?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Flugplatz Sperenberg (Продолжение)
technolirik
После того, как мы достигли главной цели этого дня - диспетчерской вышки, мы собрались в обратный путь, как вдруг заметили какой-то крупный объект, расположенный недалеко от вышки. Объектом оказался огромный ангар, построенный для ремонта и обслуживания базировавшихся в Шперенберге самолетов. После осмотра ангара мы отправились на внушительных масштабов склад ГСМ, облазив который, двинули по подъездному пути к исходной точке, с которой началось это путешествие. Обратный путь проходил через ночной лес с выключенными фонарями и это было незабываемое приключение, достойно завершившее этот богатый впечатлениями поход по самой большой заброшенной территории Германии.

Под катом традиционный обзор увиденного по пути.





01. Ангар для ремонта и обслуживания самолетов впечатляет размерами и огромными сдвижными дверями.



02. Колориту постройке добавляет надпись на фасаде "Слава КПСС".


фото: Стас Сиколенко

03. Строили ангар немцы из народного предприятия VEB Bau- und Montagekombinat Ost. Большая часть объектов аэродрома включая взлетно-посадочную полосу была построена немецкими предприятиями.



04. Уходя, русские вывезли с собой все оборудование, так что ангар абсолютно пуст.  Разве что лампы освещения немного разбавляют общий минимализм локации.



05. Ангар предназначался для ремонта и технического обслуживания базировавшихся тут самолетов следующих моделей: Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ту-134А, Ил-20 и Ил-22. Самолеты не маленькие и ангар должен был иметь соответствующие габариты, чтобы вместить самые крупные из перечисленных воздушных судов.



06. Изнутри это место впечатляет даже более, чем снаружи.



07. Идеальное помещение для создания какого-то транспортного или военного музея, но эта перспектива объекту не светит.



Коротенькое видео для наглядности:



08. По периметру стен расположены многочисленные подсобные помещения.



09. Заглянем в парочку из них.



10. Туалетная комната.



11. При строительстве ангара немцы установили тут обычные унитазы, но так как культура пользования унитазами не была распространена на всей территории СССР, на военных объектах ГСВГ их обычно переделывали в классическое "очко".



12. Все остальные подсобные помещения ангара выглядели одинаково.



13. Не забываем выставить дозорного. Ведь если сейчас из кустов выйдет патруль, наша экскурсия может закончится внезапно и печально.



14. Пожалуй, это самые большие ворота, которые мне когда-либо доводилось видеть. Их конструкция впечатляет!



15. Рядом с ангаром небольшое помещение щитовой.



16. Внутри все выпотрошено начисто.



17. На этом наш осмотр ангара завершен и мы возвращаемся на рулежные дорожки аэродрома.



18. Рулежная дорожка напоминает реку из бетона в окружении живописного леса. Места тут великолепные, а природа дикая, как в заповеднике.



19. Как можно заметить, за бетонным покрытием следят, иначе оно давно бы поросло кустами а местами и деревьями.



20. Последние лучи заходящего солнца еще подсвечивают верхушки деревьев, но через пару минут солнце окончательно скроется за горизонтом.



21. А мы возвращаемся обратно в чащу, там ждет нас еще кое-что интересное.



22. По пути проходим уже посещенные нами объекты.



23. Ангар для ремонта авиатехники.



24. Диспетчерская вышка.



Приведу для наглядности схему нашей прогулки. Сейчас мы находимся в пути от четвертого к пятому пункту нашей программы. Склад ГСМ расположен чуть в стороне от аэродрома и к нему мы и направляемся в данный момент..



25. Так выглядит дорога, соединяющая аэродром с военным городком. Пару сотен метров мы идем по ней, внимательно всматриваясь в горизонт и оглядываясь назад -  не покажется ли патруль. Затем сворачиваем налево на дорогу, ведущую к хранилищу ГСМ.



26. Одно из многочисленных строений из встреченных по пути. Все они выпотрошены начисто - внутри нет совершенно ничего.



27. Сворачиваем к складу ГСМ.


фото: Стас Сиколенко

28. Пожарный гидрант на территории хранилища горюче-смазочных материалов (ГСМ).



