Previous Entry Share Next Entry
Первые бункертуры. Как это было.
technolirik
Мои постоянные читатели знают, что одна из приоритетных тем этого блога - фортификация. Я написал немало постов как о музейных, так и о заброшенных подземных и надземных бункерах, фортах и крепостях. Еще немало будет написано, так как все то, что по этой тематике было до сих пор опубликовано - лишь верхушка айсберга. У меня в архивах лежат гигабайты уникального материала, которого нет не только в русском секторе интернета, но и вообще нигде в сети. Но обо всем этом я буду рассказывать уже в следующем году.

Сегодня же я хочу представить вам часовой видеофильм, рассказывающий о том, как все начиналось. Фильм содержит материал с моих первых в жизни бункертуров, в которые я ездил вместе с братом летом 2013 года. Именно тогда сбылась моя давняя мечта об исследовании заброшенных и полных тайн и секретов подземных городов. Видео совершенно не скучное и сделано в формате музыкального фильма, примерно половину которого занимают непосредственно подземелья, остальная половина фильма - это французская провинция, дороги, немного Страсбурга и немного наших не совсем трезвых дурачеств. К сожалению, из-за использовании заимствованной музыки при монтаже фильма, он заблокирован в Европе, подозреваю что не только в Европе. Так что если видео у вас не открывается, копируйте ссылку с ютуба и вставляйте ее сюда рядом с кнопочкой "Go". Должно заработать.



Меня всегда манило все загадочное, тайное и скрытное. В детстве я зачитывался научной фантастикой и приключенческими романами, повествующими об открытии новых континентов, земель, неизвестных островов и мечтал быть первооткрывателем. Но жить мне довелось в то время, когда земля полностью открыта, изучена и сфотографирована с космоса. Что же делать, если внутри живет тяга к открытию затерянных миров а на поверхности не осталось белых пятен?  - Надо искать под землей.

Я с завистью читал в жж рассказы диггеров о полазках по заброшенным шахтам, веткам метро и подземным объектам времен холодной войны, которые в изобилии присутствуют на постсоветском пространстве. Но о том, что нечто подобное может быть в Европе, я даже не подозревал. Так что бороздить загадочные подземелья мне приходилось лишь в виртуальном мире компьютерных игр, сублимируя свою страсть таким образом.

Когда летом 2013 года я переехал на полгода в приграничную с Францией территорию и написал об этом в блоге, в комментариях мне отписали, что там же линия Мажино неподалеку находится. До этого момента о линии Мажино я знал лишь минимум из курса школьной истории. Но так как человек я любопытный, то решил заглянуть в интернет и посмотреть, что можно посетить в этом плане в Эльзасе, от границы с которым меня отделяло 20 километров. Гугл вывел меня на сайт музейного форта Шоненбруг и на очередных выходных я отправился посмотреть на форт. Изначально я полагал, что входной блок форта - это и есть весь форт, а информацию о том, что его подземная часть  залегает на глубине 30 метров, я неправильно понял и решил, что длина подземной части всего 30 метров. Поэтому, когда я попал в огромный подземный город с собственной железнодорожной сетью, электростанцией, больницей и многим другим, я был потрясен увиденным.

01. Форт Шоненбург.



02. На обратном пути, я наткнулся еще на несколько заброшенных дотов линии Мажино, расположенных прямо у дороги:



Вернувшись домой, я загорелся этой темой и начал усердно гуглить что еще можно посмотреть по линии Мажино в этих краях. Оказалось, что посмотреть можно очень много как музейного так и заброшенного. Я занялся сбором информации, координат и грезил о первом в моей жизни бункертуре, о местах, оказаться в которых мечтал с детства. Проблема была только в том, чтобы найти напарника. Никому из моих друзей, кто жил в относительной близости к Эльзасу и Лотарингии, это не было интересно, а самому ехать исследовать подземелья было опасно.

На следующих выходных после посещения мною форта Шоненбург ко мне приехал брат и я уже знал, как мы проведем выходные.

03. В последнюю субботу июля 2013 года раскаленный от жары Форд Фокус повез двух братьев авантюристов в сторону немецко-французской границы.



