?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Феррополис - город из металла
technolirik

Где-то далеко, в недрах земли Саксония-Анхальт находится небольшой полуостров со всех сторон, окруженный водой. Лишь маленький перешеек соединяет полуостров с большой землей. На этом полуострове находится очень необычный город. Феррополис – город из железа, именно так называется это место, ставшее последним прибежищем самым большим представителем рода машин – огромным карьерным экскаваторам. В Феррополисе доживают свой век пять уникальных представителей племени железных динозавров, собранных здесь с разных частей восточной Германии .



Феррополис находится вдали от крупных городов и туристических маршрутов, поэтому об этом месте мало кто знает за пределами Германии. 

01.На этом фото отлично видно озеро с полуостровом - Феррополисом, за озером городок Грефенхайнихен - ближайший населенный пункт. (фото отсюда)



Добирался я поездом из Ляйпцига в Грефенхайнихен и дальше пешком до самого Феррополиса. Дорога от вокзала займет более часа, если знать путь. Я шел, ориентируясь по указателям, которые стоят далеко не на каждом перекрестке и в итоге заблудился. В результате добрался до пункта назначения за два часа, но зато пока блуждал по городку, рассмотрел его в деталях. Грефенхайнихен, как и все населенные пункты Германии красивый и аккуратный. Видно что с момента объединения Германии в обновление его инфраструктуры были вложены большие деньги. Но это не смогло сделать городок привлекательным для людей трудоспособного возраста. До 91 года основным работодателем в этих краях были несколько карьеров, расположенных за чертою городка. После закрытия карьеров в результате массовой безработицы город превратился в депрессивный. Трудоспособное население уехало на запад, молодежь перебралась в крупные города. Грефенхайнихен стал городом пенсионеров. Гуляя по городу особенно бросается в глаза практически полное отсутствие на улицах молодых людей. Все, кого я видел в этот день из местных жителей - были в возрасте за 50.

02. Феррополис, вид с вертолета для лучшей наглядности (фото взято отсюда)



03. После небольших блужданий я наконец-то вышел к озеру с главной целью, ради которой я сюда приехал. Увидев на горизонте возвышающиеся над водой металлоконструкции - я направился в их сторону по дорожке, вдоль береговой линии.



04. При входе на территорию Феррополиса посетителей встречает знак типичный для каждого населенного пункта Германии. Знаменитый желтый шильдик с названием города и округа, к которому город принадлежит:



05. Захожу на территорию. На полуостров ведет автомобильная асфальтированная дорога, по которой раньше ездили на работу рабочие карьера.



06. А также железнодорожная ветка, по которой десятилетиями вывозили добытый из карьера бурый уголь на тепловые электростанции этого региона. 



Для лучшего понимания что представляет собою Феррополис и каким образом на этом полуострове оказались эти огромные машины расскажу пару слов об истории этого места:

В 1958 году тут начались работы по подготовке к добычи бурого угля, который во второй половине прошлого века использовался в качестве топлива для теплоэлектростанций. В 1964 году в карьере началась добыча бурого угля в промышленных масштабах, которая длилась почти 30 лет. К концу 80-х добыча стала нерентабельной: чтобы добыть одно ведро угля, нужно было откачать шесть ведер воды и выбрать пять ведер отходов вскрышной породы. К тому же эра бурого угля в качестве топлива из-за низкой теплоты сгорания подошла к закату. В 1991 году с объединением Германии вся индустрия добычи бурого угля в восточной Германии была остановлена и карьеры были закрыты. Десятки тысяч людей остались без работы.

07. Ржавый металл - главный мотив всех дизайнерских декораций на полуострове:

 

08. Карта Феррополиса опять же из ржавого металла:



09. О степени точности проработки железной карты можно судить по снимку с гугла. Как видно карты совпадают один-в-один.



10. Перед картой в асфальт закатана ржавая табличка с расшифровкой всех объектов на карте:



В то время, когда карьер еще работал на территории, где сейчас располагается Феррополис располагались мастерские, социальные учреждения и энергетическое сердце карьера - 30-киловольтная подстанция, которая снабжала электричеством огромные карьерные экскаваторы и все оборудование карьера.

11. Русский дизель-электрический трактор ДЕТ-250, самый мощный из всех тракторов, работающих на карьерах ГДР. На заднем плане здание бывшей подстанции.



После 91 года когда карьеры начали закрывать стал вопрос - что делать с техникой, которая в большинстве своем была уже устаревшей и подлежала распилке на металлолом. В 91-м году возникает идея и концепция Феррополиса, нашедшая активную поддержку у населения этого региона и в декабре 1995 года был основан Феррополис - город из металла. Решение об основании Феррополиса было принято тогдашним министром экономики земли Саксония-Анхальт. Кроме машин, работающих непосредственно тут на карьере Гольпа-Норд были доставлены также машины с соседних карьеров и в итоге тут было собрано 5 огромных карьерных экскаваторов. Феррополис стал чем-то вроде музея под открытым небом.

12.


13.


