Уютный бункер (technolirik) wrote,
Уютный бункер
technolirik

Прогулка по Циттау (июнь 2016)

Этим летом мне удалось снова побывать в самом красивом городе Германии среди тех, чье население не превышает 50 000 человек. Циттау - роскошный городок на границе с Чехией и Польшей, который обошли стороной все мировые конфликты прошлого столетия, благодаря чему он выглядит так, как выглядели немецкие города в середине 1930-х. Тут присутствует яркий колорит довоенной Европы, обилие шикарных фактур на каждом шагу не оставит ваш фотоаппарат в покое а разнообразие архитектуры и ее качество способны впечатлить даже видавших многое. Циттау настолько прекрасен, что мне пришлось даже ввести отдельный тег для него, так как этому городу я уделил больше десятка постов, к которым теперь прибавятся еще два. Ведь три месяца назад я снова оказался в этих краях и было бы грешно не заехать в мой любимый Циттау и не совершить неспешную прогулку по этому прекрасному городу, посмотрев, что изменилось за год, прошедший с моего последнего визита сюда.

А изменилось многое - повсюду восстанавливают ветхие здания, ремонтируют церковь и даже взялись за заброшенное здание шикарной казармы. Брусчатку на многих улицах постепенно меняют на удобный, но совершенно бездушный асфальт. Все это, конечно, приводит к тому, что Циттау медленно, но верно теряет часть своего колорита. Хотя его тут с запасом - лет на десять еще точно должно хватит, но в любом случае, если вы хотите увидеть роскошный немецкий городок, застывший в 30-х годах прошлого столетия, я бы порекомендовал сделать это в ближайшие несколько лет.




В Циттау я бывал десятки раз и в конце 2013 года даже жил тут пару месяцев, но за это время мне так ни разу не довелось посетить место, где стыкуются три страны - Польша, Чехия и Германия. И вот в этот раз я таки решил посмотреть как выглядит так называемый Dreiländereck.

01. А выглядит он так.



02. Я стою сейчас на территории Чехии, за рекой Германия, а Польша отделена от Чехии канавой с ручейком внутри.



03. То, как выглядят границы в рамках Евросоюза, меня очень радует. Надеюсь, в далеком будущем так будут выглядеть все границы между странами.



А так выглядела граница в 1950-х, причем это была граница между странами Восточного блока. Переснял снимок на установленном тут же инфощите.



04. Там, где ручей, разделяющий Чехию и Польшу, вливается в реку, за которой Германия, и находится, собственно, стык трех стран - тот самый Dreiländereck.



05. Чуваки в Чехии, а я уже в Польше. Прикольное ощущение!



06. Но вернемся в Циттау. Проезжаю Мандаускую казарму - самое большое здание в городе, которое десятки лет стояло заброшенным и постепенно разрушалось. Порадовало, что одна башня уже обросла строительными лесами, а значит у здания появилась надежда на будущее. В свое время мы с братом исследовали здание изнутри, о чем у меня был отдельный пост.



07. Еще одно атмосферное место - заброшенный район на окраине города, в котором три года жил мой брат и пару месяцев мне тоже довелось прожить в этом районе в единственном жилом здании, расположенном среди мертвых домов - студенческой общаге.



08. С этим районом у меня связан ряд самых теплых воспоминаний и вернуться сюда хоть на десять минут было очень приятно. Тут я провел много счастливых дней.



09. Кому интересно, что это за место и как так получилось, что целый район города превратился в филлиал Припяти - вот вам ссылка на отдельный пост, посвященный этому месту.



10. В Циттау я делал свои первые шаги городского исследователя, благо город богат заброшенными районами, заводами и прочими покинутыми людьми местами. На снимке одно из первых заброшенных мест Циттау, которое я посетил - старый пивоваренный завод. Во время моего прошлого визита он был свободно доступен для всех желающих, но в этом году завод огородили новеньким заборчиком. Теперь сюда так просто не попасть.



11. В одном из помещений пивзавода энтузиасты пытаются создать музей, посвященный двум умершим заводам, расположенным рядом друг с другом - пивоваренному заводу Zittauer и более известному на просторах стран Восточного блока - заводу Робур, выпускавшем грузовики и автобусы. Оба завода скоропостижно скончались в 1991 году, когда со своим устаревшим оборудованием не смогли конкурировать с хлынувшими в Восточную Германию западными товарами.



12. На территории пивзавода стоит парочка Робуров в прекрасном состоянии. Жители Циттау почитают свою историю и в частности автомобильную историю своего города, которая насчитывает около сотни лет. Так то думаю, со временем тут появится неплохой музей.



13. Робур с интересным типом кузова. Никогда не видел такого раньше.



14. Сразу за пивоварней расположены руины автомобильного завода Robur-Werke. Парочка офисных зданий с проходной, которые вы видите на этом снимке, частично используются и не являются полностью заброшенными, хотя выглядят неважно. А сразу за ними начинаются заводские цеха, в которых уже третий десяток лет гуляет лишь ветер да городские исследователи.


15. В одном из зданий с верхнего кадра расположена небольшая экспозиция, часть которой посвящена довоенной истории завода, выпускавшего вело-мото-авто продукцию под маркой Phänomen.



16. Экспозиция бедненькая, видно, что создана силами энтузиастов, не богатых финансами.



17. Вторая витрина посвящена послевоенной истории завода, который с 1957 года стал выпускать грузовики и автобусы под маркой Робур.



18. Сердце города - рыночная площадь.В Циттау она как и в других городах региона будь то Баутцен, Герлиц или Лёбау прекрасна, целостна и совсем не изменилась за последние пару сотен лет. Этот регион а архитектурном плане один из красивейших в Германии, если не самый красивый.



19. Сердце города - роскошное здание городской ратуши. Все прошлые годы на площади перед ратушей была парковка, сейчас это пространство освободили от машин, расставили пальмы и положили плиты с памятными датами из истории города.



20. В 18-м веке Циттау был одним из самых богатых городов Саксонии, но в Европе начинается семилетняя война и 23 июля 1757 года Циттау превращается в руины за несколько часов в результате артиллерийского обстрела австрийскими войсками. Из 627 зданий, находящихся в то время в городе уцелело лишь 138. В огне пожаров сгорела ратуша со всем городским архивом, полностью была уничтожена главная церковь города Johanniskirche и много других зданий. Весть о трагедии Циттау разнеслась по всей Европе и вызвала большой резонанс в общественном сознании, сопоставимый с тем, что последовал после трагедии Дрездена 1945-го. Деньги на восстановление Циттау собирали всей Германией и лишь через сотню лет удалось полностью стереть следы того страшного события.



21. В 19-м веке Циттау восстанавливает свое величество и богатство, становясь важным культурным и индустриальным центром региона. В городе открывается театр, развивается текстильная индустрия и машиностроение. В 1848 году город связывается железнодорожным сообщением с саксонской сетью железных дорог, на что указывает эта памятная табличка.



22. Примечательно, что память о столетней истории автомобилестроения отмечена не табличкой основания завода Phänomen в конце 19-го века, а табличной с изображением Робура. Причем, что тут делает дата 1951 - я не понимаю, так как марка Робур появилась лишь в 1957 году. В общем странная табличка.



23. Мирная революция 1989 года, захлестнувшая всю страну и вбившая финальный гвоздь в гроб тоталитарного режима. Не остались в стороне и жители Циттау, вышедшие на свой "Майдан", о чем напоминает эта табличка.



24. Год, когда перестала существовать граница с соседями Польшей и Чехией.



25. К сожалению, с рыночной площади полностью сняли старую булыжниковую брусчатку и заменили ее идеально новой ровной. Конечно, все это замечательно, удобно и современно, но вместе с уходом старой брусчатки, ушла и частичка той самой атмосферы.



В прошлом году я как раз застал процесс смены брусчатки на рыночной площади.



26. В некоторых местах поступили еще хуже - залили все асфальтом. Во время моего прошлого визита тут еще лежала гранитная плитка, островок которой вы можете видеть в центре кадра.