За шесть дней, прошедших с момента посещения мною форта Шоненбург, мне удалось собрать информацию о других объектах линии Мажино и составить план поездки. Это была первая в моей жизни поездка подобного рода, к тому же прошло лишь два месяца с момента покупки автомобиля и я первый раз выезжал на нем в тур, длительностью более одного дня.  Так как ночью перед поездкой мы очень неслабо отпраздновали встречу с братом, проснуться с утра не смогли и выехали на три часа позже запланированного.

Начать изучение линии Мажино я решил с азов и первой целью на нашем пути стала парочка двухэтажных дотов, затерянных среди французской сельскохозяйственной провинции.

04. Оставляем машину на проселочной грунтовке и идем к первым заброшенным объектам великой оборонительной линии.



05. Брат радуется лету, Франции, красоте вокруг и чувству абсолютной свободы.



06. После июльской жары было очень приятно ощутить приятную прохладу бетонного блока.



07. Доты порадовали не только прохладой но и остатками оборудования внутри. Было удивительно прикоснуться к истории так близко, ведь это оборудование находится тут с середины 1930-х годов.



08. Ржавые бронекупола на фоне идиллических пейзажей полей и лесов Франции стали той характерной картинкой, которая сопровождала нас на протяжении всех наших бункертуров. С тех пор они неизменно вызывают у меня ассоциации с загадочной тайной, скрытой там внизу под землей за многометровым слоем бетона.



Следующим пунктом в плане стояло посещение большого форта линии Мажино Ouvrage Simserhof. Я прочитал, что это одно из крупнейших сооружений линии Мажино и находился форт недалеко от главной цели нашей поездки, поэтому и был включен в маршрут. К сожалению, из-за позднего выезда мы не успели на последнюю экскурсию по объекту, но успели на последний заезд вагончика по складу боеприпасов М1. Эта прогулка на вагончике полностью присутствует в видеофильме, что в начале поста.

09. Помещения склада М1 форта Simserhof.


После прогулки на вагончике мы отправились к главной цели первого бункертура - к заброшенному малому форту линии Мажино Petit Ouvrage Welschhof. Именно тут должно было состоятся наше первое погружение под землю. Тут должна была сбыться моя мечта, которой я грезил с детства. Форт Welschhof был выбран мною в качестве первого объекта для посещения по совокупности ряда факторов: форт было легко найти (так как находился он в поле, а не в лесу), в него был легкий залаз, внутри было сухо и сохранность оборудования была довольно хорошей, учитывая то, что форт заброшен не одно десятилетие и легко доступен. Хотя у меня были координаты больших артиллерийских фортов линии Мажино и я знал, что парочка из них имеют залаз, но я решил, что сразу без подготовки оказаться в огромном заброшенном подземном городе будет слишком хардкорно. Ведь до сих пор никто из нас не имел диггерского опыта. Так что малый форт PO Welschhof был идеальным для дебюта.

10. Экипированы мы были совершенно по дилетантски - у нас с собой была парочка тусклых фонарей, света от которых вместе взятых было меньше, чем от фонарика в смартфоне моего брата - так что для фотографий под землей брату часто приходилось подсвечивать мне кадры. Одежда была самая обычная, на фото видно в чем мы были одеты за минуту до залаза.



11. К объекту мы подъехали уже к вечеру, и перед тем, как спуститься на 30 метров под землю, наблюдали красивый летний закат. Я немного волновался перед спуском, с одной стороны сбывалась одна из моих детских мечт, с другой стороны оказаться под землей в обширной подземной системе было немного страшно.



В итоге эта подземная прогулка стала невероятной по сумме впечатлений, страх очень быстро вытеснился восторгом и любопытством - что там за углом? - куда ведет это ответвление? - и так далее. Я гулял по огромному подземному форту, расположенному на глубине 30 метров под землей и не верил, что это происходит со мной. Ведь еще две недели назад я и подумать не мог, что в Европе существуют заброшенные объекты таких масштабов и такой степени сохранности!

12. На одной из развилок во время нашей первой подземной прогулки.



Выбрались мы на поверхность около двух часов ночи, изучив каждый уголок подземного форта. Оказавшись на поверхности и вдохнув свежего ночного воздуха, я ощутил, насколько счастлив! Душа была переполнена восторгом и детской радостью - сбылась моя мечта! Это надо было срочно отпраздновать. Ночевать мы планировали в машине, припарковавшись возле музейного форта, расположенного в десятке километров от заброшенного бункера. Форт мы планировали посетить завтра днем, а его парковку собирались использовать для нашего импровизированного кемпера. К сожалению, въезд на территорию форта перекрывал шлагбаум, так что мы поставили машину перед ним и начали вечеринку, совмещенную с ужином. После пива и виски с колой мы отправились гулять по территории форта, была теплая июльская ночь, мы гуляли возле боевых блоков, веселились и дурачились, а я был наполнен чистой радостью и счастьем. Этот день я не забуду никогда.

