Previous Entry Share Next Entry
Подземные тайны восточной Германии. Часть 8: „Objekt Fasan“
technolirik
В небольшой лесопосадке возле песчаного карьера, расположенного севернее немецкой деревушки Острау, находится некогда секретный, а ныне заброшенный объект, получивший кодовое имя "Фазан" в честь расположенной на этом месте кормежки для фазанов. Его строительство было начато в 1969-м, а закончено в 1971-м году. Стройку было трудно скрыть, так что в среде деревенских жителей быстро поползли слухи о том, что за секретная стройка проводится в соседнем лесу. Наиболее популярные версии были - противоатомный бункер, ракетная позиция и секретная тюрьма штази. Официальная же версия властей гласила о том, что тут строят резервную водокачку. Легенда была очень слабенькая, так как от водокачки должны расходится трубы, а также быть в наличии хотя бы небольшое озеро. Ничего подобного в месте дислокации "Фазана" не было, так что в эту версию так никто и не поверил.

Объект "Фазан" состоял из жилого помещения, прилегающего к нему сада с фруктовыми деревьями, мастерской и парочки гаражей. Но главное содержимое объекта скрывалось под землей - на глубине несколько метров под зданием был сооружен автономный бункер, рассчитанный на укрытие сотни сотрудников службы безопасности в случае начала военных действий с применением оружия массового поражения, включая атомное.

Этим летом мы отправились посмотреть, что собой представляет объект в настоящее время. Под катом традиционный рассказ об объекте и координаты для желающих ознакомится с этим местом самостоятельно.





01. К бункеру практически вплотную можно подъехать на автомобиле, что конечно же никогда не способствовало сохранности подобных объектов.



02. Долго блуждать по лесопосадке не пришлось - прямиком к объекту ведет старая разбитая бетонка.



03. Две сотни метров - и мы на месте.



04. Один из гаражей, относящихся к "Фазану".



05. Главное здание практически полностью поглощено разросшейся флорой.



06. Перед ним ступеньки, ведущие в подвал. Ныряем сразу туда и почти сразу понимаем, что мы нашли то, зачем сюда приехали.



07. Ступени ведут в обширный подвальный уровень.



08. Но лестница не заканчивается на этом уровне и спускается еще ниже.



09. Под подвалом расположен еще один подземный уровень с длинным коридором.



10. Следуем вдоль коридора и вскоре натыкаемся на массивную бронедверь, за которой продолжается подземный ход. Тут начинается защищенная часть нижнего уровня.



11. Внутри несколько помещений, но это еще не бункер, хотя расположены они на одном уровне с бункером.



12. Потерна ведет дальше.



13. И приводит нас к главному объекту - бункеру типа V2c. Те, кто читал предыдущие посты серии, уже догадались, что речь пойдет о классическом бункере Штази, которых в общей суме было построено 15 - по одному на каждую из пятнадцати областных администраций службы безопасности ГДР. "Фазан" относился к округу Халле.



14. Тут же расположена лестница, выходящая на поверхность и замурованная у выхода стеной из пеноблоков.



15. Увиденное нами по пути к бункеру наводило на печальные мысли - такую тотальную разруху еще надо постараться найти на заброшенных объектах Германии, но сам бункер оказался наиболее хорошо сохранившейся частью "Фазана".



16. Хотя он изрядно опустошен, но в плане сохранности будет получше бункера Висмута, первого посещенного мной из этой серии.



17. В кладовой сохранился корпус от холодильной установки.



18. Благодаря тому, что в Германии чермет очень нерентабельный, внутри даже сильно раздербаненных и раздестроенных объектов сохраняется часть оборудования. Поэтому заброшенные объекты тут так интересно исследовать.



Рассказывать про устройство бункера не буду, тем более, что две недели назад писал пост про отлично сохранившейся бункер такого же типа, если кто пропустил, вот ссылка.

