Уютный бункер (technolirik) wrote,
Уютный бункер
technolirik

Categories:

Feldbahn Lindenau - промышленная узкоколейка в Ляйпциге [часть 1]

Сегодня у меня снова пост на железнодорожную тематику, в котором я расскажу об еще одной саксонской узкоколейке на этот раз промышленной. Посетив это место в первый раз, я просто влюбился в Feldbahn - как в Германии называют полевые или промышленные узкоколейки. Про них буду еще не раз писать а пока познакомлю читателя с тем, что такое Feldbahn и покажу одну из самых старых сохранившихся промышленных узкоколейных дорог Германии, ведущую свою историю с 1856 года. Любителей ржавой узкоколейной техники, стимпанка и атмосферы легкой заброшенности под катом ждет интересный фотоотчет.



01. В один из солнечных теплых деньков второй половины октября я оказываюсь в индустриальной части западного района Ляйпцига - Линденау. Сегодня один из немногих дней в году, когда есть возможность прикоснуться к индустриальной истории Ляйпцига и посетить старую узкоколейку Линденау. Открыта для посетителей она всего около десяти дней в году и сегодня как раз такой день. Индустриальная часть Линденау представляет типичную для Восточной Германии индустриальную зону, наполовину заброшенную, наполовину рабочую.

.

02. Найти станцию узкоколейки не составило труда, так как через пять минут после моего приезда на этот пустырь, я услышал звук приближающегося поезда.



03. Добраться до узкоколейного хозяйства можно только по путям, поэтому между станцией рядом с дорогой и узкоколейным депо регулярно курсирует мини-поезд.



04. Поднимаюсь на перрон. Тут в ожидании пассажиров стоит небольшой состав, который повезет нас к узкоколейному депо через десять минут. Билет стоит символические три евро, в которые кроме посещения узкоколейного хозяйства входит еще и проезд на узкоколейном поезде на 1,5 километровом участке линии.



05. Рядом стоит небольшой состав, состоящий из локомотива и одного вагона, катающий пассажиров по линии.



06. Приходит время отправки и мини-поезд трогается в путь в направлении узкоколейного хозяйства. Отличная погода и красочная осень способствуют хорошим кадрам.



По дороге снял небольшое видео для более полного представления:



07. Прибываем на территорию узкоколейного хозяйства.



08. С первого взгляда понятно, какое это место атмосферное, а количество и разнообразие различных узкоколейных локомотивов, полностью отданных на откуп публике, радует глаза.



09. Атмосфера легкой заброшенности этого места вместе с яркой осенней палитрой красок создает неповторимую атмосферу, в которой так приятно побродить с камерой среди всей этой массы старого, но такого красивого и фотогеничного железа.



10. Тишина и безмятежность...



11. Старые реликты прошлого доживающие свои последние дни на пенсии. Они славно потрудились в свое время и во всем их облике отпечаталось очарование скромных и надежных работяг, облагороженных трудом.



12.


13.


14.


15.


16. На всей территории хозяйства приятный рабочий беспорядок, создающий впечатление, как будто только что закончилась рабочая смена и рабочие, положив инструмент, пошли по домам, чтобы завтра утром вернуться и продолжить свою ежедневную работу.



17. У меня очень особенное видение красоты, я часто вижу красоту там, где другие видят лишь свалку старого хлама.



18. В этом царстве старых, будто бы игрушечных тепловозов, я ощутил радость ребенка, забытого в отделе игрушек в универмаге. Везде можно лазить, все можно трогать, и рядом нет взрослых, присматривающих за тобою. Простое детское счастье.



19. За территорией депо была традиционная для любого немецкого праздника возможность выпить пива и подкрепиться жареными сосисками.



20. В Германии любовь к железной дороге не имеет возрастных границ и на такие дни открытых дверей приходят и стар и млад.



21. Осень на улице и в жизни этого локомотива. Больше фотографий этого остова локомотива и того с предыдущей фотографии можно посмотреть в одном из моих старых постов. Фото 12-24 и 28 сделаны именно в этих местах.



22. Но перейдем к обзору более живых и до сих пор бегающих лошадок. На фото очень симпатичный малыш: Jung EL 110, произведен в Голландии в 1961 году, работал на кирпичном заводе в городе Эссенбах в Баварии. С 1995 года собственность узкоколейки Линденау. Обратите внимание на сигнальный колокольчик и фонарь. Мелочи, а сколько шарма добавляют такие детали во внешний суровый облик этого малыша.



