?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Подводные лодки в лесах Саксонии-Анхальт
technolirik
С приходом мая и первого тепла я традиционно открываю сезон путешествий. Вопрос, куда поехать в мае, в этот раз даже не стоял - конечно же в мою любимую восточную Германию. Про поездку подробней расскажу в ближайшее время, а сегодня покажу вам один интересный объект, расположенный в земле Саксония-Анхальт. Про "подводную лодку в степях Украины" слышали все, сегодня я познакомлю вас с чем-то не менее интересным, чем украинская "степная подлодка" - а именно с огромным недостроенным советским бункером, который снаружи напоминает несколько бетонных субмарин, неведомым образом очутившихся в анхальтских лесах.





01. И снова май на дворе и снова я оказываюсь в эту прекрасную пору года посреди дикой природы восточной Германии. Как же мне не хватает таких мест там, где я живу - в южной части страны. Тут тоже прекрасная природа, но она со всех сторон окружена цивилизацией и покрыта сетью асфальтовых дорог и велодорожек. А стоит пересечь линию, разделявшую некогда страну на две части - и ты оказываешься посреди практически не тронутой человеком природы.



02. Никаких асфальтовых дорожек, никакой инфраструктуры и прочих признаков цивилизации - лишь сказочная не причесанная природа, какая была в моем детстве в украинской провинции. Те же березовые рощи, заросли трав и совершенно никого вокруг. Только ты и окружающая тебя красота - мир твоего детства.



03. Впрочем, кусочек цивилизации тут все же есть. На возвышенности находится обзорная площадка, с которой открываются шикарные виды на озеро, бывшее в прошлом карьером.



04. Параллельно грунтовке, ведущей к вышке, тянется старый периметр, по виду которого сразу понимаешь из какой эпохи он родом.



05. Поднимаюсь на вышку, чтобы взглянуть на окружающую местность с высоты.



06. Обзорная площадка на вершине вышки.



07. Виды с вышки открываются потрясающие, жаль что моего объектива 18-135 не хватает для дальнебойных снимков.



08. Где-то вдали виднеется город с его заводами, и доминантами фабричных труб.



09. В противоположной стороне до горизонта тянутся поля и вместо леса фабричных труб вырастает лес ветряков, перед которым стелится желтое море цветущего рапса. Восточная Германия в мае - это всегда океаны рапса с его легким и приятным запахом, обволакивающим все вокруг.



10. Вышка установлена на холме, прилегающем к озеру и заметно возвышающимся над водной гладью, благодаря чему отсюда открываются виды на десятки километров вокруг.



11. Когда-то на этом месте был карьер по добыче бурого угля, но в 1993 году работы по добыче угля были остановлены, а с 2003 года бывший карьер начали заполнять водой.



12. К 2011 году на месте карьера образовалось самое большое искусственное озеро Германии - Гайзельтальзее.



13. В центре озера находится небольшой полуостров с отсутствием малейших следов цивилизации на нем.



14. Природа тут, конечно, потрясающая. Этой красотой хочется любоваться бесконечно!



15. Но периметр рядом с вышкой не дает мне покоя и отвлекает от медитативного погружения в окружающие красоты.



16. Что же скрывают внутри себя те заросли, огражденные забором с колючкой?



17. Там находится явно какой-то военный объект времен ГДР, так как столбики с колючкой родом точно из того времени.



18. Что ж, самое время взглянуть, что находится за периметром и я отправляюсь вдоль бетонных столбов вглубь лесополосы.



19. Трудно передать ощущения от прогулки среди таких пейзажей! Словно я совершил путешествие во времени и вернулся в свое детство в тот военный городок возле танкового полка за городом. Там были такие же поля с вкраплениями лесов, которые так же скрывали в себе военные тайны империи.



20. Вскоре из кустов показывается какое-то бетонное сооружение.



21. Это контрольно-пропускной пункт, расположенный у входа на объект.



22. Внутри здания совершенно пусто.



23. Пересекаю прорванный периметр и углубляюсь в чащу на поиски секретов ушедшей эпохи.



24. Искать приходится не долго. Грунтовка приводит меня прямиком к объекту.



