Previous Entry Share Next Entry
Музей фортификации форта Фермонт
technolirik
Форт Фермонт обязателен к посещению тем, кто интересуется фортификацией и линией Мажино в частности. И дело тут не только в шикарной экскурсии по огромному подземному комплексу с покатушками на узкоколейном поезде. Подобная экскурсия не уникальна, но бонусом к ней прилагается посещение единственного в своем роде музея фортификации, расположенного напротив входа в форт.

Музей меня очень впечатлил, так как его экспонаты уникальны и дают более глубокое видение многих элементов и узлов, использовавшихся на французской оборонительной линии. Где еще вы увидите полностью укомплектованные казематы, бронебашни со спиленной крышей, обнажающей механику, или скажем бронекупол GFM в разрезе?

Под катом обзор этого отличнейшего музея в шести десятках фотографий.





01. Начну обзор с различных казематов линии Мажино, в точности отображенных в музейной экспозиции с использованием оригинального инвентаря. Экспозиции сделаны на твердую пятерку и с солидным бюджетом, судите сами. На снимке помещение командного центра форта Фермонт, перенесенное сюда из форта для удобства посетителей.



02. В нескольких комнатах полностью отображена работа командного центра объектов класса gros ouvrage. Примечательно, что все оборудование тут оригинальное.



03. Еще одна впечатляющая экспозиция, демонстрирующая самый распространненный на объектах линии Мажино тип боевого каземата, который присутствует практически на всех казематированных боевых блоках на сооружениях линии Мажино, начиная от обычных дотов и заканчивая боевыми блоками крупных подземных фортов. Вы видели эти казематы практически в каждом моем посте по объектам линии Мажино, но в таком укомплектованном виде подобный каземат я увидел тут впервые. Данный каземат является типовым и вооружен двумя спаренными пулеметными установками и противотанковой 37-мм пушкой, подвешенной на рельсе. В случае обнаружения танков противника на подходе к объекту, спаренный пулемет отодвигался вместе с форточкой амбразуры в сторону и его место занимала противотанковая пушка, которую вы видите на заднем плане каземата.



04. Далее следуют несколько артиллерийских казематов больших фортов линии Мажино. Я был поражен тому, насколько точно и исторически достоверно сделаны экспозиции. Тут выверена каждая деталь. На снимке каземат с 75-мм пушкой модели 1929, созданной специально для объектов линии Мажино. Орудие обладало скорострельностью 30 выстрелов в минуту и дальностью стрельбы 12 000 метров.



05. Помимо самого орудия, экспозиция содержит массу любопытных деталей, которые я не раз показывал в своих фоторассказах, посвященных фортам французской оборонительной линии.



06. Еще один каземат с 75-мм пушкой другого типа. Это орудие модели 1931 применялось на объектах линии Мажино в Альпах. В связи с особенностью ведения военных действий в условиях гор, орудие имело короткий ствол длиной всего 1,37 метра, дальность стрельбы 6000 метров и оригинальную конструкцию лафета.



07. Каземат, оснащенный 135-мм минометом модели 1932 с дальностью стрельбы от 3000 до 6000 метров и скорострельностью 8 выстрелов в минуту.



08. Этот каземат мне до сих пор встречался лишь в заброшенных объектах линии Мажино, причем как в малых так и в больших фортах. На снимке вы видите 81-мм миномет модели 1932 сконструированный специально для фортов линии Мажино. Призвание орудия - атаковать противника на подступах к форту, не дав ему приблизиться ближе. Миномет не имел вертикальной наводки и был расположен жестко под углом 45°. Изменение дальности стрельбы достигалось навешиванием на хвостовую часть мин дополнительных пороховых зарядов. Дальность стрельбы минометов была до 3500 метров, скорострельность - до 15 выстрелов в минуту.



09. Совершенно не типичный для линии Мажино каземат. Я сперва подумал, что он относиться к Первой мировой, судя по древнему орудию.