Напомню лишь, что бункер состоит из двух одинаковых по устройству половинок, в которых последовательно размещены узкие, вытянутые помещения. Вот его схема.



19. Один из двух параллельных коридоров бункера.



20. Продуктовый склад во второй половинке бункера с остатками от холодильной установки, от которой тут остался лишь корпус.



21. Второй коридор в соседней половинке выглядит идентично первому.



22. Санитарное помещение с умывальниками и туалетами. От умывальников остались лишь каркассы, от туалетов лишь фундамент.



23. Традиционно хорошо сохранилась фильтро-вентиляционная установка.



24. Остатки велосипедного привода для резервной вентиляции.



25. На случай выхода из строя электричества, можно было вентилировать объект при помощи мускульной силы. Таких установок тут было две - по одной в каждой секции.



26. В соседних отсеках фву сохранность еще лучше.



27. Стройные ряды фильтров при контровом свете смотрятся особенно хорошо. Бункерная эстетика во всей красе.



28. В конце фильтро-вентиляционной секции воздуховоды выходят наружу через отдельную герметичную камеру, в которой расположен также колодец аварийного выхода.



29. Внутри колодца такая вот конструкция, напоминающая чем-то бронекупола в бункерах линии Мажино.



30. После сооружения этого объекта, деревушка Острау была зачислена в категорию важных оперативных населенных пунктов службы госбезопасности, в следствии чего в 1980-е годы в Острау и прилегающих поселках активно действовали 19 цивильных агентов штази. А в 1983 году в течении полугода вся почтовая корреспонденция жителей поселков Острау и соседнего Вердертау контролировалась чекистами с целью проверить, нет ли среди местных жителей людей, контактирующих с западом.



31. В случае угрозы военного конфликта, этот бункер должен был стать оперативным штабом командования региональной ячейки штази, расположенной в Халле. Он был рассчитан на сотню человек, которые могли тут жить и работать в течении долгого времени, а в случае применения противником химического, биологического или ядерного оружия, бункер мог просуществовать шесть дней в полной герметизации.



32. Судя по линолеуму на полу, тут располагалось жилое помещение.



33. Объект был заброшен практически сразу после объединения страны. Удивительным образом о нем все забыли, хотя находится он не в глухом лесу а совсем недалеко от населенных пунктов. Результатом стало то, что за прошедшие двадцать пять лет тут прошли сотни мародеров и вынесли отсюда практически все, что представляло хоть какую-то ценность.



34. Да и в настоящее время тут нет ни запретных табличек, ни какого-либо намека на то, что это закрытая территория. Доступ сюда абсолютно свободный и к тому же, как я уже писал, сюда можно вплотную подъехать на машине.



35. Так что если вы живете в Германии и давно мечтали посетить какой-то заброшенный бункер, этот объект идеально для этого подходит. Тут не самая худшая сохранность, вы ничем не рискуете, доступ внутрь очень прост и не требует никаких спецсредств. Находится "Фазан" тут:   51°37'46.05"N      12° 0'14.26"E



36. А мы продолжаем нашу подземную прогулку и перемещаемся в соседнюю половинку бункера.



37. На фото секция водоснабжения. Еще лет пять назад на этом столике стояла установка для дистилляции воды. С годами объект постепенно теряет часть своего оборудования и сохранности, как это не печально.



Вот так выглядело это место относительно недавно:


источник: http://artefakte.perladesa.de/

38. Теперь тут лишь пустые полки и резервуар водопроводной системы, который на горбу не утащишь.



39. На резервуаре сохранился шильдик производителя.



40. В конце секции расположена скважина, из которой осуществлялось водоснабжение бункера и всего объекта.



41. Бронелюк, отделяющий скважину от внутренних помещений бункера, утащили металлисты. Полагаю, что они пали жертвой польских мародеров в 1990-е.



42. Сверху шахта со скважиной забетонирована. Возможность выхода на поверхность для людей тут не предусматривалась.