25. Из зарослей просматриваются бетонные стены какого-то сооружения.



26. Которое при ближайшем рассмотрении оказывается укрепленным гаражом для хранения техники.



27. Толщина входных ворот впечатляет. Прочность сооружения должна была обеспечить сохранность техники при ядерном взрыве, произошедшем в относительной близости от объекта.



28. Гараж этот не является отдельным объектом, а входит в бункерный комплекс, состоящий из пяти крупных объектов, соединенных между собой системой ходов и коммуникациями.



29. Рядом с гаражом расположен еще один бетонный объект, напоминающий своей формой подводную лодку.



30. Даже рубка имеется, роль которой тут выполняет шахта аварийного выхода.



31. Сперва я принял эту надстройку за воздухозаборник.



32. Но на крыше оказался люк, ведущий в недра объекта. Теперь сходство с подводной лодкой стало еще более полным. Как можно заметить на снимке "подлодка" тут не одна.



33. Убеждаюсь, что внутри аварийного выхода есть залаз внутрь бункера и продолжаю осмотр этого впечатляющего своим масштабом и конструкцией объекта.



Небольшое видео для передачи атмосферы места:



34. Все эти бетонные сооружения являются частями одного бункерного комплекса, в котором должен был располагаться укрепленный командный пункт противовоздушной обороны Группировки советских войск в Германии.



35. Флотилия подводных лодок в лесах Саксонии-Анхальт.



36. Главная часть объекта состоит из трех арочных укрытий проекта АУ-13, соединенных монолитной пристройкой. Именно эти арочные укрытия и напоминают своими формами подводные лодки из бетона.



37. Арочные укрытия и примыкающие к ним пристройки должны были быть засыпаны грунтом, который служил бы им защитой и маскировкой. Со стороны бункерный комплекс выглядел бы просто как холм, на верхушке которого торчали бы только надстройки воздухозаборников. Но строительство бункера остановиось где-то на отметке 80% и его так и не покрыли слоем грунта. Зато на примере данного бункера можно рассмотреть, как строятся подобные объекты - тут все видно очень наглядно, в то время как завершенный бункер представляет собою лишь холм, с парочкой входных порталов и оголовков воздухозаборников на крыше.



38. Внутри надстройки с клапаном воздухозаборника. Это та надстройка, что видна на предыдущем снимке справа.



39. На снимке видны все три подводные лодки арочных укрытия, входящих в бункерный комплекс.



40. Одно из арочных укрытий резко обрывается. Тут что-то не достроили.



41. Рядом с арочными укрытиями расположено еще одно бетонное сооружение, представляющее собою монолит квадратной формы с двумя коробками воздухозаборников по краям и небольшой башней в центре. Это уникальное сооружение, нигде больше я не видел ничего подобного.



42. "Башенка" на крыше монолита. Весь внешний вид сооружения говорит о том, что его так и не успели достроить.



43. На башенке был люк, через который можно было бы попасть внутрь объекта, но люк оказался то ли заваренным, то ли заржавел настолько, что не поддавался моим попыткам приоткрыть его.



44. Один из двух воздухозаборников сооружения.



45. Башенка монолита пронизана четырьмя трубами диаметром около метра каждая.



46. Трубы пронизывают сооружение насквозь, углубляясь внутрь объекта метров на семь-восемь а может и глубже - внизу они были затоплены, так что определить их реальную глубину оказалось невозможно. Сверху трубы ничем не прикрыты и представляют опасность. Если в такую трубу упасть, выбраться обратно не получится без спецсредств.



47. На этом снимке наглядно видно, что этот блок находится рядом с остальной частью бункера, состоящей из арочных укрытий. Осматривая это сооружение, я мог лишь смутно догадываться о его предназначении.



48. Из тех немногих источников в интернете, что мне удалось найти, следует, что этот недостроенный блок являлся системой охлаждения и водоснабжения бункерного комплекса. Что за оборудование размещалось внутри бункера, требующее столь мощной системы охлаждения - загадка.



49. Вид на пристройку, соединяющую все три арочных укрытия в единый комплекс.



50. Напротив расположены два ревизионных колодца, служащих для инспекции и ремонта коммуникаций объекта.



