Previous Entry Share Next Entry
Музей Škoda Auto и моногород Млада-Болеслав
technolirik
Наше виртуальное путешествие по чешской провинции продолжается и сегодняшний обзор будет посвящен еще одному небольшому чешскому городку Млада-Болеслав. Этот город вряд ли попал бы в нашу программу поездки, если бы не расположенный тут завод и музей фирмы Шкода, который и являлся причиной нашего визита в это место. После посещения музея и экскурсии по производственным мощностям завода, у нас осталось время, которое мы решили посвятить беглому знакомству с одним из наиболее индустриальных городов Чехии. С первого взгляда нам показалось, что смотреть тут совершенно нечего, так как территория вокруг музея и завода застроена типовыми советскими многоэтажками, но по ходу нашей прогулки по городу, выяснилось, что Млада-Болеслав не так уж и уныл, как мы подумали изначально.

Давайте прогуляемся по этому нетуристическому чешскому городку и заглянем в музей градообразующего предприятия ŠKODA.





01. Наше знакомство с Млада-Болеславом начинается возле музея Шкоды и первое впечатление о городе формируется многоэтажной застройкой советского периода, окружающей завод и музей со всех сторон.



02. Сперва нам кажется, что Млада-Болеслав - типичный советский индустриальный город, в котором нет ничего кроме одинаковых блочных районов и социалистической архитектуры.



03. Огромную часть города занимают заводские цеха. Завод фирмы Laurin & Klement, отошедший позже Шкоде, был основан еще в 1895 году, заложив основу индустриального будущего города. Некоторые постройки на территории завода являются историческими и имеют вид, характерный для индустриальной архитектуры начала ХХ века.



04. В остальном же архитектура заводского района более прозаична.



05. Но стоит отойти чуть в сторону от завода, как в социалистическом облике города появляются вкрапления довоенных домов.



06. Встречаются дома, как постройки конца 19-го века, так и межвоенного периода.



07. Примерно половина автопарка на улицах города - Шкоды, что логично. На градообразующем предприятии работают три четверти всего городского населения.



08. По ходу прогулки выясняется, что в Млада-Болеславе есть еще и старый город.



09. Который, к тому же оказывается довольно ухоженным и уютным.



10. В этой части города начинается классическая открыточная Чехия с великолепной архитектурой, интересными общественными пространствами и обилием красот. На снимке здание городской администрации, построенное в 1860-х годах.



11. Центральная площадь имеет типичный для чешских городков вид.



12. В центре площади возвышается Марианская колонна или как ее еще принято называть Чумной столб. Тоже типичная деталь чешских провинциальных городков.



13. Целостная историческая застройка прекрасно отреставрирована и радует глаз домиками, возраст которых исчисляется не одной сотней лет.



14. Не ожидал увидеть такую красоту в провинциальном индустриальном городке.



15.


16. Самое главное здание на площади - старая ратуша, построенная в середине 16-го века в стиле Ренессанс. Перед ратушей расположена пара современных фонтанов.



17. Первый фонтан представляет собой просто струи воды, бьющие в высоту из-под плит.



18. Второй фонтан смело можно включать в список оригинальных достопримечательностей города. Ничего подобного я до сих пор нигде не видел.



19. Фонтан представляет собой вьющийся змейкой поток воды, по ходу которого расставлены различные фигурки людей, выполненные в натуральную величину.



20. Парень, опустивший голову в воду, выпускает пузырьки воздуха.



21. Следы на песке.



22. Оригинальное решение.



23. Пожалуй, самые интересные персонажи фонтанной композиции - две девушки близняшки.



24. Одна о чем-то мечтательно задумалась.



25. А вторая топит мужика в реке. Мужик при этом выпускает пузырьки воздуха.



26. Самый лучший способ получить наиболее полное представление о городе в течении короткого времени - это осмотреть город с высоты. Млада-Болеслав предоставляет такую возможность благодаря наличию обзорной площадки на башне старой ратуши.



27. На первом этаже ратуши расположена какая-то скучная музейная экспозиция, которую я пропустил, направившись сразу к лестнице, ведущей наверх.



28. Винтовая лестница оригинальная каменная, построенная, видимо, тогда же, когда и башня - в 18-м веке.



29. Путь к обзорной площадке проходит под крышей.



30. С башни старой ратуши открываются прекрасные виды на весь старый город и не только.



31. Дева Мария, венчающая Чумной столб, и красивая застройка, обрамляющая Староместскую площадь.



32. Местами в исторической застройке встречаются вкрапления архитектуры социалистического периода.



33. В конце улицы находится замок, положивший начало истории города Млада-Болеслав - его башни видны на этом кадре. Именно строительство замка в этом месте в Х веке чешским князем Болеславом II Благочестивым дало старт развитию будущего населенного пункта, прилегающего к замку и носящего его же название. В 16-м веке замок был полностью перестроен, затем разрушен, затем отстроен заново в 18-м веке.

34. Вид на фонтаны Староместской площади с высоты.



35. Вероятно, эти фигурки несут какой-то смысл, или рассказывают какую-то историю. Но эту историю я не смог разгадать, а информации по фонтану в интернете на известных мне языках я не нашел.



36. Так что если кому-то есть что дополнить по этому фонтану - пишите в комментариях.



37. Еще парочка видов с высоты на историческую часть города.



38. Красиво.



39. Ландшафтный дизайн.



40. За пределами старого города начинаются рабочие районы многоэтажек, прилегающие к заводу.



41. На каждой из четырех сторон обзорной площадки присутствует панорамная картина с подписями всех объектов, попадающих в поле зрения с этой точки.



42. В центре кадра барочная церковь Успения Пресвятой Богородицы.



43. Комплекс построек новой ратуши, в котором размещается городское управление.



44. На переднем плане одна из двух башен старой ратуши.



45. В общем, в Млада-Болеславе есть что посмотреть туристу и помимо музея Шкоды. Если включить в программу поездки кроме известного музея, посещение обоих городских замков (а их тут два) и хорошенько погулять по старому городу, то тут легко можно провести весь день.



46. Но и помимо открыточной Чехии, тут не заскучают любители промышленных городов и социалистической школы градостроительства.



47. За пределами старого города Млада-Болеслав выглядит как классический промышленный город, прилегающий к заводу. Только если обычно такие города выглядят довольно депрессивно, то Млада-Болеслав излучает благополучие благодаря заводу, дела у которого с каждым годом идут все лучше и лучше.



48. В Млада-Болеславе один из самых высоких уровней зарплат в Чехии - рабочий на сборочной линии получает около 1200 евро в месяц, что для Чехии очень хорошие деньги (к примеру зарплата в сфере обслуживание тут составляет около 600 евро). Это влечет за собой и рост цен на недвижимость. Квартира в панельной многоэтажке в этом городке стоит столько же, сколько квартира в центральной части Праги.



49. Теперь давайте заглянем в сам музей автомобильного производителя Шкода. Перед посещением музея у нас была экскурсия по заводу, во время которой снимать было запрещено. Особенность экскурсии в том, что по огромной территории завода вы перемещаетесь на личном автомобиле, в который подсаживается экскурсовод и указывает путь, куда ехать. То есть без личной машины попасть на экскурсию на производство не получится.



50. Перед входом в музей установлен памятник основателям предприятия механику Вацлаву Лаурину и книготорговцу Вацлаву Клементу, которые в 1895 году основали в Млада-Болеславе предприятие по выпуску велосипедов, которое так и назвали Laurin & Klement.



51. История основания фирмы Laurin & Klement начинается с того, что в 1894 году книготорговец Вацлав Клемент купил велосипед немецкого производства Seidel & Naumann. Когда в велосипеде возникли технические неисправности, он написал жалобу производителю и получил ответ, в котором его просили писать по-немецки, аргументируя тем, что на фирме не знают чешского языка. В Вацлаве Клементе воспылала национальная гордость и он решил открыть свою собственную мастерскую по ремонту велосипедов, основав фирму Laurin & Klement  вместе со своим другом - опытным велосипедным механиком Вацлавом Лаурином. В музее сохранено историческое письмо Клемента немецкому производителю велосипедов и последующий ответ с просьбой писать по-немецки.



52. Laurin & Klement начали заниматься не только ремонтом велосипедов, но и запустили производство своих велосипедов под маркой Slavia.



53. Дела у предприятия пошли в горку и уже в 1898 году Laurin & Klement начинают производить мотоциклы собственной разработки. В 1902 году производственные цеха покдает двухтысячный мотоцикл фирмы Laurin & Klement.



54. Коммерческий успех мотоциклам Laurin & Klement принесли многочисленные победы в гонках. Так в 1903 году из тридцати четырех гонок, в которых мотоциклы L&K принимали участие, они победили в тридцати двух.



В 1905 производитель L&K выпускал девятнадцать моделей мотоциклов, оснащенных одно- и двухцилиндровыми двигателями, и даже мотоцикл с четырехцилиндровым двигателем, развивавшим 5 л.с. В этом же году фирма начинает выпуск своего первого автомобиля.

55. На фото L&K motorova trikolkatyp LW, 1911 года выпуска.



56. Первый автомобиль компании получил имя L&K Voiturette Type A (на фото) и стал успешным, будучи произведенным в первый год в количестве 44 экземпляров, что на то время было очень хорошим показателем.



57. Автомобиль оснащался V-образным двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения, объемом 1005 см³ развивавшем мощность 7 л.с. Коробка передач насчитывала три передачи, а педаль тормоза имела привод на вал трансмиссии вместо тормозных механизмов в колесах.



58. Автомобиль получился очень простым, но надежным, что обеспечило ему спрос на рынке и с 1906 года начинается производство модели Type B, которую отличал более сильный мотор объемом 1399 см³, развивавший 9 л.с. и разгонявший автомобиль весом 600 кг до скорости 45 км/ч. Type B был произвден в количестве более двухсот экземпляров, закрепивши коммерческий успех предприятия.



59. Эмблема фирмы Laurin & Klement на крышке радиатора Voiturette.



В 1907 году предприятие становится акционерным обществом и в 1912 году поглощает автопроизводителя Reichenberger Automobil Fabrik, став крупнейшим производителем автомобилей на территории Австро-Венгрии. Примечательно, что 40% произведенных автомобилей в тот период экспортируются в Российскую империю.

60. На фото L&K typ SG, 1913 года выпуска.



61. Место шофера по канонам того времени в люксовых автомобилях выносилось за пределы пассажирского салона.



62. В первой половине прошлого века в представительских автомобилях любили устанавливать огромные диваны.



63. В 1925 году предприятие L&K объединяется с индустриальным концерном Škoda из Пьзеня и с этого момента автомобили производятся под маркой Laurin & Klement - Škoda, а к началу тридцатых имя Laurin & Klement полностью изчезает из названия. После слияния Laurin & Klement и Škoda на предприятии осуществляется масштабная реорганизация - производство грузовиков и автобусов перенесли в Пльзень, а в Млада-Болеславе осталось только производство легковых автомобилей. Мотоциклы и велосипеды исчезли из производственной программы концерна навсегда.



64. В первые годы после слияния на радиаторах автомобилей концерна красуются обе надписи - Laurin & Klement и Škoda. На фото Škoda Laurin & Klement Typ 110, выпущенная в 1929 году.



65. В 1926 году на автомобилях концерна впервые появляется оригинальная эмблема, ставшая позже официальным логотипом автопроизводителя, которым является до настоящего времени. Происхождение этого логотипа неизвестно, есть версия, что автором идеи был коммерческий директор компании Т. Маглич. На логотипе изображена голова индейца в традиционном головном уборе.



66. Объединения L&K со Шкодой пошло на пользу предприятию, обеспечив приток капитала и технологий. В 1927 году в Млада-Болеславе построили полностью новый кузовной цех, позволявший создавать сложные кузова для больших и дорогих автомобилей. На фото стильная Skoda 860, выпущенная в 1932 году.



67. Этот автомобиль производился с 1929 года, а цифры в индексе машины 860 означали следующее: 8 - число цилиндров, 60 - мощность мотора в лошадиных силах.



68. На решетке радиатора уже никаких упоминаний L&K. Автомобили из Млада-Болеслава окончательно стали называться Škoda.



В 1930-х весь мир сотрясает экономический кризис, спрос на дорогие и большие автомобили падает, удержаться на плаву Шкоде помогает сошедшая в 1933 году с конвейера модель Шкода 420 (4 цилиндра, 20 лошадок) и ее последующие модификации. Мощности в 20 л.с. хватало, чтобы разгонять автомобиль, вес которого составлял 750 кг, до 85 км/ч.

69. На фото Skoda popular 995 typ 937, 1939 года выпуска. Цифра 995 в данном случае означает объем двигателя в кубиках. Машина имела черырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения, мощностью 22 л.с., что обеспечивало автомобилю максимальную скорость 95 км/ч. Малолитражка являлась продолжением компактного семейства, начатого моделью 420.



70. Несмотря на экономические потрясения 1930-х годов Шкода продолжает выпускать роскошные представительские автомобили, которые с 1934 года получили название Superb. Самые мощные модели семейства оснащались 8-цилиндровым двигателем V8 и полным приводом.



71. На фото Skoda Superb 3000, Typ 924, выпускавшаяся с 1939 по 1943 и с 1946 по 1949 годы. Объем шестицилиндрового двигателя составлял 3137 cm³, мощность 85 л.с.). Это была последняя сошедшая с конвейера представительская модель Шкоды. В послевоенное время Шкода стала народным предприятием и перешла на выпуск исключительно народных автомобилей.



72. Парочка стилистических элементов экстерьера последней представительской модели Шкоды.



73.


74. Вершиной довоенной производственной линейки автомобилей Шкода стала модель Superb 4000 Type 919, оснащенная двигателем V8. До начала Второй мировой успели выпустить лишь десять экземпляров машины, один из которых представлен в музее автопроизводителя. Четырехлитровый двигатель выдавал 96 л.с. и разгонял тяжелую машину до 135 км/ч.



После оккупации Чехословакии Германией, ее промышленность стала частью экономической системы Третьего рейха, Шкода вошла в немецкий концерн Reichswerke Hermann Göring и переключилась на производство различных видов внедорожников, тягачей и прочей техники высокой проходимости для военных нужд. Помимо прочего тут производили детали для других немецких производителей автомобилей и вооружения. В 1945 году завод подвергся бомбардировкам, уничтожившим кузовной цех, физико-химическую лабораторию и констукторское бюро. 10 мая 1945 года Красная армия взяла территорию предприятия под свой контроль и в октябре этого же года завод Шкода в Млада-Болеславе был национализирован, став национальным предприятием AZNP Škoda.

В первые послевоенные годы на заводе выпускали рестайлинги довоенных моделей Skoda 1101/1102 Tudor, представлявших собой дальнейшее развитие модели Popular образца конца 30-х. С 1948 и по 1955 год в Чехословакии не было рынка новых автомобилей. Все произведенные в стране автомобили распределялись через профсоюзные организации среди партийной номенклатуры и выделенных партией работников. В 1952 году в Чехословакии частные лица получили от государства всего 53 автомобиля, из которых половина была импортными. В 1953 году правительство ЧССР поручило создать народный автомобиль и таким автомобилем стала презентованная в том же году Skoda Spartak, позднее переименованная в Skoda 440 (индекс модели означал 4- цилиндра, 40 л.с.). Автомобиль хоть и базировался на раме довоенной модели и заимствовал у нее многие аргераты, но получил новый двигатель, новую ходовую часть и современный дизайн. Позже слегка модернизированное семейство моделей Шкода 440/445/450 было переименовано в Octavia/Octavia Super/Felicia, машины получили пружинные рессоры вместо листовых, новую приборную панель и слегка обновленную внешность.

75. На фото Skoda Octavia typ 985, год выпуска 1960. Автомобиль оснащался четырехцилиндровым мотором, мощностью 40 л.с. и развивал максимальную скорость 115 км/ч.



76. Производство Skoda Octavia началось в 1959 году и продолжалось до 1971 года (после 1964 года выпускалась эта машина лишь в кузове универсал).



77. Семейство автомобилей Шкода 440/445/450 и их обновленные версии Octavia/Octavia Super/Felicia имели большой успех за границей. Автомобили были простыми, недорогими и обладали обаятельным дизайном. Они экспортировались как в страны Варшавского договора, так и на запад вплоть до ЮАР и Новой Зеландии.



78. В производственной линийке Octavia был также симпатичный кабриолет Felicia, производившийся с 1959 по 1964 годы. На фото версия автомобиля с жестким съемным верхом. Кабриолет от Шкоды в те годы был одним из редких представителей машин с открытым верхом в Восточном блоке. 50-сильный моторчик машины разгонял ее до 128 км/ч.



В 1964 году
79. Skoda 1000 mb typ 990, 1966


80.


81.


82.


Благодаря влиянию существующего общественного устройства, прочной базе, традиционным процессам производства и прошлым успехам Чехословакия смогла развиваться в послевоенный социалистический период, несмотря на информационный вакуум.

Появились новые модели — Tudor, Spartak, Octavia и Felicia. Однако с появлением на Западе в 1960-е годы новых технологий промышленность страны стала отставать. Начиная с 1970 года в экономике страны начался застой. Завод смог сохранить лидирующее положение только на рынках восточноевропейских стран. Прорыв наступил лишь в 1987 году с выпуском новой модели — Favorit



83. Skoda 125 L typ 742, 1989


84.


85. Skoda 130 LR typ 745, 1984


86. Skoda favorit 136 L typ 781, 1989  последняя самостоятельная разработка чехов Пожалуй, что-то новое- это Skoda Favorit (1987 г.), хоть двигатель был тем же самым, что устанавливали на Рапид, но его переместили наконец-то вперед. И это первый автомобиль компании с приводом на переднюю ось.


В декабре 1990 года правительство выбрало в качестве партнёра концерн Volkswagen AG. 16 апреля 1991 года был подписан договор о продаже доли в 31 % в собственности Škoda, a.a.s. компании VAG за 620 млн марок[4]. Таким образом Škoda присоединилась в качестве четвёртого бренда к концерну, уже объединявшему марки Volkswagen, Audi и SEAT. В декабре 1995 года VAG нарастил свою долю до 70 % заплатив 1,4 млрд марок. В январе 1998 года компания изменила название на Škoda Auto

1997 wurde der Hersteller in seinen gegenwärtigen Namen Škoda Auto a.s. umbenannt. Schrittweise baute die Volkswagen AG ihre Aktienanteile an Škoda Auto aus, so dass am 30. Mai 2000 Škoda Auto vollständig im Besitz von Volkswagen war

, a.s. Окончательный контроль VAG получил в мае 2000 года, когда за 12,3 млрд крон была выкуплена доля в 30 %.[4] Продолжалось дальнейшее развитие компании. Благодаря взаимодействию с западными партнёрами и новому экономическому мышлению Škoda провела мероприятия по модернизации техническо-производственной базы. В результате этого появилась конкурентоспособная модель — Felicia. За ней последовали и более успешные модели — Octavia, Fabia и гордость компании — Škoda Superb.

87. После покупки Фольксваген групп Шкоды в 1991 году, вышла модель Skoda Felicia (1994г.) Двигатель и трансмиссию она получила от Шкоды Фаворит, а вот все остальное (интерьер, экстерьер, ходовая…) у нее оригинальное. Выпускалась она аж до 2000 года с различными типами кузовов: и хэтчбеки, и универсалы, и каблук и даже пикап:


Im Jahr 2016 verkaufte der Fahrzeughersteller 1.126.477 Fahrzeuge und damit zum dritten Mal in Folge mehr als 1 Million pro Jahr. 2015 waren es noch 1.055.501 Autos, 2014 verkaufte die Marke 1.037.226 Fahrzeuge weltweit.[2] Am 8. Februar 2013 feierte Škoda die Produktion von 15 Millionen Fahrzeugen in der gesamten Firmengeschichte.[5] 2013 lieferte Škoda weltweit 920.750 Automobile aus

88.


89.


90.


91.


92.


93.



Posts from This Journal by “Чехия” Tag

  • Чехословацкий вал

    Пять лет назад я открыл для себя линию Мажино и с тех пор началось мое увлечение фортификацией и подземными объектами. Результатом исследования линии…

  • Карловы Вары - русский национальный курорт

    Продолжаем знакомство с интересными провинциальными городами Чехии и в сегодняшнем обзоре город, не нуждающийся в представлении. Про Карловы Вары в…

  • Хеб: вьетнамцы, цыгане и метамфетамин

    Про город Хеб, что находится рядом с немецкой границей, я был наслышан давно от моего друга, который в свое время делал практику в немецком Вайдене и…


  • 1
Осваиваете Чехию ? Прикольно. Чумная колонна есть и в Брно, где я жил несколько дней, как и костехранилище под костелом св. Якуба,

Чумные колонны, как мне кажется, есть в каждом городе или городке Чехии. По крайней мере они были во всех исключениях городах, которые мы посетили.

А вот костехранилище мне известно лишь одно - в Седлеце.

Есть в Брно, но я до него не дошел. Впрочем обзор этого городка найдете у меня в журнале. Про Прагу так и не дописал, пока перешел на Минск-Киев)
http://cztourism.com/2.php?page=316&typ=

Ого, не знал, что там такое крупное костехранилище есть. Будет повод добраться и до этого города в будущем.

я одно в милане находил, что не характерно для той местности, думал у чехов это за милую душу - костницы устраивать)

Интересно!
Жду отчёт с музея Шкоды.

На днях постараюсь запилить, если будет чуток свободного времени.

Даже совковая архитектура выглядит пристойно, я уж про Берлин молчу. В РФ подобные районы просто эталонное уныние, хочется забраться на крышу такой коробки и спрыгнуть вниз.

Чехи советский фонд хорошо подлатали. За время нашего путешествия я не видел унылых и ушатанных панелек, в основном все были покрашены в яркие цвета и отремонтированы. Смотрелись свежо и совсем не депрессивно.

Приятный городок.

В Чехии много таких милых провинциальных местечек.

Мило! И не важно что таких городков много, у них всех есть свой особый шарм.

Да согласен, Чешская провинция очень живописна в плане таких населенных пунктов.

Вроде Чехия, а выглядит точь-в-точь как Восточная Германия. Если бы ты не написал и не дорожные знаки, я бы не угадал страну )

Александр, а по основной "специализации" в Чехии прошлись? Например, форт Ганичка http://www.hanicka.cz/history.

Да конечно, посетил один большой объект и парочку дотов осмотрел. Посты будут со временем.

Сергей

(Anonymous)
В этом городе, кстати, есть 2 двенадцатиэтажки московской серии II-18/12, на улице Zalužanská...

Интересно, каким образом они тут оказались и кто их строил, специалисты из союза или чешские строители по российским чертежам.

Сергей

(Anonymous)
https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%B6%D0%BA%D0%B0%20II-18%2F12%20%D0%B2%20%D0%9C%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0-%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B5&img_url=https%3A%2F%2Fmw2.google.com%2Fmw-panoramio%2Fphotos%2Fmedium%2F17325054.jpg&pos=32&rpt=simage

  • 1
?

Log in

No account? Create an account