?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Дрезденский "Колизей"
technolirik

Если ехать на пригородной электричке (S-Bahn) из Дрездена в сторону Пирны, то по левую сторону от железной дороги на выезде из города можно увидеть интересный объект, формой напоминающий колизей. Первый раз я его увидел именно из окна электрички и с тех пор, каждый раз проезжая это место, обращал внимание на это интересное сооружение, строя планы в будущем ознакомиться с ним детальнее. И вот в один свободный денек я, взяв в руки фотоаппарат, поехал знакомиться с дрезденским «колизеем» поближе.



01. "Колизей" из окна поезда:



02. Еще одна фотография из окна поезда.



03. Это сооружение является самым высоким на много километров вокруг (не считая находящейся по соседству трубы) и его отлично видно со всех высоких точек города. Это фото снято из окна моей комнаты, большой зеленый массив на переднем плане - центральный городской парк:



Приехав на место я оказался на территории бывшего газового завода с двумя сохранившимися историческими газгольдерами, одним из которых и было сооружение, напоминающее внешне "Колизей".

04. Бывший газовый завод с высоты птичьего полета (фото отсюда):



Первые два газгольдера дрезденского газового завода были сооружены в период с 1887 по 1891 годы немецким архитектором Теодором Фридрихом. Третий газгольдер, которому и посвящен этот пост был возведен немного позже - в 1909 году по проекту дрезденского архитектора Ганса Эрлвайна.

05. Дрезденский газовый завод, на переднем плане газгольдер Эрлвайна, 1910 год. (фото: "Hans Erlwein - Stadtbaurat in Dresden 1905-1914" / ISBN 3-930382-16-4).



Работы по строительству третьего газгольдера начались в 1907 году под руководством Ганса Эрлвайна. Перед ним стояла задача спроектировать газгольдер, который соответствовал бы высокому уровню архитектуры Дрездена того времени. Третий газгольдер должен был выглядеть с любой точки обзора одинаково гармонично. Для этого Эрлвайн вынес лестницы в пять одинаковых лестничных башенок, размещенных таким образом, что с любой точки обзора всегда видны три из пяти башенок. Абсолютным новшеством того времени при строительстве третьего газгольдера стало использование железобетона . Газгольдер Эрлвайна стал первой в Европе самонесущей конструкцией из железобетона.

06. Строительство Газгольдера, 1908 год (фото: инфостенд Drewag):



Газгольдер Эрлвайна обладал емкостью, способной вместить 110 000 кубометров коксового газа, который в то время применялся в городском хозяйстве для освещения улиц и домов а также для использования в кухонных плитах и газовых колонках. Масштабы сооружения впечатляли: высота - 68 метров, диаметр купола - 65 метров, площадь крыши - 4000 квадратных метров. На то время это был самый большой в мире газгольдер.

07. Сравнение масштабов газгольдера Эрлвайна и Фрауенкирхе - символа Дрездена (фото: инфостенд Drewag):



Функция газгольдера заключается в хранении избыточного газа в газовой сети при низком потреблении и автоматическая подпитка сети при возникающей потребности. Газгольдер Эрлвайна был так называемым газгольдером мокрого типа. Он состоит из цилиндрического бассейна, наполненного водой, и открытого снизу колокола, погруженного в бассейн и  поднимающегося при увеличении количества газа. Для увеличения объема газгольдера была применена телескопическая конструкция колокола.

08. Конструкция газгольдера Эрлвайна (фото: инфостенд Drewag):



09. Дрезденский газовый завод в 1920 году  (фото: инфостенд Drewag):



Во время бомбардировки Дрездена в феврале 1945 года газовый завод сильно пострадал. Газгольдер Эрлвайна после попадания множества зажигательных бомб выгорел изнутри. Лишь в марте 1945 года завод снова смог в небольших количествах производить газ.

С переходом города на природный газ в мае 1973 года дрезденский газовый завод был остановлен. До конца года газгольдер Эрлвайна еще использовался в качестве буфера в газовой системе но вскоре был также выведен из эксплуатации.
 
10. Дрезденский газовый завод, середина 70-х. На фото видно всего два газгольдера из трех. С остановкой газового завода первый газгольдер был разобран в 1974 году (фото: инфостенд Drewag):



Оставшиеся два газгольдера после закрытия завода были заброшены и со временем их состояние стало аварийным. В 1987 году оборудование и внутренние конструкции газгольдеров были демонтированы. В 90-х годах возникла угроза обрушения крыши газгольдера Эрлвайна и решено было ее взорвать, что и было сделано в 1998 году.

11. Взрыв крыши газгольдера Эрлвайна 1998 г. (фото: инфостенд Drewag):



На ютубе есть видео с этим событием.

В конце 90-х годов возник план сооружения в стенах газгольдера Эрлвайна музыкального театра, но часть инвесторов, поддержавших проект после отказались от него. На сегодняшний день то, что осталось от газгольдера Эрлвайна является охраняемым памятником архитектуры и ждет своего времени и инвесторов, способных предложить интересный проект использования монументального сооружения.