51. На одном из колодцев отсутствовал люк.



52. Вид на колодец изнутри. Спускаться вниз не стал, так как вылезти обратно было бы проблематично.



53. Отверстие на втором колодце заварено решеткой.



54. На обратной стороне арочного укрытия для хранения техники сооружены такие же ворота, как и с лицевой стороны (фото 26-28). Транспорт мог заезжать внутрь укрытия с обоих сторон.



55. Сбоку к этому арочному укрытию пристроен еще один гаражный блок с тремя боксами для техники.



56. Никогда до этого не видел бункер, способный принять в свои недра такое огромное количество техники.



57. Вход в гаражный бокс перекрыт противоатомными воротами, правда, не имеющими никакой герметизации. Зазоры между воротами и бетоном стен просто огромные. То ли гаражи не планировали изолировать изначально, то ли это результат незавершенности строительства, не понятно.



Теперь приведу общий план бункера, на котором схематично показаны все блоки бункера, фотографии которых вы только что осмотрели. Слева на схеме находится гаражный блок на три бокса (2), он примыкает к арочному укрытию для транспорта (7), которое в свою очередь соединено монолитным переходом с обоими арочными укрытиями, в которых располагались технические системы бункера и жилые отсеки личного состава (8 и 9). Наверху схемы мы видим два ревизионных колодца (11), которые я вам только что показал. Чуть в стороне расположен блок охлаждения и водоснабжения (5). Судя по схеме, он соединен с бункером каналом (13) но я его не осмотрел и в сам блок не проник, так как не заметил в ходе прогулки этот канал. Так выглядит общая схема сооружения, теперь продолжим прогулку.

источник оригинала: http://artefakte.perladesa.de/

58. На снимке недостроенная часть третьего арочного укрытия, в которой располагались технические системы бункера.



59. Слева на снимке видна бетонная стена - внутри нее находится потерна аварийного выхода, вход в которую был засыпан.



60. Видимо, тут планировали соорудить еще несколько арочных секций, удлинив этот блок, но строительные работы были свернуты в конце 1980-х и изначальные планы так и не были реализованы.



61. Сразу за стальными воротами находится дизель-генераторная. А сами ворота должны были быть частью монтажного тоннеля.



62. Сбоку этого арочного укрытия выходит еще одна потерна, переходящая в вертикальную шахту.



63. Судя по всему, это должен был быть еще один ревизионный колодец для обслуживания коммуникаций. Наверх заглянуть не смог, так как было высоко.



64. Все это должно было быть полностью засыпано грунтом, лишь люк на верхушке шахты выходил бы на поверхность.



65. Рядом с бункером обнаруживаю кабельную магистраль.



66. Тут кабели связи и электроснабжения бункера входили внутрь объекта.



67. Канавка для кабеля тянется дальше и теряется в зарослях.



Еще один видеообзор бункера снаружи и время забираться в недра сооружения.



68. Внутрь я проникаю через "рубку" одной из "подводных лодок", в которой, как я предварительно проверил, был залаз.



69. Плана бункера у меня с собой не было и я его нагуглил лишь сейчас во время подготовки поста. Так что лезть внутрь такого огромного сооружения одному и без карты было немного стремно. Но что поделать, судьба исследователя подземелий уже не первый раз забрасывала меня под землю одного без карт и планов. Тем интересней будет изучать объект, совершенно ничего о нем не зная.



70. Немножко акробатических упражнений и я внутри.



71. Первый взгляд на объект показывает, что внутри мало что интересного. Недострой он и есть недострой.



Так как фотографировать пустые помещения было бессмысленно и не интересно, я решил делать видеообзоры отдельных локаций объекта. Так что дальше пойдут один за другим видеоролики. На этом видео обзор верхнего этажа первого блока, с которого и началось мое знакомство с бункером.



72. Лестница, ведущая на нижний этаж.



И видеообзор нижнего этажа этого блока. На видео наглядно видно, насколько незаконченным является сооружение. Даже внутренние перегородки не поштукатурены.



73. Тем не менее в комнате с электрооборудованием были установлены электрошкафы. Правда, оборудование то ли не было смонтировано, то ли при выводе войск военные забрали его с собой.



74. Еще одна комнатка с желобами для кабельных магистралей и каркассами для какого-то оборудования.



Приведу еще одну схему сооружения на этот раз трехмерную. На схеме приведены три арочных укрытия с гаражной пристройкой (правда лишь нижние этажи), но без блока с системой охлаждения и водоснабжения. Только что я показал вам тот блок, что находится в центре схемы, после его обзора перемещаемся в тот блок, что расположен справа от него.


источник: http://www.sachsenschiene.net

75. Второй блок выглядит куда более интересней, чем первый. Тут прямо внутри арочного укрытия было сооружено отдельное двухэтажное здание. Нечто подобное я уже видел в одном советском бункере связи, расположенном под Люкенвальде.



76. На этом снимке наглядно видно разделение внутреннего пространства блока на два этажа.



77. Недостроенные помещения нижнего этажа с остатками вентиляционного оборудования.



78. Первый раз я оказался в недостроенном бункере. Пусть его интерьеры довольно пусты и не сильно интересны, но зато наглядно видно, каким образом сооружались все подобные объекты, а их на территории постсоветских стран было построено немало. До этого момента я все время думал, что все стены в таких бункерах бетонные, а оказалось, что внутренние перегородки строят из обычного кирпича.



79. Еще один взгляд на главный коридор бункера.



И более детальный обзор увиденного на видео:



80. Лестница между этажами.



81. На верхнем этаже просто ряд комнат, все они совершенно пусты.



82. Хотя не все, в одной из комнат остатки фильтро-вентиляционной установки.



83. Видимо, она так и не была достроена на момент свертывания строительных работ.



84. Вид из "домика" на незастроенное пространство под арочным укрытием. Снимок сделан с "балкончика", что на 76 снимке. Объем внутреннего пространства впечатляет!



85. Дальше я направляюсь в гаражный блок. Так как он не являлся герметичным, от жилой части он отделен системой гермошлюзов.



86. Местами сохранились двери с резиновыми уплотнителями.



87. Внутреннее пространство гаражного блока. Размеры впечатляют. Тут запросто могли бы разместиться десятка полтора камазов.



Видео для наглядности:



88. Над воротами с обоих сторон оборудовано помещение с балконом. Никаких ходов наверх я не обнаружил. Видимо, планировалась обычная вертикальная стальная лестница, но почему то ее не достроили либо же утащили уже после.



89. То же место с противоположной стороны. Напоминает лицо какого-то монстра.



90. Можно оценить размер зазора между воротами и стенами бункера, через который внутрь проникает приличное количество света.



91. Слева на снимке можно заметить переход в гаражную пристройку на три бокса, но я по той причине, что снимал видео в ходе осмотра, просто упустил его из виду, и не побывал в пристройке.



Покидаю гараж и исследую пристройку, которая соединяет все три арочных укрытия, параллельно снимая увиденное на видео.



92. Дальше еще десяток фотографий снятых мною по пути, уже не вспомню где точно, так как к тому времени я окончательно потерял ориентацию в пространстве.



93. Судя по плиточке тут планировалась кухня либо лазарет.



94. Какой-то люк, за которым не было ничего - пустое помещение под скосом арки.



95. Баки для воды.



96. Щитовая для управления электросистемами бункера.



97. Все шкафчики полностью выпотрошены причем настолько чисто, что не похоже на работу мародеров. Скорей всего, советские войска, уходя, просто сняли с недостроенного объекта все ценное.



98. Поэтому так мало фотографий я сделал в этот раз под землей. Фотографировать внутри было практически нечего.



99. Помещение с фундаментами под топливные баки - рядом располагалась дизель-генераторная и в этом помещении хранилось топливо для двух дизельных двигателей.



100. А вот и генераторная. Не уверен, что оборудование тут успели установить до свертывания строительных работ.



Видео для наглядности. Как видно на видео, сейчас я нахожусь с обратной стороны той двери, что на снимке 61. За дверью находится недостроенная часть бункера. Рядом с генераторной расположена штольня аварийного выхода, которая тоже показана на видео.



101. Штольня оказалась полностью заваленной, хотя я видел снимки десятилетней давности в сети и там эта штольня была открытой.



Вот эта потерна на схеме в самом низу.

источник оригинала: http://artefakte.perladesa.de/

Дальше снова обзорное видео этой части бункера:



102. На этом осмотр бункера подходит к концу. Так как у меня не было с собой плана объекта, я не смог обнаружить канал, ведущий в квадратную пристройку с башенкой. Я видел по ходу прогулки различные технологичные ответвления, но исследовать их не стал, так как по состоянию бункера было ясно, что никаких откровений я там не увижу. Таким образом я и упустил этот переход, который может представлять собой обычную трубу большого диаметра.



103. Несмотря на то, что я немного потерял пространственную ориентацию пока бродил в этом обширном лабиринте однообразных помещений, дорогу к выходу я нашел безошибочно.



104. Покидаю эту бетонную подводную лодку тем же путем, которым и проник в нее - через "рубку".



105. Несмотря на в общем скучные и бедные на детали интерьеры этого объекта, экскурсия все равно получилась очень интересной благодаря масштабам сооружения и наличию многих оригинальных решений, которые мне ни до ни после этого объекта не встречались. А учитывая то, что лазил я там в одиночку, ощущения от такой подземной прогулки получились очень яркими во всех смыслах.



Капитан Нос толкает финальную речь с рубки бетонной субмарины и прощается с вами до новых рассказов. А рассказать и показать еще есть что - эта поездочка выдалась весьма урожайной на потрясающие подземные объекты и не только подземные.



Posts from This Journal by “Холодная война” Tag


  • 1
Однако очень глупо лазить в такие заброшки "в гордом одиночестве" !!!

В дизельной явно жгли что то - потолок и стены до половины закопчены.

В электрощитовых все наверняка было га месте - надо было освещать и греть это стройбище. А выволокли все скорее всего гэдэровские ребята )))

А в остальном - класс !
Удачи и Здоровья !!!

Лазить в одиночестве - не моя прихоть а необходимость. Напарника найти по некоторым направлениям почти невозможно и в результате приходится лезть самому. В дизельной жгли мусор, который свозили сюда местные жители. Больше жечь там было нечего.

Неужели в Германии тепло приходит в мае? Всегда думал, что климат к западу от Урала весьма "либерален".

Эта весна очень холодная выдалась, настоящее тепло только вот под конец мая пришло. Раньше бывало уже с апреля очень тепло, но не в последние годы.

О, надо чтоб заглянули эксперты по позднему советскому милитарьизьму: КМК, это нечто забавное. Зачем так много места для автотехники. Что-то тут странное с функционалом этого КП.

Мнению специалистов был бы только рад, так как по объекту осталось много вопросов - ничего подобного мне больше не встречалось, а я уже немало повидал.

Напомнило "Сталинское метро" в Киеве.
Я бы не сказал, что намного круче.

Уговорили, исправил на "не менее интересным" и заодно добавил ссылку :)

Я писал аж два отчёта с тех мест.

Да и типажи разные: бункер и железнодорожные тоннели. Сходство только внешнее, с кессонной секцией на Оболони.

Годный военный тлен.

Чуток пустоват, но берет масштабом и атмосферой.

Мощно, и, что обидно, никому не нужно. Стоит себе бетонный монстр посреди леса и мало кто про него знает.

Был бы ближе к цивилизации, можно было бы его как-то переделать и использовать. А так, конечно, там он никому не нужен.

Шикарный большой репортаж в стиле Технолирика! Когда же будут продолжения?

Спасибо, сейчас с временем не очень, стараюсь писать в блог, как удается выкроить парочку свободных деньков. Ну а с 1 июля на работу, там со временем будет еще хуже. Но писать конечно не брошу, так что дойдут руки и до остальных объектов, а там мы посетили не мало ярких покинутых бункеров.

Где устроился?

Бремен, но квартиру еще не искал, вернусь с Украины, займусь этим вопросом.

Прикольно, у нас прямые авиарейсы между Вильнюсом и Бременом! Будем звать тебя в гости:)

Бремен вообще город лоукостеров, так что я уже в предвкушении расширения горизонта путешествий :) Правда отпуска первые полгода во время пробного периода скорей всего у меня не будет.

  • 1