43. А вот так, собственно, и выглядит скважина.



44. Почти все водопроводное оборудование, включая резервуары распилено и вынесено.



45. Дверь в санитарную секцию находится не на своем месте.



46. Во второй половине бункера туалеты сохранились чуть лучше, чем в первой.



47. Но вандалы тут хорошенько порезвились.



48. Главный коридор.



49. Посмотрим на то, что осталось от фву во второй части бункера.



50. Степень сохранности тут идентична первой, только велосипедный привод резервной вентиляции бесследно исчез.



51. Традиционный снимок в контровом свете. Хорошо, когда бродишь в таких местах не сам и есть кому подсветить в нужном направлении.



52. В конце фву аварийный выход на поверхность. Люк спилен.



53. Возвращаемся обратно.



54. Братан заснял меня в момент, когда я делал предыдущий снимок.



55. Внезапно внутри обнаружился сейф. Интересно, почему его не распилили?



56. Остатки телефонной станции.



57. Тут все подчищено практически подчистую.



58. На этом наш осмотр бункера подошел к завершению. Сохранность бункера, как вы сами видите, далекая от хорошей, но тем не менее тут есть что посмотреть. Человеку, посетившему бункер этого типа впервые, тут будет интересно. У меня же на момент посещения это был уже четвертый такой бункер, так что ничего нового я для себя тут не увидел. А в настоящее время число посещенных мною бункеров типа V2с дошло до шести из пятнадцати возможных.



59. На бронедвери сохранилась часть автоматического запорного механизма.



60. Напоследок групповое фото нашей минигруппки подземных исследователей.



61. Идем на выход.



62. По сравнению с подвальной частью здания бункер еще довольно неплохо выглядит. Подвал тут совершенно мрачный, закопченный и замусоренный.



63. В одном из помещений нижнего подвального уровня сохранилась двухярусная солдатская кровать.



64. Наружу выбираемся другим путем. Оказалось, что в подземный уровень ведут сразу несколько ходов, минимум четыре.



65. Отсюда я только что вышел.



66. Снаружи все совершенно печально.



67. Ума не приложу, как за 25 лет можно было так ушатать объект!



68. Сохранность наружных построек как на постсоветском пространстве.



69. Нет вообще ничего кроме стен.



70. Да и стены тоже не сказать, что везде на месте. Такое ощущение, что тут помимо металла еще и извлекали кирпич.



71. Первый раз вижу подобную картину в Германии. Кому это могло понадобиться? На мысль приходят только поляки и то разве что лишь в 1990-е.



72. Внутри здания обнаруживаю еще один ход, ведущий в подвальный уровень.



73. К главному зданию прилегает гаражная пристройка.



74. А это, судя по всему, колодец, ведущий под землю к скважине, что фото 43.



75. Вода из бункерной скважины обеспечивала не только подземный объект, но и наружные сооружения.



76. На этом наша экскурсия закончена и мы возвращаемся к припаркованному автомобилю.



77. Впереди нас ждал еще один интересный и совершенно нетипичный бункер, о котором я расскажу как-нибудь в другой раз.



Featured Posts from This Journal


  • 1
Стрелочки по бункеру.. Ночные игровые проекты чтоль проходят?

Все может быть, бункер доступен и открыт, так что наверное играют тут тоже.

Двери на месте, трубы тоже - да тут почти идеальное состояние по справнению с Польшей или Прибалтикой!

Если сравнивать с восточной Европой, то сохранность вполне себе хороша, но на фоне того, что я уже видел, слабовато.

мощное сооружение иии никому не нужное. Даже жалко

Тут такого много.

Алекс привет.
Да уж , хреновый сохран...
Но как и в предыдущем репортаже нет ни слова и ни фото о ... электроснабжении ! и не раскрыт секрет о том куда это штазийное дерьмо утекало )))

а на ф. 37 скорее всего не дистиллят добывали а что то похожее на водоподготовку для отопления или такой себе мини- обратный осмос!

... сейф никому нафиг не нужен - внутри песок или бетон.
... бронедвери такие же , так что жаль тех пшеков что таскали бетон )))

Удачи и Здоровья !

Следы электроснабжения тут отсутствовали так что особо и нечего говорить о нем. А что надо знать, смотри музейный бункер штази по ссылкам. Гавно утекало в отдельный резервуар, расположенный за пределами бункера, откуда его потом откачивали асенизаторы.

Фото 37 точно дистилят, в музейном бункере такой же аппарат стоял, я узнавал для чего он. дистилят добывали для систем охлаждения двигателей и аккумуляторов.

Бронестворки там из цельного металла сделаны, по крайней мере те люки на аварийных шахтах, которые и утащили. Сейф тоже полностью металлический так что я удивился, что ему не приделали ноги.

ок, возражения приняты с оговоркой - второй однотипный бункер и без комнатенки с фундаментами от дизелей !

но хорошо хоть без той блядской куклы в резервуаре )))))))

Фундаментов под дизеля там и не было - дизеля были крохотные - моторчики от коммунального автомобильчика Мультикар. Там не нужны были фундаменты. Поэтому их так легко было демонтировать и в этом и предпоследнем бункере того же типа от них не осталось и следа.

бррр , точно , совсем забыл - хоть и штази но все равно на всем тотальная экономия была - по толчкам/червегонялкам без света заметно )))
но вот то что там могло обитать изолированно 6 суток энное количество гэбистов думаю что миф. нет регенерации СО2 , да фву что есть слишком слабы.
да и такой прикол - взрыв да же тактического боеприпаса и офигительная ударная волна , а дерьмосток где то за пределами бункера(и нифига не герметичен иначе бабах !) ... в общем только прикинь что ощутит тот кто там будет зависать )))
https://www.youtube.com/watch?v=sXy1bDUf_PU


Регенерация была там - РДУ в каждом помещении стояли. А вот боезапаса не было, это же не бункер артиллеристов. Так что взрываться там было нечему.

читай внимательно и смотри видео )))

Удивительно, что чермет для поляков так привелкателен. Не уж то это окупется, если учесть стоимость транспортировки, время нужное для выпила и силы, чтобы поднимать тонны металла из бункера.

По поводу наружных зданий, может там был ещё в 90-е пожар, или просто крышу распилили. За 25 лет такой полный дестрой не может произойти со зданием, построенным в 70-е.

Фото 55: надо было глянуть, что за бумажки! Не помню, смотел я или нет, но это могли быть какие-нибудь оригинальные формуляры Штази.

Фото 60: невероятно крутая камера у твоего брата! В такой темноте такая резкость!

ЗЫ Бункер вроде ведь в Саксонии-Анхальт? (у тебя в тегах просто Саксония)

Edited at 2016-12-08 02:54 pm (UTC)

Ну раньше поляки были бедными настолько, что видимо чермет имело смысл пилить, а сейчас это конечно совершенно не оправдано по соотношению труда к прибыли.

Пожар возможно и был но где же тогда хоть какие то следы его?

Странно, что мы прошли мимо их и не обратили на них внимания.

У брательник камера в темноте снимает лучше моей это факт при стоимости в 4 раза дешевле.

Меня сбила с толку википедия, оказывается есть посёлок Острау возле Лейпцига в Саксонии. Я подумал, что мы там и были. Щас поменяю тег.

Кстати тот бункер, что мы искали по соседству рядом с озером на самом деле не был бункером, там была сендештелле в виде наружной антенны, прочитал об этом пока гуглил материалы по фазану.

Кто-то приспособил дистиллятор под самогонный аппарат :)
А для ускорения процесса, ещё и велопривод присобачил :):):)

Самогонный аппарат с велоприводом - это шик!

Очень круто. Как ты находишь такие объекты?

  • 1
?

Log in