29. Само хранилище представляет собою обширную территорию, на которой закопано огромное количество цистерн для хранения авиационного керосина и прочих ГСМ. На поверхность выходят лишь многочисленные люки.



30. Так это выглядит вблизи.



31.


32. На территории хранилища обнаружились артефакты из авиационного прошлого этого места - колеса от какого-то самолета.



33. Все люки пронумерованы, судя по порядковым номерам их тут более полутора сотен.



34. Некоторые расположены очень близко друг к другу.



35. Внутри.



36. Отдельные цистерны расположены на возвышенностях. Не знаю, с чем было связано такое многообразие вариантов размещения емкостей для ГСМ.



37. Также не очень понятно, для чего их нужно было закапывать в грунт? Маскировка?



38. Встречаются цистерны с квадратными люками. Наверное, такое разнообразие было нужно, чтобы различать различные виды хранящегося тут топлива.



39. Еще один вид квадратных люков. На заднем плане видны сильно поросшие лесом подъездные пути.



40. Единственной постройкой на территории хранилища оказалась насосная станция.



41. Когда то тут стояли насосы, при помощи которых топливо перекачивали с железнодорожных вагонов в цистерны хранилища.



42. При выводе войск все оборудование русские забрали с собой, так что смотреть тут особо не на что.



43. Кроме парочки сохранившихся надписей.



44. И остатков труб и вентилей.



45. Внутри каморки, в которую "посторонним вход воспрещен".



46. Остатки шкалы, для измерения уровня жидкостей.



47. Само помещение имеет слегка заглубленную конструкцию. Видимо это связано с тем, что насосы должны были располагаться на одном уровне с цистернами.



48. С противоположной стороны в помещение есть еще один вход.



49. Дверь слева ведет в насосную, где мы только что побывали, а дверь прямо ведет в щитовую, что видно по надписям.



50. Щитовая тоже выпотрошена, но сохранились оригинальные шкафчики от электрооборудования.



51. Шкафчики типично немецкие, нам такие встречались на многих других объектах ГСВГ. Даже надписи на немецком. Видимо, насосную тоже строили немцы.



52. Пульт управления насосной с продублированными на русский надписями.



53. Еще один взгляд на насосную через вторую дверь.



54. Продолжая исследовать территорию хранилища, набрели на цистерны, которые почему-то забыли засыпать а может и не планировали их засыпать изначально. Почему - загадка.



55. Цистерн тут около десятка, они расположены в ряд и соединены между собой мостиком.



56. Масштабы впечатляют! Высота каждой из цистерн - более трех метров.



57. Еще один засыпанный резервуар с квадратной формой люков на поверхности.



58. Внутри люки все же имеют круглую форму.



59. Топливо на хранилище подвозилось по железнодорожной ветке, которая сохранилась до настоящего времени, хоть и сильно поросла вегетацией.



60. Что может быть прекрасней, чем старая железная дорога в лесу, ведущая куда-то в неизвестность! Когда я вижу поросшие травой ржавые рельсы, я испытываю какое-то особое волнение и жажду узнать их тайну. Хочется пойти по этим рельсам и посмотреть, куда они меня приведут, а если повезет, то где-то в лесу обнаружить старые вагоны или ржавый паровоз.



61. Это та романтика, которую поймут не многие, но в нашей тройке сталкеров все были большими ценителями подобной постапокалиптической железнодорожной романтики, так что в конце прогулки нас ждало самое вкусное - проход по ночному лесу вдоль заброшенной железнодорожной ветки.



62. Местами отсутствует один рельс. Интересно бы узнать историю его исчезновения. Почему один рельс утащили, а остальные не тронули?



63. Подъездной путь заканчивается таким вот импровизированным тупиком, построенным из дерьма и палок.



64. Такими картинами я могу любоваться бесконечно!



65. В этом месте путь раздваивается и обе колеи соединены между собой, чтобы тепловоз, привезший состав с топливом, мог обогнуть его и прицепиться с другой стороны для обратного пути.



66. В зарослях можно разглядеть остатки переводного механизма стрелки.



67. Отправляемся в обратный путь по рельсам и уже у самого выхода с территории хранилища замечаем еще ряд бочек, размещенных просто на земле. И снова в голове возникают вопросы - почему одни бочки закопаны в грунт, а другие нет.



