Previous Entry Share Next Entry
Апрельский тур 2015. Часть 3: Познань и Мезерицкий укрепрайон
technolirik
После душевных посиделок с нашими литовскими друзьями прошлым вечером, мы с братом не смогли с утра подняться к обговоренному времени и решили, что подтянемся в Познань как выспимся и там уже где-то встретимся и продолжим нашу поездку вместе по запланированной программе. В наших планах на первую половину дня стояло знакомство с фортовым поясом Познани, у меня были выписаны координаты четырех фортов, которые судя по снимкам в интернете выглядели заброшенными, а значит открытыми к изучению. Проснувшись и собравшись, мы отправились к первому объекту из списка...



01. ... и уткнулись в закрытую дверь, над которой одним глазом на меня смотрела камера наружного наблюдения, а надпись рядом указывала на то, что территория частная и находится под видеонаблюдением.



Отправляемся ко второму форту из списка, но и там неудача - вместо форта попадаем на парковку зоопарка. Побродив минут десять по округе, понимаем, что форт нам не найти и скорей всего он находится на территории зоопарка.

02. С третьей попытки мы наконец-то находим заброшенный форт и отправляемся на его исследование.



03. Польские заброшки неприятно поражают обилием мусора, местами на территории форта мы встречаем настоящие свалки и горы бытовых отходов. Сам же объект оказался довольно хорошо сохраненным, на месте были даже бронедвери и различные металлические детали.



04. Да и внутри объекта кроме парочки мест было относительно чисто.



05. Тут же мы встретились с нашей литовской частью команды. Ребята также как и мы посетили парочку фортов и также без особого успеха: один был музейным, второй был заброшен, но полностью замурован. Так что этот форт дал нам необходимое пространство для исследования и я проник в такие места, куда не было доступа во время экскурсии по подобному форту в Страсбурге.



06. Осмотрев этот форт, мы отправились на поиски соседних. Очередной форт оказался размещенным прямо посреди спального района многоэтажек и, естественно, оказался полностью замурованным. Да и по конструкции он был полностью аналогичен форту, осмотренному нами только что.



Так что мы тут не задержались и отправились еще раз к зоопарку, в надежде найти тот форт, что мы с братом не смогли обнаружить. Просто наш навигатор не показывал рельеф местности и где именно находится форт, было неясно. Навигатор литовцев показывал силуэт форта и мы решили попробовать найти его еще раз. Приехали на место и... оказалось, что форт находится на территории зоопарка. Облом.

Решили не терять времени на поиски остальных фортов, большую часть которых, как стало очевидно, поглотил город, и отправились посмотреть, что осталось от цитадели.

07. От цитадели осталось мало что. В 1945 году тут шли тяжелые бои за город и цитадель в их ходе была почти полностью разрушена. Сейчас на ее месте разбит обширный парк, в котором можно найти сохранившиеся части цитадели.



08. В одной из уцелевших казарм цитадели сейчас расположен военный музей, который в день нашего визита был закрыт в связи с Пасхой.



Осмотрев те крохи, что остались от цитадели, мы завершили фортификационную часть программы и отправились в старый город, который в Познани должен был быть очень красивым.

09. Комплекс зданий, который нас всех наиболее потряс. Не думал, что современная архитектура может быть настолько крутой. Польша не перестает меня удивлять.



10. Старый город в Познани шикарен.



11. Текстуры.



12.


13. Я в очередной раз словил себя на мысли, что я насытился подобной красотой и она больше не производит на меня впечатление. Признаюсь чесно, мне было откровенно скучно среди этих красот. Все эти старые площади европейских городов красивы, но эта красота меня уже не впечатляет. Не думал, что такие картины могут приесться, но случилось то, что случилось. Для меня тут больше нет ничего сказочного, куда больше сказки я вижу в мрачных, загадочных подземельях или заброшенных заводах, чем в вылизанных до блеска и совершенства открыточных видах популярных европейских городов.



14. Тут же в центре мы зашли в один из ресторанчиков поужинать. Я очень люблю польскую кухню, так как она очень близка к моей родной украинской. А еда в Польше дешевая и очень вкусная. Я заказал мой любимый суп Журек и был очень удивлен тем, в какой форме его принесли. Смотрится это, конечно, очень оригинально и красиво, но конструкция очень не практичная, а я к тому же терпеть не могу мокрый хлеб, так что хлебная тарелка осталась мною практически не тронутой.



15. Вечерние улицы исторического центра Познани очень атмосферны, напомнили мне улицы моего любимого Циттау.



16. Внутренние дворики потрясающего комплекса Stary Browar, построенного на основе старой пивоварни, но в современном стиле с отсылкой к индустриальной архитектуре начала ХХ столетия.



17. А еще Познань - это рай для любителей трамваев, за этот день я видел в городе около 8-9 разных моделей трамваев, начиная от самых старых, теплых, ламповых одноглазиков и заканчивая современными низкопольными трамваями двух типов.



18. В этот вечер мы останавливались не в отеле, а сняли квартиру в одном немного удаленном от центра районе. Когда мы подъезжали к месту нашей дислокации, смотря на хрущевки по бокам, я подумал, что сегодня нам предстоит свидание с коммунистическим прошлым Польши, но оказалось, что наша квартира располагалась в элитном жилом комплексе с собственным двориком и детской площадкой.



19. За 63 евро за ночь мы получили двухкомнатную квартиру со всем необходимым внутри. Это был наш последний вечер с литовскими ребятами и прошел он очень душевно за уютными разговорами под вискарик.



Подводя итоги совместной поездки, нужно отметить, что это был очень интересный и позитивный опыт. Несмотря на то, что мы разные люди из разных стран и разных возрастов, у нас образовалась команда, открывать затерянные миры в составе которой было круто и абсолютно комфортно. Путешествовать с новыми людьми - это здорово и я с радостью повторю этот опыт в будущем. Только тут важно, чтобы интересы путешествующих совпадали, так как я с трудом могу представить себе совместный тур с ребятами, главные цели в поездках для которых, скажем, картинные галереи и музеи искусства.

20. Наша совместная фотография, сделанная в последний вечер.



После очередного уютного вечера мы с братом снова спали почти до полудня, прервав сон лишь на десять секунд, чтобы попрощаться с ребятами, которые рано утром стартовали назад в Вильнюс.

Планы на новый день у нас были таковы: сперва мы планировали посетить второй музей Восточного вала с наиболее хорошо сохранившемся панцерверком. Затем я хотел осмотреть еще парочку заброшенных панцерверков Мезерицкого укрепрайона, после чего мы собирались вернуться на место дислокации советского хранилища для ядерных ракет и попробовать таки найти тот объект, который мы так и не обнаружили во время нашего первого посещения. Теперь у меня были координаты объекта и найти его не должно было составить труда. После этого был запланирован переезд в отель, что недалеко от немецкой границы и с утра следующего дня продолжение тура уже по Германии. Но получилось все не совсем так, как планировалось.

Началось с того, что когда мы приехали в музей Восточного вала, оказалось, что сегодня он закрыт в связи с Пасхой. При том на сайте музея об этом ничего не сообщалось. Музей должен был открыться лишь завтра, но завтра мы должны были уже быть в Германии. Поэтому мы перешли ко второму пункту нашей программы - поиска нескольких панцерверков, координаты которых я предварительно вычислил в сети. И вот мы направляемся к первому объекту. Навигатор снова ведет меня темными тропами. Вскоре дорога становиться непроходимой для автомобиля и я, заметив место, где еще можно было развернуться, решаю развернуть машину так как дальше такой возможности может не быть а давать задний ход по разбитой грунтовке с риском засесть намертво совсем не хотелось.

21. При попытке разворота, передние ведущие попадают в колею с болотом и машина застывает. Попытки выбраться из колеи не увенчиваются успехом, колеса крутятся, но движения нет. Тогда мы подкладываем под колеса всякий найденный в окрестностях мусор и после нескольких попыток, машина выскакивает из колеи. Фух!



22. Выглядит наш железный друг теперь слегка замурзано.



23. Что ж ничего не остается, кроме того, как идти пешком. Брат остается в машине а я один направляюсь к цели, до которой если верить навигатору 1,3 км.



24. Посреди полей видна полоса противотанковых надолбов, так называемых "Зубьев дракона". На месте ее прохождения выросла небольшая лесополоса.



25. Тем временем я иду дальше и если сначала дорога еще выглядит довольно неплохо и даже видны следы проезжавшего тут недавно транспорта...



26. ... то дальше наступает настоящий треш. Мой навигатор тем временем утверждает, что то, что вы видите на этой фотографии есть обычная грунтовка. Вскоре по этой "грунтовке" становиться невозможно идти даже пешком, так что приходится обходить такие непроходимые места через менее густой лес, распугивая местную дичь.