10. Оружием каземата является флотская 47-мм пушка модели 1902. Википедия сообщает, что такими пушками оснащались некоторые доты линии Мажино и мелкие противотанковые огневые точки, так как серию таких пушек с запасом боеприпасов французский флот поставил сухопутным войскам, где они использовались в качестве противотанковых.



11. Так эта пушка выглядит снаружи дота.



12. Французские коммандос обсуждают план вылазки на немецкие позиции во время "Странной войны" - гласит подпись к этой инсталляции.



13. Бетонный дот для мобильной пушки. Пояснительную надпись не сфоткал, так что подробностей не знаю.



14. Огневые точки, сооруженные из башень старых танков широко использовались во французской фортификации и применялись на линии Мажино. На переднем плане башня от танка Renault FT-17.



15. Остальные башни не распознал. Вся информация в музее только на французском, поэтому информационные таблички тут не всегда помогают.



16. Еще одна огневая точка, сооруженная из башни старого танка.



17. Внутри довольно тесновато.



18. Пулеметная башенка модели 1935/1937 для 8-мм пулемета. Всего на линии Мажино в 1930-х годах было сооружено около 600 подобных башенок.



19. Танковые огневые точки и прочие элементы заградительных препятствий.



20. Стрелковое оружие, которое применялось на объектах линии Мажино.



21. Вот это вообще шикарный экспонат музейной экспозиции - самый распространенный бронеколпак линии Мажино типа GFM в разрезе со всем наблюдательным оборудованием внутри!



22. Мне неоднократно встречались комментарии к моим постам про линию Мажино, в которых читатели выражали сомнения, что толщина брони подобных колпаков достигала 30 см. На этом снимке вы можете убедиться, что толщина брони имеет указанные значения. Вес такого колпака достигал 26 тонн - из этого железа можно было изготовить танк Т-34 или около сорока современных автомобилей.



23. Еще один бронеколпак в разрезе, в этот раз типа JM. Впервые бронеолпак этого типа я увидел тут же в форте Фермонт, к которому и относится этот музей. Бронеколпак этого типа очень похож на своего собрата GFM, но отличается от последнего наличием всего одной амбразуры для спаренной 7,5-мм пулеметной установки.



24. На снимке отчетливо виден механизм подачи дисков с патронами, которые транспортировались в бронекупол с нижнего уровня при помощи специального подъемного механизма. Под пулеметной установкой также располагается труба для сброса отстрелянных гильз.



25. Спаренная пулеметная установка имела скорострельность 500 выстрелов в минуту. Это та же самая модель, что устанавливалась в типовом каземате, который показан на третьем снимке этого поста. Обратите внимание на систему освещения внутри купола - электрическая лампа была дублирована газовым светильником.



26. Помимо французской оружейной продукции представлены фортификационные орудия других стран - на фото связка, состоящая из чешской противотанковой пушки Skoda калибра 47-мм и чешского пулемета Vz 37, калибра 7,92 мм. Эта связка устанавливалась в дотах Чехословацкой оборонительной линии и после захвата Чехословакии Третьим рейхом активно использовалась немцами.



27. А это связка из 25-мм противотанковой пушки и пулемета Reibel, устанавливаемая в бронеколпаки линии Мажино типа АМ.



28. То же самое орудие, но в казематной версии.



29. Одними из самых ярких объектов этого музея являются пять бронебашень, демонтированных с различных фортов линии Мажино и установленных в музейном ангаре что называется во весь рост.



30. Особое внимание я уделил самой крупной бронебашне среди тех, что устанавливались на объектах линии Мажино.



31. Башня содержит две 75-мм пушки модели 1933. Диаметр башни составляет 4 метра, а общий вес 265 тонн.



32. Толщина брони колпака 350 мм, стен 300 мм. Эта башня была также самой дорогой из всех, установленных на оборонительной линии. Ее стоимость в октябре 1934 составляла 4 033 170 франков.



33. Башню этого типа с прекрасной сохранностью мы нашли в одном из заброшенных фортов линии Мажино, о чем я рассказывал очень подробно в отдельном посте.