68. Въезд на территорию хранилища закрывался воротами, часть которых сохранилась.



69. Примечательно, что ворота были двойными, видимо, тут был двойной периметр. На въезде однопутная колея раздваивается.



70. На этом наш осмотр самого большого по площади заброшенного объекта Германии завершен и мы отправляемся в обратный путь, который также был богат незабываемыми эмоциями и впечатлениями. Сперва мы решили идти обратно исключительно по рельсам, так как это был наш единственный ориентир. Ведь навигатора у нас с собой не было, а каких-либо примет, чтобы свериться с распечатанной картой в лесу попросту нет. Но уже после первых сотен метров наш план столкнулся с трудностями, так как местами железнодорожное полотно проросло настолько непроходимым лесом, что нам приходилось обходить такие участки стороной.



71. Иногда даже выходили за пределы периметра, чтобы обойти непроходимые участки железнодорожного пути.



Дальше началось самое интересное. Если посмотреть на карту, видно, что подъездной путь, стартуя от склада ГСМ проходит сперва через лес, а затем через территорию военного городка, прежде чем выйти за пределы аэродромной территории.



72. На территории городка где-то размещался пункт охранников, а где точно нам известно не было. Руководствуясь соображениями безопасности, передвигаться мы решили не включая фонари, чтобы не спалиться. Лишь изредка подсвечивали карту самым дохлым из фонариков, что был в наличии, чтобы хоть приблизительно понять где мы.



73. Вскоре настала ночь и стемнело так, что видимость упала до нескольких метров. К этому времени начала просыпаться местная живность, очень привольно себя чувствующая в этом покинутом человеком много лет назад месте. По сторонам от железной дороги мы то и дело слышали звуки кабанов и прочей фауны, что прибавляло адреналина в эту увлекательную прогулку в ночном лесу без фонарей. На снимке светло, потому что снимал с большой выдержкой, на самом деле видимость была на пару метров дальше этой березки.



74. Финальный этап прогулки проходил через городок. Мы видели по сторонам от железнодорожного полотна какие-то постройки и тут мы особо затаились так как убежище охраны должно было быть где-то рядом. Шли молча в полной тишине, вслушиваясь в звуки леса и всматриваясь в железнодорожное полотно - нашу путеводную нить. В какой-то момент залаяла собака и мы стреманулись того, что это собака охраны, но вскоре поняли, что лай доносится с расположенного неподалеку жилого поселка. Но кабанчики по сторонам своими звуками заряжали адреналином, а всякие резкие шорохи и движения в ночном лесу будоражили фантазию похлеще фильмов ужасов. Но в то же время была и радость от того, что мы переживаем такое приключение. Мы чувствовали себя персонажами из вселенной С.Т.А.Л.К.Е.Р.



Выходить прямо возле кпп было сильно палевно, а вдруг там нас уже ждали. Все таки я оставил машину прямо под кпп и железная дорога выходила как раз туда. Учитывая то, что нас спалили, самым простым способом нас найти было просто подождать у машины. Поэтому, как только мы увидели бетонный забор слева от железнодорожной насыпи, мы двинули к нему и, перемахнув через него покинули запретную зону. Крадучись, вышли к кпп и убедившись, что возле машины никого нет, быстро забрались в нее и дали по газам. Так вот завершилось одно из самых запоминающихся приключений прошлого лета.

После этого я посещал еще не один заброшенный аэропорт и репортажи об этих местах еще ждут своего времени, но масштабы там были, конечно, не сравнимы со Шперенбергом да и охраны там не было.

Закапывают скорее всего чтобы труднее было разбомбить и при пожаре чтобы не такие большие последствия были.

Я думал над этой версией, но маловероятно. Если даже небольшая бомба там упадет, то хоть закопана цистерна хоть нет - рванет по-полной. Подождем может знающие люди отпишутся.

А унитазы обрамляли вокруг кубом, чтобы можно было оправляться "орлом". Культуры-то особой нет у советских военных, как и сидений на унитазах. Забота о солдате - чтоб он в своих кирзачах устойчиво сидел над "очком".

