?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Кирничтальбан - трамвай в национальном парке "Саксонская Швейцария"
technolirik
Трамвай считается практически исключительно городским видом транспорта. Трамвайные вагончики гармонично и привычно выглядят на фоне городских пейзажей среди царства автомобилей, бетона, асфальта и стекла. За пределами своей урбанистической среды обитания этот вид общественного транспорта выглядит довольно экзотично, особенно если фоном выступает скалистая местность, покрытая густым лесом и пересекаемая множеством горных ручейков. Именно о такой уникальной трамвайной линии будет мой сегодняшний рассказ. 




Этот лесной трамвайчик называется Кирничтальбан. Что в дословном переводе с немецкого значит - железная дорога проходящая вдоль долины речки Кирнич. Об этой достопримечательности национального парка "Саксонская Швейцария" я узнал еще несколько лет назад и в 2010 году посетил это место. В то время у меня с собой была только мыльница и сохранилось всего несколько фотографий, поэтому этим летом я решил второй раз съездить в это замечательное не только благодаря трамвайной линии место и написать об этом фотоотчет.

Для начала пару слов о национальном парке "Саксонская Швейцария". Это один из красивейших в Германии национальных парков с уникальным ландшафтом образованным массивом песчаниковых гор. Три четверти национального парка находится на немецкой территории, а четверть на чешской и называется соответственно Чешская Швейцария. Самая знаменитая туристическая достопримечательность Саксонской Швейцарии - знаменитый Бастайский Мост, фотография которого вошла в официальную коллекцию обоев для рабочего стола для Windows 7. Как правило знакомство туристов с Саксонской Швейцарией ограничивается лишь этим мостом и прилегающими к нему смотровыми площадками. Хотя национальный парк богат на разного рода достопримечательности и изобилует открыточными видами.

Добраться сюда можно многими путями, включая старинные колесные пароходы Саксонского пароходства, регулярно курсирующие в эту местность в летний сезон. Но самый быстрый и удобный путь - пригородная электричка, отправляющаяся из Дрездена каждые полчаса. Комфортабельный двухэтажный поезд доезжает сюда за минут сорок, причем дорога проходит по весьма и весьма живописной местности так что рекомендую занять место у окна на втором этаже и наслаждаться мелькающей за окнами красотой.

 

Но цель моей поездки сегодня не горы а трамвай, поэтому я спокойно проезжаю все самые знаменитые туристические достопримечательности Саксонской Швейцарии и выхожу на станции маленького городка Bad Shandau.

Дрезденская пригородная электричка и встречный чешский товарняк:



Железная дорога проходит на противоположном от Саксонской Швейцарии берегу поэтому чтобы попасть в городок Bad Shandau придется воспользоваться паромной переправой.



Бад Шандау хоть и маленький городок но очень уютный и красивый:



В подобных местах редко увидишь толпы туристов, поэтому ничто не нарушает спокойной атмосферы на уютных старинных улочках.



Во дворах сушиться белье, а на переднем плане речушка Кирнич, которая дала название местной трамвайной линии.



Найти трамвайную остановку не составит труда, так как на каждой городской улочке есть стрелка с указателем на главную достопримечательность городка. Десять минут неспешной прогулки по городу и я в городском парке Бад Шандау, где начинается трамвайная линия.



Обслуживают линию очаровательные старенькие ГДР-овские трамваи вагоностроительной фабрики Гота.





Примечательно, что такие трамваи поставлялись также в некоторые города СССР. В свое время они использовались львовским трамвайным хозяйством и самое удивительное, что Гота-трамваи работают на одной из трамвайных линий в Евпатории и по сей день.



Трамваи Гота были переняты Кирничштальбаном в б/у состоянии у восточно-германских трамвайных хозяйств таких городов, как Йена, Плауэн, Цвикау и в 90-х годах после основательной модернизации продолжили работу в столь экзотичном месте.

Рабочее место водителя:



Интерьер трамвая обшит деревянными панелями, отчего внутри по-домашнему уютно:



Что мне не понравилось -  это современные сиденья, которые выглядят пришельцами из будущего в этом царстве классики и немного портят стилистическую целостность интерьера. 



Сцепка вагонов:



Ширина колеи Кирничтальбана - 1 метр. Колея на протяжении всего маршрута однопутная с несколькими разъездами на остановках.



Трамвай отправляется в путь а я сажусь возле окна и фотографирую местность по дороге к конечной станции.



Прежде чем продолжить рассказ об этой поездке постараюсь вкратце рассказать историю этой уникальной трамвайной линии:

В конце 19-го века стремительно увеличивается туристический поток в Саксонскую Швейцарию и в 1893 году создается комитет по строительству и эксплуатации трамвая от станции Шандау через долину речки Кирнич. Изначальные планы предусматривали строительство кольцевой железной дороги от центра городка Бад Шандау до чешской границы, через приграничные чешские городки и назад в Бад Шандау. После того как план строительства железной дороги был одобрен возникли споры о типе привода. По причине дороговизны электрического привода (нужно было строить электростанцию) городской совет Бад Шандау склонялся к постройке трамвайной линии на паровой тяге. Но саксонское правительство отклонило этот вариант и после споров, которые длились вплоть до 1898 года было решено строить электрический трамвай.
В январе 1898 года было начато строительство электростанции и были достроены пути до Лихтенхайнского водопада. По причине дороговизны изначальный проект кольцевой дороги так никогда и не был достроен. 

27 мая 1898 года состоялось торжественное открытие линии трамвая Кирничтальбан, которая соединила городской парк Бад Шандау и Лихтенхайнский водопад. На то время это была исключительно прогулочный трамвай, который эксплуатировался лишь в летний сезон с мая по октябрь.

Для трамвайной линии Кирничтальбан были закуплены шесть трамваев построенных фирмой "Waggon- und Maschinenfabrik AG vorm. Busch" из саксонского города Баутцен (фото: Dresdner Verkehrsbetriebe AG)



В первые годы эксплуатации Кирничтальбан столкнулся с многими проблемами - трамваи часто сходили с рельс, отказывали двигатели. Но несмотря на это количество пассажиров с каждым годом росло. Трамвай даже смог пережить тяжелое время Первой мировой войны и последующей гиперинфляции. А построенная для трамвайной линии электростанция с 1911 года обеспечивала электричеством несколько городов Бад Шандау, Зибниц, Кёнигштайн и около трех десятков деревень.

Гостиница возле Лихтенхайнского водопада - конечная станция трамвая, 1900 год. (фото: Дрезденская почтовая открытка, автор неизвестен)



26 июля 1927 года стало черным днем в истории трамвая Кирничтальбан. В самый разгар сезона перевозок в депо произошел пожар, уничтоживший полностью весь трамвайный парк. Трамвайное сообщение остановилось на две недели и было под угрозой остановиться навсегда. Чтобы спасти трамвайную линию 12 августа 1927 года были временно позаимствованы трамваи линии Lößnitzbahn, соединяющей Дрезден с пригородом Радебойлем, которые проработали до конца сезона 1927 года на Кирничтальбане. 

Зимой 1927-1928 года было восстановлено сгоревшее депо и в марте 1928 года трамвайное хозяйство закупило 11 вагонов фирмы MAN. Уникальная трамвайная линия была спасена и с 1938 года трамвайное движение по ней осуществлялось уже круглогодично.



В 1939 году велись дебаты о замене трамвайного движения на троллейбусное, но наступившая война помешала этим планам. В военное время трамвайная линия Кирничтальбан не пострадала и после месячного простоя в июне 1945-го возобновила работу.

К началу 60-х годов состояние путей заметно ухудшилось и стали учащаться случаи схода трамваев с рельс. В 1969 году произошел сход трамвая с рельс в результате которого трамвай перевернулся, 20 пассажиров были травмированы. После этого несчастного случая линия была временно закрыта и ее существованию снова стала угрожать опасность.



Ремонт путей все время откладывался из за нехватки, средств, материалов и рабочей силы. Лишь к 1972 году была отремонтирована часть пути длинною 2,6 километра по которой было возобновлено движение трамвая. Полностью ремонт всей линии был закончен к концу мая 1973 года и Кирничтальбан снова вернулся к полноценной работе.

После того как была выведена из эксплуатации трамвайная линия Lockwitztalbahn, функционирующая в южных пригородах Дрездена, Кирничтальбан получил в 1977 году пять старых трамваев этой линии, построенных между 1938 и 1942 годом. Четверо из этих трамваев пришли на замену старичкам, эксплуатирующимся еще с 1928 года, а пятый использовался как база запасных деталей. 



В 1985 году снова происходит сход трамвая с рельсов, что влечет за собой проверку всей линии и остановку трамвайного сообщения. Над линией снова нависает угроза окончательной остановки, которую удалось избежать лишь благодаря массовым протестам населения.

В период с 1986 по 1990 год наконец-то был проведен полноценный ремонт и обновление инфраструктуры трамвайной линии, начиная от путей и заканчивая опорами и линиями контактной сети. В 1986 году было возобновлено движение по части отремонтированного пути а с 1990 года был восстановлен и введен в эксплуатацию весь маршрут.



Но самое существенное обновление Кирничтальбана началось после объединения Германии. В 90-х годах трамвайный парк пополняется б/у вагонами вагоностроительной фабрики Гота, снятыми с эксплуатации с трамвайных линий городов Плауэн, Цвикау и Йена. Эти трамваи и вагоны были существенно модернизированы прежде чем продолжить работу на линии Кирничтальбан и сегодня полностью заменили старые трамваи, полученные трамвайным хозяйством еще в 1977 году.

Кроме того существенно обновляется инфраструктура трамвайного хозяйства, так в 1993 году проводиться глобальная реконструкция трамвайного депо и на его крыше размещают солнечные батареи, которые на сегодняшний день вырабатывают треть электроэнергии потребляемой линией.



В 2002 году в Саксонии происходит сильное наводнение, причинившее огромные разрушения всем прилегающим к долине Эльбы городам. Бад Шандау тоже сильно пострадал от наводнения но работникам трамвайного хозяйства удалось вовремя перегнать трамваи из затопленного города в депо, куда не  где их не достала вода. После спада уровня воды движение трамваев было возобновлено но отсутствовали пассажиры - последствия наводнения были катастрофичными для всего региона долины Эльбы. В 2003 году проводилось восстановление улицы, по которой проходит трамвайный маршрут от последствий наводнения и ремонт трамвайных путей, по этой причине трамвайное сообщение простаивало с июня по ноябрь.

Очередной удар стихии Кирничтальбан пережил в 2010 году. В результате сильных проливных дождей речка Кирнич вышла из берегов и затопила прилегающие территории. В первый раз с момента восстановления в 1927 году трамвайного депо оно оказалось затоплено водою вместе с находящимся в нем трамвайным парком. Также серьёзный урон был нанесен инфраструктуре линии, были размыты трамвайные пути, повалены и погнуты опоры контактной сети, полностью смыты несколько остановок. 

Наводнение 2010 года и урон нанесенный Кирничтальбану. (Источник фото: http://www.ovps.de)

 
 
Несмотря на катастрофу уже через три недели 28 августа 2012 года на линию, которая наименее пострадала от стихии вышел курсировать с 70-минутным тактом первый трамвай. Через три недели стало возможным укоротить такт до 45 минут. На сегодняшний день трамваи Кирничтальбана ходят с 30-минутным тактом в летний сезон и с часовым тактом зимой. Полностью закончить восстановление поврежденного отрезка пути  планируется к декабрю 2012 года а пока что трамвай ходит по укороченному на 800 метров маршруту, который составляет более 7 километров живописной местности:

С обеих сторон дорогу окружают невысокие песчаниковые горы:





Паралельно дороге течет та самая речушка Кирнич, давшая название этому трамваю и послужившая причиной его недавних бед:





За окнами трамвая иногда проплывают сказочные под стать местности домики:



Встречаются туристы на велосипедах:





Встречный:



Подъезжаем к депо:





Задний двор депо:



За двором стоят ржавые колесные пары:



От депо за нами следует трамвай, который повезет наш состав из трех вагонов обратно, так как из-за ремонта конечной остановки возможности развернуться трамваю на месте нет:



Вот мы и прибываем на место. Трамвай дальше не едет и следующие 800 метров до конечной станции с главной достопримечательностью - водопадом нужно идти пешком:



Подъехал трамвай, который повезет вагоны обратно:



По дороге до конечной станции встречается заброшенный старый хутор. Видно заброшен он уже давно, дома очень ветхие и вот-вот развалятся:





На конечной станции рядом с Лихтенхайнским водопадом  находится ресторанчик с отелем, который стоял тут еще до появления трамвайной линии.

История этого места такова: изначально находящийся тут маленький водопад не вызывал интереса у туристов. Тогда предприимчивый крестьянин запрудил водопад в 1830 году задвижной плотиной и за деньги открывал плотину на пару минут желающим посмотреть на водопад. Судя по всему отбоя от желающих не было, так как в 1852 году этот предприимчивый крестьянин построил рядом фахверковый ресторанчик, который стоит там до сих пор. Но на водопад теперь можно смотреть бесплатно.



Ну и непосредственно сам водопад:





С конечной станции трамвая берут начало многие тропинки расходящиеся к разным природным достопримечательностям и красотам Саксонской Швейцарии. К сожалению без велосипеда делать тут нечего так как расстояния до ближайших достопримечательностей от пяти до десяти километров по очень неравномерному рельефу местности. До последнего трамвая в Бад Шандау было еще более двух часов и мы решили прогуляться по одной из таких тропинок. Пройдя буквально сто метров по тропинке в сторону от дороги, перед нами открывается настоящий лес:







Погуляв часа два по лесным тропинкам возвращаемся на конечную станцию, куда вскоре подъезжает трамвайный состав и за ним следует трамвай, который повезет состав обратно:



На конечной станции, пока есть время до отправки, бегаю вокруг трамвая, фотографируя его в разных ракурсах:









И вот мы снова в Бад Шандау на конечной станции трамвая. На этой фотографии, пожалуй, и закончу свой рассказ.



Источники, используемые при подготовке статьи:

http://www.ovps.de/ - сайт транспортного предприятия Пирна-Сибнитц.

Википедия


Другие мои репортажи на трамвайную тематику:

Даугавпилсский трамвай (Латвия)

 Дрезденский музей трамваев + история дрезденского трамвая



  • 1
Красиво. Познавательно.
Спасибо!

Пожалуйста. Рад что понравился фотоотчет :)

Красота, спасибо за рассказ! На таких трамвайчиках действительно в начале 80-х катался, когда гостил во Львове. А сам городок видел два года назад с поезда, когда ехал из Праги в Берлин. Про трамвай не знал, а то запланировал бы остановку в пути!

Этой зимой буду в Германии снова, может и удастся как-то вписать поездку к этому чуду... я так понял, он сейчас и зимой функционирует?

Да трамвай ходит круглый год. Только с разным тактом. Если будете в этих местах очень рекомендую посетить - в Германии это уникальная линия и судя по бурной истории кто знает что будет с ней через год или два. Вдруг опять потоп или пожар! Так что поспешите :)

Да, история бурная, хотя линия от этого пока только крепнет (ну если не считать временного сокращения на 500м.).

Насчёт мест -- у меня вообще пока не сложились какие-то определённые планы, кроме прилёта в Дюссельдорф, отлёта из Берлина и двух дней в Нюрнберге у друзей. Хотелось бы ещё заехать в Гамбург посмотреть насколько изменилась MiWuLa за три года, а в оставшиеся несколько дней хотелось бы по-посещать что-нибудь железнодорожно-трамвайно-модельное. Так как еду в этот раз один, то могу посвятить таким интересам практически всё время :-) Понятно, что зима не сильно способствует, но так уж получилось.

Может, что-нибудь посоветуете? У меня сложилось впечатление, что у вас похожие на мои интересы в этом плане.

Что касается железнодорожно-трамвайной тематики то у нас тут интересы точно похожие. Если будете в Дюссельдорфе - очень рекомендую посетить подвесной монорельс в Вуппертале. Я сам давно мечтаю туда съездить но пока что никак не доберусь до тех мест. В Нюрнберге обязателен к посещению самый главный железнодорожный музей в Германии - Нюрнбергский. Музей очень крутой и наверное самый крупный в стране. Ну а так конечно в каждой земле и в каждом городе можно что-нибудь найти в плане железнодорожностей.

Schwebebahn у меня точно в планах. Два года назад был летом один день в Дюссельдорфе, поехали с сыном кататься на этом чуде -- так оно было на ремонт закрыто, такой облом! Надеюсь, на этот раз больше повезет.

В Нюрнберге в этом музее я был не раз, отличное место, согласен.

Когда живёшь, найти-то нет проблем, это точно, вот когда наездами раз в год-два, всё несколько сложнее :-)

Да когда тут живешь проще, дождался выходных - сел и поехал в любое место куда захотел. Расстояния то небольшие. А Schwebebahn это у меня в обязательных планах к посещению. Их всего два в Германии - один в Дрездене, но дрезденский конечно поскромней Вуппертальского будет.

Ну я не большой фанат хайтека. Мне ближе атмосферные старые узкоколейки, я катался на поезде на магнитной подушке во франкфуртском аэропорту. Но не скажу, что сильно впечатлился. Атмосферы нет в таких местах. А ж/д я люблю именно за атмосферу.

красивое место! особенно разрушенный хутор круто смотрится! я однозначно туда зашел бы

Я заглянул в несколько зданий. Интересного мало - судя по всему он заброшен уже лет двадцать. Куча пыли внутри, старой мебели, старых газет и тряпок.

Большое спасибо! Милейшее место, судя по всему! :)

Пожалуйста! Места действительно там великолепны и без трамвайчика, а с ним так вообще сказка.

Места симпатичные, да и трамваи очень органично смотрятся! Отличная поездка и добрая фотоохота!

Недаром что национальный парк, места что надо, но чтобы полностью увидеть главные достопримечательности - нужен велосипед. Без него там много не посмотришь. Ну в эту поездку моей главной целью был трамвайчик.

Не верится, что трамвайчики настоящие :) Спасибо за познавательный пост, интересно читать!

Рад что понравился пост. Места там действительно очень атмосферные, а трамвай в лесу вообще выглядит фантастично.

  • 1