27. Теперь тут просто все закатали в асфальт. Причем это пешеходная зона, то есть удобства в этом никакого. Зачем они так уродуют мой любимый город?



28. Как вам пешеходная зона с асфальтом вместо плитки? Я такого не видел даже в совершенно безликих городах, а с Циттау так делать тем более нельзя!



29. Вот вам, к примеру, похожая улочка, но с плиточкой вместо асфальта. Согласитесь, совершенно другой вид. Дорожная инфраструктура - как огранка для хорошей архитектуры, должна соответствовать.



30. Идем дальше. Небольшая площадь в центральной части города, тут виден стык брусчаточного покрытия и асфальта. Когда-то тут везде была брусчатка, но для удобства машин ее залили асфальтом. Cлева видно здание заброшенного кинотеатра, построенное в 1828 году и изначально служившее складом муки.



31. Еще одна улочка, которую недавно закатали в асфальт. Асфальт свежий, значит это произошло недавно.



32. Наверняка, местным жителям теперь стало удобней перемещаться по улочке на машинах, но свою атмосферу улочка, к сожалению, потеряла.



33. И если асфальт на дороге еще можно объяснить удобством для автомобилистов, то зачем на тротуаре заменять гранитные плиты на асфальт - этого я не понимаю.



34. В конце улочки снова начинается ровная стильная брусчатка и Циттау снова становится городом, который я люблю.



35. Ну совершенно же другой вид! Картинка целостна, гармонична и прекрасна!



36. Стильная неоновая вывеска и алюминиевые двери из 1980-х.



37. Чуточку городских деталей и фактуры.



38. И внешней потрепанностью и архитектурой Циттау мне очень напоминает Львов. Местами сходство просто впечатляющее.



39. Скажи, что этот кадр снят во Львове - никто и не усомнится.



40. Так же, как и во Львове, тут на стенах всплывают артефакты прошлого времени - старые надписи, вывески магазинчиков и прочие милые сердцу ретролюба детали.



41.


42. Есть тут и узенькие улочки, напоминающие чем-то Италию. Наверное, опять же легкой потрепанностью.



43. Граффити на предыдущей фотографии тут не случайны. В этом здании расположен культурный центр Frei Raum Zittau, что переводится как "свободное пространство".  Центр позиционирует себя, как пространство для встреч, знакомств, искусства и креатива.



44. Местные молодые люди взяли брошенное здание и обустроили там центр альтернативного искусства, с целью спасти здание от разрушения и дать творческой молодежи пространство для самовыражения и обмена культурным опытом.



45. Без Робура в Циттау не обходится ничего, это имя уже стало местным брендом.



46. Идиллические пустынные улочки, по которым можно бродить бесконечно и такие прогулки всегда заряжают вдохновением. Сколько километров я намотал в свое время по этим улочкам! И каждая такая прогулка была богата яркими впечатлениями и красивыми картинами.



47. Полностью поглощенный растительностью дом. Интересно, он жилой?



48. Разруха и новизна находятся в Циттау бок-о-бок. Несколько лет назад в городе стояли пустыми 4500 квартир. В последние годы ситуация понемногу меняется и город потихоньку оживает, но покинутого жилья все равно еще очень много.



49. Местами встречаются целые улицы, состоящие из брошенных домов, но и они являются частью того Циттау, который я так люблю, придавая городу немного мистическую атмосферу. Особенно впечатляют прогулки по таким улицам ночью - в свете фонарей брошенные дома навевают картины и сюжеты из произведений Эдгара По.



50. Тут до сих пор есть такие уголки, которые не поменялись с начала прошлого века. Эта фотография могла быть сделана как в 2016-м, так и в 1916-м году.



51. Весь город по сути - готовые декорации для съемок исторических фильмов, так как он полностью состоит из исторической архитектуры. Такого в Германии нет больше нигде. Странно, что его до сих пор не занесли в список наследия ЮНЕСКО, как тот же Львов.



52. Местный молодежный клуб Эмиль. Тут часто дают концерты заезжие рок-группы. Вы удивитесь, но в мало кому известный Циттау приезжают с концертами рок-музыканты со всего европейского континента.



53. Нам нужно еще больше беженцев - говорят местные неформалы, тусующиеся в Эмиле.



54. Стандартный набор лозунгов антифашистов. "Беженцы, добро пожаловать" и рядом "К черту нацистов".



55. Тут же: "Весь Дрезден ненавидит полицию".



56. Продолжим прогулку по атмосферным уголкам центральной части Циттау.



57. Кто-то выкупил и отреставрировал старый дом, причем, что примечательно, историческую вывеску "Салон красоты" оставили на фасаде. Это замечательно, что люди так относятся к истории. Такие вывески - часть города и его истории, они добавялют антураж городским улицам.



Оказывается, этот же дом я фотографировал два года назад. В то время он выглядел так.



58. Принялись за реставрацию одной из городских церквей. Меня она всегда привлекала итальянской обшарпанностью своего фасада, но теперь это в прошлом. Скоро фасад церкви засияет свежей краской.



59. Памятник погибшим во время Первой мировой солдатам 102-го пехотного полка, базировавшегося в Циттау.



60. Еще один монумент, на этот раз в память о жертвах нацистского режима. Установлен в 1950 году на месте памятника Бисмарку.



61. "В память о погибших, в назидание живущим."



62. Одна из самых распространенных птиц в Германии - дрозд. Тусовался внутри мусорки, видимо, найдя что-то вкусное там. При виде меня, насторожился и присел на край, готовый в любую секунду ретироваться.



63. Одна из самых широких улиц в городе, ведущая прямо в его центр к ратуше. Тут уже давно все закатано в асфальт.



64. А сто лет назад тут была брусчатка и трамвайные пути.



65. Красивая очень улочка, но обилие асфальта убивает часть антуража.



66. Внезапно, во время прогулки встречаю роскошный автобус Робур, причем еще и первого модельного ряда с характерной решеткой, получившей прозвище "рыбий рот"!



67. Автобус идеально отреставрирован и используется, видимо, для ностальгических туров по городу.



68. Красота! Раньше никогда его не видел на улицах, видимо он лишь в последний год начал рассекать по улицам Циттау.



69. Ну и в завершении поста небольшой бонус.



70. Эту парочку Москвичей я встретил в нескольких километрах от Циттау в небольшой деревушке. Проезжал мимо и, увидев такую картину, не смог не сделать остановку.



71. Советские автомобили и представители ГДР-овского автопрома изредка встречаются на улицах восточной части страны. Как правило, на них выезжают покататься в выходной день бывшие граждане ГДР, которых связывают с этими автомобилями ностальгические чувства.



72. Представьте, что чтобы купить такой Москвич, среднему жителю ГДР в то время даже при наличии денег надо было ждать около десяти лет, после чего ты получал заветный пепелац и не было предела твоему счастью. Машину тогда брали на всю жизнь и она становилась почти что членом семьи. Конечно же, радость от владения автомобилем в стране вечного дефицита не сравнить с эмоциями среднего жителя ФРГ, покупающего автомобиль просто как вещь на лет пять.



73. Сейчас в Германии купить современную машину может каждый работающий человек, но эмоций такая покупка вызывает не больше, чем покупка новых кроссовок в магазине. То ли дело ждать свою машину десяток лет в очереди!



74. Поэтому многие осси помимо обычной современной рабочей лошадки имеют в своем гараже автомобиль из той эпохи, когда вещей было мало, их по-настоящему любили, а они в ответ дарили море ярких эмоций, будучи далеко не совершенными в своей конструкции и обладающие устаревшим на десятки лет дизайном.



75. Такие вот удивительные раритеты можно случайно встретить в обычной восточногерманской провинции.



В следующем посте мы снова вернемся в Циттау и я покажу вам яркие объекты архитектурного наследия этого города.

Tags: Германия, Саксония, Циттау
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments