Previous Entry Share Next Entry
Javor 51 - технический сектор
technolirik
Продолжаем прогулку по сверхсекретному в прошлом хранилищу советских ядерных боеголовок. В первой части обзора я рассказал историю этого хранилища и показал его складскую часть, где хранились "особые изделия". Сегодня же мы осмотрим самую интересную его часть - техническую, где в идеальной сохранности находятся системы, обеспечивающие функционирование объекта и необходимый для чувствительных "изделий" температурно-влажностный режим. Примечательно, что вся техника внутри арсенала произведена во второй половине 1960-х и что совершенно не типично для советских военных объектов - половина техники тут чешская.




Для наглядности приведу схему объекта. Центральный зал и хранилища боеголовок мы уже осмотрели, теперь перейдем в технический сектор, вход в который я обозначил на схеме красным кружком.



01. Справа от этой двери находится еще одна бронедверь (ее не видно на схеме), ведущая в парочку следующих друг за другом небольших помещений - тут располагалась лаборатория для проведения различных анализов и мониторинга состояния боеголовок. Сейчас эти помещения полностью пусты, так что идем дальше в технический сектор.



02. Коридор, ведущий из главного зала внутрь технического сектора. Внутри находится множетство различных комнат с оборудованием, которые я покажу по ходу продвижения внутрь сектора.



03. Это комната для хранения баллонов со сжатым воздухом и хладагентов системы охлаждения. Также тут находятся компрессоры для заполнения баллонов. Сжатый воздух требовался как для управления пневматическими системами, так и для обслуживания боеголовок с ядерной начинкой. В противоположном от точки съемки углу можно заметить вход в соседнее помещение.



04. В нем находится один из четырех воздухозаборников, при помощи которых осуществлялась вентиляция помещений.



05. Взгляд на комнату с компрессорами и баллонами из противоположного угла.



06. Далее главный коридор технического сектора делает поворот на 90° и от него в обе стороны расходятся различные помещения с оборудованием и системами жизнеобеспечения. Справа на снимке комната со скважиной, резервуаром для хранения запаса воды и насосами для ее транспортировки к различным системам комплекса.



07. Комната очень тесная, тут только широкоугольником можно что-либо снять.



08. Через стенку от комнаты с водным резервуаром находится туалет с умывальником. Канализации в арсенале не было и нечистоты собирались в бак, расположенный в соседнем помещении, который через определенные промежутки времени откачивался наружу.



09. Все максимально компактно, как на подводной лодке.



10. Вентиляционная форточка между туалетом и соседним помещением, в котором расположен еще один воздухозаборник. Форточка оборудована регулируемой заслонкой.



11. Коридор, в конце которого череда бронедверей, за которыми находится дизель-генераторная и входной портал для личного состава.



12. Все по-военному строго, но в то же время не лишено особой и по-своему привлекательной эстетики.



13. Через стенку от туалета находится еще одно техническое помещение. Тут расположен воздухозаборник, под ним резервуар для сбора нечистот, а слева весьма любопытный люк, как на подводной лодке.



14. На крышке люка написано "выход".



15. Но, заглянув внутрь, никакого выхода я не обнаружил. По ту сторону люка находится крохотное глухое помещение с трубами и кабелями, ныряющими в одну из стен.



Небольшое видео для наглядности:



Недавно я побывал в еще одном таком же хранилище, расположенном на территории Германии и там мне удалось детальней обследовать устройство аварийного выхода. Он таки тут есть и находится за той стеной, в которую уходят трубы и кабеля. Ее в экстренном случае предстояло разрушить, чтобы выбраться на поверхность. Каким образом эта стена подлежала разрушению - для меня загадка. Возможно, кто-то сталкивался с подобными системами аварийного выхода на других советских военных объектах - чирканите пару слов о том, как это работало.

16. Комната для обслуживающего персонала. На объекте круглосуточно находился держурный, следящий за исправностью и бесперебойной работой систем.



17. Улыбнуло микроскопическое зеркальце над умывальником. Как-то уж слишком по-спартански.



18. Неотъемлемая часть любого бункера - фильтро-вентиляционная установка. В стационарном режиме работы воздух подавался в хранилище в обход фильтров, а в случае боевой тревоги, весь захватываемый с поверхности воздух, пропускался через систему фильтров, расположенную в этом помещении.



19. Фильтры классические советские. Такие можно встретить в любом бомбоубежище на постсоветском пространстве.



20. А вот системы управления тут чешские - на этом блоке можно заметить известный логотип фирмы Škoda.



21. Через стенку еще одно небольшое помещение с фильтрами другого типа.



22. Тоже советского производства, можно различить даже год выпуска.



23. Дальше по пути следует небольшой тамбур, из которого осуществляется доступ к электрощиткам и дизель-генераторам.



24. Электрощитовая - отсюда осуществлялось управление всеми электрическими и не только системами хранилища.



25. Все оборудование внутри тоже чешского производства.



26. Последняя и самая большая комната в техническом секторе - дизель-генераторная.



27. Помимо дизель-генераторной установки, тут расположены также аккумуляторы резервного электроснабжения и климатическое оборудование.



Я обозначил это место на карте, пометив также парочку прилегающих помещений, которые покажу ниже.



28. Совершенно ничего не намекает о том, что я нахожусь на музейном объекте. Тут нет никаких информационных табличек, инфостендов и того визуального мусора на коммунистическую тематику, которым задекорирован главный зал. Спасибо создателям музея за сохраненную аутентичность. Тут портрет Ленина был бы явно лишним.



29. Массивное вентиляционное оборудование. В стене видна заглушка, напоминающая дверь. Видимо, это отверстие служило для доставки оборудования внутрь этого помещения.



30. Компрессорно-конденсатные агрегаты - сердце системы охлаждения объекта.



31. В отличии от большинства оборудования в этом помещении, компрессоры системы охлаждения советские.



32. Благодаря шильдику на радиаторе, можно узнать производителя оборудования и даже год выпуска - 1967.



33. Еще парочка шильдиков есть на корпусе компрессора, но читаются они гораздо хуже, хотя год производства 1966 виден хорошо.



34. Напротив компрессоров расположена резервная дизель-генераторная установка, обеспечивающая объект электроэнергией в случае пропажи напряжения в силовом кабеле. За зелеными дверями шкафчика находятся аккумуляторы резервного электропитания, предназначенные для обеспечения хранилища электричеством в промежуток времени между пропажей напряжения в сети и запуском резервного дизель-генератора.



35. Сама дизель-генераторная установка состоит из трех составных частей: дизельного двигателя, сочлененного с генератором и массивного радиатора охлаждения.



36. По внешнему виду можно определить, что двигатель шестицилиндровый с рядным расположением цилиндров.



37. Логотип известного автопроизводителя дает ответ на вопрос, где был произведен дизель. Интересно, Škoda производила дизеля для стационарных установок или это адаптированный дизель от грузовика?



38. Шильдик на корпусе двигателя дает информацию о типе двигателя, производителе, серийном номере и годе выпуска - 1966.



39. А это шильдик на генераторе, который тут тоже чешского производства.



40. Парочка приборов, показывающих температуру воды в системе охлаждения двигателя и температуру масла в самом движке.



41. К помещению с оборудованием прилегает такая вот небольшая каморка, внутри которой расположен самый крупный воздухозаборник объекта, снабжающий воздухом дизель-генератор. Функция синего "шкафчика" осталась мною неразгадана, полагаю, что внутри установлены вентиляторы, нагнетающие воздух внутрь помещения.



42. Рядом со "шкафчиком" находится еще один люк.



43. Заглянув в который, я увидел пустую комнату, в которой были лишь два таких вот цилиндра, которыми оканчиваются шахты для забора воздуха с поверхности.