34. Максимальная дальность 75-мм пушек достигала 11 900 метров при максимальной скорострельности 13 выстрелов в минуту. Полная команда, необходимая для обслуживания орудий и башни, составляла 25 человек (6 унтер-офицеров и 19 солдат). В режиме ожидания башню могли обслуживать 2 унтер-офицера и 10 солдат, которые тоже могли вести огонь, но в таком случае скорострельность была ниже. В самой башне размещался один унтер-офицер и три солдата (стрелок и два заряжающих), остальная часть команды обслуживала башню на нижних уровнях и обеспечивала непрерывную подачу боеприпасов.



35. Более детальный вид орудий для интересующихся темой.



36. Это единственное место, где вы можете увидеть внутренности самой крупной из бронебашень линии Мажино, если конечно не полезете в заброшенный объект А6. Эта башня, кстати, была демонтирована из шестого блока того самого объекта.



37. Рядом установлены еще две бронебашни линии Мажино, но они менее выразительны, так что им я не уделил своего внимания.



38.Чуть в стороне еще парочка башень, демонстрирующихся во весь рост. Можно наглядно оценить весь масштаб и сложность подобных систем. Обе башни были демонтированы из заброшенной Ouvrage de Molvange.



39. Слева башня со спаренной 7,5 мм пулеметной установкой модели 1935, справа с парочкой 75-мм пушек модели 1932 R. Оба типа башень я показывал в своих прошлых постах по линии Мажино.



40. Механизм артиллерийской башни крупным планом.



41. Согласитесь, музей шикарен! Видно, что у него хорошее финансирование, на средства волонтеров такую экспозицию не создать.



42. Есть в музее несколько инфостендов с фотографиями, на которых показан процесс демонтажа бронебашень с заброшенных объектов...



43. ... транспортировку их на музейную территорию...



44. ... и установку в музейный ангар.



45. Еще одним ярким пунктом музейной экспозиции является обширная инсталляция на тему Второй мировой.



46. Куча оригинальной техники и прочего реквизита, органично размещенного на участке музейной территории, однозначно порадуют любителей военной истории.



47. О транспортных средствах, представленных в экспозиции, я никогда до этого не слышал.



48. Это французская техника периода Второй мировой, мало известная за пределами страны.



49. Полевой быт французской армии.



50. Кавалерия.



51. Мое внимание привлек инфостенд с локомотивами, использовавшимися на фортификационных сооружениях во Франции, так как один из них показался мне знакомым, тот, что на верхнем снимке. Паровозы Pechot-Bourdon поставлялись американцами в Европу во время Первой мировой войны и предназначались для обслуживания крепостной и полевой артиллерий. В мире сохранилось всего два паровоза этой модели, один из которых находится в Дрезденском музее транспорта, где я его и видел.



Такой вот отличный музей находится напротив форта Фермонт. Как видите, это весомый аргумент в пользу того, чтобы при случае посетить этот форт.

В завершении поста небольшой бонус:

52. По дороге из форта Фермонт нам по пути встретился один небольшой объект линии Мажино оригинальной конструкции.



53. Ouvrage Bois du Four - это небольшое сооружение линии Мажино представляющее собою пехотный двухурровневый моноблок, напоминающий немецкие панцерверки. Объект музейный, но к сожалению, в это время был закрыт.



54. На снимке амбразуры типового каземата с двумя спаренными установками и противотанковой 47-мм пушкой, интерьер которого показан на третьем снимке этого поста. Всего объект располагает тремя казематами этого типа - по одному на каждую из трех сторон.



55. Сооружение было построено в 1931 году с целью закрытия пространства между соседними фортами этого сектора линии Мажино. По изначальным планам объект должен был стать большим артиллерийским фортом, состоящий из пяти боевых блоков и двух входных, соединенных большим подземным уровнем. Но затем программа была сокращена и строительство было остановлено. К тому времени успели построить лишь один боевой блок и часть потерны на глубине 30 метров. Таким образом объект так и остался двухэтажным моноблоком с небольшим подземным уровнем на глубине 30 метров, который к тому времени успели пройти. Актуальный план всех трех уровней сооружения можно посмотреть на его официальном сайте.



