Уютный бункер (technolirik) wrote,
Уютный бункер
technolirik

Categories:

Даугавпилсский трамвай

Продолжая одну из моих любимых тем - трамвайную, в сегодняшнем посте я расскажу о трамвае второго по величине города Латвии - Даугавпилсе. В Латвии трамвайное сообщение есть всего в трех городах: Риге, Даугавпилсе и Лиепае.





История даугавпилсского трамвая берет свое начало в мае 1946 года, когда было принято решение о строительстве первой трамвайной линии в городе. 11 июня 1946 года началось строительство однопутной трамвайной линии по маршруту: Кожзавод - Вокзал, длиною 5,7 км и уже 5 ноября по достроенной ветке побежали первые трамваи Даугавпилса. Это были старые трамваи произведенные на Рижском вагоностроительном заводе в 1901 году.

Постройка трамвайной линии в Даугавпилсе: (источник: http://tramvajs.daugavpils.lv )



Первое поколение даугавпилсского трамвая - трамвай "Феникс" на улице Даугавпилса: (источник: http://tramvajs.daugavpils.lv )



В 1947 году была введена в эксплуатацию вторая линия трамвая, а еще через два года в 1949 году третья. В связи со строительством крупных индустриальных предприятий в конце 40-х годов и ростом пассажиропотока потребность в развитии трамвайной инфраструктуры резко выросла и в последующие годы и десятилетия три линии даугавпилсского трамвая постоянно удлинялись и на сегодня общая длина трамвайных путей Даугавпилса составляет 27 километров.

Спустя несколько лет после запуска трамвая в Даугавпилсе, устаревшие на то время трамвайные вагоны "Феникс" подверглись глубокой модернизации. Это было второе поколение трамваев в Даугавпилсе.

Модернизированные трамваи "Феникс": (источник: http://tramvajs.daugavpils.lv )



Третьим поколением даугавпилсского трамвая стали челябинские KTM/KTP-2, произведенные на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Позже их сменили трамваями РВЗ-6М2, Рижского вагоностроительного завода, которые до сих пор формируют треть трамвайного парка Даугавпилса.

В 90-ых годах парк трамваев был дополнен вагонами нового типа KTM-5М3:

01.

На сегодняшний день трамвайный парк Даугавпилса состоит из 45 трамваев типа RVR, КТМ и Tatra.

Когда я приехал в Даугавпилс и увидел городские трамваи - я сразу понял, что буду писать о них отдельный пост. Даугавпилсский трамвай - это просто музей под открытым небом. На меня произвели впечатления трамваи, которые можно смело представить скорей в роли музейных экспонатов, чем рабочих лошадок. Я выделил полдня чисто на съемку городских трамваев и отправился гулять по городу с фотоаппаратом:

02.

03.

Начал я прогулку с обзора трамвайного депо:

04.

Обратите внимание на стилизованное под трамвайную тематику оформление ворот:

05.

Сделав несколько фотографий из-за забора я решил спросить у кого-то из работников, нельзя ли поснимать трамваи в депо. Но едва я показался из-за ворот с фотоаппаратом в руке, мужик стоявший на территории депо грубо пробубнел, что тут запрещено фотографировать и чтобы я спрятал фотик и валил ко всем чертям. Поэтому пришлось довольствоваться фотографиями из-за ворот:

06.

07.

08.

Промышленный электровоз постоянного тока ГЭТ (ЭП), локомотивы этой серии строились в СССР в 1930-х годах и предназначались для грузовых перевозок на трамвайных линиях и на путях предприятий. На сегодняшний день - настоящий раритет.

09.

10.

11.

Теперь непосредственно о самих трамваях. Самыми старыми из эксплуатирующихся в Даугавпилсе трамваев являются Рижские РВЗ-6М2:

12.

Первый прототип вагона РВЗ-6 был построен на Рижском вагоностроительном заводе в 1960 году, осенью того же года началось серийное производство этих трамваев, которое продолжалось до декабря 1987 года включительно. Из-за высокой ненадежности РВЗ-6 в течении времени проводились доводки узлов и механизмов трамваев и к названию модели прибавлялся индекс очередной модификации. Трамваи используемые в Даугавпилсе являются второй модификацией трамвая под названием РВЗ-6М2. Такие трамваи выпускались с 1974 года и имели ряд усовершенствований по сравнению с ранними модификациями и улучшенную надежность.

13.

РВЗ-6 был единственным видом советского трамвайного подвижного состава, чья эмблема «RVR» была написана  латинскими буквами. Иногда это вводило в заблуждение туристов, считавших РВЗ-6 импортными трамваями.

14.