Я тоже думал над этой версией, но неудобно же из-за ширины унитаза. Получается, ноги надо все равно ставить на сам унитаз, иначе не получится разместится, а значит и толку от этого куба немного.

37. Также не очень понятно, для чего их нужно было закапывать в грунт? Маскировка?

Емкости и резервуары закапывают ниже уровня промерзания грунта, что обеспечивает теплоизоляцию и предохраняет топливо (ДТ например) от замерзания при эксплуатации емкостей и резервуаров в сложных климатических условиях при наличии низких температур, а главное защищает емкости от повреждения, что обеспечивает пожаровзрывобезопасность. В летнее время та же термоизоляция со всеми вытекающими.

Edited at 2016-02-11 11:13 pm (UTC)

Спасибо, теперь все понятно.

...к превыдущему твоему рассказу об аеродроме Шперенберг я тоже написал заметку и отзыв ! ;)))
Интересно пишишь !

На 69-й фоте. Я бы не примянул попробовать стрелочный механизм на функционал.)

Edited at 2016-02-12 07:36 pm (UTC)

Там все проржавело давно.

Продолжим ...)))

ф 02 - ... а кто такой СЛАВА ? (предмет насмешек из советского быта)

ф 05 - ...воздушных судОВ !!!

ф 06 - а "кое кому" он показался обыкновенным и да же ... не большим )))

ф 11 - ничего ты не понял - это же русская традиция СРАТЬ (да да , именно так) ... ЗАЛЕЗАЯ НОГАМИ НА УНИТАЗ !!! по этому и сделали такую конструкцию. Хотя еще в крепости Керчь , в казармах туалеты были именно с сплошным стульчаком и крышками над каждым очком. Проектировал и строил ее сам Э.Тотлебен. но потом , после революции пришло быдло и уничтожило эти пережитки и с тех пор там просто каменная плита и дырки в полу.

ф 15 - значит в пристройках к ангару должна быть еще одна "щитовая" - помещение с преобразователями для получения так называемых "спецтоков" - то чем "кормят" самолеты )))

ф 17 ... рулежные ДОРОЖКИ

ф 41 - возможно на этом аэродроме была централизованная заправка - так что топливо под землей по трубам шло прямо на стоянки ВС

ф 51 - похоже что совок платил а строили все немцы !!! поэтом и была возня кто будет оплачивать постройку аэродрома

ф 53 - круглые приборы на трубах - расходомеры топлива

ф 59 - стремная железка какая то , нет балластировочного грунта (гравия) между шпалами. да и шпалы явно без пропитки - сгнить так за такой промежуток времени - херня какая то ...

ф 67 - немцы строили - вот их и спроси , тем более они к тебе ближе ))) а вообще - их могли откопать и приготовить к вывозу. или как вариант - планировали расширение , но совок накрылся медным тазом и они остались лежать в таком виде

...люки квадратные явно сделаны на заводе , значит это немцы.

думаю что подземелья и в районе аэродрома и тем более в жилом городке должны быть.

Удачи !



Спасибо, поправил ошибки. Писал пост после работы, уже голова плохо соображала а на проверку после написания уже не осталось сил.

Ну добавлю и свои пять копеек .... На 32 фотографии - резина АВТОМОБИЛЬНАЯ однозначно , или ГАЗ-66 или ЗиЛ-130 , своеобразный рисунок и размер колеса .По поводу унитаза написали много и я чуть-чуть добавлю . Эта конструкция обкладки ФАЯНСА ( ведь хрупкий же материал ) встречается повсеместно в ОБЩЕСТВЕННЫХ уборных на просторах бывшего СССР.Ведь крышка на унитазе отсутствует априори , а как примоститься на него без крышки , соответственно без стульчака ? Правильно - сверху с ногами , но ведь гады разобьют керамику нежную . Значит обложим вокруг кирпичом , блоками и т.п. увеличив площадь для сапожищ .Ведь для общественных уборных применяется в основном " чаша генуи " из чугуна , а где их взять в таком количестве ? И не забывайте , какой национальный состав срочников служил в ГСВГ -подавляющий процент из средней азии и закавказья .В 1985 году уже тогда были стычки азербайджанцев и армян в Хиллере ( Хиллерслебене)со стрельбой дежурного в воздух ( был в 8 классе - помню хорошо )

а вообще то умные люди именно по туалету делают выводы о культуре пользующихся им !

я уже писал как было при Тотлебене в крепости Керчь , и как стало после победы пьяного быдла и оголтелой матросни в 1917 году ...


Тот случай, когда приключения намного интереснее самой заброшки?

Я раньше думал, что на аэродромах вообще смотреть нечего.

На АЗС тоже топливохранилища под землёй.

Ну да, в заросшей лесом железной дороге есть какая-то романтика.

Да дух приключений оказался поярче, чем объект. Но так как это был наш первый аэродром, было интересно все равно.

Шперенберг.

(Anonymous)
Спасибо ребята за ваш отчёт. Посмотрел его и воспоминания нахлынули о Шперенберге. Правда в ваших рассуждениях много домыслов. Аэродром строили наши, а дома в авиагородке и казармы - немцы. Военнопленные там не работали. Я там жил в период с 1965 по 1972 год. Всё там мной исхожено. Посмотрите в яндексе Шперенберг-45. Это страница, где бывшие жильцы там общаются. Мафии небыло.

Re: Шперенберг.

Про военнопленных в посте не было ни слова, а мафия была уже в 1990-х.

Рад, что вам понравился рассказ.

Шперенберг.

(Anonymous)
Рядом с КДП, где вы были (диспетчерская)через дорогу перпендикулярно от аэродрома остались немецкие доты. О них знают немногие. Это остатки обороны немцев от Куммерсдорфа Гут - полигона. На территории городка есть место, где немцы испытывали ракетные двигатели. Бетонные котлованы. Возвращаясь по ж/д пути, вы прошли наше стрельбище, что за солдатским озером. Там тоже интересно. Там ещё кайзеровские вояки (железнодорожники)тренировались.

Re: Шперенберг.

Озера и сам городок мы хотим исследовать в следующий раз, возможно этим летом.

Не доходя по ж\д пути к КПП, параллельно проходит бетонная дорога. Вдоль этой дороги растут большие и высокие сосны. Так вот на этих соснах до сего времени видны толстые цепи с кандалами. Эти цепи вросли даже в стволы сосен. Они видны на высоте 5-6 метров от земли. Эту дорогу мы называли "Аллеей Смерти".

На солдатском озере, где казармы и стрельбище остались остатки каменного моста. Его делали ещё кайзеровские военные железнодорожники. Он учебный вроде как. Интересно и на офицерском озере. Старые развалины, что вы видели на аэродроме и ещё увидите на офицерском озере- это были здания относящиеся к Куммерсдорфскому полигону и разрушенные нами после войны по договору с коалицией об уничтожении остатков фашисткой военной инфраструктуры.

Эх, как жаль что не быть в этом месте музею. С другой стороны в заброшенности свой шарм. Будь там музей - не было бы такого шикарного отчета. Спасибо.

Музей там трудно организовать по причине того, что очень большая территория и очень мало действительно интересных с точки зрения истории мест. А так да, заброшенность придает локации атмосферу, да и там по сути уже природный заповедник формируется. Кабаны, косули, лисы чувствуют себя тут как дома.

Jackson Fox

(Anonymous)
День добрый!
...фото 26...это ЗАС ( Зарядно-Аккумуляторная Станция).
Я служил тут в 88-90 году.
Рядом АКДС ( Азото-Кислородо Добывающая Станция)
Ну и ГСМ .
//\\
Спасибо за фото.
Спасибо за ностальгию.
....жаль нет ещё фотографий Аккумуляторки и здания внутри...
//\\

Спасибо за отзыв. Аккумуляторка внутри пуста совершенно поэтому и фоток нет.

блин. это просто офигеть от наплыва воспоминаний. на днях исполнится 28 лет с тех пор, как с этой взлетной полосы "пассажирский" (как ты назвал в посте, на самом деле это были самолеты ВВС СССР, на которых на халяву возили жителей городка, когда самолет шел "порожняком" за каким-нибудь, как правило, высоким чином из МО - не редкость, когда в салоне было 3-4 чел) ТУ-154 навсегда унес меня, тогда еще школьника, из этих мест.

этот день стал неким водоразделом между счастливым и добрым детством и остальной его частью, между славным добрым СССР и агонизирующим в капиталистических судорогах "совком".

на снимках есть и окна моей квартиры. кажется, в одном из этих подъездов вы и прятались от партуля. А адреналин мы тоже в свое время ловили на аэродроме, точно так же пацанами прятались от партулей. Только не конных немецких, а от партрулей СА. Один раз, как раз перед заменой, меня с другом "заблокировал" там часовой. Мы часто ходили на аэродром смотреть за полетами, и, пока никого не было, перебежали рулежку (ту самую, которая сейчас заросла на твоих фотках, но тогда там был полный опен-спейс )). И как раз в это время на стоянке напротив рулежки появился часовой, и даже не думал уходить. Только ночью, когда совсем стемнело, мы решились перебежать. К счастью, благополучно. В те времена часовой мог запросто открыть огонь (еще и 10 суток отпуска бы ему за это дали), или же, если поймают, у родителей могли быть серьезные неприятности. Что же сейчас будет, попадись вы патрулю - понятия не имею. Скорее всего, штраф в много евро, а неместных могут и визы лишить, наверное.


Беседки в лесу - там собирались всей эксадрильей на шашлыки, обычно по праздникам или отмечали т.н. "замену" (т е ротацию навсегда покидающих ГСВГ, как правило, срок пребывания был 5 лет, но некоторые ухитрялись оставаться и на 7). ну ты и сам должен знать, коли пишешь, что жил в ГСВГ. Весело и хорошо там было, часто зажигали настоящие пионерские костры.

Склада ГСМ, который у тебя на фотках, я "вживую" не видел. Ибо тогда он был действующим и дальше той воротины на рельсах, которая до сих пор на фотках есть, проход был закрыт. Но мы чаще всего ходили на аэродром именно через него (по рельсам и далее там была свалка с самолетными деталями, на которой мы увлеченно рылись - это где-то в районе точки №5 на твоей карте).


На КДП я тоже иногда был, даже пару раз легально - друзья познакомились там с какими-то солдатами и мы иногда туда заглядывали.

Но чаще всего наблюдали с возвышения напротив, оттуда были видны ангары. Это где-то напротив третьй рулежки. Там, до сих пор помню, мой друг, который, по совпадению, покидал навсегда ГСВГ на одном с нами самолете, мне убедительно доказывал, что его родители не делали "это", чтобы произвести его на свет - почему-то из многих туда похождений запомнился именно это эпизод. Запомнилось еще, как один раз мы спешили по рельсам, ведущим от ГСМ, домой, чтобы успеть в дом офицеров на какой-то фильм, но не успели и было обидно.

Да, наш ГДО (гарнизонный дом офицеров) тоже есть на фотках. Там чаще всего демонстрировали фильмы. Иногда на площадь перед ним приезжали машины с прожекторами и устраивали световое "шоу". Там политрук читал нам, школьникам, лекции - и помню, что из них я и узнал выражение "моя хата с краю". Были, наверное, и дискотеки, но то для взрослых, а мы ими еще не были.

Насчет того, что дома - советские панельки, ты тоже ошибся. Как раз-таки тот ряд домов был самым "блатным", менее блатные - желтые, как тот, где вы прятались. У всех у нихих была несоветская архитектура - совмещенный санузел и обязательно с окном, что тогда было привыкшему к советским домостроительным стандартам непривычно. Максимум - 4 этажа. Во всем гарнизоне была только одна пятиэтажка - "точка" слева от дороги по дороге к аэродрому. В старых домах были и камины. Прапорщики и менее блатные жили в одноэтажных бараках, по правую сторону рельсов. Там же была санчасть, магазины, муз. школа и солдатские бараки.


Спасибо за такие подробные воспоминания! Я очень живо себе это все представляю, только я жил в танковом полку в Шверине и вместо самолетов у нас были танки. Да и маленький я тогда был - в 6 лет уехали мы так что воспоминаний у меня гораздо меньше. Этим летом планирую вернутся в Шперенберг и подробней исследовать городок.

Re: офигеть! (Anonymous) Expand