13. Фото во время вечеринки. Мы сняли также небольшое видео тут, которое присутствует в фильме.



Проснулись мы от звуков проливного дождя, стучащего по окнам автомобиля. Погодка с утра не заладилась. Но мы были не сильно к ней привязаны, так как у нас в планах была 2,5 часовая подземная экскурсия по форту PO Rohrbach. Конструктивно этот форт был аналогичен посещенному нами прошлой ночью, так что было вдвойне интересно увидеть те же места, что мы видели заброшенными в оригинальном состоянии. Это был единственный объект в моей программе на второй день. Впечатлений и так было выше крыши, так что сразу после экскурсии мы отправились домой. Но по дороге заехали в Страсбург, посидели у реки на одной из лавочек, выпили французского пива и посмотрели на световое и музыкальное шоу, которое проецировалось на фасад страсбургского собора. Это световое шоу было прекрасным завершением этого бункертура, фрагмент его также присутствует на видео.

Вскоре после первого бункертура у меня началась ломка, душа требовала добавки и новых подземных приключений. Через четыре недели ко мне на выходные снова приехал брат и мы отправились в очередной тур по французской подземке. К этому времени я составил отличную и насыщенную программу поездки, в которую входили не только объекты линии Мажино. Ну и экипированы мы были в этот раз лучше: я приобрел две пары резиновых сапогов и купил мощный фонарь с дальностью луча около пятисот метров.

Самым первым пунктом программы я поставил Fort de Plappeville - заброшенный форт второй половины 19-го столетия на окраине Меца.

14. Место очень живописное. Заросший растительностью форт напоминал мне покинутый город ушедшей цивилизации.



К сожалению, мы были ограничены по времени, так что детально исследовать форт не получилось и мы ограничились лишь осмотром главного здания и отправились дальше. Следующим пунктом в маршруте стояло подземное убежище линии Мажино с интересным историческим артефактом времен "Странной войны". Припарковавшись возле грунтовки, ведущей в лес, мы обнаружили рядом Suzuki Jimny с немецкими номерами. Учитывая, что в этом лесу находятся целых два объекта линии Мажино, было очевидно, что владелец паркетника приехал сюда за тем же, за чем и мы. Вскоре из леса вышли два немца, которым принадлежал автомобиль и мы немного пообщались. Парни только что посетили убежище, к которому мы собирались выдвигаться и направлялись к заброшенному большому форту линии Мажино, что находился поблизости. Выяснилось, что ребята уже на протяжении десяти лет исследуют линию Мажино и за это время еще не побывали на всех объектах этой огромной оборонительной линии. Так как мы после убежища тоже собирались посетить большой форт, куда они направлялись, мы не стали прощаться, выразив уверенность, что встретимся под землей.

Найти убежище, затерянное в лесу, оказалось не так уж и просто, так как точных координат у нас не было. В результате, мы убили пару часов бродя по лесу в поисках цели. Все эти приключения я детально описал в посте, посвященному этому месту, так что повторяться не буду.

15. Трудно описать мою радость, когда после двух часов бесцельных блужданий по лесу, я увидел заветный бронекупол.



И снова погружение в заветную прохладу бункера, исследование подземных лабиринтов объекта и такое близкое прикосновение к истории, какое никогда не испытаешь в музеях.

16. Особенно ярким впечатлением от посещения этого объекта стал рисунок в одной из офицерских жилых комнат. Рисунок был нарисован в 1939-1940 годах во время "странной войны", когда солдаты месяцами томились под землей в ожидании войны, которой не было.



Когда мы выбрались из подземного убежища, нас ждало очередное приключение. На улице стемнело, шел дождь, навигатор не работал и как нам вернуться к машине было непонятно, так как дорогу никто не запоминал да и в наступившей темноте мы бы все равно ее не нашли. В итоге мы набрели на тропинку и по ней вышли в деревню, где включился навигатор и привел нас к машине. Сделав небольшую паузу и перекусив, мы отправились в главный объект второго бункертура - огромный подземный артиллерийский форт. Его найти оказалось куда как проще, так как к входному блоку форта вела прямая грунтовка.

17. Входной блок форта оказался засыпанный землей, но сбоку был небольшой залаз через вентиляционное отверстие, через который мы и проникли внутрь.



18. Масштабы объекта впечатлили. Чего стоит одна лишь фильтро-вентиляционная установка колоссальных размеров, расположенная внутри входного блока!



Оказавшись под землей, мы не переставали поражаться масштабами увиденного, не сравнимыми с тем, что мы видели в рамках нашего первого бункертура. Нечто подобное я видел лишь во время посещения форта Шоненбург, но там был музей, а тут мы продвигались в полной темноте и сырости по лабиринтам огромного подземного объекта. Когда мы спустились сюда, мы еще какое-то время слышали голоса немцев, доносившиеся до нас эхом, но спустя полчаса они стихли. Мы с ними так и не пересеклись под землей.

Во время этой подземной прогулки мы периодически сталкивались с различного рода слуховыми галлюцинациями, которые в таких пространствах рождаются очень часто, и меня все время не покидало ощущение, что мы тут не одни. От этого было немного не уютно, благо что у меня был с собой дальнобойный фонарь, который пробивал любую потерну до конца, так что слепыми мы себя не чувствовали. Но и полностью расслабленным я себя тоже не ощущал, часто оглядываясь и реагируя на любой странный звук, раздающийся из недр объекта. Как и в прошлый раз, любопытство и интерес оказались сильнее страхов, активно подпитывавшихся моей фантазией.

19. В потернах подземного форта.



Наружу мы вылезли глубокой ночью полные восторга и радости, от того, что мы побывали в таком потрясающем месте, о существовании которого я еще месяц назад я даже не подозревал. И уж точно никогда не думал, что мои мечты о мрачных заброшенных подземельях не просто сбудутся, но и переплюнут самые смелые ожидания! Это надо было немедленно отпраздновать!

20. Ночевать мы планировали снова в машине на парковке очередного музейного форта, который мы собирались посетить завтра, так что выбравшись из подземелья и переодевшись, мы отправились к музейному форту.



В этот раз нам повезло больше - парковка была открыта. Кроме нас там было еще несколько машин и кемперов, что неудивительно так как мы приехали в один из самых посещаемых музейных фортов линии Мажино, который является самой большой в мире подземной крепостью. Припарковавшись, мы принялись трапезничать, так как у нас был очень насыщенный день, в течении которого мы практически ничего не ели. Трапеза постепенно перешла в празднование очередного яркого и насыщенного приключениями и потрясающей подземкой дня.

21. Мы были счастливы и нашу радость было трудно скрыть.



22. В машине нам не сиделось этой теплой августовской ночью и мы отправились гулять по территории форта, на которой вскоре обнаружили американский танк.



23. Танк был немедленно захвачен народным ополчением и на нем состоялось торжественное провозглашение ЛНР - Лотарингской народной республики.



24. В общем оттянулись мы на славу, есть что вспомнить. Когда силы нас окончательно покинули, мы, удобно расположившись в нашем импровизированном кемпере, уснули.



25. Экскурсия на немецком языке была в два часа дня, так что у нас было время, чтобы отоспаться и неспешно позавтракать. Для принятия пищи на территории форта были оборудованы специальные столики для туристов, что было очень удобно.



26. Как только мы начали трапезу, откуда ни возьмись появился кот-попрошайка.



27. Который смотрел таким вот взглядом на то, как мы поглощали провиант.



28. Пришлось поделиться с рыжим блохастиком.



29. Во время принятия пищи кошак в один момент напрягся, почувствовав страх, что придется делиться.



30. Проходящая мимо такса заинтересовалась то ли кошаком, то ли содержимым консервы. Но взгляд ее был очень увлеченным.



31. Сценка общим планом.



32. Но Такса была на поводке, так что никто не помешал кошаку наесться до отвала, после чего неблагодарное животное немедленно потеряло к нам интерес и удалилось восвояси.



Тем временем мы дождались нашей экскурсии и провели очередные 2,5 часа в самой большой подземной крепости мира, катаясь на местном аналоге метрополитена и осматривая громадные подземные сооружения. Свои эмоции от посещения этого места я детально описал в отдельном посте. Больше в этот день у нас не было никаких планов и мы отправились в обратный путь домой. Часть рассказанного в этом посте присутствует в видеофильме, часть не попала в него, так как не все снималось на видео. Но если вам было интересно читать этот пост, уверен, вам будет не менее интересно посмотреть часовой фильм, что я поместил в начале поста.

Так и закончился второй бункертур, который ничуть не утолил мою новую страсть к подземке, а лишь еще больше разжег интерес к исследованию подземных фортов знаменитой оборонительной линии. В сентябре брат уезжал на учебу на другой конец Германии и больше не мог составлять мне компанию в подобных поездках. Впереди у меня было еще три осенних месяца жизни в этом регионе и я не собирался терять это время зря. Если человек чего-то очень хочет, судьба ему благоволит, так что скоро в моей жизни появились люди, составившие мне компанию в моих очередных бункертурах, и до конца осени у меня было еще три подобных поездки. Но об этом я расскажу как нибудь в другой раз.

33.


Подводя итоги, хочется отметить, что эти бункертуры полностью поменяли часть моих интересов и этот блог. Увлечение замками и средневековыми крепостями окончательно ушло в прошлое, так как я перестал видеть в них волшебство и тайну, а все больше видел лишь туристическую бутафорию. В то же время в этих заброшенных подземных объектах я видел настоящую магию, мог прикоснуться к истории не прикрашенной для туристов, а то манящее ощущение тайны и открытия затерянных миров, которое всегда сопровождает меня в подобных местах, трудно передать словами.

За полтора года прошедших после наших с братом поездок, я расширил географию бункертуров, побывав в подземке Бельгии, Швейцарии, Чехии. На следующий год в планах Голландия и Польша. История фортификации захватила меня с головой и держит до сих пор. Я не знаю сколько еще продержится этот интерес, прежде чем уступит место чему-то новому, но пока что он силен и не собирается идти на спад.

А значит в следующем году будет еще много постов об удивительных фортификационных объектах Европы, о многих из которых вы вряд ли где-то прочитаете еще, кроме как в уютном бункере.

  • 1
Начало приключений это самое приятное. Обожаю такие моменты.

Это да, начало всегда самое волнующее и впечатления самые яркие, потому что все в первый раз и все ново.

А ещё когда нахожу что-то жутко интересное, то появляется мысль - почему я до этого не знала об этом чудесном месте. И самое непонятное почему людям живущим рядом абсолютно на него наплевать.

Здравствуйте!
Наткнулась на Ваш пост, потому что сейчас собираю информацию о поступлении. Думаю как раз про то, чтобы стать инженером (так как везде пишут про спрос на толковых инженеров). Скажите, Вы можете обозначить примерно уровень зарплат для выпускников в своей отрасли? Спрашиваю, так как для того, чтобы получить возможность остаться, нужно будет свыше 44 800 евро в год показать по зарплате для EU Blue Card.
Спасибо!

44 800 соответствует средней зарплате выпускников с дипломом специалиста или магистра в сфере машиностроения, так что у вас будут все шансы остаться.

Спасибо, интересное начало темы с бункертурами). Кстати, насколько удобно спать в машине, насколько понимаю там ноги вытянуть не получится)?

В Фокусе можно так отодвинуть сиденье, что места для ног остается много. Так что особых неудобств не было ну и сплю я хорошо в любом положении.

Просмотрел, в Фокусе спасть не доводилось, но несколько раз "ночевал" в советских авто типа ВАЗ 2109, это было плохо, ноги не вытянуть, сиденья с отвратительной эргономикой и с какой-то штукой внутри, которая вечно впивается в спину, в общем, не рекомендую повторять, спасибо за ответ :-)

Ну мне сравнивать не с чем, так как кроме Фокуса мне больше спать в машинах не доводилось. Но в Фокусе было очень удобно. Я спал в этой машине уже пять или шесть раз и еще не разу не ощущал дискомфорта.

Да, Фокус неплохой автомобиль, объем жизненного пространства для водителя и переднего пассажира мне в нем тоже понравился, особенно в сравнении с некоторыми совковыми авто, где с этим беда.
И что еще хорошо в Фокусе, так это отсутствие утечек антифриза из системы охлаждения в салон, вдыхать пары этиленгликоля не правильно, ну это я так, к слову)).

  • 1
?

Log in

No account? Create an account