?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Узкоколейная железная дорога Гулбене - Алуксне. Часть 1: Железнодорожное хозяйство.
technolirik
Узкоколейную железную дорогу Гульбене - Алуксне без сомнения можно назвать главной железнодорожной достопримечательностью Латвии. Рекламные плакаты с изображением узкоколейных тепловозов этой УЖД есть почти на каждом железнодорожном вокзале страны. Банитис, именно так называется на латышском эта узкоколейка, является единственной в странах Балтии узкоколейной железной дорогой с круглогодичным движением поездов а в 1998 году ей был пpиcвoен cтaтyc пaмятникa истории государственного значения.

Естественно, что будучи большим любителем узкоколеек,  я просто не мог обойти вниманием и не посетить эту достопримечательность во время моей летней поездки в Латвию.



01. Свое начало Банитис берет на железнодорожной станции небольшого городка Гулбене. Станция обслуживает как узкую так и широкую колею и интересна своим вокзалом, построенном в начале двадцатого века.



02. Вокзал впечатляет как снаружи так и внутри.



По территории станции можно абсолютно свободно перемещаться и фотографировать, никто ничего не запрещает. Чем я с радостью воспользовался и первым делом пошел осматривать узкоколейное хозяйство.

03. Обратная сторона локомотивного депо 1945 года постройки. С этой стороны только узкоколейные пути.



04. С лицевой стороны локомотивного депо есть узкая, широкая и совмещенная колея.



06. Поворотный круг, примечателен наличием как широкой так и узкой колеи.



07. В настоящее время в депо Гулбене базирвется только узкоколейный подвижный состав.



08. Узкоколейный тепловоз ТУ7А, построенный в 1988 году на камбарском машиностроительном заводе в СССР.



09. Железнодорожное хозяйство.



10. Цистерна, построенна на демиховском машиностроительном заводе в 1964 году.



11. Стоящий в тупике состав. Пассажирский вагон судя по всему будет реставрироваться.



12. А вот узкоколейный тепловоз ТУ2 находится в отличнейшем состоянии, учитывая год постройки - 1959-й



13.


14. Примечательно, что на шильдике 1965-й год, а на официальном сайте Банитиса указано, что данный ТУ2М был построен в 1959 году. Может шильдик не родной?



15. Интересный объект - вагон-снегоочиститель. Произведен в 1923 году в Латвии предприятием "Лиепайские железнодорожные мастерские".



16. Еще одна достопримечательность железнодорожной станции Гулбене - паровоз с пассажирским вагоном.



17.


19. Паровоз серии "Л" был одним из самых массово производимых паровозов в СССР, всего их было выпущено более четырех тысяч.



20. Дата производства паровоза и завод производитель указаны на табличке. Выглядит красиво и эстетично.



21. Судя по состоянию локомотива он полностью работоспособен. Своим присутствием на станции он здорово добавляет атмосферы этому месту.



22. Вдалеке стоит узкоколейный ТУ2 который сегодня повезет нас в путешествие протяжностью 33 километра.



23. Этот тепловоз как и его брат на фотографиях выше построен в 1959 году. Благодаря своей конструкции эти узкоколейные локомотивы были очень надежными и качественными. Тот факт, что они  уже более пятидесяти лет исправно работают на линиях - лучшее тому доказательство.



24. Сцепка с составом.



25.




26. Красота.



27. Сперва я подумал что локомотив повезет состав как на 25-й фото. Но он просто отбуксировал вагоны в тупик.



28. И вернулся назад всего с одним пассажирским вагоном на котором мы и поедем.



Продолжение рассказа о самой поездке будет в следующем посте.

  • 1
В Гулбене есть энтузиасты из сотрудников, которые устраивают экскурсии по депо. Мы съездили из Алуксне (туда--обратно), примерно полтора часа в Гулбене полностью провели в депо. Даже купили книгу про историю дороги.

Я читал об экскурсиях по депо на официальном сайте. Но к сожалению у меня было не так много времени в Гулбене, так бы обязательно прогулялся б.

Интересно. Жду продолжения.
У нас тоже раньше была узкоколлейка. Но я, к сожалению в сознательной жизни ее уже не застал. Сейчас осталась только насыпь и несколько мостов. Рельсы разобали.

Судьба узкоколеек в России печальна. Сколько их было и сколько сейчас уцелело, единицы.

Не знал об этой группе. Подал заявку на вступление. Как одобрят опубликую там парочку постов. Спасибо за наводку.

Об этой группе я знаю. Я всегда там размещаю посты на жд тематику.

Мне очень нравятся эти маленькие поезда, я воспринимаю их как игрушки :)

Я большой фанат узкой колеи. Обычно узкоколейки проходят в очень красивых и живописных местах да и вообще когда едешь неторопливо на таком поезде среди красивых и малолюдных мест, есть в этом какая-то радость для меня схожая с той, какую можно испытать в детстве.

Жаль, что у нас их практически не осталось, все пилится.

Судьба узкоколеек на постсоветском пространстве весьма печальна а ведь их столько было!!! Это такой потерянный навсегда туристический потенциал.

Банитис

(Anonymous)
Очень содержательная и интересная экскурсия! Спасибо вам! Приезжайте к нам в 1-ю субботу сентября, когда будем праздновать проаздник Банитиса, в этом, 2013 году исполняется 110 лет со времени постройки этой линии. Будет большой праздник, и можно заначевать! www.banitis.lv, depo.banitis.lv

Шильдик на ТУ2м - действительно неродной, а от тепловоза ТУ4, Камбарского завода. Тепловозы же ТУ2 строил Калужский завод, с 1955 по 1959 годы. В этом плане все верно. Данная приблуда на нем появилась еще в годы работы на Детской железной дороге, при модернизации машины. Отсюда и индекс "М", официальных двоек с индексом завод не производил.

Спасибо за дополнение.

  • 1