Previous Entry Share Next Entry
Подземные тайны восточной Германии. Часть 12: ОУС 833 "Лесной"
technolirik
Очередная часть серии постов про подземные бункера Холодной войны будет посвящена детальному обзору советского бункера, в котором располагался узел связи с позывным "Лесной". Бункер этот находится в заброшенном городке Розенкруг, который я вам показал в прошлом посте, и представляет собой одноуровневое монолитное сооружение из бетона, примечательное наличием двух наземных градирен системы охлаждения, что делает бункер в чем-то уникальным. Не знаю ни одного бункера, в системе охлаждения которого применялись бы наземные градирни.

Перейдем к осмотру объекта.




01. Дорога, ведущая на территорию бункера, приводит нас к сохранившемуся зданию кпп.



02. К контрольно-пропускному пункту прилегает двухэтажная пристройка.



03. Вход в кпп. Внутри совершенно пусто, как и во всех остальных зданиях в Розенкруге.



04. Напротив кпп расположен гараж для одной единицы техники. Интересно, тут базировался грузовик или бронетехника?



05. Рядом в траве валяется лицевая панель от Вартбурга.



06. Пройдя чуть дальше по дороге, замечаем массивные кирпичные оголовки вентиляционной системы - мы на месте.



07. Советские бункера легко угадываются по массивным и слегка небрежным оголовкам вентиляции. Такие оголовки я видел только на советских объектах.



08. Рядом оголовок поменьше и покомпактней.



09. Оголовки дизель-генераторной. Высокая труба для воздухозабора, две поменьше выхлопные, что видно по черной копоти на трубах.



10. Удивительной особенностью бункера является применение в системе охлаждения двух небольших градирен. Никогда ни до, ни после не встречал ничего похожего на подобных объектах.



11.


12. Странно, что градирни настолько прекрасно сохранились, не пав жертвой мародеров в 1990-е при том, что сам бункер внутри изрядно попилен.



13. Так же не очень понятно, на что рассчитывали инженеры, размещая градирни защищенного объекта на поверхности, ведь ударная волна или попадание обычной авиабомбы сразу же лишали систему охлаждения бункера части мощности.



14. Благодаря сохранившемся шильдикам, мы можем узнать, что градирни были произведены на Харьковском механическом заводе в 1978 году.



15. Рядом со входом в бункер есть небольшая площадка со смотровой ямой для осмотра техники.



16. Вход в бункер выполнен по типу "сквозник", когда в бункер ведут две входные двери, расположенные параллельно, за которыми находится перпендикулярно расположенная потерна, в середине которой гермодверь, ведущая уже в сам бункер.



17. Второй портал "сквозника". Такая система защищала вход от осколков и ударной волны, а также увеличивала шансы успешно покинуть бункер, если один из входов оказался бы завален обломками.



18. Один из двух входных порталов сквозника оказался распечатанным, так что в этот раз обошлось без экстремальных залазов.



19. При консервации объекта оба портала заложили кирпичной заглушкой, но тут даже бетонная пломба не смогла бы остановить любопытных исследователей.



20. Так выглядит сквозник изнутри. Слева в кадре гермошлюз, ведущий в бункер, справа коридор уходит ко второму выходу сквозника.



21. Который запечатан стальной заглушкой.



22. Отсутствие гермодверей на входе и закопченный потолок в сквознике настроили нас на пессимистический лад, но в целом бункер внутри оказался гораздо лучше, чем можно подумать по этой фотографии, хоть оборудование и распилено почти полностью.



23. Преодолев гермошлюз, попадаем в такой вот коридор.



Благодаря парням из http://www.sachsenschiene.net могу продемонстрировать вам трехмерную модель устройства бункера.


источник: http://www.sachsenschiene.net

А также подробную схему его помещений, которая мне очень поможет провести вам наглядную виртуальную экскурсию по объекту.



24. Первое помещение, которое мы осмотрели в бункере - дизель-генераторная (4), так как она расположена прямо у входа. На снимке слева входной гермошлюз, справа вход в дизель-генераторную.



25. Между машинным залом генераторной и комнатой с щитом управления электрооборудованием есть окошко. Первый раз вижу окно между помещениями в советском бункере.



26. Вид из окна на щитовую, туда мы заглянем в завершении осмотра бункера.



27. В целом генераторная выглядит так же, как и в большинстве советских бункеров.



28. Дизель-генераторы из техники бункера являют собой самое ценное и нужное в хозяйстве оборудование, которое, как правило, российские войска при уходе из Германии увозили с собой. Единственные известные мне два советских бункера, где остались дизель-генераторы - это хранилище ядерных боеголовок в Штольценхайме (там не было монтажной шахты и дизеля было проблематично вытащить из бункера) и так называемый бункер Koralle (там я пока не побывал, так как кроме дизель-генератора в бункере нет вообще ничего).