27. Возвращаюсь на "дорогу" и посылаю горячий привет тем, кто создавал польские карты для моего навигатора. По его показаниям идти еще пятьсот метров.



Вскоре я замечаю впереди стоящий автомобиль, старую раздолбанную малолитражку марки фиат. Иду дальше и вижу метрах в ста от дороги группа людей в камуфляжных костюмах что-то копают в лесу. Они замечают меня и по их взглядам видно, что мое появление было внезапным и явно их не обрадовало. Не знаю, что они там делали, но поляки, которые в Пасху (!) копают в лесу, выглядят очень подозрительно. В этот момент мне становится слегка неуютно и я иду дальше делая вид, что толком ничего не заметил, краем глаза следя, не прервали ли парни работу в связи с моим появлением и не возникло ли у них желания познакомится поближе. Вроде нет. Тем временем впереди начинается непроходимая чаща, а навигатор говорит, что я иду по отличной бодрой грунтовочке и через триста метров достигну цели. Понимаю, что тут не триста метров, тут без мачете и пятьдесят метров не пройти. Ничего не поделать, приходится возвращаться обратно и снова ломиться через чащу километр. Парней решил обойти чуть в стороне, дабы не тревожить лишний раз. Чтобы чуток взбодриться, представил, что они там закапывают труп создателя польских карт для моего навигатора. От этой мысли стало веселее и легче ломать ветки на пути, пробивая себе дорогу назад к машине.

Выезжаем из этого глухого места и едем в следующее, там грунтовочка в более прилежном состоянии, правда в одном месте навигатор показывает мне железнодорожную линию и переезд, а там не то что рельсы демонтированы, там остатки шпал 20-летними деревьями уже проросли. Отсюда я сделал вывод, что при создании карт, пользовались Атласом дорог ПНР, времен Восточного блока. Паркуемся неподалеку от следующей цели, при этом замечаем неподалеку уже припаркованный автомобиль, а вскоре из островка леса на поле, в котором по моим данным должен скрываться панцерверк, выходит семья с детьми - люди гуляют на выходных, совмещая приятное с полезным - прогулку на природе с прикосновением к истории. Хотя погода для прогулки не самая лучшая: холодно, постоянно дует ветер и в любой момент может пойти дождь. Именно в этот день мы с братом простудились, бегая по полю на ветру в поисках панцерверков.

28. Направляемся в островок леса, из которого вышла виденная нами пять минут назад семейка, и в нем почти сразу находим искомое. Панцерверк довольно хорошо сохранился, взорван лишь один бронекупол, остальные все на месте.



29. Особенностью конструкции этого панцерверка является отсутствие входов внутрь. Панцерверк связан с подземным комплексом и попасть внутрь можно лишь из под земли.



30. Забираюсь внутрь шахты взорванного бронекупола в надежде, что там может оказаться залаз в подземную систему, но залаз замурован кирпичной стеной, в которой проделаны отверстия лишь для летучих мышей.



31. В трех сотнях метров от этого панцерверка я заметил еще один островок леса посреди поля с торчащим из него бетоном. Перемещаемся туда и находим сильно поврежденный взрывом панцерверк. Практически весь верхний этаж сооружения сила взрыва оторвала от земли и положила на бок. Теперь эта огромная глыба бетона с железом нависает над тем, что осталось от нижнего уровня.



32. Прямо у подножия бетонной глыбы обнаруживаю лесенку, ведущую внутрь на нижний уровень . Я знаю, что этот панцерверк был связан с подземной системой и в голове мелькает мысль - а вдруг? Надо лезть внутрь и проверить предположение. Лезть внутрь слегка ссыкатно. Когда смотришь на эту глыбу бетона и представляешь, как она захлопывает тебя там внутри, от таких мыслей аж ускоряется пульс. Хотя разумом понимаешь, что если она простояла в таком положении семьдесят лет, то простоит еще столько же, но когда смотришь на нее, то доводы разума слегка пасуют перед реальностью и в кровь выделяется адреналин.



33. Спускаюсь на нижний уровень и что я вижу? - Решетка, закрывающая проход, спилена! Увиденное очень взбодрило и вскоре я был уже по ту сторону решетки.



Далее снял небольшое видео:



Как вы поняли, лестницы на подземный уровень не было, ее просто не успели достроить, так как "Логово дождевого червя" - это огромный строительный проект, который так никогда и не был завершен. На момент сворачивания проекта была построена лишь половина из запланированного.

