?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Подземные тайны восточной Германии. Часть 5.2: Объект КИП-71 под Люкенвальде (Продолжение)
technolirik
По первой части рассказа, посвященной советскому бункеру связи, можно было подумать, что бункер этот довольно скучен, опустошен и не достоин внимания бункерного археолога, но на самом деле это не так. Чем больше мы продвигались в недра объекта, тем больше поражались степени сохранности оборудования внутри и тем больше проникались общей техногенной атмосферой объекта. Переплетения вентиляционных труб, щиты управления электрооборудованием с советской техникой 1960-х, множество различных механизмов и интересная геометрия внутреннего пространства - тут было что посмотреть. Бункер оказался весьма антуражным и фотогеничным, в чем вам предлагаю убедиться просмотрев следующие шесть десятков снимков.




После знакомства с первыми помещениями бункера, в которых в прошлом располагалось оборудование связи, мы направились в центральную часть объекта, в которой расположена фильтро-вентиляционная установка бункера. На карте это самое крупное помещение в центре.

01. Масштабы фильтро-вентиляционной установки поражали, до этого момента я не видел ничего подобного. Захватываемый с поверхности воздух проходил тут тщательную очистку и подготовку для соответствия заданным параметрам температуры и влажности. Часть воздушного потока шла на охлаждения ламповой радиоаппаратуры, а вторая часть для вентиляции помещений и в каждую часть системы воздух подавался раздельно и раздельно же подготавливался. Обратите внимание на квадратную крышку с отверстием посередине внизу кадра.



За ней расположен водный резервуар, откуда в установку поступала вода, используемая для увлажнения воздуха. В этом же помещении находилась скважина, используемая для водоснабжения бункера.


фото: Стас Сиколенко

02. Водный резервуар и климатическая установка были соединены системой трубопроводов, остатки которой видны на фотографии.



03. На снимке та часть установки, в которой воздух подготавливался для охлаждения лампового оборудования связи. Тут были особые нормативы и оборудование должно было на выходе выдавать воздух, который бы строго соответствовал регламентным показателям температуры и влажности, от которых зависела бесперебойная работа радиотехники.



04. Напротив часть фильтро-вентиляционной установки, осуществляющая вентиляцию помещений. Тут все гораздо проще.



05. Впечатляющая локация, обладающая техногенной эстетикой подземелий из одной известной компьютерной И.Г.Р.Ы.



06. Рассмотрим климатическую установку в деталях. Как видно на этом снимке, установка состоит из нескольких камер, которые воздух проходил поочередно одну за другой. К первым двум камерам подведены водопроводные трубы - тут осуществлялся процесс увлажнения воздуха.



07. Заглянем внутрь одной из этих камер.



08. Устройство ее простое. Внутри расположены трубы с форсунками, из которых под давлением распылялась вода, увлажняющая проходящий эту камеру воздух.



09. Антуражные люки с окошками напоминают корабельное оборудование.



10. Сохранился шильдик производителя - "Домодедовский механический завод". Год выпуска 196... последнюю цифру не разобрать.



11. 12. Далее расположены несколько камер, в которых увлажненный воздух охлаждался или нагревался до заданной температуры.



13. Электрооборудование, являющееся кладезью ценных металлов, традиционно раскурочено.



14. Но сравнительно с другими подобными объектами, сохранность все же очень хорошая.



15. На шкафчике сверху надпись: "ответственный старший лейтенант Литвиненко".



16. Помимо вентиляции и электрооборудования, в этом помещении установлена парочка резервуаров высокого давления.



17. Это гидроаккумуляторы системы водоснабжения.



18. На одном из резервуаров закреплен прибор ЭКМ-1У, являющийся электроконтактным манометром.



19. Электроконтактный манометр можно настроить на определенное давление, при превышении или понижении которого стрелка манометра замыкает лапку выключателя и он отключает или включает насос.



Шильдик производителя прибора.


фото: Стас Сиколенко

20. К помещению фильтро-вентиляционной прилегает еще одно небольшое помещение, дверь в которое видна на этом снимке слева.



21. Внутри два постамента от оборудования. Тут располагалась так называемая "грязная вентиляционная", которая включалась в работу при переходе в герметичный режим. В ней были установлены два вентилятора высокого давления, которые прокачивали забортный воздух через механические и угольные фильтры. Они-же обеспечивали избыточное внутреннее давление.



22. В стене труба, ведущая в главное помещение с климатической установкой.



Помещение "грязной вентиляционной" соединялось трубами с главной климатической установкой.


фото: Стас Сиколенко

23. На прошлом снимке напарник как раз запечатлил меня в тот момент, когда я делал этот снимок.



В подземной съемке я очень редко использую штатив, потому что мне лень его с собой таскать. Все снимки, что вы тут видите, сделаны с рук, либо подручных опор. Примерно так происходит процесс съемки: одной рукой подсвечиваю, второй снимаю.


фото: Стас Сиколенко

Регулировка одной из дроссельных заслонок ФВУ.


фото: Стас Сиколенко

Идем дальше. На схеме бункера сразу за ФВУ видна потерна, ведущая наружу. Это монтажный тоннель, вход в который мы видели при обходе бункера снаружи.


24. Так выглядит бронедверь, за которой начинается эта потерна. Обратите внимание на круглое отверстие в двери такого же типа, как мы уже видели в помещении с холодильными установками. Каждое подобное отверстие пронумеровано и имеет рядом таблицу с информацией о том, в каком положении должна находится задвижка или вентиль при различных режимах боевой готовности.



25. За этой бронедверью находятся еще три бронедвери, образующие систему шлюзов. Примечательно, что в каждой из этих дверей, кроме последней сделано точно такое же отверстие.



26. В чем заключалась функция этих отверстий, точно не скажу? Предположительно, внутри каждой двери находился клапан, при помощи которого стравливали избыточное давление внутри бункера.



Снаружи он выглядит так. Над бронедверью видны оголовки воздухозаборников, через которые, видимо, сбрасывалось давление.



27. Сразу за монтажной шахтой начинается двухуровневая часть бункера, на первом этаже которой расположена щитовая.



28. Так щиты управления системами бункера выглядят с тыльной стороны.



29. Большая часть электрооборудования выпилена.



30. Общий вид помещения щитовой.



31. Щит сохранился прекрасно!



32. Кнопки, рубильники, приборы - почти все на своем месте.



33. Такая сохранность не часто встречается, так что тут стоит остановиться подробней на деталях.



34. На первой половине щита красуется аббревиатура "ГРЩ" - Главный Распределительный Щит.



35. Приборы.



36. Впечатляющая сохранность! Даже сигнальные лампы на местах, никто не схабарил. На этой части щита нанесена аббревиатура "Щит УГКВ". Расшифровывается, видимо, как "управление главным контуром вентиляции".



37. Рельефная мнемосхема.



38. Органы управления техническим оборудованием бункера.



39. "Сделано в СССР"



40. Красота!



41. Это лучший щит в плане сохранности из всех, что доводилось видеть на заброшенных объектах.



42. Покидаем щитовую и перемещаемся в последнюю локацию объекта, в которой находилась дизель-генераторная.



43. Она отделена от остальных помещений гермошлюзом.



44. Каждая из дверей гермошлюза имеет резиновую окантовку, которая обеспечивала полную герметичность шлюза.



Кто-то спилил часть оболочки одной из дверей, так что теперь можно наглядно рассмотреть ее запорный механизм.


фото: Стас Сиколенко

45. Дизель-генераторная, несмотря на отсутствие самих агрегатов, которые российские войска забрали с собой при уходе, очень впечатляющая и антуражная локация.



46. Эта часть бункера двухуровневая, что наглядно видно по этому снимку.



47. Внутри первого уровня находится щитовая, которую мы только что посетили, а на крыше щитовой расположено вентиляционное оборудование, обеспечивающее подачу воздуха к дизелям и отвод наружу выхлопных газов.



Приведу еще раз план бункера для наглядности. На схеме видно, что дизель-генераторная вместе с фильтро-вентиляционной являются наиболее крупными помещениями в бункере.


48. Так выглядит дизель-генераторная с высоты второго этажа. Видны фундаменты от агрегатов и канавки топливных магистралей, по которым к дизелям подводилось топливо. В бункере находились два 1000 КВаттных дизеля с генераторами на 750КВатт и ещё один движок валялся полуразобранный в качестве донора запчастей.



Автор блога для масштаба.


фото: Стас Сиколенко

49. На крыше щитовой расположена довольно масштабная система воздуховодов дизель-генераторной. По синей трубе забортный воздух подавался напрямую к дизелям. Расширение на ней - корпус фильтра грубой очистки.



50.  На фото раструб, в котором находился радиатор охлаждения, состоящий из медных трубочек, которые были спилены охотниками за металлом. Этот раструб  использовался для циркуляционного охлаждения воздуха в самой дизельной.



51. Отдельные части этой системы обладают впечатляющими размерами - внутри раструба свободно помещается человек.



52. Шильдик производителя плохо читается. Можно разобрать лишь год выпуска оборудования - 1961.



53. Вид на установку с другой стороны.



По синей трубе к дизелям подавался забортный воздух, красная труба - отвод горячей воды от дизелей, на ней видно маркировку ГК, - Горячий Контур.


фото: Стас Сиколенко

54. Осмотр крыши завершен, спускаемся вниз.



55. Локация очень атмосферна и фотогенична с какой стороны не посмотри.



56. Этот бункер не является типовым проектом и его устройство уникально, чем он и интересен. Учитывая довольно хорошую сохранность оборудования внутри, я могу занести этот объект в пятерку наиболее интересных заброшенных бункеров восточной Германии.



57. В углу помещения находится шахта аварийного выхода, ведущая на поверхность. Как она выглядит снаружи, можно посмотреть на снимках 15-17 первой части рассказа. Изначально этот выход был закрыт железным листом, который лежит на полу слева на снимке. Но однажды, когда на объекте появился новый начальник, он решил, что за листом стали спрятана какая-то тайна. Ночная смена всю ночь крутила гайки, чтобы обнаружить, что за стальным листом находится обычный аварийный выход на поверхность.



58. Доступ в шахту перегорожен глухой железной заглушкой. Было ли так задумано изначально или шахту замуровали после ухода военных, неизвестно. Но на других советских бункерах мне неоднократно встречались аварийные выходы, попасть в которые можно было лишь разрушив кирпичную стену, так что возможно, что и тут перед тем, как воспользоваться аварийным выходом, предполагалось сперва чуток физически поработать.



59. Возле заглушки сохранилась парочка дембельских надписей, датированных 1991 и 1993 годами. По надписям можно понять, что на объекте постоянно дежурило два человека. Как я уже писал, объект управлялся дистанционно с главного бункера ГСВГ - "Ранета" и не требовал вмешательства персонала. Дежурные связисты присутствовали тут лишь для присмотра за исправной работой оборудования.



60. На этом наша экскурсия по одному из наиболее ярких и интересных объектов эпохи Холодной войны в восточной Германии подошла к завершению. Но рассказать и показать по этой теме мне еще есть что, так что серия будет продолжена в ближайшее время.



В завершение почти трехминутный видеообзор бункера.




Posts from This Journal by “Холодная война” Tag



  • 1
Главный Распределительный Щит же.

Вольтметр? Вряд ли, скорей шильдик показывает рабочее напряжение (чего? Подсветки? xD)

"Щит Управления Главным чем-то там"

Главный Распределительный Щит - из трех слов я угадал два, не мог подобрать только расшифровку буквы "Р". Теперь порядок.

Я работал в в/ч западнее Бранденбурга, в Альтенграбове. Там был подземный завод боеприпасов времен войны. Нами он использовался как хранилище тоже боеприпасов, в том числе ядерных. Насколько я понимаю, сейчас все это там под колпаком бундесвера, т.ч туда вам, скорее всего, не проникнуть. А было бы здорово. Там все окутано мрачной тайной. Когда наши войска были уже совсем рядом, завод был затоплен вместе со сменой, и т.д.
ГРЩ - Главный распределительный щит. Кстати, при внешнем антураже и кажущейся сохранности этого щита, там, сзади, скорее всего ничего нет, так как там очень лакомые для черного сдатчика ЦМ мощные алюминиевые, а то и медные шины.
Прибор, который ты назвал "вольтметром", напоминающий манометр, называется ЭКМ - там даже видна эта надпись. Это электроконтактный манометр, который можно настроить на определенное давление. При превышении или понижении заданного параметра стрелка манометра замыкает лапку выключателя и он отключает или включает насос.

Edited at 2016-03-01 09:20 pm (UTC)

Спасибо за отзыв. Внес дополнения в пост. Альтенграбов тоже взял на заметку, постараюсь доехать туда этим летом, смотрю там целый заброшенный городок сохранился. Надо его отфоткать пока не снесли.

Да, настоящий рай для промышленных дигеров. Поражаюсь сохранности...

Сохранность весьма впечатляющая, учитывая абсолютную доступность объекта даже на транспорте.

Отверстия в дверях скорее всего предназначались для клапанов избыточного давления. При превышении определенного давления внутри бункера - клапана поочередно открывались, сбрасывая давление до необходимого.

Щит УГКВ - Управление Главным Компрессором Вакуумирования? Первые два слова напрашиваются сами собой, вторые - от работы еще не отошел:)

Или щит управления главным контуром вентиляции. Во всяком случае, количество значков то ли насосов, то ли радиальных вентиляторов (а может и того и другого) на щите позволяет предположить и такую расшифровку. ;-)

Алекс привет Ну что же - продолжим ))) ф 13 - никто толком не курочил оборудование , магнитные пускатели этого мегакондиционера на месте , а в них - на контактах серебро ))) , а катушки - медные ! ф 16 - это резервуары с химреагентом водоподготовки ! нет там высокого давления . просто они горячие - и что бы теплоизолировать их сверху покрыты сеткой - рабицей и обмазаны раствором ф 17 - ... это все приблуды котельного оборудования (не так давно на старой немецкой котельной ты снимал похожие , только горизонтально лежащие и ...зеленого цвета. кстати - практически на всех котельных они ...окрашены в зеленый цвет) ф 22,24 и другие - справа табличка , на которой нанесена информация по какой ТРЕВОГЕ (готовности) в каком положении должна находится задвижка,вентиль,дверь и прочее , на чем нанесена эта таблица ф 23/2 - напомнило стишок ....стоит статуя , рука поднята , а вместо х...я - торчит граната ))) ф 25 - в отверстиях стояли клапана перепуска воздуха , если дизель работал то через эти клапана сбрасывался избыток давления в бункере ф 27 - похоже что здесь кроме щитов еще и трансформаторы стояли , правда сухого исполнения - справа за загородкой из уголка на котором раньше была сетка ф 28 - ошиновка была медной , ее сперли первой , при чем похоже что свои ! ф 29 еще раз повторяю - это снимали свои , они знали что ценное и что может пригодится дома - то что осталось это дерьмо никому и даром не надо , хотя и содержит кроме меди еще и серебро ф 32 - кнопки , РУБИЛЬНИКИ , .... ф 36 - УГКВ ....Установка Г ... Кондиционирования Вентилляции. что такое Г - главного наверное - хер его знает ф 37 - то что ты назвал рельефом вообще то называется МНЕМОСХЕМОЙ !!! ф 38 - все таки это управление только тем мегакондышеном а не всем бункером ф 49 - снизу раструб с бывшим радиатором - приточная система , сверху толстая труба с резонатором - выхлоп дизелей ф 50 - кто то медные трубки выпилил из раструба ))) ф 53 - ... и не найдете !!! они ...ЗА ПРЕДЕЛАМИ БУНКЕРА ! то что вы раньше находили люки - вот это и было топливохранилище ! там же рядом должно быть водохранилище (охлаждение и пожаротушение ) и маслохранилище. в этом помещении максимум что было - расходная цистерна масла и топлива , при подаче их насосом не было пульсаций давления !(надеюсь ты знаешь что это и чем чревато) ф 53/2 - красная - это пожарная магистраль - на ней же написано ГК-7 (7 это номер помещения)а синяя - выхлоп ф 58 - скорее всего это не аварийный выход а как раз доступ к цистернам ! зачем аварийный если на объекте 2 человека и у них просто вход и монтажный туннель. Тут явно прокол у тебя Саша ))) а вообще - интересно где же выхлоп от дизелей на поверхности? Спасибо за экскурсию и удачи !!!

Спасибо за ценные дополнения, внес в пост, теперь он стал более информативным.

Пара вопросов - зачем нужен был раструб в системе подачи воздуха к дизелям (фото 50)? Воздух там предварительно подогревали или наоборот охлаждали?

Пожарная магистраль - это труба с водой на случай пожара?

58 - это точно аварийный выход, по схемам и расположению его в конце бункера все совпадает - это как раз то место, из которого наружу выходит тот люк. Зачем делать аварийный выход, когда есть монтажный тоннель, не знаю. Может изначально сделали, а со временем его и замуровали за ненадобностью.



Вот это сохран!

Да такое не каждый раз встречается.

Слушай, а ты принцип работы холодильной установки по фотографиям и по памяти восстанавливал, или нашел где-то информацию по этому поводу?

По снимкам все анализировал, смотрел фотки и пытался понять что и для чего тут могло работать. Инфы то в сети по этим климатическим установкам нет, а если есть, то надо знать ее маркировку, чтобы хоть что-то найти.

Cупер!Очень впечатлило!

Спасибо за интерес.

Интересно чьего производства вентиляторы?

Вентоборудование, скорей всего советское.

Ухты, какой ништячок... В Германии под землёй СССР))) Супер!

Тут такого много есть, если знать места :)

Я служил на Ранние в 1984-1986годах на узле связи КИП-17.На КИП-71 был пару раз.Нас возили туда в баню.На КИП-71 была крутая баня даже на сегодняшний день.Парилка, бассейн,душ,комната отдыха с деревянными столом и стульями.Обшита вагонкой,а на стене деревянное пано на пол стены.Точно героиню,что изображено,что то типа казаки отдыхают.В бункере небыли.Помню,что на КИПе держали для себя свиней и по проволоке бегали здоровенные собаки.Я этого не знал и один раз еле убежал.И ещё,что я помню, солдаты КИП-71 на петлицах носили не эмблемы войск связи (как все на Ранние) ,а танковых войск ,как нам говорили для конспирации.

Спасибо за ваши воспоминания, очень интересно.

Поправочка.Напечаталось ,как Ранее,а имеется ввиду РАНЕТ.

Класс, я здесь служил.
ДМБ88.
Было установлено 14 Р-140 и три "Вяза" пяти киловаттных.
Плюс релейка Р-409.
Антенны были подземные, никаких мачт и тому подобного (как на "Контуре") небыло.
Проплешины, видимые с космоса, вокруг бункера - это они и есть.
Каждая направленна на строго определённый узел связи в Союзе (с учётом тропосферного скачка).
В центре каждой такой проплешины есть колодец куда подводился коаксил и осуществлялось подключение к вибраторам.
Никаких холодильных машин не было, маленькая комната с двумя фундаментами ф21 - это "грязная" вентиляционная, которая включалась в работу при переходе в герметичный режим. В ней были установлены два вентилятора высокого давления, которые прокачивали забортный воздух через механические и угольные фильтры. Они-же обеспечивали избыточное внутреннее давление.
Осушение и кондиционирование воздуха осуществлялось холодной водой (+5)из артезианской скважины глубиной 120 метров. На ф8 и следующей камере происходило именно осушение, а не увлажнение, зас чёт понижения температуры воздуха ниже точки росы. Как и в любом другом стародавнем пром. кондиционере.
Избыточная влажность была проблемой, поэтому все холодные трубопроводы и ёмкости были покрыты толстым слоем теплоизоляции для избежания конденсации.
На фото11 - отопительная секция, следом за ней цепной масляный фильтр и затем сухой механический. Потом два варианта либо в камеру орошения на охлаждение и конденсацию либо вверх на циркуляцию.
Синие резервуары высокого давления - это гидроаккумуляторы для водообеспечения самого бункера, казармы, ДОСа и котельной. ББВ - Бак Бытовой Воды.
Вода была высочайшего качества, ни в какой "химобработке" не нуждалась.
Скважина расположена справа от входа в вентиляционную, ближе к кондиционеру, над ней есть анкер в потолке для подвески лебёдки глубинного насоса. Её никто ни разу крупно не сфоткал, но насколько я смог разобрать - она не затампонированна, возможно ещё живая.
Синяя труба в дизельной - подача забортного воздуха напрямую к дизелям, воздух не дезактивированный, "грязный". Труба считалась потенциально радиоактивной. Расширение на ней - корпус фильтра грубой очистки. (Если-бы это была выхлопная, можете представить её температуру, какая там краска.)
Красная труба - это отвод горячей воды от дизелей, ГК - Горячий Контур.
Системы пожаротушения как таковой небыло, Только огромное количество огнетушителей, в операционных залах - углекислотные а в дизельной в добавок порошковые. Огнетушителей было просто немеряно, на углекислотных мы устраивали "дуэли", но вконце концов один ... (молодой солдат) стартанул порошковый, литров на 15-20, в дизельной, можете представить, что там было ...
Раструб с радиаторами ф50 - это циркуляционное охлаждение воздуха в самой дизельной, той самой артезианской водой. В мирное время служила для быстрой сушки обмундирования.
Отработанная вода сбрасывалась в открытый бетонированный бассейн.
Типа "пожарный водоём"
Мы там даже карпиков выращивали.
Было установлено два 1000 КВаттных дизеля с генераторами на 750КВатт и ещё один движок валялся полуразобранный в качестве донора запчастей. До сих пор не могу понять как их от туда вытянули, видимо просто порезали автогеном, а устанавливали скорее всего ещё при строительстве.
Расходный топливный бак был расположен на втором ярусе, примерно кубовый. А основная цистерна - это стена между дизельной и щитовой, играла роль звукоизоляции. Шум вовремя работы был жуткий. Перекачка солярки из основной цистерны в расходный бак производилась ручной помпой. Это было весело.
Запас масла тоже был внутри. Снаружи стоял только бак с водой "эквивалента нагрузки генератора". Кстати рубильника которым он включался на фото47 не вижу,он висел там где стоит парень с фонариком. О-О-Очень был антуражный, размером с паренька.
Выхлопные трубы выходили в стену над аварийным выходом. Два вертикально расположенных отверстия на фото 48 видите - они самые. Там всё вокруг (снаружи) было загажено сажей и маслом.


Edited at 2019-07-30 09:56 am (UTC)

Спасибо большое за ваши воспоминания и пояснения. Очень интересная информация, которая проясниала многие вопросы по технической части. Внес ваши дополнения в пост, теперь он стал еще более информативным. Большое спасибо, что нашли время написать столь подробные комментарии.

Сам аварийный выход был всегда закрыт стальным листом который на фото57 валяется на полу. Но однажды, новоиспеченный начальник решил, что за ним спрятана какая-то тайна. Ночная смена всю ночь крутила гайки и по утру ... мы увидели тоже, что и вы.
Только, если не ошибаюсь, там вверху был шибер, при открывании которого высыпалась гравийная засыпка и открывался путь наружу.
Штробы в полу - это для силовых кабелей. Солярка, подвод - отвод воды - всё шло по верху.
Два человека дежурных - это ночная смена, по тревоге там порядка 30 человек, все передатчики настраивались в ручную, в особенности "Вяз". Никаких "вычислительных машин" там не было и близко.Даже обычное дневное дежурство 7-10 человек с учётом стажёров.
В главном зале кроме передатчиков располагался пульт дежурного, контрольный приёмник Р155 "Крокодил" и самое главное - антенный коммутатор, РУЧНОЙ. Сама по себе коммутация была очень забавной и позволяла поддерживать хорошую физическую форму, так как на зарядку у нас никто не ходил.
Он занимал обе стены слева и справа от главного входа.
Наружная маскировка осуществлялась "от фонаря" и зависела от закидонов командира части (Ранета) или начальника радиоцентра.
Жёсткое требование к антенным полям - полное отсутствие растительности. Поэтому прополка и грабление - ежедневное и обязательное развлечение.

Edited at 2019-07-30 09:56 am (UTC)

  • 1