уровне, на каком оно имеет место быть в постсоветском обществе, тоже нет. Тут каждый сам за себя и не стремится к общению за пределами своей небольшой группки приятелей. В итоге все разбиваются на мини-подгруппки в которых и общаются в течении всех лет учебы. Есть также много людей одиночек, которые не нашли приятелей в группе и не общаются вообще не с кем. Это общая картина, характерная прежде всего для групп технарей, подозреваю, что среди гуманитариев может все быть немного оптимистичней. Ну и исключения нельзя сбрасывать со счета. Так что тут я обобщать не буду, но тенденция в плане общения и личных контактов примерно такова, как я описал.

Друзья и приятели приобретаются в основном по месту жительства, в общежитиях и жилищных сообществах. Там студенты часто организовывают различные вечеринки, на которых люди общаются и знакомятся. Также в университете и студенческих клубах часто проводятся различные студенческие дискотеки, где все очень дешево и прилично. Там нет гламура и показухи, но я лично не оценил все эти дискодвижения, на которых темно, все пьяные и общаться тяжело, потому что приходится перекрикивать громкую и беспощадную попсу. Мне гораздо приятней и ближе были вечеринки в общежитиях, потому что там реально можно общаться и знакомиться с различными интересными людьми.


В этом посте я затронул основные факторы, которые нужно знать в первую очередь тем, кто собирается учиться в Германии. Естественно, в рамках одного поста осветить все нюансы такой обширной темы не представляется возможным, так что если у вас возникли вопросы по теме - пишите их в комментариях. Также буду рад любым дополнениям к посту а также вашему личному опыту, если он в чем-то был отличен от моего.

Следующий мой пост будет посвящен непосредственно моему институту. Мы прогуляемся по его коридорам и посмотрим, что из себя представляет высшее учебное заведение в Восточной Германии. Кроме этого я также расскажу, как был организован и прошел выпускной праздник.

Интересная и познавательная информация, спасибо за подробности.

Рад стараться :)

Расскажите пожалуйста - как учили язык?
Сложности, лучшие способы.

Лучший способ выучить язык: найдите друзей-немцев и будьте общительны, не стесняйтесь делать ошибки, просите их, чтобы они вас исправляли, если вы чтонить не так скажете, им это просто, а вам полезно! это заменит вам 1000 книг по изучению языка. Viel Glück!


Критерии оценки и уровень требований:

смею поправить
на четверочку нужно знать минимум 50 проц ))

а если серьёзно, то можно знать и 20%, но если повезет на экзамене и попадутся те вопросы, которые вы знаете, то вы спокойно получите 2-3, что соответствует 65-80% знания предмета, но не соответствует действительности )))

Да, у меня во время учебы сайты-переводчики не закрываются ни на минуту.
У нас вообще ТУ Дармштадт считается элитным уни, что сказывается очень на расписании сессии. 4 экзамена в промежутке 10дней у нас норма, причем экзамены следуют прямо после чтения последней лекции в семестре.
Еще по поводу оценок, вот такая таблица оценок

[0,50)%-----5.0
[50,55)%---4.0
[55,60)%---3.7
[60,65)%---3.3
[65,70)%---3.0

[70,75)%---2.7
[75,80)%---2.3
[80,85)%---2.0

[85,90)%---1.7
[90,95)%---1.3
[95,100)%-1.0

У нас и 5 экзаменов в 10 дней легко было, а зачеты так вообще каждый день шли параллельно с учебой.

(Deleted comment)

Минусом университетов является исключительная теоретичность образования.

Hochschule: <...>Существенное отличие хохшуле от университета - это наличие лабораторных и практических работ в дополнение к теоретическим лекциям.


это не совсем так. Точнее совсем не так. В университетах есть вполне себе практические и лабораторные работы, и совсем не мало, не меньше чем в советских университетах.

Университет это университет, а Hochschule это скорее как техникум.

Хохшуле скорее как институт, а университет как университет)))
ну я так к слову)))
а техникум это Техникершуле или Беруфшуле))

В некоторых вузах нет срока отписки от экзамена. В мюнхенском FH, если я проснулась в день экзамена и поняла что не в духе, имею право не идти на экзамен, это не засчитываться как попытка. При условии что это не пересдача и сроки не перетянуты.
Пользовалась один раз: собиралась сдать два экзамена в один день, первый бал настоящим фиаско (затопила формулы и калькулятор по дороге чаем из термоса ))), не идти было нельзя - пересдача). И я нервно куря в 15ти минутном перерыва решила, что ну его.

Правило о 15 часов работы действует только для получателей BaföG и учащихся с чисто студенческой визой. А так можно работать хоть в полный день (однако, когда учиться?).</p>

На большинстве лекций не отмечают. Твоё отсутствие никого не волнует. У нас обязательны только некоторые практические занятия. Так я сдавала в этом семестре три экзамена. После полностью самостоятельного изучения. Семестр был практический и времени ходить на пары элементарно не было.

Большинство студентов, преподы не знают в лицо.

Все экзамены письменные. Устные существуют только на языковых предметах или как возможность улучшить оценку если она не однозначная (далеко не во всех вузах есть такая практика).


у нас в ТУ Дармштадт отказаться от экзамена можно самое позднее за неделю. Вообще нам постоянно ваш пример ставят, что типа несправедиво очень

вот черт, а я-то, глупая, думала, что в германии можно любой экзамен купить.