29. Выхлопные трубы, топливопроводы и скелеты от какого-то оборудования - вот и все, что осталось от резервного машинного зала бункера.



30. Дверь в монтажную шахту бункера (3).



31. Судя по состоянию двери, она явно оригинальная. Сама дверь оказалась запертой, так что в монтажную шахту удалось заглянуть лишь через форточку.



32. Внутри шахты собралось немного конденсированной воды.



33. Сама монтажная шахта закупорена сверху бетонными плитами.



34. Из машинного зала через отдельную гермодверь мы попадаем в небольшое помещение с топливными резервуарами (5), а слева от него находится забетонированный водный резервуар системы охлаждения дизелей (6).



35. Хорошо видны топливо- и водопроводы, связывающие оба помещения.



36. Внутри топливного хранилища два резервуара - по одному на каждую дизель-генераторную установку. На поверхности резервуаров можно заметить датчики, отслеживающие уровень топлива в баках.



37. Канал с топливопроводами заполнен какой-то мутной зеленой жидкостью.



38. Оказалось, что это просто маслянистая пленка на поверхности, под которой грязная вода



Заснял видео:



Напротив дизель-генераторной расположен рабочий зал бункера, где работала бригада связистов (21). Заглянем туда и затем осмотрим прилегающие помещения (15), (16), (20).



39. Рабочий зал бункера выглядит следующим образом. Конечно же, дорогая аппаратура связи была вывезена российской армией с уходом из Германии, так что тут ожидаемо пусто.



40. Через стенку расположена аккумуляторная (16), служащая для обеспечения электричеством всех систем бункера в промежуток времени между пропажей внешнего электроснабжения и запуском резервных дизель-генераторов.



41. Внутри сохранился стеллаж, в который устанавливались аккумуляторные батареи.



42. Он же крупным планом.



43. Через стенку от аккумуляторной в небольшом пустом помещении был обнаружен такой вот люк в потолке.



44. Судя по тому, что через люк удалось разглядеть дистанционно управляемую заслонку системы вентиляции, видимо, это просто технический люк для обслуживания вентиляционной системы.



45. Рядом с аккумуляторной расположена комната с выпрямителями электрического тока, которые сохранились лишь в общих чертах каркасов.



46. Они же с другого ракурса.



47. Через стенку от выпрямителей расположена комната, в которой находится вход кабелей связи и электропитания в бункер (20). На этом фото видны обрезки кабелей в точках входа.



48. Общий вид комнаты со стороны входа.



49. Кабельная трасса. Интересно, тысячи километров кабелей, связывающих подобные бункера в единую сесть, до сих пор лежат в земле?



50. Вид на кабельный ввод с другого угла комнаты.



51. В коридоре бункера отсутствует фальшпол и так как внизу стоит немного воды, а мы не в резиновых сапогах, то передвигаться приходиться по боковым бордюрчикам.



Мы начали осмотр бункера с комнаты (4) и дальше двигались против часовой стрелки. В такой же последовательности и продолжим обход бункера и в следующие минуты осмотрим аварийный выход (22), затем будем подниматься вверх по схеме в блоки вентиляции и подготовки воздуха (12) (13) (14), осмотрим остатки системы водоснабжения (7) (8), компрессорную (10) и балонную (11), затем также против часовой стрелки замкнем круг, осмотрев санузлы (19), насосную (9) и щитовую (19). Погнали...



52. Помимо входного портала сквозника, через который мы проникли в бункер, тут есть еще один вход, на схеме немцы его обозначили, как аварийный (22). Выглядит он так, как будто сверху на бункерном холме была небольшая будка, из которой в бункер вела лестница в два пролета, от которой остался лишь след на стене. Трудно сказать, был ли этот выход аварийным или же наоборот это был главный вход в бункер? Если повезет, и в комментарии придут люди, кто в прошлом проходил службу на объекте, хотелось бы от них узнать, каким путем они заходили в бункер.



53. Лестницу с поверхности и внутренние помещения бункера отделяет массивный гермошлюз, двери в котором, к сожалению, отсутствуют.



54. Напротив гермошлюза находится квадратный люк с датчиками состояния положения заслонки.



55. Люк ведет в помещение воздухозаборника. В начале поста я вам показывал массивные кирпичные оголовки вентиляционной системы на бункерном холме, один из них как раз должен быть расположен над этой комнатой.



56. Рядом с воздухозаборником находятся два помещения с фильтро-вентиляционным оборудованием (12) (13).



57. Обычно подобное оборудование очень хорошо сохраняется в бункерах, так как металлистам оно не интересно. Но тут фву оказалась в плачевном состоянии.



58.


59. Старые советские фильтры являются неотъемлемым компонентом любого ГСВГ-шного бункера.



60. Климатический блок (14) также распилен полностью, хотя такое оборудование в советских бункерах обычно находится в хорошей степени сохранности.



61. От климатического блока осталась лишь парочка опустошенных электрошкафов.



62. Воздуховоды системы вентиляции также распилены и на их месте в стенах зияют огромные дыры.



63. Рядом с помещением с климатическим блоком расположена вторая вентиляционная шахта бункера (17).



64. Покидаем вентиляционно-климатический блок и направляемся осматривать следующие помещения бункера.



65. Комната между (7) и (14) не обозначена на схеме, но по постаменту и остаткам труб можно с точностью сказать, что тут находился насос системы водоснабжения бункера. За стеною с круглым люком расположен водный резервуар.



66. В этом же помещении в уголку лежит часть распиленной двери в аккумуляторную.



67. Еще одна насосная системы водоснабжения со вторым водным резервуаром за стеной.



68. Напротив по другую сторону коридора расположено подтопленное помещение, назначение которого трудно определить, так как от оборудования осталась лишь рама.



69. А вот и аккумуляторы из аккумуляторной. Не понимаю, зачем кому-то понадобилось их таскать, они же весят немало.



Для тех, кому мало фотографий, первая часть видеообзора со всем тем, что я вам только что показал:



70. А мы перемещаемся в другой конец коридора и продолжаем осмотр оставшихся помещений объекта. Тут коридор совершает небольшой подъем и лестница приводит нас...



71. ... к двум, расположенным рядышком, туалетным отсекам (19).



72. На снимке справа виден фекальный бак, куда собирались все нечистоты для того, чтобы потом быть откачанными на поверхность.



73. Откачка фекалий производилась насосом, размещенным рядышком в соседнем помещении.



74. Тут тоже все попилено, ни насоса, ни труб, почти ничего не осталось.



Вот это помещение на схеме (9). Дальше заглянем в компрессорную, где производился сжатый воздух (10), и балонную (11), где он хранился.



75. Компрессорная, конечно же, пуста, как и остальные помещения бункера.



76. Сжатый воздух в бункере связи был нужен для закачки в кабели связи, где поддерживалось высокое давление для того, чтобы отслеживать повреждения кабелей. Как только давление воздуха в кабеле падало, сенсоры посылали сигнал и на место выезжала ремонтная бригада.



77. Тут хранились баллоны со сжатым воздухом.



78. Мы замкнули круг и последнее помещение на нашем пути - щитовая, из которой осуществлялось управление электроснабжением бункера.



79. Тут тоже все почти полностью распилено, а само помещение слегка подтоплено.



80. В двух электрошкафчиках сохранились какие-то остатки оборудования, которое непонятно каким образом избежало участи быть полностью вычищенным.



81. В каждом из шкафчиков было обнаружено по небольшому электромотору. Интересно, какова была его функция?



82. Электромотор во втором шкафчике.



83. Общий вид того, что сохранилось.



84. Шильдики производителей электрооборудования.



85.


86.


87. Фамилия ответственного за щитовую электротехника.



Видео с обзором этой части бункера:



88. На этом мы завершаем осмотр бункера и выбираемся наружу тем же путем, которым и зашли.



89. В завершении еще проверили лаз, ведущий в землю, на предмет наличия подземного хода.



90. Подземного хода внутри не оказалось, просто технический колодец для обслуживания коммуникаций.



Posts from This Journal by “Холодная война” Tag


  • 1
Спасибо!

Как всегда - отлично.

По поводу электромоторчиков.
Похоже, это т.наз. "унформер".

Умформер - то есть трансформатор? Я в электротехнике не силен, никогда не любил ее ни в школе ни в институте.

По своей сути - да, трансформатор.

Устроен просто, как грабли: электродвигатель на одном валу с электрогенератором.

Как всегда - дико атмосферно! Спасибо за обзор!

Благодарю за внимание. Рад, что понравился пост. Скоро будет еще один про гораздо более масштабный и интересный бункер.

Сохран не нулевой, но выпилено капитально.

Да попилили капитально, но все равно бункер в целом интересен.

Лицевая панель от Вартбурга очень похожа на такую же панель от Москвича 2140.
Шильдики, как и всякие таблички, всегда добавляют атмосферность объекта.
Ст. прапорщику надо было точно оставаться в Германии :)

Кабели связи

По поводу воздуха в кабелях: не знаю как там насчет мониторинга повреждений, но основное назначение подачи воздуха в кабели связи - недопущение попадания внутрь влаги за счет повышенного давления внутри. Конструктивно обычно такие кабели представляют из себя герметическую металлическую оболочку в которую подают компрессором воздух, а уже внутри этой оболочки проходят кабели связи.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account