56. На крыше традиционно ряд бронекуполов и одна поворотная бронебашня с пулеметной турелью внутри.



57. В мае 1940 года сооружение с гарнизоном из 137 человек успешно отражает попытки немцев прорвать линию обороны, взаимодействуя с соседними артиллерийскими фортами Latiremont и Bréhain. Вплоть до приказа о капитуляции 27 июня 1940 года объект вел оборону территории, за которую был ответственен.



58. Когда стало ясно, что сооружение так и останется моноблоком, его изрядно вооружили. На крыше установили три пулеметных бронеколпака типа GFM (на фото) и один наблюдательный типа VDP, оснащенный панорамными перископами.



59. Чуть ниже расположилась пулеметная турель модели 1935, установленная в поворотной и выдвигающейся башне.



60. На верхнем уровне было сооружено три каземата, таких, как на фото 54, по одному в каждую из трех сторон и несколько пулеметов для ближней обороны. Вооружение форта было усилено также артиллерией - на нижнем уровне расположился каземат с двумя 81-мм минометами, такими, как показаны на фото 08. Таким образом, несмотря на компактные размеры объекта, вооружен он был до зубов. На снимке на переднем плане бронепрожектор, для подсветки территории в темное время суток.



Такой вот интересный объект встретился нам случайно по пути. Жаль, что он оказался закрытым, так как сооружение уникально. Надеюсь, в будущем окажусь снова в этих краях и наверстаю упущенное.

  • 1
Да, музей сделан со знанием дела. По чём вход? Жаль, что инфа лишь на французком...

Вход бесплатный, что крайне удивительно.

Очень интересно! Спасибо!

Рад, что вам понравился пост.

техника...мало известная за пределами страны

И очень редкая: арт-тягачей Laffly V15 было выпущено всего ~ 300 экз.

Edited at 2015-09-12 07:04 pm (UTC)

Re: техника...мало известная за пределами страны

Я так и понял, что техника редкая, так как интересуюсь темой, но этих транспортных средств до сих пор нигде, кроме этого музея не видел.

Re: техника...мало известная за пределами страны

"...но этих транспортных средств до сих пор нигде, кроме этого музея не видел..." - они (довоенные,оригинальные Laffly ) просто "потонули" в большом количестве более поздних аналогов и копий - уже сами немцы (Baukommando Becker) на базе трофейных делали свои модели, да и сама фирма,уже для нужд немецкой армии,всю войну продолжала разрабатывать новые модели.

Edited at 2015-09-13 04:50 am (UTC)

Классный музей. Действительно видно что да как.

Да все очень наглядно показано. Такой детализации нет даже в музейных фортах, что мне доводилось видеть.

Щикарная экспозиция! Броняшки и пушки - всё как я люблю :)

Да музей очень хорош!

Привет

..........)))
ф4 скорострельность ... 30 выстрелов - не ошибка ли ?

ф 26 - это не газовый светильник , а или мелкая керосинка или просто плафон под свечу - при чем второе более вероятно !

отопление хорошо показано - электрокамины.
очень продумали систему снабжения воздухом и дымоудалением !!!
а вообще - такое впечатление что большинство оборудования и электрики на фортах использовано с судов ! наверное и пнвмосистемы то же оттуда !

Классный обзор музея !
Спасибо за экскурсию )))


Фото 04 - нет не ошибка, в википедии написано: Le canon tirait à 12 000 m mais il n'atteignait que la cadence de 30 coups par minute maximum. Думаю тут понятно и без перевода.

Да многое перекочевало с судов в форты, тот же машинный телеграф - это вообще флотское изобретение.

Да музей очень крутой.

На фотографии 3 пушка не 47 мм, а 37 мм.
Они различаются формой маски.
Вот 47 мм:
http://images.vfl.ru/ii/1391103814/86f93e9c/4115279_m.jpg

Спасибо, исправил.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account