?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Grande-Dixence - самая большая плотина Европы
technolirik
Гравитационная плотина Гранд-Диксенс является одним из самых впечатляющих инженерных сооружений Швейцарии. Высота плотины составляет 285 метров, ширина у основания 200 метров, а длина гребня 700 метров, что делает ее самой большой плотиной в Европе и самой крупной гравитационной плотиной в мире. Во время моих поездок по Швейцарии я дважды побывал на этой плотине и подготовил для вас познавательный пост об этом огромном сооружении, на строительство которого было израсходовано шесть миллионов кубометров бетона.

Если из этого бетона построить забор высотой 1,5 метра и толщиной 10 см, то он опоясал бы землю по экватору.





01. Плотина Гранд-Диксенс расположена в кантоне Валле в юго-западной части страны в 20 километрах от швейцарско-итальянской границы. К ней ведет асфальтированное шоссе, которое тут и заканчивается, как и признаки цивилизации. Дальше за плотиной лишь девственная, нетронутая человеком природа.



02. Размеры плотины впечатляют. Особенно явно ощущаешь грандиозность сооружения, когда стоишь перед этой огромной глыбой бетона. Почему-то в такие минуты в голову приходят мысли о прорыве плотины. Так и представляю себе, как поток воды прорывает бетон и огромная волна смывает все на своем пути и меня в первую очередь.



03. Но в реальности это невозможно. Ширина плотины на вершине гребня 15 метров - и это самое узкое место плотины, с каждым метром вниз плотина расширяется под углом, который наглядно виден на этом снимке, и достигает 200 метров у основания. Вдумайтесь в эту величину - 200 метров сплошного бетона! Я даже не знаю, если ли еще в мире бетонные сооружения, имеющие хотя бы половину этой ширины?



На рисунке для лучшего понимания масштабов плотины Гранд-Диксенс представлена Эйфелева башня. Для постройки этого циклопического сооружения было использовано 6 000 000 кубометров бетона. Чтобы наглядно визуализировать этот объем, представьте себе забор высотой 1,5 метра и толщиной 10 см, опоясывающий землю по экватору - это и будет шесть миллионов кубометров бетона. Вес плотины составляет 15 000 000 (!) тонн, что превышает вес пирамиды Хеопса.



04. Тело плотины не сплошное, а изрезано тоннелями, общей протяжностью 32 км, которые служат для слежения за состоянием плотины и для ее технического обслуживания. На фото виден один из нескольких порталов, ведущих в тоннельную систему плотины.



05. Еще один вход, используемый также для туристических экскурсий. Сюда мы еще вернемся чуть позже.



06. За холодный период года тело плотины настолько промерзает, что у ее основания даже летом всегда лежит снег. Во время нашей прогулки по тоннелям внутри плотины, температура составляла 6°C при 26°С снаружи. Тот еще контраст!



07. Гребень плотины расположен на высоте 2365 метров и с него открывается фантастический вид на долину. Когда-то тут протекала река, но после сооружения плотины ее воды пустили по подземным трубам, длиной десятки километров, к расположенным в низинах электростанциям.



08. Объём водохранилища при максимальном уровне заполнения составляет 400 000 000 кубометров, а глубина - 284 метра. Максимальный уровень воды в водохранилище обычно в сентябре, когда ледники, питающие все высокогорные водоемы, достигают максимальной степени таяния, минимальный - в апреле после окончания зимы, в течении которой ледники замерзают и подпитка водоемов прекращается.



09. На гребне плотины во всю его 15-метровую ширину и 700-метровую длину оборудована обзорная площадка, с которой можно любоваться роскошными пейзажами, простирающимися по обе стороны от плотины.



10. Для этого придется преодолеть около трехсот метров подъема по крутой туристической тропе, змейкой извивающейся по склону горы. Мне стоило немало усилий забраться по ней наверх, не менее утомительным был и спуск по причине большой крутизны тропы и высоты ее ступеней. Есть тут и более пологая дорога, но пользоваться ей запрещено из-за периодически падающих с гор камней.



11. Наиболее комфортным способом попадания на гребень плотины является канатная дорога. Оплатить проезд на ней можно лишь наличкой и лишь франками. Так как наличных франков у меня с собой не было, пришлось подниматься пешком.



12. Начнем нашу экскурсию. На переднем плане информационный павильон с инфостендами, рассказывающими историю строительства плотины. Оттуда я переснял несколько старых снимков, которыми проиллюстрирую историческую часть поста. На заднем плане общежитие, построенное тут для размещения рабочих, занятых на строительстве плотины. После окончания строительства общежитие стало отелем для туристов.



Строительство плотины Гранд Диксенс началось в 1951 году и продолжалось до 1965 года. В строительстве принимали участие три тысячи рабочих. Четыре крупнейших
производителя цемента Швейцарии поставляли цемент при помощи канатной дороги, построенной специально для этой цели из Сьона. На фото запечатлен процесс строительства плотины путем отливки бетонных блоков.



Плотина Гранд Диксенс была завершена в 1957 году, но в течении следующих восьми лет поэтапно вводились в эксплуатацию другие элементы гидротехнического комплекса Гранд Диксенс, такие как насосные станции в горах и две строящиеся гидроэлектростанции в долине. Полностью комплекс был завершен в 1965 году.



На месте строительства плотины Гранд Диксенс уже существовала построенная в 1929-1935 годах плотина Диксенс, имеющая высоту 87 метров и ширину 3,5 метра у гребня и 67,5 метра у основания. Эта плотина после сооружения гораздо более высокой Гранд Диксенс была просто затоплена водами водохранилища. На этом снимке запечатлены обе плотины до затопления, которое состоялось в 1957 году.



Чтобы увеличить производительность гидротехнического комплекса Гранд Диксенс в 1993-1998 годах была построена подземная гидроэлектростанция Bieudron, установившая сразу три мировых рекорда: вода сюда доставлялась с высоты 1883 метра, мощность турбин составляла 3 х 423 МВт и мощность полюса генератора переменного тока 35,7 МВА. На фото этап строительства подземной электростанции Bieudron. Эта электростанция стала четвертой и самой мощной гидроэлектростанцией комплекса.



13. Первое место, куда мы направляемся в рамках экскурсии находится за этими воротами. Раньше мне всегда казалось, что плотина = гидроэлектростанция. Так оно обычно и бывает на равнинах, но в горах есть разные плотины. Есть сопряженные с электростанциями, а есть такие как Гранд-Диксенс, функция которых заключается в сборе воды от тающих ледников и подальшей транспортировке ее к электростанциям, расположенным за десятки километров отсюда в низине. Входной портал очень напоминает порталы комплекса Black Mesa. Те, для кого это название не пустой звук, должны проникнуться дальнейшей атмосферой нашей подземной прогулки.



14. Ворота открываются, и мы попадаем в такой вот коридор с инфостендами. В конце коридора решетчатая дверь, за которой расположены клапаны системы подземных каналов. Дальше этого коридора туристов не пускают и даже клапаны можно посмотреть лишь из-за решетки.



15. Масштабы клапанов и диаметры труб впечатляют. Слева и справа в кадре видны двери в человеческий рост, по которым можно сопоставить масштаб.



16. В этом помещении с клапанами осуществляется регулировка потока воды, которая поставляется по подземным каналам к электростанциям в долине.



Профиль трубы на схеме, внутренний диаметр составляет внушительные 3,3 метра.



На следующей картинке слева изображена плотина Гранд Диксенс и подземный канал, по которому вода транспортируется к расположенным в низине электростанциям.



Плотина Гранд-Диксенс является лишь одним из элементов гигантского гидроэнергетического комплекса, собирающего воду из 35 ледников и насчитывающего 75 водозаборных мест, соединенных сетью подземных водопроводов, общей протяжностью 100 километров. В комплекс входят также пять насосных станций, перекачивающих воду из водоемов, расположенных ниже водохранилища Дикс. Эти станции показаны на схеме ниже. Вся эта масса воды транспортируется по подземному водопроводу к четырем электростанциям, расположенным у подножия гор в долине, которые обеспечивают пятую часть энергетических потребностей страны.



Ниже приведены схемы двух из пяти насосных станций, перекачивающих воду из водоемов, расположенных ниже водохранилища Дикс в само водохранилище для последующей транспортировке ее к электростанциям.





Швейцария является самой подземной страной Европы. Протяжность швейцарских подземных комплексов и сооружений составляет около 4 000 километров и большая часть этих объектов имеют отнюдь не военное предназначение, а являются сооружениями энергетического сектора страны. На этой схеме наглядно показана тоннельная система одного лишь гидротехнического комплекса Гранд Диксенс с насосными станциями возле ледников, электростанциями в низине и сотнями километров подземных тоннелей, связывающих все элементы комплекса между собой. Комплекс вырабатывает в год количество электроэнергии, достаточное для обеспечения 400 000 домашних хозяйств.



17. Наша экскурсия продолжается и мы подходим к одному из входных порталов, ведущих в тело плотины.



18. Внутри плотины расположена обширная тоннельная система, протяжностью 32 километра, из которых мы в рамках экскурсии пройдем лишь около двух километров.



19. По специально оборудованной для экскурсионных групп лесенке поднимаемся в тело плотины.



20. Сразу за входной дверью находится перекресток, в котором сходятся три тоннеля, уходящих в разные части плотины.



21. Из жаркого летнего дня с температурой 26°C снаружи мы попадаем в скромные 6°C. Разительный контраст! Такая низкая температура держится внутри плотины круглый год и практически не подвергается сезонным колебаниям.



22. На перекрестке пересекаются несколько потерн, ведущих в недра плотины, из которых нам доступна лишь одна.



23. Остальные ходы перекрыты таким образом, чтобы никакой любопытный турист случайно или умышленно не затерялся в подземном лабиринте. Напоминает коридорный шутер, в котором тебя ведут по одному заранее определенному маршруту, перекрыв все остальные ходы и лишь дразня твое любопытство уходящими вдаль длиннющими тоннелями.



24. А затеряться в этой системе ходов ох как хочется. Отстать от экскурсионной группы и побродить тут основательно без сопровождения - мечта исследователя!



25. Тело плотины пронзают не только горизонтальные тоннели, но и вертикальные шахты, пересекающиеся с тоннельной системой.



26. Сечение большинства тоннелей имеет яйцеобразную форму, которая способна выдерживать огромное давление массы бетона.



27. Все эти тоннели служат для обслуживания плотины и контроля за ее состоянием. Дело в том, что тело плотины не статично - в зависимости от внешних температур и степени заполнения водохранилища, крона плотины может отклоняться до 11 см. Помимо этого, окружающие плотину скалы тоже находятся в постоянном, хоть практически и незаметном движении и их состояние тоже необходимо постоянно мониторить.



28. Для отслеживания всех важных для безопасного функционирования плотины параметров и контроля сотен различных датчиков и измерительных приборов и служит эта огромная тоннельная система.



29.


30. Еще одна вертикальная шахта, уходящая наверх.



31. Внутри шахты есть лесенка для перемещения рабочих между уровнями.



32. Когда на протяжении многих лет посещаешь в основном подземные комплексы военного назначения, непривычно видеть такую шахту с лесенкой, ведущую не в пулеметный колпак или бронебашню, а на очередной технический уровень.



33. Надпись на стене в ультрафиолетовом свете информирует о протяжности тоннельной системы плотины.



34. Периодически во время прогулки попадаются ниши с различного рода оборудованием, датчиками и прочей техникой.



35. Очень антуражная подземная развязка, в которой пересекаются несколько потерн, ведущих на разные уровни плотины.



36. Из яйцеобразного тоннеля слева на фото мы пришли, справа на снимке лестница, уходящая на нижний уровень, который не доступен в рамках экскурсии.



37. Эта лестница пересекает наш уровень и продолжается, уходя наверх. По крутым ступеням мы поднимаемся на уровень выше.



38. Лестница приводит нас к очередному яйцеобразному тоннелю с атмосферной зеленой подсветкой внутри.



39. Благодаря специфическому освещению, фотографии в этом месте получаются словно скриншоты с компьютерной игры. Потрясающе фактурный тоннель!



40. Яйцеобразный тоннель приводит нас в скальную выработку. Здесь мы на время покидаем тело плотины и углубляемся в одну из скал, на которые плотина опирается.



41. О том, что мы находимся внутри скалы, можно судить по каменным стенам и потолку, сменивших ровный бетон тоннелей плотины.



42. Но скальный участок потерны продолжается недолго и дорога снова ныряет в бетонную трубу.



43. Которая заканчивается лесенкой с интересным профилем тоннеля.



44. Мы возвращаемся в тело плотины и дальше все время следуем по яйцеобразному тоннелю к выходу.



45. Подземная прогулка в теле плотины подошла к завершению.



46. И яйцеобразный тоннель выводит нас туда, откуда мы начали свой путь по тоннельной системе.



47. Как же замечательно после холодных и мрачных подземных тоннелей выйти в альпийское лето!



48. Это была очень познавательная для меня прогулка, из которой я узнал об устройстве горных гидроэнергетических комплексов Швейцарии и постарался поделиться этими знаниями с вами в рамках этого поста.



49. Если вы соберетесь в поездку по этой прекрасной стране, заехать и познакомиться с самой большой плотиной Европы я настоятельно рекомендую.



50. Даже если вы не сильно интересуетесь величественными инженерными сооружениями, тут стоит побывать хотя бы ради того, чтобы увидеть эти нетронутые человеком и цивилизацией пейзажи, которые начинаются сразу за плотиной.



51. Надеюсь, что когда-нибудь я вернусь сюда с большим рюкзаком и спальником и пойду в пеший поход туда к заснеженным вершинам.



Posts from This Journal by “Швейцария” Tag


  • 1
Масштабы впечатляют!

>Если из этого бетона построить забор высотой 1,5 метра и толщиной 10 см, то он опоясал бы землю по экватору.

«А если взять поэтажно весь объём работ, выполненных нашим СМУ за 1й квартал, и поставить эти этажи один на другой, то мы получим здание, которое будет в 2 раза выше, чем всемирно известная Эйфелева башня!»
(Фильм "Операция Ы и другие приключения Шурика")

А вот такой вопрос - как там в окрестностях с велотрассами? Кмк выглядит весьма интересно, наверняка должно что-то клёвое быть.

В высокогорьях Швейцарии я вообще не видел велодорожек, велосипедистов видел на перевалах, но все они ехали по обычным автомобильным трассам.

Очень интересно и впечатляюще, спасибо!

Рад, что было интересно.

Речка потом после электростанций появляется опять?

Да вся эта масса воды впадает в низине в реку и продолжает свой путь к морю.

В электростанции напор реально под 2 км, или я что-то не правильно понял в схемах?
под 200 атм, как в кислородном баллоне? 0.0

Да 1800 метров или около того там перепад высоты. И давление там рекордное на лопастях турбин электростанций.

Александр, в очередной раз выражаю признательность за Ваш труд. Помимо красивых фото Ваш блог еще и расширяет кругозор. Благодаря Вашему посту, я пошла искать плотины и ГЭС в России, нашла много интересных постов в ЖЖ по данной теме.

Меня интересует несколько вопросов по Гранд-Диксенс:
На балансе, какого ведомства находится данная плотина?
Сколько стоит ее поддержание в рабочем состоянии, сколько стоят экскурсии и в чью казну идет этот сбор?
Какова совокупная стоимость такой экскурсии вместе с дорогой туда и обратно, ночевкой в отеле, билетом на экскурсию? Как много людей посещают эту плотину?
Как они борются с диверсией на плотине от посетителей и самих сотрудников?
Я пыталась самостоятельно найти ответы на эти вопросы, но яндекс меня отсылает на какие-то левые сайты и по-немецки я не понимаю.

Рад, что мои посты помогают вам расширяет кругозор. Признаться, мой кругозор тоже прилично расширяется при работе над такими постами. Ведь во время посешения таких мест не затрудняешь себя чтением инфостендов, а дома при работе над постом перечитываешь сфотографированную информацию со стендов и узнаешь много нового.