12. Вид газгольдера Эрлвайна на сегодняшний день (фото: инфостенд Drewag):



Теперь, когда мы ознакомились с историей дрезденского "колизея" предлагаю осмотреть объект поближе.

13. Территория бывшего газового завода не огорожена и сюда можно подъехать даже на машине:



14. В отличии от своего старшего собрата во второй уцелевший газгольдер удалось вдохнуть жизнь. После капитального ремонта в нем расположилась площадка для показа огромных панорамных картин, так называемый "Панометер". Бывшее здание газгольдера идеально подходит для демонстрации картин с угом обзора 360°.



15. Само же здание газгольдера Эрлвайна даже в том состоянии, в каком оно дошло до наших дней, впечатляет своими габаритами и суровостью.



16.


17.


18.


19. Интересная сохранившаяся деталь - огромный циферблат показывающий уровень воды в газгольдере:



20. К сожалению все входы внутрь газгольдера закрыты решетками на замке, поэтому осмотреть его изнутри не представляется возможным.



21. Хотя смотреть внутри совершенно нечего - все внутренности газгольдера полностью демонтированы. Проникнуть внутрь хотелось бы лишь по одной причине - забраться по одной из башенок наверх и посмотреть на открывающиеся с вершины газгольдера панорамы города.



22.  Вход на одну из башенок, фотографировал через решетку:



23. Без широкоугольного объектива поместить весь "колизей" в кадр не получается:



24.  Лишь отойдя на приличное расстояние это удается:



25. Рядом с газгольдером Эрлвайна находится заброшенный комплекс помещений, по-видимому тут располагалось управление газового завода.  Помещения огорожены забором, снимал через решетку:



26. Старые бетонные стены красиво оплетает плющ:



27.


28. Еще одна интересная сохранившееся деталь газгольдера - логотип Ганса Эрлвайна. Таким логотипом отмечены все построенные по проекту дрезденского архитектора здания, которых немало - Эрлвайн оставил заметный след в истории дрезденской архитектуры не только одним лишь газгольдером:



29. Попытка уместить в одном кадре оба сохранившихся газгольдера бывшего газового завода:



30. И напоследок фотография, снятая всего несколько дней назад - силуэт газгольдера Эрлвайна в предзакатной дымке:




  • 1
Впечатляющее сооружение!

Вот это да... ни когда его не видела, хотя на электричке не часто ездила... муж говорит что там видел что то такое... Впечатлило что размер умещает Фрауэнкирхе.

Картинки не передают всего масштаба, так что рекомендую при возможности прогуляться к нему, к тому же там в соседнем газгольдере с 1 декабря будет показываться картина с 360° обзором с видом Дрездена 18-го века.

О, я о таком уже слышала, но тоже не удалось таки посетить. Первое это суббота, р.ярмарка начинаются. Будем гулять и туда заглянем :) Спасибо за наводку!

Великолепное сооружение. Жаль, что не получилось залезть наверх.
Мне удалось посетить только одно подобное, перед тем, как его распилили (

Теоретически наверх залезть можно. Просто днем там людно а бдительные немцы увидев как посторонний перелезает трехметровые ворота сразу же вызовут полицию. Вечером же все возможно. Но самому мне лезть неохота а напарника с такими же интересами у меня нет.

Впечатляющая конструкция
Преклоняюсь перед немецкими инженерами
Видео тоже зацепило
Атмосфера
Надо учить немецкий

Да немцы - самая инженерная нация в мире, это неоспоримый факт и особенно интересно прикоснутся к истории в таких вот местах, как это.

что-то мне подсказывает, что мы бы сдружились
много точек общих, взглядов
но увы
география

Помню, когда были на экскурсии в Чехии (я тогда в Польше учился), на бывшей немецкой территории случайно попали в заброшенную шахту.
Я достал всех своим восхищением.
Это было вот именно прикосновение к истории.
Сохранившиеся элементы инженерных конструкций, металлические приспособления (думаю в земле их ещё больше). Не восстановленный объект, а именно аутентичный заброшенный подлинник.
Никак не мог понять равнодушия студентов, выходцев из постсоветсткого пространства, оживляющихся лишь при возникновении развлечений или пунктов питания.

Я тоже восторгаюсь такими объектами. Музеи - не совсем то, настоящее прикосновение к истории ощущается именно в таких местах, которые покинули люди и все осталось так, как было. Я вот завтра еду в очередной бункертур по линии Мажино, вот там я и ловлю тот кайф прикосновения к инженерным сооружениям, что были построены 80 лет назад и неплохо сохранились до наших дней.

Потрясающее здание. Спасибо за такой объемный и интересный пост.

Рад, что понравился пост и объект!

спасибо за такой подробный материал!

Рад стараться :)

  • 1