23. Локомотив оборудован двигателем мощностью 12 л.с., позволяющим тянуть составы вагонеток со скоростями 3 - 5 - 8 - 13 км/ч в зависимости от выбранной передачи. Вес локомотива - 4 тонны.



24. Управление локомотивом как видно не сложное. На этой узкоколейке, кстати, можно научиться водить узкоколейные тепловозы и даже получить на них права. Обучение стоит 60 евро и длиться 8 часов. Если бы жил в Ляйпциге, обязательно бы походил на курсы машиниста сюда - реализовал бы одну из маленьких детских мечт.



25. А это один из моих любимых экземпляров узкоколейки Diema DFL 150-1.6, 1980 года выпуска. Любимый, потому что немного похож на локомотив из легендарной компьютерной игры Half-Life, на котором в одном из эпизодов ездит главный герой игры Гордон Фримен.



26. Локомотив использовался на сталелитейном заводе фирмы Thyssen AG в городе Хаттинген в Рургебите. С 2001 года принадлежит узкоколейке Линденау.



27.


28. Судя по информации на сайте узкоколейки, планируется реставрация этого локомотива.



29. В отличии от предыдущих двух западных локомотивов, этот LKM Ns3 d настоящий "осси" и к тому же на ходу.



30. Выпущен локомотивостроительным заводом имени Карла Маркса в Потсдаме в 1960 году. Изначально работал на заводе огнеупорных материалов, затем с 1975 года был переведен на сталелитейный завод в саксонском городе Риза, где трудился в цеху доменных печей до 1989 года. Нелегкая работа в доменных цехах оставила на внешнем облике локомотива свои следы.



31. В 1989 году этот локомотив попадает в собственность предприятия VEB Ingenieurbau Leipzig, которое в то время являлось собственником узкоколейки Линденау, и локомотив был переделан с 750-мм колеи на 800-миллиметровую, которая используется тут. Вместе с этим локомотив получил новый мотор, но после модернизации поработать ему уже не пришлось: с объединением страны в 1990 году производство спало и надобность в локомотиве отпала. В качестве музейного экземпляра локомотив будет сохранен со всеми вмятинами в корпусе, чтобы наглядно демонстрировать тяжелые рабочие будни подобных машин.



32. Заглянем внутрь.



33. Интерьер локомотива также как и внешность отображает его насыщенную в прошлом рабочую жизнь. Даже сейчас повсюду видны следы того, что локомотив на ходу и эксплуатируется.



34.


35. Вагонетки в составе использовались тут же на этой узкоколейке.



36. Еще одна интересная локация узкоколейного хозяйства - депо со стоящим там узкоколейным паровозом.



37. Это единственный паровоз принадлежащий узкоколейке. Построен был в 1928 году фирмой Hannomag в Ганновере для сталелитейного завода в городе Georgsmarienhütte где активно использовался до 1970 года на внутризаводской 830-мм колее для транспортировки вагонеток со шлаком и доменным чугуном в цеху с домнами.



38. В 1970-м году после списания с завода он попадает в руки торговцу металлоломом, откуда был выкуплен фирмой-производителем Hannomag. После внешней реставрации он в 1974 году стал олицетворять традиции фирмы-производителя на постамент перед зданием главного управления фирмы в Ганновере.



39. В 1986 году идею с памятником сочли устаревшей и паровоз был продан частнику, который планировал создать в Ганновере индустриальный музей.
Но идея его так и не была реализована и в результате в 1993 году паровоз оказался в составе узкоколейки Линденау.



40. Насколько я понимаю, паровоз пока что не на ходу.



41.


42. В кабине машиниста.



43. Красивая техника.



Время рассказать историю этой узкоколейки. Первое ее упоминание встречается в 1856 году в ляйпцигской иллюстрированной газете того времени "Die Gartenlaube" в связи с проектом доктора Карла Хайне по засыпанию болотистых мест в западной части Ляйпцига. Для перемещения больших объемов земли требовалась железная дорога, которая и была построена. Первоначально на ней использовалась конная тяга. Впоследствии эта железная дорога также использовалась при строительстве судоходного канала Карла Хайне. С 1888 года строительство канала обнаруживает большие залежи гальки и начинается их добыча и транспортировка с помощью узкоколейки, а в 1891 году тут же открывается растворный завод. В 1896 году протяжность линии связывающей завод с карьером достигает 400 метров.

44. Фотография 1902-го года с одного из карьеров по добыче гальки. Как видно в то время на карьере использовался ручной труд человека и животных.


фото: инфостенд в локомотивном гараже узкоколейки.

В 1896 году начинается электрификация узкоколейки, для чего была сооружена небольшая электростанция и первые два электрических локомотива были введены в эксплуатацию. С этого времени конная тяга постепенно заменяется электрической, а с 1905 года в узкоколейное хозяйство начинают поступать также и паровозы. С 1906 года в карьерах начинают применяться многоковшовые экскаваторы, благодаря которым объемы добычи резко увеличиваются, что влечет увеличение объемов перевозок на узкоколейке Линденау. В 1925 году протяжность линии составляет уже 2,5 километра, а в 1938 году в связи с открытием новых карьеров по добыче гальки достигает 4 км.

45. Фото 1906 года. На фото виден электрический локомотив с вагонетками и пара многоковшовых экскаваторов на месте добычи гальки.


фото: инфостенд в локомотивном гараже узкоколейки.

46. Груженный строительными материалами поезд Железной дороги Саксонского королевства - до начала Первой мировой войны главного клиента продукции карьера.


фото: инфостенд в локомотивном гараже узкоколейки.

47. Еще одно фото из карьера сделанное до Первой мировой войны. На фото виден паровой экскаватор, заргужающий грузовик с правосторонним рулем. В скором времени правосторонний транспорт в Германии был запрещен.


фото: инфостенд в локомотивном гараже узкоколейки.

После Второй мировой войны резко нарастает потребность в строительных материалах для восстановления разбомбленного Ляйпцига и карьеры вместе с узкоколейкой работают на полную мощность. В 50-х годах железнодорожное хозяйство получает первые дизельные локомотивы. Протяжность узкоколейки постоянно растет и к 1960-му году достигает своего максимума - 12 километров путей, связывающих цементный завод с четырьмя карьерами. В то время на узкоколейке задействованы около 35 локомотивов и 700 вагонеток. По причине истощения карьеров и перехода на новые технологии в строительстве (панельное домостроение) в истории узкоколейки начинается период спада. В 1965 году из эксплуатации были выведены все паровозы, а в 1967 году после остановки растворного завода и электровозы. С этого момента до самого закрытия узкоколейке в 1991 году все перевозки по ней осуществлялись тремя дизельными локомотивами, которые перевозили гальку с карьера и просеивающей установки в порт. Длина участка узкоколейки в 80-х годах составляла всего 3,5 километра.

48. Локомотивные депо на остановившемся растворном заводе в 1968 году. На переднем плане выведенные из эксплуатации электровозы.


фото: инфостенд в локомотивном гараже узкоколейки.

После остановки узкоколейки в 1991 году железнодорожными любителями был направлен запрос в ведомство по историческим и культурным памятникам о сохранении части узкоколейки и занесению ее в список исторического наследия Саксонии. Запрос был одобрен и в 1992 году сохранившаяся часть узкоколейки была объявлена техническим памятником. К этому моменту спасти от демонтажа удалось лишь километр путей и локомотивное депо с частью узкоколейного хозяйства. В этом же году пути были продлены до 1,5 километрового участка и уже в сентябре 1992 года по узкоколейке был пущен первый пассажирский поезд. С этого времени начинает расширяться коллекция узкоколейных локомотивов и вагонов.

49. Локомотив LKM Ns3, 1954 года выпуска на узкоколейке в Линденау. Это были первые мощные дизельные локомотивы, поставляющиеся на эту узкоколейку.


фото: инфостенд в локомотивном гараже узкоколейки.

50. А вот этот же самый локомотив, с прошлой фотографии. Сегодня именно он повезет пассажирский состав по полуторакилометровому участку, рассказ об этой поездке а также о других интересных экземплярах музейной узкоколейки читайте в следующей части.

Tags: Германия, Лейпциг, Саксония, УЖД, железная дорога
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments