?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Ouvrage de Soetrich (продолжение)
technolirik
Продолжение рассказа об увлекательной подземной прогулке по одному из наиболее хорошо сохранившихся заброшенных больших фортов линии Мажино. В этой части мы осмотрим еще один артиллерийский блок с двумя 135-мм гаубицами внутри башни, затем пройдемся по жилому сектору, посмотрим на электростанцию с остатками дизель-генераторов и увидим множество вагончиков подземной узкоколейки, а также центральный артиллерийский склад с часовней внутри.





Осмотрев первые встреченные на пути боевые блоки, мы направились к оставшимся двум блокам 4 и 5 (на схеме обозначены цифрами 4 и 3). Оба блока артиллерийские, в обоих установлены пушки в выдвижных башнях. Сперва мы решили осмотреть подземную часть блока 5 (на рисунке 3)



01. Подземная часть пятого блока обширная и состоит из нескольких складских помещений для хранения ящиков с 75-мм снарядами. Все помещения блока оборудованы подвесным монорельсом для транспортировки ящиков внутри арсенала и доставки их в лифт и дальше к орудиям.



02. Складские помещения до сих пор завалены оригинальными ящиками от снарядов.



03. Каждый ящик вмещал пятьдесят 75-мм снарядов для двух пушек модели 1932, расположенных внутри выдвижной башни.



04. Дыра в полу, ведущая в отлично функционирующую дренажную систему объекта. В дыре виден уровень воды, но объект полностью сухой, внутри нет ни одного затопленного участка.



05. Электрическое оборудование блока.



06. Наверх в сам боевой блок мы подниматься не стали, решив сэкономить силы - в пятом блоке находится точно такая же башня с 75-мм пушками, что и в блоке шесть, который мы перед этим осмотрели.



07. Возвращаемся в тоннельную систему и направляемся к четвертому блоку.



08. Развилка. Направо путь к главной потерне, налево к четвертому блоку, куда нам и надо.



Четвертый блок на схеме отмечен цифрой 4.



09. Этот блок артиллерийский и в его подземной части тоже расположены склады для боеприпасов к 135-мм гаубицам, размещенным в выдвижной башне блока.



10. Старенький и слегка подтопленный лифт для доставки ящиков с боеприпасами со складов к орудиям блока.



11. Прекрасно сохранившийся электропривод лифтового механизма.



12. Каземат для сбора отстрелянных гильз...



13. ... и винтовой конвейер для их скатывания под действием силы тяжести от орудий вниз в каземат.



14. Преодолеваем очередные три десятка метров и оказываемся на нижнем уровне блока, центральную часть которого занимает башенный механизм.



15. Электрооборудование в блоке слегка раздербанено, но сохранилось в общих контурах.



16. На заднем плане виден вентиляционный привод, который закачивал внутрь башни воздух под давлением, чтобы исключить проникновение отравляющих газов снаружи, а также для удаления пороховых газов.



17. От вентиляционного привода по земле идет труба, которая затем вертикально уходит в башню, вот она в центре башенной установки.



18. Башня смотрится величественно, словно какой-то загадочный древний механизм ушедшей цивилизации. В таких местах можно ощутить себя Индианой Джнонсом, путешествующем по заброшенной подземной системе, созданной древними людьми с дивными механизмами внутри.



19. Поднимаемся на верхний уровень башенной установки, с которого можно забраться внутрь башни.



20. Впечатляющий дизельпанк в разноцветной подсветке - в таких локациях всегда тянет поэкспериментировать со светом. Бронебашня имеет диаметр 2,90 м, толщину брони 300 мм и полный вес вместе с орудиями 163 тонны.



21. Механизмы башни невероятно живописны и несут собой прекрасную эстетику техники 1930-х годов.



22. Забираемся внутрь башни и снова приятно удивляемся - внутри расположены два 135-мм миномета в прекрасной степени сохранности и много другой техники.



23. Минометы французского производства модели 1932. Орудия имеют очень короткие стволы (1,145 метров) и по своему устройству ближе к минометам периода Первой Мировой войны, чем к классическим гаубицам. Зона поражения их располагалась между 320 и 5 600 метрами, скорострельность составляла до 12 выстрелов в минуту, причем стреляли минометы синхронно. Охлаждение орудий осуществлялось путем распыления на них воды, запас которой хранился в 250 литровом баке, расположенном на верхнем уровне блока.



24. Для обслуживания орудий требовалась команда из двадцати одного человека: шести унтер-офицеров и пятнадцати солдат. В крайнем случае орудием могли управлять четыре унтер-офицера и десяток солдат, но скорострельность в таком случае была ниже. Всего на линии Мажино было установлено 17 таких башен, оснащенных 135-мм минометами модели 1932.



25. И снова ощущение восторга от обнаружения такой удивительной находки. Ouvrage Soetrich - впечатляющий форт, радующий приятными сюрпризами в каждой локации.



26. Спускаемся обратно в тоннельную систему. Внизу в одном помещении обнаруживаем не до конца распиленные умформеры.



27. Эти умформеры преобразовывали напряжение 3000 вольт в 110 вольт постоянного тока для электроснабжения блока и электроприводов башни.



28. Покидаем сектор боевых блоков и продолжаем продвижение по главной потерне к жилой зоне комплекса. По пути встречаем следы работы металлистов - горы кабельной обмотки и очищенные от меди роторы движков. Потолок весь в копоти от обжига кабеля. Печальная картина.



29. В одном месте наталкиваемся на оригинальную и очень антуражную вагонетку внутренней узкоколейки форта.



30. Наличие подземной узкоколейной сети очень сильно усиливает техногенную атмосферу объекта и восприятие его масштабности. Когда видишь рельсы, уходящие во тьму на сотни метров, понимаешь, насколько гигантский этот подземный комплекс.



31. Судя по наличию ручного тормоза на вагонетке, это была замыкающая вагонетка в составе поезда.



32. Минные камеры по бокам главной потерны сделаны для ее подрыва, в случае захвата противником какой-либо части подземного комплекса.



33. Еще одна вагонетка, перевернутая вверх колесами, которая встретилась нам по пути через главную потерну форта к жилой зоне.



Дальше по ходу прогулки мы достигаем жилого сектора комплекса, который состоит и входного блока для персонала (2), казарменных помещений, кухни, лазарета и электростанции с дизель-генераторными установками. На схеме жилая зона расположена по центру комплекса (12)(13).

34. Жилая зона отделена от системы тоннелей бронедверями.



35. Коридоры жилого сектора.



36. Одно из казарменных помещений с демонтированными солдатскими кроватями, аккуратно сложенными возле стенки.



37. Большая часть казарменных помещений пуста, так что я фотографировал внутри лишь то, что обращает на себя внимание, например оригинальные солдатские рисунки на стенах жилого сектора. На фото рисунки в помещении телефонной станции.



38. Сверху значки военных подразделений, расквартированных в форте (18-й полк связистов и 2-й инженерный полк), внизу если присмотреться, можно различить пейзажи Лотарингии.



39. В другом помещении была обнаружена картина, на которой изображен "Оркестр басков".



40. Видимо, в этой комнате был зал для празднования торжественных мероприятий, судя по декоративной росписи стен.



41. Гарнизонная кухня с тремя электрическими чанами для приготовления жидкой пищи.



42. Оборудование отлично сохранилось, даже электрокабели питания на месте.



43. Комната с электрощитками и бойлером для нагрева воды (справа в кадре), на переднем плане лежит раскуроченный мародерами трансформатор.



44. Бойлер крупным планом.



45. Туалетный блок на четыре места.



46. Вплотную к жилой зоне прилегает электростанция с подсобными помещениями. На фото электромастерская со стеллажами для хранения инструмента и запчастей.



47. На входе в электростанцию нас встречает традиционно грустная картина раскуроченного мародерами оборудования.



48. До начала 2000-х объект был доступен через оба входных блока, а так как входной блок для персонала расположен прямо рядом с электростанцией, она первой пала жертвой мародеров и подверглась мощному распилу.



49. Сердце электростанции составляли четыре дизеля фирмы SGCM, выдающие по 150 л.с. каждый при 375 об/мин.



50. Оборудование раскурочено, весь цветмет извлечен, а потолки закопчены дымом от обжига кабелей. К сожалению, и этот форт не избежал печальной участи быть разграбленным мародерами, несмотря на прекрасную степень сохранности боевых блоков. Просто мародерам было лень тащить награбленное с таких отдаленных уголков комплекса, а электростанция расположена рядом с выходом и концентрат цветмета тут самый плотный.



51. Немного приукрасил эту мрачную картину тотального дестроя яркой подсветкой.



52. Игра со светом.



53. Электрооборудование с частично сохранившимися приборами.



54. Остатки трансформаторной подстанции, преобразующей переменный ток в постоянный либо наоборот.



55. Парочка фотографий нас на фоне дизелей для передачи масштабов техники.



56. Интересна раскраска труб, подведенных к дизельным моторам. Зелено-красный цвет трубы - сжатый воздух, желто-красный - топливо.



57. Баллоны со сжатым воздухом для запуска дизельных движков.



58. Повсюду тлен и разруха.



59. Покидаем электростанцию, а вместе с ней и жилой сектор комплекса.



60. И направляемся дальше по главной потерне в сторону артиллерийских складов.



61. Сектор артиллерийских складов традиционно отгорожен от жилого сектора массивной бронедверью, которая должна была сдерживать ударную волну в случае детонации боеприпасов на складах.



Артиллерийские склады представляют собой три каверны (10), перпендикулярно к которым подходят подъездные пути, ответвляющиеся от главной потерны.


62. Так выглядит ответвление железной дороги, ведущее к складам. Разбросанные вагонетки добавляют техногенного антуража локации.



63. Вдоль всего железнодорожного пути на складской территории находится разгрузочный перрон. Сюда на узкоколейных поездах доставляли боеприпасы и амуницию с поверхности, тут они складировались и развозились по подземному комплексу поездами внутренней узкоколейки.



64. Высота потолков над подъездными путями на территории склада боеприпасов впечатляет.



65. Как и длина подземной потерны с узкоколейкой.



66. Узкоколейка упирается в стену, на которой нарисована фреска, изображающая Деву Марию с младенцем Иисусом на руках, слева от нее ангел, справа - Иосиф. В этом месте солдаты организовали небольшую часовенку. Фреска была создана двумя солдатами Второго инженерного полка французской армии - саперами Раймондом Шарпантье (1914-1987) и Робертом Тинетом (1913-1990) по просьбе капитана Сухаса, командира пехотного подразделения форта.



67. Какой-то дебил испортил картину мерзким тегом, причем судя по старым фоткам еще в 2000-м году.



68. Вид на перрон с противоположного конца пути.



69. Внутри складских каверн построены стены из силикатного кирпича, разделяющие внутреннее пространство на множество комнат. Это послевоенная переделка. Ouvrage Soetrich планировали использовать во время Холодной войны в качестве подземного командного центра армии, но, судя по отсутствию других следов модернизации комплекса, проект так и не дошел до финальной реализации.



70. Возвращаемся в главную потерну, ведущую ко входному блоку для завоза боеприпасов и амуниции.



Перед входным блоком для аммуниции (1) можно заметить уходящую в сторону штольню (9), предназначенную для отвода сточных вод и служащую одновременно аварийным выходом из подземной системы.


71. Так выглядит эта штольня изнутри. Луч фонаря теряется вдали и штольня простилается насколько хватает взгляда. Какова ее длина, трудно сказать - я хотел дойти до конца и посмотреть на аварийный выход, но пройдя примерно километр, подустал и, так и не увидя конца штольни, вернулся обратно.



72. Напротив штольни расположена огневая точка, прикрывающая доступ в комплекс, если противник решит проникнуть в форт через аварийный выход.



73. Так каземат с амбразурой для прикрытия штольни выглядит изнутри.



74. Еще одна огневая точка, прикрывающая вход в главную потерну со стороны входного блока.



75. Заканчивается главная потерна форта лестничной клеткой и двумя лифтами, ведущими на поверхность через входной блок.



Таким образом мы прошли всю подземную систему форта и заглянули в каждый его уголок. Наша прогулка завершилась на подземном уровне входного блока (1), подниматься в который мы не стали так как к этому моменту силы нас окончательно покинули.


76. Один из двух лифтов входного блока был грузовым и рассчитан на транспортировку между наземным и подземным уровнями двух вагонеток.



77. В настоящее время, как вы видите на этих снимках, шахта лифта подтоплена и одна из вагонеток живописно выглядывает из воды.



78. К этому моменту усталость начала давать знать о себе, мозг начал галлюцинировать и мы решили возвращаться на поверхность, не заглянув внутрь входного блока. Все таки мы потратили много сил на поиски входа и проникновение внутрь и уже пять часов бродили внутри этого огромного подземного мира, четыре раза поднявшись и спустившись на высоту тридцать метров. В итоге, дойдя до конца потерны, мы остро ощутили упадок сил и повернули назад.



79. Это была незабываемая подземная прогулка и яркое приключение, которое мы будем помнить долго. К тому же это был последний наш с братом совместный бункертур по Лотарингии, оставивший после себя самые крутые воспоминания, две тысячи фотографий и видеофильм.



80. В июне 2018 года я снова оказался внутри этого объекта в составе группы немецких диггеров. За четыре года, прошедшие с того времени, как были сделаны эти снимки внутри изменилось немногое и по состоянию на сегодня объект выглядит так же, как и на этих снимках.



В завершении поста привожу ссылку на вторую часть фильма про этот наш с братом бункертур. Часть, посвященная Ouvrage Soetrich начинается с 22 минуты. Видео очень темное и не качественное, рекомендовать не буду, но атмосфера наших подземных приключений тут передана очень хорошо.




Posts from This Journal by “фортификация” Tag

  • Fort de Villey le Sec. Часть 2 - Reduit

    Продолжим наше знакомство с роскошным фортом Вилле-ле-Сек, самым необычным и красивым фортом из тех, которые мне довелось посетить. В прошлом посте…

  • Fort de Villey le Sec. Часть 1 - La batterie Nord

    Серия постов, посвященная фортификации, подошла к завершению и перед тем, как сменить тематику постов, я хочу рассказать вам о самом красивом и…

  • Fort de Douaumont (продолжение)

    В прошлом посте я познакомил вас с драматичной и трагичной историей верденского форта Дуомон и показал, как выглядит форт снаружи, сегодня я…

  • Fort de Douaumont

    В сегодняшнем посте, последнем из "верденской серии", я расскажу вам о втором форте, который вместе с фортом Во оказался в самом эпицентре…

  • Fort de Vaux - самый знаменитый форт Вердена

    В феврале 1916 года началась самая кровопролитная битва Первой мировой - битва при Вердене, длившаяся 300 дней и ночей и ставшая на тот момент самым…

  • Линия Мажино: убежище и блокгаузы возле деревушки Veckring

    Линия Мажино - это не только огромные подземные комплексы - ouvrage, составляющие основну обороны укрепрайонов. Промежутки между фортами прикрывались…

  • Ouvrage de Soetrich

    Подземные сооружения линии Мажино являются одними из самых атмосферных и интересных заброшенных подземных объектов Европы. Нигде больше не сочетаются…

  • Feste Königsmachern

    Немецкие форты нового типа, получившего название "фесте", строились в начале прошлого века в период бурного развития науки и техники и…

  • Чехословацкий вал

    Пять лет назад я открыл для себя линию Мажино и с тех пор началось мое увлечение фортификацией и подземными объектами. Результатом исследования линии…


  • 1
Да уж.. Масштабы циклопические, труд - титанический.
Кстати, как там с воздухом? Обычный дух подземелья, или дышится с трудом?

С воздухом там все в порядке, дышится отлично за исключением отдельных мест, где жгли обмотку.

фантастика.
Даже оригинальная артиллерия на своих местах !
Сколько таких фортов осталось ?
Чаще ж привозят со складов "почти такие же".

Таких фортов было построено много, в сети есть их полный список:

https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Maginot_Line_ouvrages

все что обозначено как ouvrage - это форты либо маленькие, либо такие огромные как этот.

Спасибо за ссылку!
Перечень фортов впечатляет!

Хочется, чтобы все хорошо сохранившиеся сооружения были замурованы до такой степени, что туда мог бы протиснуться человек с камерой, а вот мародер с награбленным - уже нет. Величественна линия Мажино, но все усилия оказались тщетны- Гитлер со своими генералами обошел Францию с севера.

К сожалению, замуровали большинство объектов очень позно - когда металлисты их уже порезали. Если бы этот объект таким образом засыпали в начале 90-х, внутри было бы вообще все на своих местах.

А до 90-х годов мародеров не было?

Видимо, в те времена армия присматривала за своими объектами, поэтому тогда ничего не пилили.

Нед. Не только.
Немцы проломили линию там, где им надо было. Стратегия ПМВ оказалась бессильной перед тактикой ВМВ.

Чего-то думал, что это относительно недавняя вылазка.

Вылазка 2014-го года, все руки не доходили написать пост, так как с 2015 года я начал активно изучать заброшки восточной Германии и французская фортификация отошла на второй план. Через две недели снова еду туда в тур, так что посмотрю, что изменилось за годы.

Позанудствую немного... Фото 26-27 это не трансформаторы, строго говоря. Это умформеры (мотор-генераторы). ;)
Классическую ныне связку трансформатор-выпрямитель в то время и именно в тех условиях использовать не получилось бы.

Спасибо, внес поправки в текст.

Правильно понимаю, что от входного блока на лифте до склада и далее со склада к боевым блокам боеприпасы возили одни и те же составы, как и в других крепостях?

Спасибо за отчет, как всегда, отлично.

Вагоны с амуницией в лифт заводил локомотив внешней узкоколейки, а внизу их уже цепляли к составам фортовой узкоколейки, которые и транспортировали их на склад и к блокам.

про электрику - удали свои умозаключения , а то ржачно про умформеры и прочую срань читать !

и да - его модернизировали несколько раз , крайний- в середине 80-х , так что инженерка там уже современная потому и попилена )))

Полдня читал твои посты про бункеры, значительно дополнил хотелки и точки по Франции :) Спасибо за подробное описание объектов и фото залазов. Вдруг да пригодится.
Пойду дальше читать.

Рад, что было интересно. Если будут вопросы, обращайся :)

Спасибо! Вспомнил тут свой старый пост. Тебе, как профессиональному катакомберу должно быть интересно :) https://zizis.livejournal.com/188330.html Ну и вот немножко https://zizis.livejournal.com/147289.html

Благодарю за ссылки, пошел читать.

Как всегда прекрасно. Спасибо!
Интересно будет узнать о что-то новое из грядущей поездки.

Поездка будет насыщенная, в программе парочка фесте вокруг Меца и Тионвиля, повторный визит в ouvrage Soetrich, пять фортов вокруг Вердена. Надеюсь, сможем вложить всю программу в три с половиной дня.

Большое спасибо, очень интересно!

А что находилось в точках на схеме под номерами 11 и 14?

В одной из этих точек была трансформаторная подстанция для преобразования переменного тока в постоянный, во второй, полагаю, мастерская с запасными частями для обслуживания железной дороги.

Edited at 2018-06-30 12:37 pm (UTC)

  • 1