?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Petit Ouvrage du Bovenberg
technolirik
Давно я не рассказывал вам про интересные бункера, аж сам соскучился тем более, что прошло более чем полгода с момента моего последнего бункертура. Душа уже жаждет новых приключений, глаза хотят всматриваться в луч фонаря, выхватывающий из темноты очередные артефакты прошлого, а ноздри вдыхать тот самый сырой запах, который не спутать ни с чем, если ты его однажды вкусил - запах бункера.

Пока обстоятельства не позволяют сорваться в очередной бункертур, остается довольствоваться фотографиями и воспоминаниями из прошлых поездок, а лучший способ погрузиться в эти воспоминания - написать пост, чем я и собираюсь сегодня заняться.

Этот пост будет посвящен очень яркому представителю старой доброй школы французской фортификации - объекту линии Мажино, имеющему довольно не типичное устройство по сравнению с теми объектами, что уже были засвечены в моих предыдущих постах. Ну теперь обо всем по порядку.




01. Преодолев три с половиной сотни километров, мы в очередной раз оказываемся в Лотарингии среди тянущихся до горизонта полей и россыпи деревушек между ними. Вполне типичный ландшафт провинциальной Франции, если бы не то и дело попадающиеся на глаза бетонные глыбы военного наследия прошлого века. Но именно они и манят нас снова и снова возвращаться в эти края в поиске затерянных подземных миров, концентрация которых в этом регионе просто запредельная.



02. Наш бункертур начинается с объекта класса Petit Ouvrage, то есть малого сооружения оборонительной линии Мажино. Но перед тем, как приступить к исследованию непосредственно самого объекта, мы паркуемся возле артиллерийского дота, относящегося к объекту, но не соединенного с ним подземным ходом.



03. К сожалению, осмотреть этот дот изнутри не удастся - все входы в него надежно закупорены, так что придется довольствоваться лишь наружным осмотром.



04. Ни до ни после этого раза артиллерийские доты на линии Мажино мне не встречались, что не удивительно, так как их было построено всего лишь пять или шесть штук.



05. Строились такие доты для усиления малых увраже артиллерией во второй половине 1930-х годов исключительно в регионе Меца, отсюда и название этого типа объектов "Casemate d'artillerie de la RFM", то есть "дот артиллерийский фортификационного региона Меца" (RFM - Region fortifiée de Metz). Оружием дота были две 75-мм пушки модели 1897, кроме которых дот также оснащался пулеметными амбразурами для круговой обороны и одним наблюдательно пулеметным бронекуполом GFM. Внутри было все необходимое для обеспечения определенной автономии - запасы воды, провизии и боеприпасов а также дизель-генератор.



06. Дот настолько тщательно запечатан, что даже амбразуры в бронекуполе заделали металлическими решетками, хотя взрослому человеку протиснуться через эту узкую амбразуру физически невозможно.



07. "Ушки" бронеколпака, служащие для транспортировки 27-тонного бронекупола.



08. С крыши дота открываются красивые виды на окружающую местность.



09. Моя красавица Касатка, благодаря которой наши бункертуры стали вообще возможными.



10. Вход внутрь сооружения. Примечательно, что в отличии от других дотов линии Мажино, тут нет рва перед входной дверью, лишь рядом с артиллерийскими казематами вырыты две ямы для сброса отстрелянных гильз.



Коротенький видеообзор сооружения:



11. Рядом с дотом была пристройка очень не стандартной формы. Ничего подобного я раньше не видел. Пристройка оказалась обычным туалетом.



Вот она на видео:



Фотографий интерьеров этого дота в сети нет, так как еще никому не удалось там побывать за последние лет двадцать, но в сети можно посмотреть схему этого сооружения тут и тут.

Ниже план всего бункерного комплекса Бовенберг Тот, кто читал мои предыдущие посты, посвященные линии Мажино, могут сразу заметить, что это сооружение будет побольше, чем стандартный малый форт линии Мажино, который как правило состоял из трех-четырех блоков, оснащенных лишь стрелковым оружием. Данное сооружение насчитывает шесть боевых блоков, из которых один не соединен с подземной системой и артиллерийский каземат, который мы только что осмотрели (на схеме обозначен красным).



Покидаем артиллерийский дот и направляемся к боевому блоку 3, который стоит чуть в стороне от основного объекта и не соединен с ним под землей. Согласно изначальным планам этот блок должен был быть интегрирован с подземной системой, но по причине сокращения финансирования, потерну к нему так и не проложили. В настоящее время блок засыпан грунтом военными, которые таким образом оградили его от любопытных посетителей. Фотографировать тут было нечего, так что снимаю коротенькое видео и мы направляемся дальше к нашей главной цели.



Судя по информации, переданной мне немецкими диггерами, все наружные блоки этого сооружения были засыпаны военными еще десяток лет назад или около того, но человеческое любопытство проделали подкоп в грунте к первому блоку, через который существовала возможность проникнуть внутрь сооружения.



Подъезжаем насколько позволяла грунтовка к месту дислокации первого блока и начинаем готовиться к спуску под землю. Тут же выясняется досадная неприятность - я в спешке подготовки к поездке забыл перенести в багажник две пары резиновых сапогов и они остались дома. Что такое остаться без резиновых сапогов в самом начале бункертура - объяснять не нужно. Это провал. Любой притопленный участок под землей рискует стать для нас непроходимым препятствием, да и сейчас нам нужно было найти засыпанный грунтом первый блок в зарослях травы и кустов, которые после обильного дождя были мокрыми. Залезать под землю, где температура составляет около 12 градусов тепла, в мокрой обуви - это гарантированная простуда. В общем я опечалился немного.

Но выход из ситуации был найден - при помощи скотча и мусорных пакетов мы изготовили импровизированные сапоги и успешно преодолели мокрые заросли пока искали вход под землю. В конце поста я поместил 50-минутный фильм об этой поездке, в котором детально показан в том числе и данный эпизод.

12. Нужный нам бункер мы нашли практически сразу. Как и ожидалось, он оказался полностью засыпанным грунтом и заросшим обильной вегетацией. С эстетической точки зрения красивое зрелище, напоминающее чем-то заброшенные руины древней цивилизации.



13. Один из двух GFM-бронекуполов блока.



14. Залаз, как и ожидалось, оказался не самым комфортным, но сам факт его наличия очень порадовал. Так как такие норы военные периодически латают, всегда есть вероятность на месте залаза увидеть свежую пломбу. Ну а лезть в такую задницу нам приходилось не впервой, так что было привычно.



15. Вот так выглядит место, через которое нам довелось протиснуться, чтобы попасть внутрь блока.



16. Затем преодолеваем самое узкое место залаза - амбразуру, через которую попадаем в пулеметный каземат.



17. Каземат этого типа я неоднократно показывал в своих прошлых постах, посвященных объектам линии Мажино, так что тут останавливаться детально не буду.



18. Начинаем исследование входного блока. Некоторые его локации нас весьма порадовали неплохой сохранностью оборудования. На фото комната с фильтрами вентиляционной установки.



19. Шахта одного из двух пулеметно-наблюдательных бронекуполов блока.



20. Дверь, ведущая во входной тамбур, заварена.



21. В ее нижней части есть отверстие, через которое диггеры в прошлом проникали внутрь объекта, еше до того как блок был засыпан грунтом.



22. За дверью начинается пространство входного тамбура, которое заканчивается решетчатой дверью, ведущей наружу. Можно заметить спиленные решетки, через отверстия в которых любители подземных исследований а также мародеры проникали внутрь в свое время. Затем дверь заварили листом жести, но и тут лазалщики прорезали дыру. В итоге, устав бороться с диггерами и мародерами, военные просто похоронили сооружение, засыпав все его блоки грунтом почти до самой крыши.



23. Шахта лифта, ведущая к подземному уровню объекта, расположенному на глубине более 30 метров.



24. На нижнем этаже входного блока располагались комнаты отдыха военнослужащих и все необходимое для автономного существования на случай военных действий. На снимке комната отдыха солдат, впечатляющая степенью сохранности. На месте не только кровати, но и полочки, столик, электрический радиатор отопления, вентиляция и прочее. Фактически эта комната выглядит точно так же, как она выглядела тогда, когда объект стоял на боевом дежурстве. Только постелей нет и освещение исчезло.



25. Под потолком нарисован декоративный орнамент - скромная попытка добавить уюта суровому солдатскому быту.



26. Бак с резервом воды, чуть в стороне видно место, где располагался умывальник.



27. В этом помещении находилась радиоточка, о чем можно догадаться по надписи на двери.



28. Больше внутри блока не было замечено ничего примечательного и мы, преодолев 150 ступеней, спустились в подземную часть объекта - царство вечной прохлады и темноты.



29. И снова это манящее чувство открытия чего-то неизведанного, прикосновение к подземным тайнам, скрытым в этом подземелье уже более восьми десятков лет. Это трудно передать словами, но именно это ощущение манит меня так сильно, что вместо поездки в Париж или Женеву, я в очередной раз направляюсь в глубинку Лотарингии...



30. ...чтобы спуститься в прохладу заброшенного подземного комплекса, взять в руки фонарь и идти туда вглубь тоннеля, в неизвестность и темноту на встречу с прошлым этого места и его духами.



31. Так выглядит лифтовая шахта и лестница, по которой мы спустились под землю. Отсюда берет свое начало подземный уровень комплекса. Состояние объекта в этом месте довольно ветхое из-за повышенной влажности - штукатурка отпадает, весь металл поржавел, в общем тлен и разруха.



32. Первое, что меня удивило, когда мы спустились на подземный уровень - это наличие тут узкоколейки. Как правило, узкоколейки сооружали только на крупных артиллерийских фортах gros ouvrage, это же сооружение относится к классу малых пехотных фортов petit ouvrage и на объектах этого класса никаких узкоколеек не было. Но и масштабы у этого комплекса, конечно, будут побольше, чем у типичных petit ouvrage. На снимке перевернутая вагонетка.



33. Еще одна вагонетка, перед которой нарезанные мародерами кабеля, которые, видимо, готовились к транспортировке на поверхность, но комплекс внезапно был засыпан. Так и лежат они тут никому не нужные.



34. Продвигаемся дальше по главной потерне. По пути проходим массивную бронедверь, перекрывавшую доступ к основной части подземного уровня.



35. Первое помещение за бронедверью - резервная электростанция. Оборудование традиционно раскурочено "металлистами".



36. Электростанция состоит из двух дизель-генераторов. Дизеля трехцилиндровые, мощностью по 68 л.с. каждый, произведены фирмой SGCM.



37. Электростанция - это кладезь ценных металлов, поэтому ей больше всего достается от вандалов. Весь ценный металл отсюда украли еще в прошлом веке. Объект был выведен из эксплуатации в 1971 году и спустя несколько лет началось его разграбление. Хорошо хоть, что черный металл во Франции не имеет ценности, благодаря чему на объектах остается много ярких артефактов, а не голые стены, как это происходит в странах восточнее Германии.



38. Слева на снимке виден баллон со сжатым воздухом - такие баллоны использовались для запуска дизелей. Где-то тут еще должен был быть компрессор для заправки баллонов воздухом, но его следов мы не обнаружили.



39. Электроприборы представляют собой совершенно грустное зрелище.



40. Все, что содержало хоть грам цветного металла, было выкорчевано мародерами.



41. Решил немного поиграться с освещением, к тому же время позволяло.



42. Так как никаких цветных фонарей у меня с собой не было, я подсвечивал объекты экраном планшета, предварительно при помощи одной програмки меняя цвета экрана.



43.


44. Наиболее яркими цветами оказались красный и зеленый, поэтому и снимки с красно-зеленой подсветкой получились наиболее выразительными.



45. Это был мой первый подобный опыт, впоследствии я применял его еще на парочке объектов, а потом купил себе ГДР-овский квадратный военный фонарь с выдвижными стеклышками и с тех пор подсвечиваю им.



46. Через стенку от дизель-генераторной расположено помещение с топливными баками, которые занимают весь его объем, оставляя лишь узкие проходы под самыми стенами.



47. Покидаем электростанцию и продвигаемся дальше по главной потерне. По пути встречаются столики, за которыми солдаты принимали пищу. На объектах линии Мажино не было столовых и для приема пищи служили такие вот откидные столики, расположенные прямо в потернах.



48. Еще одна бронедверь по дороге.



49. "На пороге неизведанного."



50. Фото на память об этой подземной прогулке.



51. Снова откидные столики по пути. Гарнизон форта состоял из 235 человек - 228 солдат и 7 офицеров и всем этим людям надо было где-то питаться. И если офицеры могли принимать пищу в своих комнатах, то солдаты были вынуждены трапезничать в коридорах.



52. Главная потерна приводит нас в большой зал с высокими потолками.



53. Отсюда ответвляется небольшой аппендикс. Справа на снимке потерна с которой мы только что вышли, слева - тот самый аппендикс.



Вот это место на карте:


54. Заглянем внутрь.



55. Внутри обнаруживаем место захода силового кабеля внутрь комплекса. Вот в этой трубе на снимке и расположен силовой кабель, питающий объект электричеством в мирное время.



56. Помимо прочего тут также располагался склад запчастей для техники и ремонтная мастерская.



Если взглянуть еще раз на карту, можно заметить рядом с этим аппендиксом пунктирную линию. Ею обозначена штольня для отвода грунтовых вод, в конце которой расположен аварийный выход.


57. Так выглядит вход в штольню.



58. Сама штольня имеет длину около двух сотен метров.



59. До сих пор я никогда не проходил подобные штольни до конца, так как идти далеко и неудобно - во весь рост не выпрямишься, приходится идти согнутым, и через сотню метров такой прогулки уже начинает болеть спина.



60. Но тут решил таки пройти всю штольню и посмотреть, как выглядит аварийный выход. Аварийным выходом оказалась обычная вертикальная шахта со скобтрапом внутри. Причем, сверху она не была чем-либо прикрыта и луч фонаря высвечивал кусты и зведное небо над ними. Странно, что блоки засыпали, а аварийный выход никаким образом не закупорили.



61. Возвращаемся обратно в комплекс.



62. На обочине сточного желоба лежит какой-то странный механизм.



63. Вот мы снова в главной потерне и следующая локация на очереди к осмотру - это казармы. Слева на снимке видна дверь, ведущая в казарменную часть подземного уровня.



Казарменная часть имеет форму буквы П, прилегающей к главной потерне.


64. Какие-то помещения тут сохранились лучше, какие-то хуже. На снимке остатки казарменного лазарета.



65. Спальные места для солдат.



66. На объектах линии Мажино служба шла в три смены - 8 часов службы, 8 часов сна и 8 часов свободного времени. Таким образом на одном спальном месте за сутки отдыхало три солдата.



67. Сохранность комнаты отдыха солдат традиционно прекрасная.



68. Помещение с резервуарами для воды.



69. Тут тоже все на месте. Мародеры пилили только цветмет и те места, где его не было, остались не тронутыми.



70. Вентили в оригинальной раскраске.



71. Ряд умывальников, находящийся в той части буквы П, что наиболее отдалена от главной потерны и параллельна ей.



72. Заворачиваем за угол, на возвышенности расположены туалеты, к ним ведет лестница. Такое расположение туалетов обусловлено тем, что под ними установлен бак для сбора нечистот. Для удобства опорожнения бака, туалеты располагали над ним.



73. В данном объекте в туалетах установлены такие вот ручки. Никогда до этого на объектах линии Мажино не видел ничего подобного. Возможно, это такая система смыва.



74. Сами же туалеты являлись праобразами современных биотуалетов и требовали соблюдения особых правил эксплуатации, согласно которым при смыве химический реагент нужно было мешать с водой в строго установленных пропорциях. Обычно в туалетных кабинках были развешаны таблички с правилами эксплуатации химических туалетов, но на этом объекте их мы не обнаружили.



75. Вид с туалетной кабинки. Видите открытую дверь напротив лестницы?



76. За ней находился склад угля. Видимо, им разогревали бойлер для нагрева воды. Странное решение, при наличии электричества греть воду углем. На других объектах этого класса ничего подобного я не встречал. Также вызывает вопросы маркировка на стене. Если бы это был закрытый резервуар, ее назначение было бы понятным. Но в данном случае при открывании двери, чтобы зачерпнуть уголька, весь уголь высыпался бы наружу.



77. За туалетами следует ряд различных помещений, внутри которых не сохранилось почти ничего из инвентаря.



78. В одном помещении находились какие-то остатки мебели, остальные же комнаты были пустыми.



79. Покидаем казарменную часть и возвращаемся в главную потерну.



80. Наш путь лежит дальше в боевой сектор объекта, рассказ о котором будет опубликован через несколько дней.



Для тех, кому мало фотографий, предлагаю посмотреть видеофильм, который мы снимали во время этой прогулки. Часть, посвященная объекту petit ouvrage du Bovenberg начинается с 13-й минуты:



Продолжение следует...

Posts from This Journal by “фортификация” Tag

  • Fort de Villey le Sec. Часть 2 - Reduit

    Продолжим наше знакомство с роскошным фортом Вилле-ле-Сек, самым необычным и красивым фортом из тех, которые мне довелось посетить. В прошлом посте…

  • Fort de Villey le Sec. Часть 1 - La batterie Nord

    Серия постов, посвященная фортификации, подошла к завершению и перед тем, как сменить тематику постов, я хочу рассказать вам о самом красивом и…

  • Fort de Douaumont (продолжение)

    В прошлом посте я познакомил вас с драматичной и трагичной историей верденского форта Дуомон и показал, как выглядит форт снаружи, сегодня я…

  • Fort de Douaumont

    В сегодняшнем посте, последнем из "верденской серии", я расскажу вам о втором форте, который вместе с фортом Во оказался в самом эпицентре…

  • Fort de Vaux - самый знаменитый форт Вердена

    В феврале 1916 года началась самая кровопролитная битва Первой мировой - битва при Вердене, длившаяся 300 дней и ночей и ставшая на тот момент самым…

  • Линия Мажино: убежище и блокгаузы возле деревушки Veckring

    Линия Мажино - это не только огромные подземные комплексы - ouvrage, составляющие основну обороны укрепрайонов. Промежутки между фортами прикрывались…

  • Ouvrage de Soetrich (продолжение)

    Продолжение рассказа об увлекательной подземной прогулке по одному из наиболее хорошо сохранившихся заброшенных больших фортов линии Мажино. В этой…

  • Ouvrage de Soetrich

    Подземные сооружения линии Мажино являются одними из самых атмосферных и интересных заброшенных подземных объектов Европы. Нигде больше не сочетаются…

  • Feste Königsmachern

    Немецкие форты нового типа, получившего название "фесте", строились в начале прошлого века в период бурного развития науки и техники и…


  • 1
- Стал и сам теперь чаще залазить во всякие заброшенные места. Есть небольшая котельная в Тюрингии, и провода целые, и лампочки, а тем более всякие печи. Сохранилось, потомучто стоит на территории кампуса одного ВУЗа. Здорово полазить, правда размеры не гигантские и половина засрано голубями)
- будет ли пост, как сейчас ищешь работу?

Будет пост про поиски работы, когда найду ее. Пока что это не так просто, как казалось вначале.

Надо же! Даже бронеколпак не спилили!

Думаю, у нас, даже с таким затруднённым залазом, внутри всё бы выпилили.

Подсветка прикольная.

Сохранность тут конечно просто образцовая, если сравнивать с другими заброшенными фортификационными сооружениями в других странах. Поэтому я так люблю лазить по объектам линии Мажино.

Edited at 2016-04-11 03:14 pm (UTC)

Отличный пост!Спасибо!Жду с нетерпением продолжения!

Спасибо, на днях выйдет вторая часть.

Интересно какой тип тягодутьевой установки использовался в системе вентиляции? Центробежная, осевая или иной какой тип?

Я в системах вентиляции не разбираюсь, так что сказать по этой теме ничего не могу.

Замечательный бункер. Сколько же всего в этом регионе есть... Вы в мешках на ногах похожи на пришельцев:)

Edited at 2016-04-09 04:08 pm (UTC)

Да регион богатейший по части таких вот мест. Историческое наследие там можно изучать годами.

Хорошее открытие – тыльник нашёл изнутри! Молодца :-) В соответствующей среде это ценное знание. Приз за любознательность :-)))

С подсветкой забавно придумал – телефоном :-)

Насчет сапожек – есть довольно дельные сапоги от ОВЗК (общевойсковой защитный комплект), предмет постоянного ношения, так сказать – не надо никогда выкладывать из рюкзака :-) Небольшие ручьи весной вброд, подземка и т.д. В свернутом виде занимают немного места, одеваются поверх обуви. При случае, погляди на всяких милитаристских развалах, может встретится.

Да с подсветкой телефоном интересно получилось. Даже лучше, чем я изначально ожидал.

Сапоги такие тут у нас не купишь, это надо на постсоветском пространстве искать по возможности.

вроде у меня нет клаустрофобии, но от этих подземелий мурашки по коже. Очень интересно и немножко страшно.

Места жутковатые, конечно. Там еще и звуки разные добавляют адреналина в кровь. Первые разы было стремно, затем привык и такие объекты стали привычными.

привет Саша!
судя по гугловской карте бункер находится в чистом поле и рядом нет никаких фермерских построек
шахта аварийного выхода на фото 60 просто дырка в земле? вы не подымались, не смотрели, где это на поверхности? ступеньки проржавели сильно? выдержат ещё человека?


Edited at 2016-04-11 09:42 am (UTC)

Фермерских построек рядом не было, но видно, что земля вокруг активно используется фермерами, да и первый дот находится на частной территории. Шахта аварийного выхода походу просто дыра в земле, мы на поверхность не поднимались, так как впереди было еще много пространства для исследований и не хотелось тратить время. Ступени еще прочные, человека выдержат точно.

А когда вы собираетесь про заброшенную железную дорогу в Баварии написать? Или напишите , как туда добраться, если не трудно.

Кстати, вы 17го в Мюнхене будете? Я надеюсь, что получится развиртуализироваться с lavagra, nodima и кто там еще собирался погулять :)

Не про заброшенную железную дорогу, а про кладбище железнодорожной техники. Находится оно прямо на вокзале баварского городка Nördlingen.

На великой мюнхенской встречи блогеров планирую быть, надеюсь познакомиться там с парочкой новых людей и развиртуалиться со знаменитым блогером Морсой :)

76. За ней находился склад угля...

А какого угля(из фото не очень понятно) каменного или древесного ?! Если древесный то есть вариант, связаный с санацией данного "отхожего места"...

Re: 76. За ней находился склад угля...

Каменный уголь там был.

У нас бронеколпаки давно бы срезали нафиг) Крутой объект, особенно потерна)

Такая сохранность только во Франции и встречается. За это я и люблю французские объекты.

  • 1