Выбираюсь на поверхность и направляюсь к следующей цели, расположенной тут же неподалеку. На карте объекта это сооружение обозначено как А8, это должен был быть двойной артиллерийский боевой блок, который впрочем так никогда и не был достроен.

34. Часть объекта выглядит так. Вход внутрь замурован кирпичной стеной с прорезью для летучих мышей.



35. Просунул сквозь прорезь фотоаппарат и сделал кадр со вспышкой. На снимке можно разглядеть колодец с лестницей, ведущей под землю в недра огромного подземного комплекса.



Вернувшись в машину, я решил, что на сегодня достаточно бункеров Восточного вала. Все они довольно однотипные, а лазить и искать их учитывая отсутствие дорожной инфраструктуры и дибильные карты на навигаторе - это приключение хоть и интересное но выматывающее и поглощающее очень много времени. Было решено отправляться на поиски советской ракетной части, с которой началась польская часть нашего путешествия.

36. Отъехав километр от мест, по которым мы только что лазили, замечаю еще один панцерверк. Находится он рядом с дорогой и я решаю выделить еще пять минут на осмотр объекта, перед тем, как покинуть эти места. К тому же, даже издали видна его хорошая сохранность.



37. Но, подойдя ближе, я замечаю одну очень волнующую деталь. Решетка на входном портале спилена, а ведь этот панцерверк тоже соединен с подземной системой!



38. Через несколько секунд я уже внутри. Очень волнуюсь, ведь если мои догадки подтвердятся, то сбудется то, о чем я даже не мечтал - мы сможем проникнуть в "Логово дождевого червя"! Конечно, я об этом мечтал, но длительные поиски в интернете на различных языках не выявили никаких доказательств того, что в заброшенную часть системы есть доступ. А все фотоотчеты различных любителей фортификации за последние лет десять были исключительно из музейной части, что наводило на мысль, что доступа в заброшенную часть просто нет. Сегодня мне предстояло эту мысль либо подтвердить, либо опровергнуть.



Последующие три минуты моего исследования панцерверка засняты на видео:



Исследовать панцерверк до конца мне помешали голоса снаружи. Оказавшись внутри бронекупола, я отчетливо расслышал голоса парней, которые были рядом с панцерверком и их было несколько человек. Сами понимаете, что Польша - страна специфическая. Я много где побывал в Польше и знаю, что тут живут очень разные люди, в том числе есть довольно обширная прослойка чисто классических постсоветских гопников. Когда находишься в лесу в Польше вдали от цивилизации и человеческого жилья и встречаешь группу молодых поляков, всякое возможно. Еще меньше мне хотелось встретиться с ними в бункере, поэтому я поспешил покинуть объект так и не узнав точно, свободен ли проход в подземную часть объекта или там еще одна решетка.

Но логика подсказывала, что если бы там была решетка то тот, кто спилил одну решетку, спилил бы и вторую. А эта группа поляков приехала в лес сюда явно не случайно, было очевидно, что они собирались залазить внутрь.

Я вылез наружу, рядом с панцерверком стояла старая ауди, а по территории гуляли около пяти человек пролетарской наружности, парочка из них была вовсе в классических спортивных штанах "абибас три полоски". Я молча проследовал мимо них, сел в машину и мы отчалили. Сев в машину, я уже знал, что завтра в Германию мы не едем и остаемся еще на один день в Польше. Внезапная находка изменила наши планы.

39. На сегодня у нас оставался последний пункт программы - советская ракетная база и вот, спустя полчаса пути, колеса автомобиля уже шуршат по классической военной бетонке, уводящей нас вглубь запретной территории.



Я думал, что мы быстро найдем искомый нами объект, который, напомню, должен был выглядеть так:


источник фото

Ведь я нашел его точные координаты на викимапии, и находился он рядом с найденными нами бункерами в ста метрах от них. Я даже удивился, что мы не нашли его во время нашего первого визита в эти места. Я уже строил на сегодня далеко идущие планы: воодушевленный сегодняшним открытием, я планировал быстро найти объект ракетной базы, затем вписаться в отель, оставить там вещи и уже сегодня ночью залезть в "Логово дождевого червя". Но все оказалось не так то просто.

Мы пролазили два часа по лесу, исследовав огромную по площади территорию и оставив тут остатки наших сил и не нашли ничего. Объекта просто не было. Не понимаю, зачем надо было его демонтировать, ведь это столько труда, а смысла ноль. Кому он мешал в этом лесу? Но факт есть факт - объекта не было. От него даже не осталось никаких следов.

40. Хотя следы военного прошлого этого леса встречались нам на каждом шагу, например такие вот ямы тут присутствовали в количестве восьми или десяти штук. Подозреваю, что тут располагались ракетные транспортеры, судя по форме и размерам этих ям, они как раз подходили для укрытия ракетоносцев.



41. Остатки периметра.



42. Раз искомый нами объект мы не нашли, то решили хотя бы залезть в бункер. В прошлый раз мы побывали в одном бункере, сегодня решили залезть во второй, хоть они полностью идентичны друг другу.



43. В этот раз я уже знал, что тут находилось и как выглядел бункер в своем изначальном виде, от которого до наших дней остались по сути лишь бетонные стены.



44. Оба бункера предназначались для хранения ядерных боеголовок советских баллистических ракет малой дальности, которые должны были в случае начала Третьей мировой превратить в радиоактивный пепел территорию западной Германии.



45. Брат на нижний уровень бункера спускаться не стал и пока я лазил по темным коридорам объекта, брат затащил внутрь гитару и устроил импровизированный концерт.



Небольшое видео, снятое внутри. Подозреваю, что музыка звучала внутри этого помещения первый раз за всю историю его существования.



Вылезли из бункера мы уже поздним вечером, но успели доехать до отеля и даже заказать себе ужин. Так как у нас у обоих начало першить в горле после сегодняшних прогулок на ветру, мы взяли к ужину по сто грамм водки для дезинфекции. Так-то мы водку не пьем, но надо было задавить простуду в зародыше, ведь впереди у нас было еще четыре дня путешествия и большие планы, так что болеть было нельзя.

46. За 25 евро мы сняли на двоих половину верхнего этажа этого дома. Люблю польские цены, которые в этой стране сочетаются с высоким качеством услуг. Только обслуживающий персонал этого отеля и ресторана нес на своих лицах глубокую печать совка. Так что европейских улыбок и привычной вежливости не было, но зато какая вкусная там была еда за смешные по немецким меркам деньги!



47. А от площади нашего номера я вообще был в шоке! И это за 12,5 евро на человека за ночь!



Завтра у нас был большой день, для которого требовалось много сил, ведь завтра нам предстояло пройти около 20 километров подземных тоннелей и познакомиться наконец-то с мечтой многих диггеров - с "Табором дощового хробака" :)

Об этом я расскажу в следующей, заключительной части рассказа о нашем апрельском туре.

  • 1
Эпично, продолжение когда ожидается?

Думаю, на днях допишу последнюю часть.

спасибо.

интригует.

Координаты проходов во внутрь надеюсь сохранены? С ракетной базой досадный облом...

Координаты не сохранял, но я знаю номер блока, найти его в следующий раз не составит труда. С базой облом, да, но зато я знаю теперь, что мы ничего не упустили.

Хорошие объекты. Жаль что уничтожено много

Да сохранность не идеальная, но все равно очень интересные места.

Спасибище огромное! С нетерпением жду продолжения.

Рад, что интересно. Уже работаю над последней частью, завтра или на выходных опубликую.

Интересный рассказ. Пока читал возник вопрос. Вот есть гугл карты-понорамы. А снимает ли кто-нибудь подобное про укреп-районы?

Вы имеете ввиду Google street view?

Ну по основным улицам снимают везде, вот например часть оборонительной линии Восточного вала с Зубьями дракона и панцерверком на горизонте.

https://www.google.at/maps/@52.372358,15.505937,3a,75y,220.35h,65.69t/data=!3m4!1e1!3m2!1sU7i2wX0l8npZLwr1jEWCmw!2e0

Просто как правило бункера находятся в таких местах, куда гугл-машина не проедет.

Понятно, спасибо)

но нам милей ножовок звон!

карты сквозь лес это даа, особенно если метки сместились куда-нибудь на пару сотен метров по диагонали

Почему-то пропустила этот пост. Навёрстываю).

Ну это анонс, обо всем этом будет подробней со временем.

И с лопатами были скорее всего запоздавшими археологами.Так, как частенько можно найти предметы типа ВОПов и оружия то мне понятно отсутствие радости на их лицах. И да Саш, пора покупать армейский Мерседес Гелендваген.

Re: Парни в камуфляже

Следующий мой автомобиль будет обязательно повышенной проходимости, так как не раз сталкивался с потребностью заехать в те места, куда на легковушке не добраться.

А парни те да были скорей всего черными археологами, что я сразу же и подумал. Но все равно такие встречи в лесу не особо радостны.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account