Уютный бункер (technolirik) wrote,
Уютный бункер
technolirik

Observer - образцовая киберпанковая антиутопия

Ноябрь станет знаковым месяцем для ценителей такого жанра научной фантастики, как киберпанк. Десятого ноября выходит дополненное и улучшенное переиздание Observer - легендарной игры, которой посвящен сегодняшний рассказ, а через девять дней после этого станет доступен многообещающий и широко распиаренный киберпанковый блокбастер Cyberpunk 2077. Мое же знакомство с миром киберпанка началось в 2018 году, когда начитавшись хвалебных отзывов в сети, я купил хоррор Observer и окунулся в сеттинг, который раньше меня никогда не привлекал.

До Observer'a я обычно обходил стороной игры, в описании которых фигурировало слово "киберпанк". Но мрачный мир Observer'a  настолько впечатлил меня, что мое отношение к киберпанку изменилось от холодного равнодушия до страстного почитания, а Observer сразу вошел в мой личный ТОП-10 игр всех времен. После этой игры я ознакомился еще с несколькими играми и фильмами этого жанра, включая классику "Бегущий по лезвию", но ни одно другое произведение кинематографа или игростроя не смогло приблизиться к тому уровню визуала, психоделики, спецэффектов и атмосферы, которые присутствуют в игре, созданной польской студией Bloober Team.

Observer - это шедевральный продукт цифрового искусства в жанре киберпанк, выводящий жанр на новый уровень. Такой густой, сочной и мрачной атмосферы кибербудущего, какая присутствует в мире игры Observer, я не видел больше нигде.

20200523014325_1



Перед тем как продолжить, пару слов о том, что представляет собой жанр киберпанка. Тут я не буду умничать и процитирую википедию:

Киберпанк - жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху. Произведения, относимые к жанру киберпанк, описывают антиутопический мир будущего, в котором высокое технологическое развитие, такое, как информационные технологии и кибернетика, сочетается с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве. Общая особенность лучших произведений жанра заключается в том, что воплощённый в них художественный мир представлен технологической антиутопией. В мире киберпанка высокое технологическое развитие зачастую соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах. Киберпанк изображает мир как тёмное, зловещее место, в котором Сеть управляет каждым аспектом жизни людей, а гигантские транснациональные корпорации подменяют собой правительства.


Действие игры происходит в одном из спальных районов Кракова в 2084 году. Район относится к классу С и здесь обитают представители самых бедных прослоек общества, обреченные на жизнь в трущобах, переехать из которых практически невозможно, так как место жизни человека определяется его гражданским статусом. Об особенностях жизни в районе класса С мы узнаем, общаясь с жильцами дома через домофоны на дверях квартир, а также читая переписку на компьютерах, если нам удается попасть внутрь квартиры. Как переписка, так и диалоги очень многое рассказывают о мире, в котором развиваются события игры и еще глубже погружают в его и без того мрачную атмосферу.

01. Визуальный стиль игры безупречен и соответствует классической стилистике жанра, заданной еще в "Бегущем по лезвию".

20200520013156_1

02.  Брутальные небоскребы с рекламными экранами на фасадах, неоновые вывески и постоянный, непрекращающийся дождь - так выглядит типичный город в сеттинге киберпанка.

20200523010406_1

Главный герой игры, в роль которого нам предстоит вжиться на протяжении восьми часов прохождения, является представителем касты обсерверов - полицейских наблюдателей, обладающих технологией, позволяющей подключаться напрямую к мозгу человека и получать доступ к его памяти. Зовут нашего героя Даниэль Лазарски и он работает детективом в полицейском департаменте Кракова. Озвучил главного героя Рутгер Хауэр, сыгравший одну из главных ролей в "Бегущем по лезвию", что является еще одной отсылкой к классике киберпанкового жанра.

Игра начинается с того, что Даниэль просыпается за рулем своего автомобиля от звонка диспетчера. Их диалог прерывается включением на полицейскую частоту постороннего сигнала - на связь выходит сын Даниэля, пропавший бесследно несколько лет назад. После обмена парочкой фраз, сигнал исчезает, но Даниэлю удается запеленговать источник сигнала, который приводит его в один из доходных домов, расположенный в трущобах Кракова.

03. Первый персонаж, которого мы встречаем, зайдя в подъезд доходного дома - консьерж, получивший увечья во время последней войны и часть органов которого заменены имплантантами.

20200523021204_1

04. Коридоры доходного дома выглядят крайне антуражно. За многочисленными голограммами и экранами с рекламой просматриваются ветхие стены здания, построенного еще в начале ХХ века, ужасное состояние которых прикрывают голографические проекции.

20200520013143_1

05. Там, где проекции отсутствуют, проступает фактурная трущобность дома, которая тут нарисована очень густыми мазками.

20200520021328_1

06. Порой картинка настолько сочная, а локации настолько хорошо и живо детализированы, что скриншоты из игры можно легко спутать с рисунками художника.

20200520021337_1

07. На этих лестницах и в этих коридорах мы проведем немало времени, но благодаря обилию деталей и отсутствию повторений, исследовать интерьеры дома очень интересно. А постсоветская обшарпанность и обилие рекламы на польском языке создают приятную и близкую нам атмосферу восточной Европы.

20200520013834_1

08. Не менее антуражно выглядят квартиры обитателей дома. Старая мебель, стоящая тут еще со времен социалистической Польши, предметы быта и бытовая техника из 1980-х - все это с одной стороны очень близко и знакомо каждому из нас, а с другой стороны на почти советский быт местных обитателей наложилось цифровое будущее с его переплетениями проводов, экранами девайсов, мониторами компьютеров и прочей атрибутикой цифровой эпохи.

20200520003236_1

09. Квартира богатого жителя трущоб - доктора, практикующего нелегальные операции с имплантантами. Тут в каждой детали видна блестящая работа дизайнеров и художников Bloober Team, которым удалось создать безупречный визуальный стиль игры.

20200520020533_1

10. Проникнув в детские воспоминания одного из жителей дома, мы сможем увидеть, как этот дом выглядел в доцифровую эпоху. Это типичный для Восточной Европы доходный дом, построенный на стыке XIX и XX веков, какими застроена половина Кракова.

20200523001547_1

11. Внутренний дворик дома в эпоху до наступления киберпанка.

20200523001919_1

12. Он же в настоящем времени.

20200520013341_1

Прибыв в дом, откуда поступил сигнал от сына, Лазарски направляется в искомую квартиру и обнаруживает там обезглавленное тело. В это же время системы кибербезопасности фиксируют на территории дома опасную активность и полностью блокируют дом, запирая все входы и выходы и отключая его от сети. Главный герой остается в запертом доме, в котором только что произошло убийство (как вскоре выяснится, не одно), и начинается поиск преступника, который, благодаря блокировке не смог никуда уйти и также находится в доме.

Далее мы будем по цепочке улик отслеживать убийцу и искать следы сына в заблокированном здании, в ходе процесса опрашивая живых жителей дома посредством домофонов и внедряясь в память мертвых, чтобы просмотреть их последние воспоминания. С каждой минутой игра все больше и больше погружает нас в этот мрачный мир запуганных и сходящих с ума обитателей бедных районов, которые заперты в своих квартирах и проживают жизни в виртуальной реальности и цифровых развлечениях. Блокировка дома отключила интернет, что обернулось для многих жителей кошмаром. Выпав из виртуальной реальности, люди впадают в панику и сходят с ума, оказавшись лицом к лицу с окружающей их реальностью и одиночеством. И эта атмосфера тут передана очень густо, почти осязаемо. За каждой запертой дверью своя история, по-своему мрачная или трагичная и все эти истории складываются в целостную и совершенно безрадостную картину мира, которая тут нарисована очень сочно с большим талантом и любовью к деталям.

13. С не меньшей любовью к деталям созданы и квартиры местных жителей, каждая из которых уникальна и по обстановке внутри можно узнать, чем жил ее владелец, где работал, какие у него были интересы.

20200520011759_1

14. Экранов в игре много, они разные из разных эпох и очень хорошо усиливают атмосферу психоделичностью транслируемой картинки.

20200520011805_1

15. В подвальной части дома обитают самые бедные жители района и у них оказались самые колоритные жилища. Несмотря на бедность и беспорядок, все квартиры этого дома как-то потрясающе уютны. Во время прохождения игры, я ловил себя на мысли, что был бы не прочь пожить и сам какое-то время в подобном антураже.

20200520011849_1

16. Техника из 1980-х тут соседствует с ноутбуками, очками виртуальной реальности и прочими девайсами цифровой эры и смотрится такое соседство очень гармонично.

20200520012035_1

17. Злачные переулки района класса С не оставят ценителей стиля равнодушными.

20200520021807_1

18. Картинка в игре шедевральна! Каждый кадр тут хочется распечатать и повесить на стену.

20200520021759_1

19. Большую часть игрового времени игрок проведет в коридорах и квартирах доходного дома, но в процессе прохождения действие игры развернется еще в нескольких интересных и разнообразных локациях, среди которых очень атмосферный подземный коллектор.

20200523010028_1

20. Кажется, сейчас придется побегать...

20200523010104_1

21. В коллекторе антураж сменяется на стимпанк и промышленную эстетику, которая тут реализована на не менее высоком визуальном уровне.

20200523010300_1

22. Так выглядит нелегальное жилище, оборудованное в одной из камер подземного коллектора. Трудно поверить, что это не концепт-арт, а реальная картинка из игры.

20200523005339_1

23. Постеры, вырезки из газет и прочая полиграфия на потертых стенах работают на атмосферу и делают этот крайне мрачный и одновременно такой прекрасный мир живым.

20200523005402_1

24. Сколько же работы вложено в то, чтобы все это смоделировать, нарисовать и вдохнуть жизнь!

20200523005549_1

25. Работа художников и дизайнеров в Обсервере выше всяких похвал, что и призваны продемонстрировать эти скриншоты.

20200523014209_1

26. Еще одна ключевая локация игры - церковь, в которой размещен салон виртуальной реальности.

20200523010359_1

27. Теперь у человечества новые боги - вместо алтаря контрольный пульт оператора, с которого запускаются капсулы виртуальной реальности, дающие людям новые смыслы и возможность убежать от мрачной действительности в мир грез.

20200523012541_1

28. Магия бытовой техники 1980-х с ее кнопочками, индикаторами, ползунками и контрольными лампами.

20200523012609_1

29. Церковный орган с витражами осовременен неоновой вывеской по законам жанра, которая очень удачно дополняет строгую и величественную церковную архитектуру.

20200523012857_1

30. Святая святых - офис корпорации "Хирон", которая диктует законы нового мира. Сюда мы тоже заглянем в ходе игры.

20200523012949_1

31. В лабиринтах небоскреба "Хирона".

20200523013152_1

32. В игре очень много ярких визуальных образов, которые вызывают чувства и запускают мысленный процесс. Вроде бы это называется "повествование через окружение", и оно в Обсервере реализовано на очень высоком уровне.

20200523013421_1

33. Капсульный отель!

20200523013130_1

34. Ретрофутуризм плюс киберпанк с предметами быта и мебелью социалистического блока объединены в мире игры настолько органично, что невозможно не восторгаться талантами и фантазией дизайнеров из Bloober Team.

20200523014122_1

35. Помимо реального мира игры, в котором детектив-наблюдатель Даниэль Лазарски ищет своего сына и орудующего в доме убийцу, важную часть игрового процесса составляют путешествия в память жертв маньяка в поисках улик. И если в той части игры, что происходит в реальном мире, фантазия разработчиков скована физическими законами и ограничениями мира, то в воспоминаниях мертвых жильцов, по которым мы получаем возможность побродить, создатели игры оторвались по-полной, вознеся искусство психоделического абстракционизма на новый уровень.

20200523000506_1

36. Ничего подобного тому, что Bloober Team реализовали в Observer, я не видел никогда и даже не знаю, как это передать словами. Лучше один раз увидеть.

20200520004842_1

37. Современные технологии сегодня позволяют реализовать в играх и фильмах все, что способна породить человеческая фантазия, но как это часто бывает, именно фантазия является слабым звеном в творениях современных создателей грез. Когда я в детстве зачитывался научной фантастикой 1980-х, я и представить не мог, что богатый на технологические революции ХХI век окажется таким бедным на яркие идеи в развлекательном искусстве. Вот уже на протяжении десятилетий мы наблюдаем отсутствие новых идей в научно-фантастическом кинематографе, которое невозможно компенсировать яркими спецэффектами, не способными заретушировать шаблонность и вторичность созданного продукта.

20200520021627_1

38. Если брать научную фантастику, то есть стойкое ощущение, что сейчас развитие жанра происходит лишь в сфере компьютерных игр. Как будто все талантливые люди, одержимые яркими идеями, ушли в геймдев, где и реализовывают свои видения будущего и делают это на очень высоком уровне. Я могу назвать ряд талантливых научно-фантастических игр, вышедших за последнее десятилетие, но не назову ни одного действительно яркого фильма в жанре научной фантастики за пару десятков лет. Не считать же научной фантастикой блокбастеры вроде Интерстеллара?

20200520021640_1

39. Кинематограф - это дорого, особенно если речь идет о научной фантастике, где часто важна хорошая картинка, подборка качественных актеров и недешевые спецэффектты. Снять хорошее кино группе энтузиастов, одержимых интересной идеей, но не обремененных деньгами не просто. Сделать же игру куда более дешево и реально. Видимо поэтому много интересных идей реализуется в сфере компьютерных игр и поэтому игры сейчас идут в авангарде современного искусства. Просто потому, что их созданием может заниматься каждый талантливый человек, сидя дома за компьютером. Сергей Носков тому яркий пример.

20200523002203_1

40. Observer - гениальное творение возникшей из ниоткуда команды польских разработчиков Bloober Team, которые до этого отметились лишь одной игрой - хоррором The Layers of Fear, вдохнувшим новое дыхание в жанр страшилок, который они очень выразительно переплюнули в Обсервере.

20200523002622_1

Observer - интеллектуальный хоррор, который хоть и пугает местами классическими приемами вроде пряток с монстрами и забегами от них, но основное впечатление он производит своей мрачной атмосферой цифровой антиутопии, которая пробирает до глубин и показывает, что киберпанк гораздо ближе, чем кажется. Для жителей дома, в котором разворачиваются события игры, отключение интернета превращается в настоящий кошмар, вырывающий их из уютного виртуального мирка в мрачную оффлайновую реальность трущоб. В эти моменты невольно задумываешься о том, каким стрессом может обернуться для современного человека отключение его хотя бы на вечер от интернета, телевидения и связи.

Очень впечатлил момент из игры, когда в одном из подвальных помещений дома я обнаружил мрачный хлев с распухшей от язв и мутаций свиньей в грязном стойле, на голову которой надет шлем виртуальной реальности. Картинка со шлема выводится на монитор и на нем видны залитые солнцем альпийские луга. Очень сильная и пробирающая зарисовка из мира киберпанка, который постепенно становится частью нашей реальности.

41.
20200523002750_1

42. Нейродопросы, когда Лазарски подключается к мозгу жертв маньяка, чтобы считать их воспоминания, превращаются в игре в настоящие психоделические трипы, реализованные на высшем визуальном уровне. Каждый раз я испытывал самые яркие эмоции и восторг, от того, что происходило на экране монитора, поражаясь полету фантазии разработчиков игры!

20200520003924_1

43. Приведу один момент из очередного психоделического трипа по чужому сознанию, в котором игрок оказывается в таком вот бесконечном лесу. В какую сторону не пойдешь - вокруг только монотонный, темный и повторяющийся лес без просветов. Я долго бродил по нему, пытаясь найти выход, но все безуспешно. А когда я понял, как отсюда выбраться и выбрался, я испытал огромный восторг от того, как интересно и оригинально реализовали этот момент в игре. Ничего подобного я больше нигде не видел.

20200522234556_1

44. Помимо окружения, стоит отметить также и реализацию персонажей в игре. За время прохождения игры их будет немного, но они запомнятся.

20200523015134_1

45. Монстры тут действительно жуткие, да и не только монстры.

20200523020754_1

Observer - очень сильное высказывание на тему мрачного цифрового будущего и просто отличная и проработанная до мелочей игра, возносящая жанр цифровой антиутопии на новую высоту. Она стала для меня проводником в мир киберпанка и в чем-то расширила мое восприятие красоты. Я и раньше тяготел к мрачной постапокалиптической и постсоветской эстетике, но после окунания в густую киберпанковую гущу игрового мира, во многом начал видеть красоту мира по-другому и искать ее в тех местах, куда обычно не ходят за порцией эстетического наслаждения.

В своих поездках по городам Европы я стал отдавать предпочтение прогулкам по спальным районам, часто игнорируя благополучные, облагороженные и уже не интересные мне туристические центры. Там среди среди обшарпанных стен, исписанных граффити и увитых лианами проводов, я начал искать и находить локации "как в обсервере" и понял, что мое понимание красивого навсегда изменилось после знакомства с киберпанковыми трущобами Кракова. В этом году я бродил среди выцветших и облупленных панелек Тираны, переплетенных проводами, обвешанных антеннами и сушащимся на балконах бельем и растворялся в этой своеобразной, но такой близкой мне красоте. Я наконец-то полюбил Киев, который все годы жизни мне казался запущенным азиатским мегаполисом и антипримером городской среды. Но этим летом я терялся с фотиком в его улочках, двориках и подземелиях, выискивая в пестром рельефе мегаполиса киберпанковые локации и собирая кадры для будущих фоторассказов в его фактурных панельных джунглях.

Observer оставил после себя глубокий след в моем сознании и скорый выход улучшенного переиздания игры - отличный повод еще раз окунуться в мрачный киберпанковый мир краковских трущоб, а заодно и написать пост об одной из важнейших игр десятилетия.

Tags: киберпанк, обзор игры
Subscribe

Posts from This Journal “обзор игры” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments

Posts from This Journal “обзор игры” Tag