Теперь по вопросам:

О том, кому принадлежит плотина есть пару слов в википедии:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Гидрокомплекс_Клезон-Диксенс

Экскурсия стоила то ли 12 то ли 15 евро, сейчас уже не вспомню, деньги идут, видимо, фирме-владельцу плотины.

Не знаю, можно ли добраться в те края общественным транспортом, но если ехать машиной, то стоимость будет зависит от пути, плюс нужно будет купить виньетку на автобан 50 евро или около того она стоит. Отели начинаются от 50 евро за ночь. Так что в целом такую поездку бюджетной не назовешь. В группе экскурсионной было около 20 человек и таких груп в день несколько.

В Швейцарии не было диверсий так что тут никак с этим не боряться, охраны на плотинах нет.

какая красота.
=========================
Горный народ по привычке построил не плотину, а ещё одну гору с тоннелями.

Швейцарцы любят тоннели, что б они не строили, тоннелей будет там много :)

еще интересный момент: подобные сооружения никогда не делают из монолитного бетона, а только из отдельных блоков. причина - колоссальный нагрев конструкции при наборе бетоном прочности просто бы разрушил её.

Я как-то даже не задумывался, почему плотину не отлили монолитной, теперь понимаю почему.

Масштабы очень поражают. Из больших плотин я был на дамбе Гувера, но эта на 50 метров выше. Тяжело представить себе эти размеры! Потрясающий пост.
Европейские дамбы правда для меня всегда выглядят "страшно" после того, как прочитал про Vajont Dam.
Слышал про нее? Все хочу туда добраться, если буду в Европе.

Про Vajont Dam до сих пор не слышал, сейчас погуглил и узнал об этой катастрофе. Жаль, что не знал об этом месте раньше, жил недалеко от этих мест, мог бы съездить. Ну зато добавил себе цель на будущее, если занесет в те края, посещу обязательно эту плотину.

ооочень круто, какое мощное сооружение

Да сооружение очень впечатляющее. Два раза там был и оба раза поражался этому рукотворному объекту.

Альпийский горы

Эх, полазить бы по этим горам. Мы любители залезть куда-нибудь на вершину. Только они все по мельче у нас... Эти снимки, как мне кажется, относятся к 2016 году, когда ты работал в Pfullendorf. Удивительно, что ни в машине, ни в офисе нет кондиционеров - у нас это почти обязательно, когда на улице +35 в машине в пробке просто сваришься. И на работе, у нас южная торона, а стены отделаны металлической плиткой хоть и с теплоизоляцией, но все равно. А вот окунуться в прохладу в жаркий день - это отличная идея. Иногда, когда у нас на пути оказывались горные выработки мы в них залезали. Это рай! В прошлые выходные мы залезли в заброшенные штольни, где добывали битуминизированные известняки, с берега реки не было видно вход, но я почувствовал холодное дыхание. В штольне было прохладно. С потолка капала вода, которая собиралась в солидные лужи. Офигенные выходные, можно только завидовать!

Re: Альпийский горы

Да снимки с пфуллендорфского периода, последний раз я был в Швейцарии летом 2016 до того, после чего она стала далека. Кондиционеры тут не были раньше распространены потому что не было таких температур, как в последние годы. Сейчас, конечно, меняется климат и кондиционеры проникают в офисы.

Побродить по штольням и другим подземельям в жаркий день - самое то. Вспоминаю мои летние туры по линии Мажино - какой кайф был нырнуть из +30 в систему тоннелей, где круглый год +12.

Грандиозное сооружение.

Рад стараться :)

На 40й фотографии слева цветастый объект, прислонённый к стене - носилки?

Я сам не очень понимаю, что это на фотографии. Может и носилки, а может что-то еще, по снимку трудно определить назначение предмета.

Ух, как круто! Меня как инженера-строителя по образованию такие объекты очень вдохнавляют. И как я пропустил этот пост...

Такой объект кого хочешь вдохновит, не только инженера-строителя :)

  • 1