Previous Entry Share Next Entry
Robur Werke - руины автомобильной промышленности Циттау
technolirik
В прошлых двух постах я детально рассказал о вековой истории автомобилестроения в Циттау. Сегодня заключительный пост, посвященный автомобильному производителю Phänomen / Robur, в котором я покажу заброшенную территорию завода и его исторические корпуса, где много десятилетий производили известные на всем постсоветском пространстве грузовики. В заключении поста покажу также территорию наследника Robur Werke - фирмы Robur Fahrzeug Engineering GmbH - владельце всех патентов, документации и ноу-хау канувшего в лету автомобильного производителя.





01. Завод Robur Werke находится в самом центре города Циттау. Его проходная выходит прямо на улицу, соединяющую центр города с вокзалом. Если вы приехали в Циттау поездом, пройти мимо завода не получится.



02. Административное здание завода и проходная не заброшены. Тут еще теплиться вялая жизнь, во дворике припаркован автомобиль, а за занавесками в окнах над проходной по вечерам горит лампа и видно мерцание от работающего телевизора.



03. На фасаде здания установлена мемориальная плита в память о народном антиправительственном восстании в июне 1953 года в ГДР. Предполагаю, что плита была установлена уже после объединения Германии, так как в официальной историографии ГДР и СССР события июня 1953 года толковались исключительно как "фашистский путч", произошедший при поддержке Западной Германии и США. Так что повесить такую табличку могли не раньше 1990 года.



04. В примыкающем к административному корпусу завода здании, расположился офис фирмы ABS Robur GmbH, которая была создана после ликвидации завода с целью помощи потерявшим работу людям найти свое место на рынке труда. В 1991 году после остановки производства работу потеряли 5389 человек. Фирма ABS Robur GmbH существует до сих пор и занимается различной деятельностью в непроизводственных сферах. Кроме того фирма собирает материал и реставрирует старые автомобили Phänomen / Robur для будущего музея.



05. Рядом с офисом ABS Robur GmbH вывешены объявления о поиске исторических документов, рекламных проспектов, презентационных материалов, фотографий и прочего для создания музея Robur а также музея расположенной рядом заброшенной пивоварни, которую постигла та же участь, что и завод Robur в 1991 году.



Завод расположен в центре города и занимает территорию в форме прямоугольника, с трех сторон окруженного обычными городскими улицами, а с южной стороны граничащего с заброшенным пивоварным заводом.



06. Начнем обзор завода со стороны городских улиц. Территория завода огорожена забором по периметру а окна на первых этажах заводских зданий закрыты решетками во избежание проникновения внутрь любопытных.



07. Но в одном месте часть забора отсутствует и сразу за ней находится густо заросший пустырь, пройдя вглубь которого можно обнаружить залаз внутрь одного из корпусов. Залаз находится на высоте, так что залезть через него можно, а вот вылезти обратно будет под силу только физически крепким ребятам.



08. С северной стороны расположен широкий въезд на территорию завода, перекрытый железными воротами. Полагаю, что через эти ворота на завод поставлялись материалы и комплектующие. Информация о Robur-Werke в немецком интернете более чем скудна, так что о предназначении тех или иных зданий можно лишь догадываться.



09. Так выглядит место с предыдущей фотографии зимой. Этот кадр был сделан в январе этого года. Внутри заводского дворика рядом с проходной припаркован грузовик, что говорит о том, что завод хоть и заброшен, но его территория периодически используется владельцем.



10. Один из немногочисленных исторических артефактов - надпись: "Наш вклад в двухлетний план". Выглядит довольно странно, ведь двухлетний план в истории ГДР был только одни раз - в 1949-1950 годах, затем страна перешла на пятилетки . Почему эту надпись не закрасили после 1950-го года - загадка.



11. Так выглядят заводские корпуса с северной стороны. Через дорогу находится железнодорожная насыпь с хозяйством узкоколейки Циттау.



12. А это уже западная сторона. Тут находятся еще одни ворота, через которые, предположительно, готовая продукция завода покидала предприятие. В этот заводской корпус мне удалось проникнуть, так что фотографии интерьеров будут ниже.



13. С улицы трудно не заметить рухнувшую крышу корпуса с предыдущей фотографии.



14. Бумажка на стекле предупреждает о том, что территория находится под видеонаблюдением. Тут как раз тот случай, когда в отсутствии нужды в охранной системе и денег на ее закупку, функцию охраны выполняют такие вот бумажки, расклеенные во многих местах как внутри завода, так и снаружи.



15. Вид на территорию завода через западные ворота. Хотя производство остановилось в 1991 году, ликвидация завода и демонтаж оборудования продолжались до 1998, после чего территория предприятия была полностью заброшена и на сегодняшний день выглядит так.



16. Завод состоит примерно из десятка корпусов. Определить время, когда был построен тот или иной корпус не представляется возможным. Информации в интернете об этом нет, так что можно лишь предполагать исходя из архитектурных стилей, характерных для того или иного времени.



17. Из истории предприятия известно, что в 1919 году 80% завода было уничтожено пожаром, так что самые старые здания наверняка датируются 1920-1923 годами, когда происходило восстановление завода. Полагаю, что этот корпус можно отнести к тому времени.



Из истории завода известно, что завод расширялся в 1935, 1938 и в 1942 годах благодаря военным заказам, так что часть корпусов могут быть датированы тем временем. Информации о расширении завода в послевоенное время я не нашел.

Территория предприятия по периметру огорожена забором, а так как завод находится в центре города и с трех сторон окружен городскими улицами, самый безопасный вариант проникновения внутрь - через территорию заброшенного пивзавода, куда можно проникнуть беспрепятственно. Оба завода разделяет натянутая железная сетка, но в одном месте опора сетки повалена на землю. Через это место мы и проникаем к цели.

18. Robur Werke расположен на уровень ниже пивзавода, так что после преодоления забора предстоит спуск с крутого холма вниз.



19. Первое заводское здание, в которое мы проникаем - двухэтажный производственный цех. Уже беглого взгляда на цех достаточно, чтобы понять, что внутри нас вряд ли ожидает множество артефактов.



20. Нижний этаж цеха. Чем именно тут занимались, уже не определить. Все оборудование демонтировано еще в процессе ликвидации предприятия в 1991-1998 годах.



21. Повсюду нас встречает лишь пустота и ветхость.



22. В этом корпусе есть и подвальное помещение но вода преградила нам путь к его осмотру.



23. Поднимаемся на второй этаж.



24. Единственное, что наиболее уцелело в этом цеху - это туалетные кабинки.



25.


26. Мы находимся внутри здания с исторической надписью про двухлетний план. Вдалеке видны решетчатые ворота, с обратной стороны которых были сделаны фотографии 08-10.



27. Выхожу на второй этаж данного заводского корпуса.



28. Весь второй этаж представляет собою сплошной производственный цех. Состояние его крайне аварийное, во многих местах уже обрушилась крыша.



29. Весь внешний вид этого корпуса говорит о том, что стоять ему осталось недолго. Еще парочка зим и крыша окончательно рухнет.



30. Интересного тут нет совершенно ничего. Демонтировано не только оборудование, но и все коммуникации. Остался лишь металлический каркас и бетонные стены с крышей.



31. Делаю парочку фотографий для истории и спускаюсь обратно на первый этаж.



32.


33. На первом этаже находиться куда как комфортней, чем на втором под аварийной крышей. Но смотреть тут нечего, так что идем дальше.



34. Территория завода отлично просматривается с расположенных поблизости пятиэтажных домов, так что мы старались как можно меньше времени проводить на открытых пространствах, чтобы не быть замеченными бдительными гражданами, которые могли бы вызвать полицию.



35. Спрятавшись в укрытом от посторонних взглядов месте, делаю несколько фотографий прилегающих заводских корпусов. Этот комплекс зданий, судя по архитектурному стилю, был построен в 1920-1923 годы во время восстановления завода после пожара, уничтожившего почти все производство.



36. Конструктивизм тогда был в тренде.



37. Еще один исторический корпус завода, время постройки которого по архитектурному стилю трудно определить.



38. Короткой перебежкой перемещаемся в соседнее здание.



39. Некоторые сооружения и постройки находятся в крайне плохом состоянии.



40. Внутри очередного корпуса та же картина, что и везде на заводе - пустота и разруха.



41. Тут мы обнаруживаем скромный исторический артефакт - доску с надписью "Phänomen откроет тебе красоту родины".
Автомобильный завод Phänomen лишь с 1957 года стал называться Robur, значит доска еще с Phänomen'анольного периода истории предприятия.



42. В соседнем помещении были обнаружены различные канистры и баночки с непонятными химическими веществами. Проверять, что там внутри не стали.



43. Полузатопленная лифтовая шахта.



44. Застрявший между первым и вторым этажом, грузовой лифт.



45. В этом корпусе тоже есть винтовая лестница идентичная подобной на фото 23, что свидетельствует о том, что оба корпуса сооружались в одно и то же время.



46. "Кислород" полон - сообщает табличка на стене одного из помещений.



47. По всей территории завода расклеены такие вот листки, сообщающие, что это частная территория и находиться на ней запрещено. Родители несут ответственность за своих детей.



48. Иногда встречались и такие вот листки, сообщающие о том, что территория находится под видеонаблюдением 24 часа в сутки. За всю прогулку по заводу, ни одной камеры нами замечено не было.



49. Лестница, ведущая на верхние этажи корпуса, что на фото 37, оказалась заперта на ключ. Так что наверх самого интересного здания на территории завода мы так и не попали, осмотреть удалось лишь первый этаж.



50. Яркая осень способна раскрасить в яркие краски даже самые мрачные индустриальные руины.



51. Еще один вид на знаменитую надпись.



52. Первый этаж здания, на верхние этажи которого у нас не получилось подняться. Что тут располагалось во время работы завода, теперь можно лишь гадать.



53. В соседнем помещении склад старой мебели. Была ли она тут изначально, или ее сюда принесли уже после того, как завод остановился - неизвестно.



54. Перемещаемся в следующий заводской корпус.



55. Предполагаю, что именно в этом цеху происходила финальная сборка автомобилей.



56. На мысли об этом наводит масштабность цеха и обилие пространства.



57. Через эти ворота готовая продукция завода своим ходом покидала цех.



58. Мы сейчас находимся в четырехэтажном здании, что на кадрах 11-13. На фото первый этаж.



59. Грузовой лифт, остановившийся навсегда.



60. По винтовой лестнице поднимаемся на второй этаж заводского корпуса. Тут та же картина, что и везде.



61. Третий этаж тоже не сильно отличается наполненостью.



62. Здание вычищено полностью.



63. Возвращаемся обратно на лестничную клетку и поднимаемся на последний четвертый этаж.



64. Наверху рухнула крыша и четвертый этаж представляет собою печальное зрелище.



65. Совершенно очевидно, что этому зданию осталось недолго жить. Еще несколько лет и перегородки между этажами начнут валиться одна за другой пока от здания не останутся лишь стены, которые однажды тоже снесут, когда кто-то выкупит эту территорию для постройки чего-то нового.



66. Спускаемся вниз по бетонной винтовой лестнице...



67. ...и покидаем этот четырехэтажный корпус, такой же пустой, как и остальные посещенные нами заводские здания.



68. На этом наша прогулка по руинам некогда знаменитого предприятия подходит к концу. Совершенно очевидно, что завод уже не ждет в будущем ничего кроме сноса, так что эти фотографии уже через пару лет могут стать историей. В лучшем случае уцелеет лишь одно - два административных здания, как память об автомобилестроительном Циттау.



В таких местах понимаешь насколько временно и ничтожно все, что ты любишь и ценишь. Основатель Phänomen Werke Густав Гиллер и его сын всю свою жизнь отдавали предприятию, оно было смыслом их жизни. Спустя всего какую-то сотню лет, то, что казалось будет жить и развиваться вечно, превратилось в руины, оставив после себя лишь шлейф истории, интересный узкому кругу любителей. А лет через десять-двадцать лет и руины останутся лишь на фотографиях.

На этой лирической ноте можно было бы заканчивать этот рассказ, но во время очередной из моих прогулок по Циттау, я гулял по одному из городских районов и наткнулся на такой стенд:



70. Robur Fahrzeug Engineering Zittau GmbH - не что иное, как фирма-наследник исчезнувшего более двадцати лет назад производителя грузовых автомобилей. Эта фирма обладает всеми патентами, ноу-хау и конструкторской документацией Robur Werke и занимается изготовлением запасных частей для тех немногих грузовичков марки Robur, что еще на ходу в Восточной Европе.



71. Случайно наткнувшись на это место, я решил осмотреть его детальней, все таки это тоже часть истории автомобилестроения Циттау.



72. Рядом с одним из цехов предприятия находится такой вот резервуар для котельного топлива на котором красуется знаменитая надпись в форме коленчатого вала.



73. Территория предприятия Robur Fahrzeug Engineering Zittau GmbH включает в себя три здания - два таких вот стеклянных корпуса и одно обычное двухэтажное здание с гаражной пристройкой, которое я покажу в конце поста.



74. Судя по информации в интернете, Robur-Fahrzeug-Engineering-Zittau GmbH помимо изготовления запчастей, занимается также ремонтом и переделкой грузовиков Robur. Не знаю, на сколько фирма загружена работой, но за восемь лет жизни в Германии я не видел ни одного Robur'a за пределами Циттау, не думаю что и в Восточной Европе осталось хоть какое-то минимальное количесвто этих машин, ремонт которых мог бы оправдать существование такого немаленького предприятия.



75. Вероятно, фирма занимается ремонтом не только грузовичков Robur но и более широкого спектра автомобилей и машин. Иначе она давно уже была бы банкротом.



76. В подтверждение моих мыслей надпись на одном из корпусов с перечислением спектра предоставляемых фирмой услуг.



77. Внезапно! Соседнее с Robur-Fahrzeug-Engineering-Zittau GmbH предприятие называется не иначе, как Phänomen Maschinen und Vorrichtungsbau GmbH. Зайдя на сайт фирмы, я узнал, что предприятие изначально специализировалось на изготовлении спецмашин и механизмов в составе Robur Werke, а в 1999 году зарегистрировало торговую марку Phänomen, которая должна символизировать преемственность традиций машиностроения в Циттау. Фирма занимается производством отдельных деталей для машин и механизмов а также сварочными работами.



78. Продолжаю прогулку по территории Robur-Fahrzeug-Engineering-Zittau GmbH. Рядом с воротами ведущими внутрь одного из корпусов, висит почтовый ящик под козырьком в стиле телефонного.



79. На почтовом ящике все тот же логотип в форме коленчатого вала.



80. На воротах листок с временем работы предприятия, контактными телефонами и имейлами.



81. На территории фирмы можно обнаружить некоторые исторические артефакты, такие как ящики для комплектующих со штампом VEB Robur Zittau.



82. Еще ящики. На одном штамп предприятия VEB Motorenwerk Cunewalde, основанного в 1946 году и производившем двигатели для многих транспортных средств в ГДР.



83. За забором нами был замечен аппарат, который я издали принял за автобус Robur, но, подойдя ближе, понял что ошибся. Бусом оказался убитый в хлам опель.



84. Вот и третий корпус предприятия Robur-Fahrzeug-Engineering-Zittau GmbH с гаражной пристройкой рядом.



85. Табличка на одном из гаражей с надписью Robur Fahrzeuge указывает на принадлежность этого корпуса наследнику ставшего историей автопроизводителя.



86. Еще парочка фотографий территории предприятия.



87.


88. Примечательно, что Robur-Fahrzeug-Engineering-Zittau GmbH расположен в непосредственной близости от немецко-польской границы. На этом фото, сделанном с территории предприятия можно заметить немецкий пограничный столб, а справа в отдалении польский. Граница проходит по реке.



89. Еще одно фото для наглядности. Другой берег реки - это уже Польша, здание в кадре - один из корпусов предприятия-наследника знаменитого автопроизводителя из Циттау.



Теперь можно завершать рассказ об истории автомобилестроения в Циттау. Я рассказал все что хотел, и показал все, что видел своими глазами. Надеюсь эта серия статей была интересной и познавательной.

Прошлые посты серии:

История автомобилестроения в Циттау. Часть 1: Phänomen
История автомобилестроения в Циттау. Часть 2: Robur


  • 1
Да жаль что почти ничего не осталось. Спасибо за пост.

ЗЫ На границе смотрю забор. Неужели граница ещё существует? :)

Забор ограждает промзону, это не пограничный забор. Тропинка то еще на територии Германии находится, а граница по реке проходит.

На "нормальной" границе, скажем белорусско-польской, река (Западный Буг) огорожена по всей длине ограждением. Вот мне и показалось

Не тут граница давно условна, только пограничные столбики. Я еще буду делать пост об этой границе и приграничных польских поселениях.

Спасибо за пост! Получается из бывших ГДРовских заводов не действуют Баркас, Робур и если не ошибаюсь Трабант. ИФА выкуплена Мерседесом, Вартбург в Айзенахе Опелем, а Мультикар работает и поныне.

Трабант выкуплен Фольксвагеном, там производят теперь Гольфы, Пассаты и кузова Бентли, Баркас выкуплен тоже Фольксвагеном, там декают двигатели и коробки передач для концерна. Робур - единственный из автопроизводителей ГДР, чья история закончилась окончательно в 1991 году.

Спасибо вам огромное! Вы, как всегда, один из лучших документалистов.

Спасибо. Когда я пишу о тех местах, о которых вряд ли кто еще напишет, стараюсь делать это максимально подробно, ведь мой пост может на долгие годы быть единственным источником информации об объекте и я стремлюсь чтоб эта картинка была максимально полной.

Как всё печально выглядит.

Всегда грустно, когда предприятия с такой большой и интересной историей так заканчивают. К тому же Робур - единственный автопроизводитель ГДР, оставшийся без будущего. Остальные и дальше производят автомобили и стали частями крупных западногерманских автоконцернов, одному Робуру не повезло.

Прямо хочется упрекнуть немцев в бесхозяйственности. В конце концов крепкие (на момент закрытия) здания, в центре города, со всеми коммуникациями ... и так бездарно всё развалить.

Тут дело не в бесхозяйственности, после 1991 года в течении нескольких лет город покинуло 10 000 населения, то есть треть. Там до сих пор спустя более двадцати лет около 4000 квартир стоят пустыми а исторические дома разваливаются. Просто элементарно там некому жить, депрессивный регион. Помещения завода можно было бы сохранить, но смысл? Если город не может сохранить даже историческую казарму - одно из самых величественных зданий в городе, которая к тому же является памятником архитектуры, то что уже говорить про заводские корпуса, такой ценностью не обладающие http://technolirik.livejournal.com/37328.html

или вот тут целый район города в котором можно снимать фильмы про постапокалипсис или ужастики: http://technolirik.livejournal.com/36383.html

Это конечно веские причины, но не фатальные. В любом городе людям нужны магазины, точки бытового обслуживания, авто-мастерские, оффисы и т.д. Пустующие убыточные помещения можно просто распродать всем желающим по дешёвке. Но вместо этого госчиновники жадничают и заламывают дикие цены. В результате здания ветшают, а люди уезжают. Всё как при дурном социализме. Я думала это только у нас такое - но нет, немцы не отстают.

Поверьте, я очень хорошо знаю ситуацию в Восточной Германии, так как прожил там почти пять лет. Общины и вправду хотят спасти историческое наследие, но нет промышленности - нет денег. В Циттау никто и так не едет жить, хотя город потрясающе красивый и жилье там стоит в три раза дешевле, чем там, где живу я. Если бы не университет, в городе остались бы одни пенсионеры. А такие огромные комплексы невозможно сделать самоокупаемыми, если нет людей, которые будут ходить в те магазины и сидеть в тех офисах. Все не так просто как кажется. Я очень внимательно изучал эту проблему и знаю, что много ценных зданий, домов имеющих историческую ценность просто бросают, потому что нет денег на реставрацию и содержание. Ситуация, правда, медленно, но начинает меняться на Востоке, может лет через 10 там все будет по другому.

Ладно, не буду спорить - вам на месте видней. Но какой-то выход из ситуации всё равно должен быть.

Ограждение и перила на лестнице потрясающие. Спасибо.

С удовольствием прочитал рассказ. Спасибо.

Благодарю за отзыв.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account