Previous Entry Share Next Entry
Petit Ouvrage du Bovenberg (продолжение)
technolirik
Продолжаем подземную прогулку по одному из затерянных миров Франции. В первой части мы ознакомились с зоной обеспечения объекта - осмотрели его электростанцию, казармы и множество сохранившихся артефактов. Сегодня в обзоре наиболее интересная часть комплекса - боевой сектор, степень сохранности которого оказалась на неожиданно хорошем уровне.





01. Осмотрев казармы подземного комплекса, мы направились дальше по главной потерне, соединяющей зону обеспечения и боевой сектор.



02. Сворачиваем в ответвление от главной потерны, которое приводит нас ко второму боевому блоку увраже.



По плану объекта видим, что второй блок состоит из трех бронеколпаков - двух стандартных типа GFM и одного гранатометного.



03. Преодолеваем полторы сотни ступеней и тридцать метров высоты, разделяющие подземный сектор комплекса с его наземными боевыми блоками.



04. И попадаем на нижний уровень блока.



05. Блок имеет довольно стандартное устройство. На нижнем этаже находятся комнаты для отдыха личного состава и системы жизнеобеспечения в том числе и фильтро-вентиляционная установка, которую вы видите на этом снимке.



06. Так выглядит комната для отдыха солдат.



07. Так как блок не имеет поворотных башень и артиллерии, а оснащен довольно простыми бронеколпаками, его обслуживание не требовало большого количества солдат. Поэтому спальных мест в блоке немного.



08. Санузел примечателен красивой плиточкой. Первый раз вижу такое на объекте линии Мажино. Обычно на всех подобных объектах плитка используется традиционно белая, а тут решили навести уют.



09. Бак с запасом питьевой воды и стильная бронедверь.



10. Поднимаемся на верхний уровень блока, где расположено боевое отделение. Тут нет ничего кроме трех бронеколпаков. На снимке стандартный наблюдательно-пулеметный бронекупол типа GFM.



11. Еще один купол того же типа.



12. Третий купол является бронекуполом типа LG (lance-grenades) и предназначался для установки 50-мм миномета ближней обороны, который был размещен под постоянным углом 45 градусов к горизонту.



13. В отличии от пулеметно-наблюдательных бронекуполов, этот купол имеет всего лишь одно отверстие для миномета, расположенное в центре крыши, которая в свою очередь расположена вровень с уровнем земли, благодаря чему купол невозможно заметить со стороны.



14. Внутренние металлоконструкции блока изъедены ржавчиной, местами очень сильно.



15. Покидаем второй блок и спускаемся обратно на подземный уровень. Через сотню метров продвижения по главной потерне выходим к очередной развилке. Дорога налево ведет к четвертому блоку, направо - к остальным блокам комплекса. Сворачиваем в левую потерну.



16. Несмотря на то, что четвертый блок, как и второй оснащен лишь тремя бронекуполами, он оборудован лифтом. Атмосферная локация, где я немного поигрался со светом, чтобы лучше передать антураж.



17. Осыпающаяся штукатурка превратила ступени практически в ровную наклонную поверхность. Все очень ветхое и по состоянию техники и стен видно, что заброшен объект уже минимум полсотни лет.



18. Внутри лифтовой шахты свалка металлолома и непонятно откуда взявшиеся вилы.



19. Под ногами на лестничной клетке нарезанные кабели, подготовленные мародерами к доставке на поверхность, но так и оставшиеся навсегда под землей.



20. Кто-то зачем-то скинул с опор водный резервуар.



21. Ебучие свиньи оставили за собой срач. Я очень толерантный человек практически ко всем, но свиней не выношу. Иногда мне хочется, чтобы в каждом таком объекте был бы свой дух-хранитель, который бы выпускал обратно исследователей и фотографов, но калечил бы и убивал мародеров и свиней. Оставил срач за собой - хуяк, случайно провалился в 30-метровую шахту лифта. Спилил кусочек кабеля - еблысь, споткнулся и напоролся глазом на арматурину. Жаль, что нет таких подземных духов.



22. Четвертый блок примечателен наличием диамантового рва, сооруженного специально для того, чтобы обустроить в нем аварийный выход на поверхность. Конструкция, которая до сих пор мне не встречалась на объектах линии Мажино. Судя по горочке грунта, прорвавшейся через дверцу аварийного выхода внутрь блока, теперь этот ров полностью засыпан.



23. Вооружен блок был одним пулеметно-наблюдательным куполом GFM и двумя бронекуполами типа JM (Jumelage de Mitrailleuses), в каждом из которых размещалась спаренная пулеметная установка со скорострельностью 500 выстрелов в минуту. На снимке вы видите платформу как раз такого бронекупола.



24. В отличии от бронекупола GFM, имеющего несколько амбразур по всему периметру, в JM-куполе была всего одна единственная амбразура, а сам купол был частично утоплен в бетоне. Всего же на линии Мажино было сооружено 179 бронекуполов этого типа.



25. Возвращаемся обратно под землю и идем до следующей развилки. Очередное ответвление от главной потерны ведет к пятому блоку, являющимся наблюдательным и примечательным тем, что рядом с ним находится командный центр увраже.



Вот он на карте:


26. Сам командный центр очень хорошо сохранился. Обычно такие места представляют собой просто голые стены, здесь же видны рабочие места связистов, каждый из которых был ответственен за связь с одним из пяти боевых блоков сооружения. Также сохранились кабеля связи и электрокабеля.



В командный центр поступала информация о ситуации снаружи и внутри форта. Тут же проводился анализ ситуации и отсюда отдавались приказы различным боевым блокам и осуществлялась связь с соседними фортами.

27. Через стенку находится комната офицеров, относящихся к высшему командованию фортом.



28. Также тут расположена комната коменданта увраже. Комендант и высшее командование всегда размещались рядом с командным центром, чтобы в случае внезапной боевой тревоги в кратчайшие сроки взять на себя управление звеном линии обороны.



29. Сохранность впечатляющая, как вы сами видите.



30. Комната связи командного центра увраже с внешним миром. Помимо прямой телефонной связи между фортами, каждый из фортов был соединен в единую телефонную сеть, проложенную в километре от потенциальной лини фронта. На случай выхода из строя телефонной линии, был резервный вариант коммуникации между фортами посредством сигнальных ракет.



Так могла выглядеть эта комната, когда в ней было оборудование. На снимке комната телефонистов командного центра PO Rohrbach.



31. В непосредственной близости от командного центра находится пятый наблюдательный блок увраже, отделенный от подземной части фактурным бронешлюзом.



32. Пятый блок расположен на самом высоком холме в округе, поэтому глубина залегания тут немного больше стандартных 30 метров. Я не помню, сколько ступеней мы преодолели, прежде чем достигли блока, но шагать пришлось чуть больше, чем к другим блокам объекта.



33. Сам блок оказался довольно компактным. Единственная его часть, выступающая из земли - это наблюдательный бронеколпак, оснащенный перископом для наблюдения за местностью на многие километры вокруг. Никакого вооружения блок не имел и ближнюю оборону ему обеспечивал находящийся в восьмидесяти метрах четвертый блок.



34. Какой-то резервуар, возможно, фекальный бак расположенного на верхнем уровне туалета.



35. Электрощитки.



36. Переплетения труб водопроводной системы.



37. Комната отдыха солдат.



38. Главный элемент блока - перископный бронеколпак типа VDP (vue directe et périscopique). Наблюдатель, находящийся в этом бронеколпаке, имел прямую телефонную связь с командным центром увраже.



39. Спускаемся обратно под землю и направляемся к последнему блоку - шестому. Участок потерны между пятым и шестым блоками разрушается по причине залежей гипса в грунте. Эта картина уже не первый раз встречается нам на объектах линии Мажино.



40. Потерна делает изгиб и выводит нас к подземному вокзалу - месту, где узкоколейка становится двухпутной. Электрических локомотивов тут никогда не было, так как в них не было нужды - это не артилерийский форт, где требуются перевозки тяжелых снарядов на большие расстояния. Вагонетки по рельсам тут перемещали солдаты вручную. Но и в этом случае на объекте должно было быть место, где можно было бы произвести сортировку вагонеток и и обеспечить их хранение - для этих целей и служил этот вокзал.



41. Как видно на снимках, вокзал постепенно разрушается давлением, которое оказывают залежи гипса в грунте, имеющие свойство расширяться при контакте с водой.



Вот это место на карте:


42. Перед шестым блоком традиционный бронешлюз, который отгораживал блок от остальной подземной части комплекса.



43. Гемошлюзы такого типа, состоящие из двух створок - характерная черта малых увраже линии Мажино.



44. Сделали в этом месте остановочку с небольшой фотосессией.



45. Бункерный зомби.



46. Вот мы и достигли самой отдаленной от входного блока части объекта. Тут заканчивается потерна и начинается лестница, ведущая в шестой блок.



Шестой блок - единственный блок комплекса, оснащенный поворотной скрывающейся бронебашней и потому самый интересный из всех.



47. Блоки с поворотной бронебашней всегда оснащались лифтами. Так как тут расход боеприпасов на порядок выше, чем в обычных бронеколпаках, тащить ящики с патронами пешком по лестнице было бы слишком утомительным делом для солдат. Как правило лифты использовались исключительно для транспортировки боеприпасов в блок, сами же солдаты вынуждены были ходить пешком.



48. Преодолеваем очередные 150 ступеней и достигаем нижнего уровня двухэтажного блока.



49. Тут расположено основание поворотной бронебашни и ее подъемный механизм.



50. То же место, подсвеченное экраном планшета.



51. Полный вес башни составляет 61 тонну, но благодаря продуманной системе противовесов, башня легко поднимается в боевое положение мускульной силой двух человек. Мы попробовали привести в действие подъемный механизм, но он так сильно заржавел, что у нас ничего не получилось.



52. Сохранность оборудования просто музейная, даже электроприводы все на месте.



53. Для ближней обороны и наблюдения за полем боя блок оснащался также стандартным бронеколпаком типа GFM.



54. Когда объект засыпают, это всегда идет ему на пользу. Если бы в свое время военные не захоронили все блоки этого увраже, полагаю, вместо кабелей на стенах мы бы увидели лишь сгоревшую обмотку от них на полу и закопченные копотью стены.



55. А так блок имеет такую великолепную степень сохранности, которая встречается лишь в музеях. Посмотрите на эту солдатскую комнату отдыха - она выглядит точно так же, как и в 1940-х.



56. Вентиляционная труба с дросельной заслонкой, позволяющей регулировать поток нагнетаемого в помещение воздуха.



57. Солдатская комната отдыха вплотную прилегает к каземату, в котором расположено основание башни.



58. Для обслуживания бронебашни требовался гораздо больше людей, чем для обслуживания блоков с бронекуполами, поэтому и спальных мест тут значительно больше. Порой они расположены даже в таких вот тесных, как на подводной лодке, уголках.



59. Одиночная комната, в которой размещался командующий блоком офицер.



60. Но вернемся к башне. Внутри нее размещалась спаренная пулеметная установка модели 1935. Это очень распространенный тип бронебашни и вы уже не раз видели башни этого типа в моих отчетах, посвященных другим объектам линии Мажино.



61. Всего в подземных фортах французской оборонительной линии была установлена 61 башня этой модели, так что встречаются они очень часто. Слева на снимке видна лестница, по которой мы поднимаемся на верхний уровень башни.



62. Лифт для подачи боеприпасов с нижнего на верхний уровень. Обслуживала орудие команда, состоящая из 10 человек: двух унтер-офицеров и восьми солдат.



63. Бронебашня имеет наружный диаметр 1,98 м и внутренний 1,20 м, а толщина ее брони составляет 30 см. Поворот башни осуществлялся при помощи электродвигателей, которые управлялись непосредственно из самой башни педалями.



64. Башня оснащалась связкой из двух 7,5-миллиметровых пулеметов типа МАС-31 "Reibel". Этот пулемет был специально разработан для установки в танки и объекты линии Мажино, он имел скорострельность 750 выстрелов в минуту, барабанный магазин на 150 патронов и водяное охлаждение.



65. Связь между стрелками в башне и остальной командой обеспечивалась при помощи акустических труб, продублированных машинным телеграфом - системы скопированной с флота.



66. На этом снимке видна механика поворотного механизма и электродвигатели, при помощи которых осуществлялся поворот. На случай пропажи электричества, башня могла поворачиваться также вручную.



67. Внутрь башни с верхнего уровня ведет такая вот лесенка.



68. Забираемся внутрь финальной локации нашего сегодняшнего путешествия.



69. Внутри, к сожалению, оказалось пусто. Напомню, что на одном из заброшенных увраже линии Мажино мне встретилась бронебашня этого типа с гораздо более лучшей сохранностью оборудования, разве что пулеметы были демонтированы. (При переходе по ссылке, мотайте сразу на снимок 55)



70. Амбразура для спаренной пулеметной установки.



71. Из амбразуры веяло свежим майским воздухом, снаружи пели птицы и мир по ту сторону бронеколпака был полной противоположностью микрокосмосу подземного объекта, в котором мы находились уже почти пять часов.



72. Всего лишь десятки сантиметров стали отделяли нашу бронекапсулу от привычной вселенной, но путь к ней лежал через почти километр штолен и лестниц, пронизывающих эту территорию вечной темноты и сырости. Удивительное ощущение!



73. Финальным аккордом нашей подземной прогулки стала небольшая вечеринка внутри башни. Мы распили полторашечку пива под любимую музыку и насладились атмосферой этого места, вспоминая через какие приключения нам сегодня пришлось пройти, чтобы попасть сюда.



74. Прощальный взгляд на это прекрасное творение инженерной мысли начала прошлого века и мы направляемся в сторону выхода.



75. Как же приятно после пятичасового подземного путешествия по этому мрачному заброшенному миру вновь оказаться на свежем воздухе среди природы, пространства и запахов майской зелени. Впереди у нас было еще полтора дня путешествия и три ярких и очень разноплановых объекта, про один из которых у меня уже был пост, написанный по свежим впечатлениям. А про два остальных еще предстоит написать.



Если вы настолько прониклись рассказом об этом объекте, что снимков вам оказалось мало, предлагаю посмотреть это 50-минутное видео о наших приключениях в ouvrage du BOVENBERG (мотайте сразу на 13-ю минуту). К сожалению, у нас были довольно слабенькие фонари, свет которых был явно недостаточен для съемки качественного видео, поэтому оно получилось темноватым, но наши эмоции и атмосфера объекта там переданы прекрасно, несмотря на невыразительную картинку.



Featured Posts from This Journal


  • 1
комнаты для отдыха сейчас напоминают пыточные камеры) плиточка в санузле - очаровательная

Ну тут чуть подкрасить, застелить кровати и провести свет - и можно жить :) Мне кажется было бы даже вполне уютно.

Ну, засыпать могут и раздерибаненный объект. Хотя тут наверное засыпали после мародёров.

Это ж сколько времени потратили на осмотр, чтоб ещё и видео снимать?

Разворовали объект, конечно, еще до того, как его засыпали. На съемку видео особо времени не надо. Идешь себе и снимаешь по пути.

Забыл спросить: какая длина ходов?

Там на карте есть линейка для масштаба. В сумме наверное метров 800-900 общая длина.

Потрясающая сохранность, почти музейная, гораздо лучше многих объектов Линии Мажино, про которые ты уже писал. Провода на стенах - просто невероятно :)

Залаз тоже очень порадовал, обожаю не просто заходить через основной вход, а действительно залазить в объекты )

А так вот ещё пару заметок:

41. "которое оказывают залежи гипса в грунте, имеющие свойство расширяться при контакте с водой."
Расширяется не гипс, а ангидрит, который при контакте с водой превращается в гипс и прибавляет в объёме )

42. Почему самый дальний блок всегда огораживали бронешлюзом? Насколько я понимаю, между другими блоками шлюзов не было?

Да сохранность тут действительно была потрясная, я многое повидал до этого, но объект смог меня удивить. Я тоже люблю непростые залазы, добавляют поездке дух приключений и авантюризма. В мой последний посещенный форт линии Мажино я зашел просто через ворота и это было очень скучно.

Не знал про ангидрит, спасибо за дополнение.

Бронешлюзом огорожены все блоки увраже без исключений, например на 31 фото еще один бронешлюз перед пятым блоком. Просто я не все их фоткал, так как они одинаковые.

Алекс,вот смотрю Ваши посты про линию Мажино и удивляюсь:если учесть давность постройки,то ее техноген равняется нынешней космической индустрии)Шикарный пост!Спасибо!

На начало 1930-х, когда строилась линия, тут применялись все самые современные технологии, доступные на то время. Ну а по стоимости сооружения линии Мажино, если перевести те деньги по современному курсу, то за них можно было бы основать на Марсе колонию людей. Так что сравнение с космической индустрией не далеко от истины.

Да я так и понял,смотрел все Ваши посты,очень увлекательно!У нас в Украине на херсонщине такого нет.Моя мечта в припять съездить...

Я тоже в Припять хочу, было бы круто нелегалом, но сперва наверное разок-другой надо сгонять с экскурсией.

(Deleted comment)
ПРи желании все это можно довольно быстро восстановить.

Крутяк. Похоже, что объект забросили годах в 80-х. Ну не могло оно само так хорошо сохраниться со времен ВМВ без надлежащего ухода)

Если быть точнее в 1970-х, тогда массово списывали эти бункера так как их содержание было дорогим, а смысла в них уже не было.

Андрей

(Anonymous)
Люблю читать Ваш блог и был приятно удивлен наличием еще и видео на ютубе. Очень хотелось бы чтоб Вы развивали и канал на ютубе, так как смотреть такие фильмы интересно. Спасибо)

Спасибо за отзыв. Канал на ютубе мне служит исключительно для того, чтобы заливать туда видео для постов. Но в ближайшее время там появится еще парочка полноценных фильмов о наших подземных приключениях.

Re: Андрей

(Anonymous)
Я уверен что на ютубе Вы собрали бы массу фанатов. Я знаю лишь один достойный канал, но он в основном о Российских заброшках, а про европу на русском или украинском к сожалению нету:(

К сожалению, на обработку видео и создания таких видеофильмов тоже требуется время, так что тут либо писать блог, либо вести канал. На то и другое у меня просто не хватит времени.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account