если отменят плату за обучение, как планируют(вроде еще не отменили?*)), то что делать тем, кто уже заплатил? повеситься?

Последние земля с платой за обучение была Бавария. Отменили год назад. Тем кто платил, официально разрешено при виде наклеечек на книгах в библиотеке и оборудование с надписью, что это было куплено с студенческих взносов, гордо бить себя пяткой в грудь.

спасибо за интересную и полезную информацию.
мой сын собирается в следующем году поступать в один из немецких ВУЗов через штуденколлег. прочитал комментарии выше и возник вопрос: для получения экономического образования какой путь лучше выбрать - университет или хохшуле? конечная цель обучения в германии - не отбыть номер и получить корочку, а постараться после окончания вуза получить там (или в другой "загранице") работу по специальности.
может, у кого-то есть знакомые, кто уже прошел по этому пути, т.е. учится или окончил, универ или хохшуле по экономическому курсу,хотелось бы узнать информацию как говориться из " первых уст"- а то пока попадаются сплошь технари ,дизайнеры.и художники :)

Что лучше университет или хохшуле - однозначного ответа на этот вопрос нету. Они примерно равнозначны, в уни больше возможностей для гибкого графика, в хохшуле нет. Для получения работы разницы тоже нет - в одних фирмах предпочитают выпускников уни так как вроде как солидней, в других - хохшуле, так как больше практического опыта.

У меня есть подруга, закончила бакалавра по экономике в уни, вторая подруга в следующем семестре пишет свою бакалаврскую работу в хохшуле. Если, что-то конкретно интересует - спрашивайте.

А если ты уже эмигрант, но имеешь высшее образование, полученное в экс-совке, то реально ли устроится на работу по специальности? Есть понятие как evaluation диплома? По блау-карте то можно поехать работать с "советским" образованием.
У меня никто даже не спросил про образование и диплом, когда на работу устраивался после переезда (США), правда в резюме был указан довольно большой опыт, и это IT, думаю с профессиями типа юриста такое бы не прокатило...
И еще вопрос, как в немецких универах со списыванием? Обычные шпоры, смартфоны, наушники?

Скажу так, в IT сфере на диплом вообще всем пофиг, тут интересует только то, что ты умеешь делать. Когда я искал работу еще до начала учебы, мне звонили и приглашали на собеседование и никого не интересовал вопрос, признан ли мой диплом украинский диплом бакалавра по информатике или нет.

Дипломы юриста, учителя из постсовка не признаются вообще. Переводчики из постсовка тоже никому не нужны, так как тут каждый школьник знает кроме немецкого английский и еще один иностранный язык. Врачам нужно сдавать трудный экзамен на профпригодность, который содержит весь учебный материал за все годы. Что касается машиностроения, тут немцы доверяют своим дипломам, даже если и признают диплом из совка, то шансы найти работу с ним мизерные.

Смартфонами пользоваться на экзаменах запрещено как и любыми другими техническими устройствами, кроме калькулятора. И то на многих экзаменах калькулятор выдавали от универа, так как у многих программируемые калькуляторы, куда можно загнать при желании целую книгу текста. Но шпоры катят. Я на первых курсах боялся, а последние два семестра списывал со шпор, как черт!


Edited at 2014-02-12 03:15 am (UTC)

Мне кажется подработка для студента - самый жесткий момент. Ты можешь брать только один миниджоб - 450 евро в месяц. И дай боже это закрое комнату. А где брать остальные, если учишься днем? Здесь немцы почему-то не думают о людях совсем.

Второй миниджоб брать нельзя. А тайль-цайт с дневной учебой я не представляю как совместить в добавок к миниджобу.

Также и съем комнаты вещь ОЧЕНЬ сложная. Хотя вариант студгородков может помочь

Не завидую тем, кому приходится подрабатывать. Я вообще не понимаю, как можно прожить на 450 евро?

С жильем проблемно в западной Германии особенно в больших городах. В восточной Германии проблем нет. За 200 евро можно снять неплохую комнату, а мой знакомый в Дрездене за 190 евро даже умудрился снять однокомнатную квартиру.

Прямо таки памятка обучающемуся в Германии. Полезная инфа:)

Планировал изначально написать другой пост, а получился вот этот :)

Аплодирую стоя за этот пост!
Безумно интересно и полезно было прочитать, так как через месяц начинаю учебу в хохшуле на "Fahrzeugtechnologie", только в западной земле. Огромнейшее спасибо за материал! :)

Рад, что материал пригодился! Если возникнут какие вопросы - обращайся!

Спасибо, теперь есть куда отослать тех, кто задает мне слишком много вопросов по Германии. :)

Давно планировал написать нечто подобное, коротко и наглядно.

"Существенное отличие учебы в немецком ВУЗе от постсоветского - это невозможность купить оценку"

Да, конечно, совецкое образование в европе не котируется, но вот эти европецские тонкости, как мне кажется, только осложняют учебу. Лично из своего опыта знаю, что любой человек может столкнуться с неусваевыемым предметом мин. раз в семестр. Что делать, если все остальные предметы сдались без проблем, а один (чаще всего из-за преподавателя) никак невозможно сдать?






неусваеваемый предмет раз в семестр?
такой человек явно в университете занимает чужое место.

?

Log in

No account? Create an account