Техника собранная здесь со временем ржавела и ее состояние ухудшалось. Города угледобывающего региона ставшего депрессивным в 90-х годах после закрытия карьеров и угольных электростанций испытывали финансовые проблемы и им было не до Феррополиса. К тому же об этом месте за пределами региона никто не знал. Чтобы придать Феррополису известность и привлечь сюда деньги был создан культурный проект "Феррополис". Для этого тут была построена сцена и  в 2000-м году  прошло открытие проекта, отмеченное большим гала-концертом, который дирижировал знаменитый греческий композитор Микис Теодоракис.

14. 


15.


Также в 2000-м году началось затопление карьера водой. Чтобы ускорить процесс затопления сюда была проведена 12-километровая труба от притока Эльбы - речки Мульде. Процесс затопления был завершен в 2012 году и Феррополис стал полуостровом.

16.
 

17.


Начиная с 2000-го года, когда стартовал культурный проект "Феррополис", полуостров становиться площадкой для концертов мировых звезд музыкальной индустрии и фестивалей электронной музыки. За 12 лет существования культурного проекта тут выступали такие знаменитости как: Modern Talking, Deep Purple, Metallika, Die Toten Hosen, Pet Shop Boys, Linkin Park, Cypress Hill, Public Enemy, Onyx  и многие другие. С 2009 года тут проводится самый крупный ежегодный хип-хоп фестиваль Германии "Splash"

18.


19.

За счет привлеченных фестивалями и концертами средств, в 2004 году удалось провести модернизацию инфраструктуры полуострова и ремонт стоящих тут экскаваторов. По сути фестивали - единственный источник доходов Феррополиса, в трудные периоды полуостров получает небольшую помощь от города. Но несмотря на это средств Феррополису не хватает даже для поддержания всего того, что тут находиться не говоря уже о каком-либо развитии. Это место производит впечатления покинутого и брошенного, так как не считая редких дней фестивалей тут практически безлюдно. За весь день проведенный на полуострове я встретил лишь группку пенсионеров из соседнего Грефенхайнихена и несколько одиночных посетителей.

20.


В 2005 году Феррополис был занесен в Европейский маршрут индустриальной культуры. Это сеть важных исторических объектов индустриального наследия Европы, включающая в себя более 250 объектов из 32 стран Европы.

21.


Давайте теперь посмотрим детальнее на сами машины, собранные тут.

Начну обзор с самого старого из обитателей Феррополиса - гусеничного многоковшового экскаватора с названием 197 Ers 400. Карьерная техника не обладают красивыми запоминающимися именами, поэтому с момента основания города из металла, каждой машине было дано свое более благозвучное имя. Этот экскаватор носит имя "Москито"

22.


23. Немного людишек рядом для оценки масштаба машины.



Это самый старый и самый компактный среди собранных тут экскаваторов, построен в 1941 году на машиностроительной фабрике Maschinenfabrik Buckau R. Wolf AG в Магдебурге. Общий вес машины 792 тонны, высота 27 метров, длинна 67 метров. Экипаж от 3 до 5 человек.

24. Не считая уровня шасси в надстройке располагается самый настоящий двухэтажный дом.


Несмотря на приличный возраст машина находится в полностью работоспособном состоянии и на ходу. Недавно просматривая блоги я был приятно удивлен увидев старшего брата этого экскаватора, который до сих пор исправно эксплуатируется в Воскресенске в России.

25. Шасси Москито



Работники карьера называли Москито беговой лошадью из-за его частых перебазирований. За свою длинную историю экскаватор преодолел своим ходом в сумме 221 километр между четырьмя разными карьерами, где он эксплуатировался.

26. Посмотрите какая стильная дверь! Так могли делать только в те годы:



27. Из всех железных обитателей Феррополиса этот стал моим самым любимым. Почему? Потому что он похож на какое-то фантастическое существо с другой планеты, судите сами:



28.


29. Следующий не менее красивый экземпляр Феррополиса - роторный экскаватор Big Wheel, что в переводе значит "Большое колесо". Чем обязан этот экскаватор своему названию видно сразу:



30. Это самый молодой из всех обитателей полуострова, мой ровесник. Построенная в 1984 году фирмой Taakraf в г. Лауххаммер машина проработала всего лишь 6 лет, что очень мало для такого огромного экскаватора.  Можно сказать что он почти как новый.



31.  Этот экскаватор более, чем в два раза тяжелее Москито, его вес составляет 1718 тонн. Габариты: длинна - 74,5 метра, высота: 31 метр. Экипаж от 3 до 5 человек.



32. Отличительная примета роторного экскаватора - большущее роторное колесо, диаметром 8,4 метра, на котором закреплены ковши, выбирающие породу:



33. Шасси



34. 


35.


36. Третий экскаватор Феррополиса в отличии от первых двух описанных выше не гусеничный, а передвигающийся по рельсам - это многоковшовый экскаватор с именем "Mad Max".  



37. Построен в 1962 году фирмой VEB Förderanlagen Köthen, высота 27,6 метра, длина 79,2 метра, экипаж от 3 до 5 человек. Похож на большущую железную крепость на колесах. 


38. Этот многоковшовый экскаватор оснащен 40 большущими ковшами и способен перемещать 1920 кубометров земли в час.



39. Транспортируемая ковшами земля высыпается через два отверстия расположенных под круглой поворотной платформой. Через эти отверстия земля попадала в железнодорожные вагоны, стоящие под экскаватором. Под ним параллельно могли проходить два железнодорожных состава. Масштаб можно оценить по кабинке на фото справа, в которой помещался рабочий следящий за транспортировкой земли в вагоны.

40. Шасси



41. 


42. Показатель уровня наклона ковшовой стрелы:

43. 

44. Это фото могло бы быть иллюстрацией к выражению "болт положить" :)

45. Следующий обитатель Феррополиса - абзетцер "Медуза". Примечателен поворачивающимся на 360° поворотным краном. Данный абзетцер транспортировал пустую породную массу, остающуюся после проходки угольных залежей в отвал. Порода подвозилась к абзетцеру железнодорожными вагонами.



46. "Медуза" построен в 1959 году на предприятии VEB Förderanlagen Köthen, вес машины 1200 тонн, длинна - 102 метра, высота - 36 метров, экипаж 5-7 человек.



47. 

48.


49.

50. Ну и теперь перейдем к самому большому экземпляру из собранной в Феррополисе технике - целому заводу на колесах, огромному абзетцеру "Gemini"

51. Этот абзетцер самый длинный и тяжелый из всех представленных в Феррополисе. Его вес составляет 1980 тонн, длинна - 125 метров и высота - 30 метров. Обслуживался экипажем от 6 до 8 человек.

52. Произведена эта огромная машина в 1958 году фирмой VEB Förderanlagen Köthen и использовалась для тех же целей, что и его собрат - для перемещения пустых пород на отвалах карьера.

53. Тележки шасси



54. "Gemini" - единственный из железных динозавров Феррополиса, по которому можно было полазить и забраться внутрь.



55. Когда гуляешь по мостикам и лестницам этой огромной машины не покидает ощущение, что находишься на большом сухопутном корабле - настолько все масштабно:



56.


57.


58.


59. Побродив по "палубам" этого сухопутного корабля я полез внутрь смотреть "машинное отделение"




60.


61.


62.


63.


64.


65. Природа отвоевывает свои позиции



66.


67.


68.


69.


70.


71. Питание электроэнергией этого огромного сухопутного корабля осуществляется через кабель, соединенный с электростанцией. Кабель намотан на катушку, которая размещена в отдельном железнодорожном вагоне, буксируемом впереди машины. По мере отдаления от электростанции кабель разматывается на нужную длину:

 

72. 



Феррополис - место уникальное. Посещение города из металла произвело на меня огромное впечатление, прежде всего своей атмосферой. Огромные железные динозавры доживающие свой век в тишине и спокойствии на лоне природы в этом практически безлюдном месте напоминают о быстротечности времени и бренности бытия.Ведь еще совсем недавно - всего пару десятилетий назад эти железные динозавры жили своей жизнью, вращали своими железными конечностями, с шумом вгрызались в угольные пласты земных недр, кроша их на мелкие части, перемещались в поиске новых пастбищ, внушая уважение и восхищение своими огромными размерами и мощью.

73.


Но их время прошло, и теперь они доживают свой век в тишине и забвении на своем маленьком уютном полуострове в окружении птиц, деревьев и травы.

74.


Природа постепенно начинает захватывать то, что оставлено людьми, на теле этих железных мастодонтов вьют гнезда птицы, раскидывают свои сети пауки а коррозия начинает поедать медленно но безжалостно их некогда мощные тела. 

75.


76.


77.


78.




  • 1
Добрый добрый день. На прошлой неделе смог добраться до Феррополиса. На машины не лазил, но снаружи все выглядело очень неплохо и покрашены. Хотел сделать два дополнения. Первое техническое - трактор ДЭТ-250 скорее всего поздняя модификация М1 и оснащён он устройством для перепещения конвейеров в карьере. И второе - насчёт удаленности места от других достопримечательностей. Для Германии возможно 20-км и большое расстояние, но по общеевропейским меркам совсем рядом расположены из списка ЮНЕСКО - Лютерштадт Виттенберг, садовое королевство (с одним городком - Ораниембаумом) вообще в 10-ки километрах, достопримечательности Баухауса в городе Дессау. А в самом Дессау ещё и неплохой музей юнкерса. ИМХО просто место малораскрученное, а совместить его можно с большим кол-вом достопримечательностей рядом.

Когда я писал этот пост у меня не было машины и добирался я туда пешком. Пришлось пройти немалый путь, поэтому мне и показалось, что добраться туда не просто. При наличии автомобиля, конечно, все становится намного доступней.

>И второе - насчёт удаленности места от других достопримечательностей.
Дессау непонулярен у туристов, даже несмотря на наличие 2-х объектов ЮНЕСКО.
ИМХО Феррополис лучше популяризировать среди велотуристов: в 15 км от него проходит Ebleradweg (между прочим, самая популярная велодорога Европы), а по берегу оозера (т.е практически по Феррополису) проходят трансевропейская велодорога Europaradweg R1 и федеральный веломаршрут D11 (Ostsee - Oberbayern).

  • 1