РВЗ-6 работали в большом количестве городов СССР, включая Москву, Минск, Баку, Ереван, Тбилиси, Ташкент, Горький, Казань, Киев, Красноярск, Владивосток, Архангельск, Уфу, Липецк и многие другие.

15.

Рабочее место водителя РВЗ-6М2:

16.

Пассажирский салон:

17.

В ближайшее время в рамках проекта по обновлению инфраструктуры Даугавпилса планируется закупка 12 новых современных низкопольных трамваев, которые отправят на пенсию линейку старичков РВЗ-6М. Так что мне еще повезло прикоснуться к истории и застать этих ветеранов за работой.

18.

19.

20.

21.

22.

В 90-х годах трамвайное хозяйство Даугавпилса обновило парк трамваев, закупив 12 челябинских вагонов КТМ-5:

23.

Первые прототипы этого трамвайного вагона были построены в 1963 году на Усть-Катавском вагоностроительном заводе имени С. М. Кирова (УКВЗ), а серийный выпуск продолжался с 1969 по 1992 год. В истории мирового трамваестроения этот трамвай примечателен тем, что это самый массово производимый трамвайный вагон в мире. Количество построенных КТМ-5 и их модификаций перевалило за отметку в 14 000.

24.

Начиная с 1969 года и по сей день этот тип трамваев используется во многих трамвайных хозяйствах городов России и Украины. Несмотря на то, что это самый массовый трамвай в мире, в первый раз я увидел этот трамвай именно в Даугавпилсе. Трамвай имеет дешевую и простую конструкцию но вместе с тем обладает перечнем недостатков, куда так же относят внешний вид трамвая.

25.

Трамвай действительно лишен какого-либо внешнего лоска и запоминается довольно странным дизайном. Создается впечатление, что при проектировании этой модели трамвая разработчики экономили на всем, а в первую очередь на внешнем виде. Трамвай производит впечатление чисто функциональной железной коробки, цель которой доставить пассажиров из пункта А в пункт Б.

26.

Причиной такого странного дизайна стала изменившаяся в середине 1960-х годов в СССР «мода» на внешний дизайн транспортных средств. Округлые обтекаемые формы ушли в прошлое, уступив место более простым и технологичным «гранёным». Такой внешний облик создавался в СССР в то время одним из первых и считался очень современным. В результате такого облика трамвай получил ряд прозвищ, преимущественно с негативным содержанием. Наиболее часто встречающиеся из них — «утюжок», «гроб», «сарай».

27.

Рабочее место водителя КТМ-5 (все водители трамваев из тех, что мне довелось увидеть в этот день были женщины):

28.

Пассажирский салон. В хвосте трамвая сидит кондуктор: (в Даугавпилсе обилечивание пассажиров происходит сразу же на месте кондуктором, как в России и Украине:

29.

В эксплуатации трамвайного хозяйства Даугавпилса находится в единственном экземпляре модель трамвая КТМ-8, наследника модели КТМ-5, произведенный на том же же Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Разработка КТМ-8 началась в 1983 году. Этот трамвай должен был заменить выпускавшуюся с 1969 года модель КТМ-5.

30.

Как видно по фотографиям этот трамвай успешно продолжил традиции заложенные в дизайнерских идеях своего предшественника КТМ-5. Он так же невзрачен, груб и некрасив.

31.

По причине значительных недоработок конструкции и низкого качества трамваев их производство было остановлено в 1995 году в пользу модифицированной модели КТМ-8КМ.

32.

Прокатиться на этом трамвае у меня не получилось но не думаю что он сильно отличается от предшественника.

33.

34.

Помимо перечисленных выше трамваях даугавпилсское трамвайное хозяйство владеет еще 11 вагонами чешских Татр Т3D, которые были в подержанном виде куплены у трамвайного хозяйства Шверина. Но за те дни, что я провел в Даугавпилсе я не видел на рейсе ни одной Татры. Не знаю с чем это связано.

35.

Вот и все вкратце о трамваях Даугавпилса. Как я уже писал выше, мне повезло еще застать за работой практически музейные экспонаты, которые в ближайшем будущем с закупкой Даугавпилсом современных низкопольных трамваев будут распилены на металлолом.

Источники информации, используемые при подготовки статьи:

http://www.tramvajs.daugavpils.lv/   -   Сайт трамвайного предприятия Даугавпилса.
http://wikipedia.org/                       -    Википедия


Другие мои репортажи на трамвайную тематику:

Кирничтальбан - трамвай в национальном парке "Саксонская Швейцария"
Дрезденский музей трамваев + история дрезденского трамвая

Tags: Латвия, трамвай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments