?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Дрезденский "Колизей"
technolirik

Если ехать на пригородной электричке (S-Bahn) из Дрездена в сторону Пирны, то по левую сторону от железной дороги на выезде из города можно увидеть интересный объект, формой напоминающий колизей. Первый раз я его увидел именно из окна электрички и с тех пор, каждый раз проезжая это место, обращал внимание на это интересное сооружение, строя планы в будущем ознакомиться с ним детальнее. И вот в один свободный денек я, взяв в руки фотоаппарат, поехал знакомиться с дрезденским «колизеем» поближе.



01. "Колизей" из окна поезда:



02. Еще одна фотография из окна поезда.



03. Это сооружение является самым высоким на много километров вокруг (не считая находящейся по соседству трубы) и его отлично видно со всех высоких точек города. Это фото снято из окна моей комнаты, большой зеленый массив на переднем плане - центральный городской парк:



Приехав на место я оказался на территории бывшего газового завода с двумя сохранившимися историческими газгольдерами, одним из которых и было сооружение, напоминающее внешне "Колизей".

04. Бывший газовый завод с высоты птичьего полета (фото отсюда):



Первые два газгольдера дрезденского газового завода были сооружены в период с 1887 по 1891 годы немецким архитектором Теодором Фридрихом. Третий газгольдер, которому и посвящен этот пост был возведен немного позже - в 1909 году по проекту дрезденского архитектора Ганса Эрлвайна.

05. Дрезденский газовый завод, на переднем плане газгольдер Эрлвайна, 1910 год. (фото: "Hans Erlwein - Stadtbaurat in Dresden 1905-1914" / ISBN 3-930382-16-4).



Работы по строительству третьего газгольдера начались в 1907 году под руководством Ганса Эрлвайна. Перед ним стояла задача спроектировать газгольдер, который соответствовал бы высокому уровню архитектуры Дрездена того времени. Третий газгольдер должен был выглядеть с любой точки обзора одинаково гармонично. Для этого Эрлвайн вынес лестницы в пять одинаковых лестничных башенок, размещенных таким образом, что с любой точки обзора всегда видны три из пяти башенок. Абсолютным новшеством того времени при строительстве третьего газгольдера стало использование железобетона . Газгольдер Эрлвайна стал первой в Европе самонесущей конструкцией из железобетона.

06. Строительство Газгольдера, 1908 год (фото: инфостенд Drewag):



Газгольдер Эрлвайна обладал емкостью, способной вместить 110 000 кубометров коксового газа, который в то время применялся в городском хозяйстве для освещения улиц и домов а также для использования в кухонных плитах и газовых колонках. Масштабы сооружения впечатляли: высота - 68 метров, диаметр купола - 65 метров, площадь крыши - 4000 квадратных метров. На то время это был самый большой в мире газгольдер.

07. Сравнение масштабов газгольдера Эрлвайна и Фрауенкирхе - символа Дрездена (фото: инфостенд Drewag):



Функция газгольдера заключается в хранении избыточного газа в газовой сети при низком потреблении и автоматическая подпитка сети при возникающей потребности. Газгольдер Эрлвайна был так называемым газгольдером мокрого типа. Он состоит из цилиндрического бассейна, наполненного водой, и открытого снизу колокола, погруженного в бассейн и  поднимающегося при увеличении количества газа. Для увеличения объема газгольдера была применена телескопическая конструкция колокола.

08. Конструкция газгольдера Эрлвайна (фото: инфостенд Drewag):



09. Дрезденский газовый завод в 1920 году  (фото: инфостенд Drewag):



Во время бомбардировки Дрездена в феврале 1945 года газовый завод сильно пострадал. Газгольдер Эрлвайна после попадания множества зажигательных бомб выгорел изнутри. Лишь в марте 1945 года завод снова смог в небольших количествах производить газ.

С переходом города на природный газ в мае 1973 года дрезденский газовый завод был остановлен. До конца года газгольдер Эрлвайна еще использовался в качестве буфера в газовой системе но вскоре был также выведен из эксплуатации.
 
10. Дрезденский газовый завод, середина 70-х. На фото видно всего два газгольдера из трех. С остановкой газового завода первый газгольдер был разобран в 1974 году (фото: инфостенд Drewag):



Оставшиеся два газгольдера после закрытия завода были заброшены и со временем их состояние стало аварийным. В 1987 году оборудование и внутренние конструкции газгольдеров были демонтированы. В 90-х годах возникла угроза обрушения крыши газгольдера Эрлвайна и решено было ее взорвать, что и было сделано в 1998 году.

11. Взрыв крыши газгольдера Эрлвайна 1998 г. (фото: инфостенд Drewag):



На ютубе есть видео с этим событием.

В конце 90-х годов возник план сооружения в стенах газгольдера Эрлвайна музыкального театра, но часть инвесторов, поддержавших проект после отказались от него. На сегодняшний день то, что осталось от газгольдера Эрлвайна является охраняемым памятником архитектуры и ждет своего времени и инвесторов, способных предложить интересный проект использования монументального сооружения.

12. Вид газгольдера Эрлвайна на сегодняшний день (фото: инфостенд Drewag):



Теперь, когда мы ознакомились с историей дрезденского "колизея" предлагаю осмотреть объект поближе.

13. Территория бывшего газового завода не огорожена и сюда можно подъехать даже на машине:



14. В отличии от своего старшего собрата во второй уцелевший газгольдер удалось вдохнуть жизнь. После капитального ремонта в нем расположилась площадка для показа огромных панорамных картин, так называемый "Панометер". Бывшее здание газгольдера идеально подходит для демонстрации картин с угом обзора 360°.



15. Само же здание газгольдера Эрлвайна даже в том состоянии, в каком оно дошло до наших дней, впечатляет своими габаритами и суровостью.



16.


17.


18.


19. Интересная сохранившаяся деталь - огромный циферблат показывающий уровень воды в газгольдере:



20. К сожалению все входы внутрь газгольдера закрыты решетками на замке, поэтому осмотреть его изнутри не представляется возможным.



21. Хотя смотреть внутри совершенно нечего - все внутренности газгольдера полностью демонтированы. Проникнуть внутрь хотелось бы лишь по одной причине - забраться по одной из башенок наверх и посмотреть на открывающиеся с вершины газгольдера панорамы города.



22.  Вход на одну из башенок, фотографировал через решетку:



23. Без широкоугольного объектива поместить весь "колизей" в кадр не получается:



24.  Лишь отойдя на приличное расстояние это удается:



25. Рядом с газгольдером Эрлвайна находится заброшенный комплекс помещений, по-видимому тут располагалось управление газового завода.  Помещения огорожены забором, снимал через решетку:



26. Старые бетонные стены красиво оплетает плющ:



27.


28. Еще одна интересная сохранившееся деталь газгольдера - логотип Ганса Эрлвайна. Таким логотипом отмечены все построенные по проекту дрезденского архитектора здания, которых немало - Эрлвайн оставил заметный след в истории дрезденской архитектуры не только одним лишь газгольдером:



29. Попытка уместить в одном кадре оба сохранившихся газгольдера бывшего газового завода:



30. И напоследок фотография, снятая всего несколько дней назад - силуэт газгольдера Эрлвайна в предзакатной дымке:





  • 1
спасибо за такой подробный материал!

  • 1