44. Еще одно прилегающее к дизель-генераторной помещение, внутри которого расположено топливное оборудование и бак с солярой.



45.


46. Шкала, показывающая уровень топлива в баке.



47. Рядом с дизель-генераторной находится еще одна бронедверь, ведущая на поверхность. Именно тут расположен вход в хранилище для личного состава. Так как массивные броневорота открывали лишь при погрузке/выгрузке боеголовок из хранилища, доступ на объект дежурным осуществлялся через этот вход. За дверью находится лестница, ведущая в надстройку, расположенную на крыше хранилища.



Вот это место на схеме объекта:



48. На этом осмотр технического сектора завершен и я направляюсь на выход.



Для более полного представления об устройстве технического сектора снял небольшое видео:



49. По дороге сделал еще парочку снимков.



50. Вид на щитовую через вентиляционную форточку соседнего помещения.



51. Блоки управления в главном зале хранилища.



52. Чехи, конечно, большие молодцы, что сохранили этот объект Холодной войны и открыли в нем отличный музей, в котором можно переместиться в то время - в конец 1960-х и прочувствовать атмосферу противостояния двух сверхдержав. Лет через двести такие музеи будут посещаться десятками тысяч туристов, как сегодня посещаются средневековые крепости, ведь по своей сути это и есть та же самая крепость, только ХХ века.



53. Создатели музея позиционируют его как уникальный, но это не так. В Польше в одном из хранилищ, построенных по такому же проекту, недавно открыли такой же музей. Кроме того, в Германии есть два таких же объекта, которые заброшены, но есть надежда, что и они когда-то станут музейными, если их не разграбят окончательно к тому времени. Оба их я посетил и про них тоже будут детальные посты.



54. На стене в тамбуре гермошлюза автографы посетителей.



55. Эта увлекательная экскурсия подошла к завершению. Надеюсь, мне удалось передать атмосферу этого хранилища и доступно рассказать о его устройстве, а вам было интересно об этом почитать.



В завершении минутный сюжет на канале evronews, посвященный открытию музея:



Практическая информация для желающих посетить советский ядерный арсенал:

У музея есть официальный сайт, из которого можно узнать о времени работы музея.
Сайт, правда, очень корявый и только на чешском языке: http://www.atommuzeum.cz
Координаты объекта: 49°37'23"N 13°42'53"E

На нижнем уровне довольно прохладно, температура около 12 градусов, так что берите с собой кофту, иначе замерзнете.


  • 1
Как же в Европе много этого всего! У тебя наверное план на год вперед!

У меня материала сейчас собрано на года два публикаций, если просто сидеть дома никуда не ездить и писать. Я в Бранденбурге провел в этом году чистых две недели, в течении которых я очень активно посещал бывшие советские военные городки. Наконец-то добрался и до Беелица, думаю осенью начну понемногу об этом рассказывать.

Как ситуация с бейлиц сейчас? Платный вход действительно?

Беелиц состоит из двух частей - северной и южной, которые поделены железнодорожной линией. так вот на севере половина занята той конторой, что берет деньги за вход, а половина восстановлена и там сейчас больница, ресторанчик и частные приемные врачей. В восстановленной части есть одно очень красивое заброшенное здание, но попасть внутрь нереально. Запечатано качественно. Мы обследовали его по периметру в поисках залаза но смогли попасть лишь в подвал. Еще рядом есть парочка зданий попроще и помельче, там мы и лазили, рядом с нимм есть еще шикарная котельня с башней, они восстановлены но не используются никак.

На юге сейчас половина территораа закрыта - там снимают фильм, все огорожено высоченным забором с охраной и ничего не видно, вторую часть южной части мы не успели осмотреть и по ней ничего не могу сказать.

Отличное место, спасибо чехам

Да прекрасное место, чехам респект.

Синий шкафчик случаем не содержит какой-нибудь нагревательный элемент?

Ну и интересно, зачем бронедвери имеют такие высокие пороги. Чтобы накладка сверху герметичность обеспечивала?

Может и содержит. Выглядит он как то ли большой радиатор, то ли фильтр то ли и то и другое в одном корпусе.

Про пороги не знаю, но полагаю, что так лучше обеспечивается прочность и надежность конструкции.

V Germanii 2 objekta - Lychen-2 i vtoroi pod Juterbogom. Bil tam v 2008.godu.

Я посетил их оба неделю назад. Про них тоже буду писать.

Lyhen2 v proshlom godu snesli pod chistuju,ostalis tolko 2 hranilishcha bojegolovok.
V 2008 godu tam vsjo jeshcho bilo v normalnom vide. Oblazil vsjo, bil v odnom hranilishche,posnimal mnogo na video, na platcu stajal bolshaja stela s Leninom.
V Štolcenheine,pod Jutebogom tože počti vsjo rekultivirovali, izportili takoi objekt...
Mnogo bivših gorodkov Gsvg objezdil, ja sam kogda to služil tam....
Sovetuju posetit sekretnij bunker v Falkenhagen, gid i hozjain nahoditsa v Seehotel v centre Falkenhagen.

p.s. Spasibo za interestnije reportaži s puteshestvij! Interesno pishesh! Budu zhdatj prodolzhenij!

Да в Lyhen 2 только хранилища остались и те наглухо запечатаны бетоном. Под Ютебогом, сохранилось вообще все вокруг хранилищ и сами хранилища, там только военный городок снесли полностью почти. А Хранилища, доты вокруг них еще на месте, правда одно хранилище вандалы и мародеры разграбили.

Я в этом году объездил все самые известные городки ГСВГ, сносят, к сожалению, очень много и активно. От огромного Фогельзанда осталось процентов пять, остальное снесли подчистую. В Falkenhagen были, проникли нелегально, хотели попасть в бункер, но на территории были люди и мы не смогли подойти ко входу. Там уже давно экскурсий никаких нет, но активность на территории присутствует, что там делают, неизвестно. Но там вокруг этой территории было много споров и судебных разбирательств и в какой стадии они находятся сейчас, неизвестно. Но в бункер уже не попасть с экскурсией.

Спасибо за отзыв. Про ГСВГ буду писать очень много и подробно, так как в этом году я две недели очень активно исследовал остатки бывших военных городков и собрал около 10 000 фотографий, которые со временем будут превращаться в посты.

Moi foto pro Lychen-2 ( i drugie objekti gsvg) možesh posmotretj v nazadvgsvg.ru .
Ja tam pod nik "Explorer."
Nam budet o chom pogovoritj na etu temu- GSVG.
Rodnaji dushi - isledovateli istorii.

А можно прямую ссылку на ветвь форума. Я не смог найти в форуме фотографии Lychen-2. Да исследование ушедшей эпохи по ее руинам - это очень увлекательное дело, я только в этом году начал ислледовать тему ГСВГ, материал собрал уникальный и понемногу буду его публиковать. Вот в понедельник выйдет пост про хранилище ядерных бомб возле аэропорта Бранд и Финстервальде.

Edited at 2015-07-30 09:01 pm (UTC)

А можно прямую ссылку на ветвь форума. Я не смог найти в форуме фотографии Lychen-2.
------------
Požalusta - zdesj častj moih foto `2008 Lychen-2: http://nazadvgsvg.ru/viewtopic.php?id=830&p=3

Načinaja s 3 stranici i vperjod - interesnaja diskusija ob istorii to sekretnoi časti.

Video do snosa : https://www.youtube.com/watch?v=kORG2st_qK0&feature=player_embedded

Спасибо, уже читаю. Воспоминания служивших там людей крайне любопытны!

Прочитал с интересом! СпасибО!

Рад стараться!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account