Previous Entry Share Next Entry
Подземные тайны восточной Германии. Часть 5.2: Объект КИП-71 под Люкенвальде (Продолжение)
technolirik
По первой части рассказа, посвященной советскому бункеру связи, можно было подумать, что бункер этот довольно скучен, опустошен и не достоин внимания бункерного археолога, но на самом деле это не так. Чем больше мы продвигались в недра объекта, тем больше поражались степени сохранности оборудования внутри и тем больше проникались общей техногенной атмосферой объекта. Переплетения вентиляционных труб, щиты управления электрооборудованием с советской техникой 1960-х, множество различных механизмов и интересная геометрия внутреннего пространства - тут было что посмотреть. Бункер оказался весьма антуражным и фотогеничным, в чем вам предлагаю убедиться просмотрев следующие шесть десятков снимков.




После знакомства с первыми помещениями бункера, в которых в прошлом располагалось оборудование связи, мы направились в центральную часть объекта, в которой расположена фильтро-вентиляционная установка бункера. На карте это самое крупное помещение в центре.

01. Масштабы фильтро-вентиляционной установки поражали, до этого момента я не видел ничего подобного. Захватываемый с поверхности воздух проходил тут тщательную очистку и подготовку для соответствия заданным параметрам температуры и влажности. Часть воздушного потока шла на охлаждения ламповой радиоаппаратуры, а вторая часть для вентиляции помещений и в каждую часть системы воздух подавался раздельно и раздельно же подготавливался. Обратите внимание на квадратную крышку с отверстием посередине внизу кадра.



За ней расположен водный резервуар, откуда в установку поступала вода, используемая для увлажнения воздуха.


фото: Стас Сиколенко

02. Водный резервуар и климатическая установка были соединены системой трубопроводов, остатки которой видны на фотографии.



03. На снимке та часть установки, в которой воздух подготавливался для охлаждения лампового оборудования связи. Тут были особые нормативы и оборудование должно было на выходе выдавать воздух, который бы строго соответствовал регламентным показателям температуры и влажности, от которых зависела бесперебойная работа радиотехники.



04. Напротив часть фильтро-вентиляционной установки, осуществляющая вентиляцию помещений. Тут все гораздо проще.



05. Впечатляющая локация, обладающая техногенной эстетикой подземелий из одной известной компьютерной И.Г.Р.Ы.



06. Рассмотрим климатическую установку в деталях. Как видно на этом снимке, установка состоит из нескольких камер, которые воздух проходил поочередно одну за другой. К первым двум камерам подведены водопроводные трубы - тут осуществлялся процесс увлажнения воздуха.



07. Заглянем внутрь одной из этих камер.



08. Устройство ее простое. Внутри расположены трубы с форсунками, из которых под давлением распылялась вода, увлажняющая проходящий эту камеру воздух.



09. Антуражные люки с окошками напоминают корабельное оборудование.



10. Сохранился шильдик производителя - "Домодедовский механический завод". Год выпуска 196... последнюю цифру не разобрать.



11. Далее расположены несколько камер, в которых увлажненный воздух охлаждался до заданной температуры.



12. Радиаторы охлаждения, соединенные посредством труб с холодильными машинами.



13. Электрооборудование, являющееся кладезью ценных металлов, традиционно раскурочено.



14. Но сравнительно с другими подобными объектами, сохранность все же очень хорошая.



15. На шкафчике сверху надпись: "ответственный старший лейтенант Литвиненко".



16. Помимо вентиляции и электрооборудования, в этом помещении установлена парочка резервуаров, напоминающих резервуары высокого давления.



17. Для чего они предназначались, не берусь судить точно, но полагаю, что они являлись частью холодильного оборудования.



18. На одном из резервуаров закреплен прибор ЭКМ-1У, являющийся электроконтактным манометром.



19. Электроконтактный манометр можно настроить на определенное давление, при превышении или понижении которого стрелка манометра замыкает лапку выключателя и он отключает или включает насос.



Шильдик производителя прибора.


фото: Стас Сиколенко

20. К помещению фильтро-вентиляционной прилегает еще одно небольшое помещение, дверь в которое видна на этом снимке слева.



21. Внутри два постамента, на которых в прошлом были установлены холодильные машины.



22. В стене труба, ведущая в главное помещение с климатической установкой. Возможно, эта труба вела к тем резервуарам высокого давления.



Маленькое помещение с холодильными машинами также соединялось трубами с климатической установкой, что видно на данном снимке. По этим трубам хладагент транспортировался к радиаторам охлаждения и возвращался обратно к холодильным компрессорам.


фото: Стас Сиколенко

23. На прошлом снимке напарник как раз запечатлил меня в тот момент, когда я делал этот снимок.



В подземной съемке я очень редко использую штатив, потому что мне лень его с собой таскать. Все снимки, что вы тут видите, сделаны с рук, либо подручных опор. Примерно так происходит процесс съемки: одной рукой подсвечиваю, второй снимаю.


фото: Стас Сиколенко

Регулировка одной из дроссельных заслонок ФВУ.


фото: Стас Сиколенко

Идем дальше. На схеме бункера сразу за ФВУ видна потерна, ведущая наружу. Это монтажный тоннель, вход в который мы видели при обходе бункера снаружи.


24. Так выглядит бронедверь, за которой начинается эта потерна. Обратите внимание на круглое отверстие в двери такого же типа, как мы уже видели в помещении с холодильными установками. Каждое подобное отверстие пронумеровано и имеет рядом таблицу с информацией о том, в каком положении должна находится задвижка или вентиль при различных режимах боевой готовности.



25. За этой бронедверью находятся еще три бронедвери, образующие систему шлюзов. Примечательно, что в каждой из этих дверей, кроме последней сделано точно такое же отверстие.



26. В чем заключалась функция этих отверстий, точно не скажу? Предположительно, внутри каждой двери находился клапан, при помощи которого стравливали избыточное давление внутри бункера.



Снаружи он выглядит так. Над бронедверью видны оголовки воздухозаборников, через которые, видимо, сбрасывалось давление.



27. Сразу за монтажной шахтой начинается двухуровневая часть бункера, на первом этаже которой расположена щитовая.



28. Так щиты управления системами бункера выглядят с тыльной стороны.



29. Большая часть электрооборудования выпилена.



30. Общий вид помещения щитовой.



31. Щит сохранился прекрасно!



32. Кнопки, рубильники, приборы - почти все на своем месте.



33. Такая сохранность не часто встречается, так что тут стоит остановиться подробней на деталях.



34. На первой половине щита красуется аббревиатура "ГРЩ" - Главный Распределительный Щит.



35. Приборы.



36. Впечатляющая сохранность! Даже сигнальные лампы на местах, никто не схабарил. На этой части щита нанесена аббревиатура "Щит УГКВ". Расшифровывается, видимо, как "управление главным контуром вентиляции".



37. Рельефная мнемосхема.



38. Органы управления техническим оборудованием бункера.



39. "Сделано в СССР"



40. Красота!



41. Это лучший щит в плане сохранности из всех, что доводилось видеть на заброшенных объектах.



42. Покидаем щитовую и перемещаемся в последнюю локацию объекта, в которой находилась дизель-генераторная.



43. Она отделена от остальных помещений гермошлюзом.



44. Каждая из дверей гермошлюза имеет резиновую окантовку, которая обеспечивала полную герметичность шлюза.



Кто-то спилил часть оболочки одной из дверей, так что теперь можно наглядно рассмотреть ее запорный механизм.


фото: Стас Сиколенко

45. Дизель-генераторная, несмотря на отсутствие самих агрегатов, которые российские войска забрали с собой при уходе, очень впечатляющая и антуражная локация.



46. Эта часть бункера двухуровневая, что наглядно видно по этому снимку.



47. Внутри первого уровня находится щитовая, которую мы только что посетили, а на крыше щитовой расположено вентиляционное оборудование, обеспечивающее подачу воздуха к дизелям и отвод наружу выхлопных газов.



Приведу еще раз план бункера для наглядности. На схеме видно, что дизель-генераторная вместе с фильтро-вентиляционной являются наиболее крупными помещениями в бункере.


48. Так выглядит дизель-генераторная с высоты второго этажа. Видны фундаменты от агрегатов и канавки топливных магистралей, по которым к дизелям подводилось топливо.



Автор блога для масштаба.


фото: Стас Сиколенко

49. На крыше щитовой расположена довольно масштабная система воздуховодов дизель-генераторной.



50. Отдельные части этой системы обладают впечатляющими размерами. На фото раструб, в котором находился радиатор, состоящий из медных трубочек, которые, конечно же, покинули бункер сразу после ухода российских военных, а может и вместе с ними.



51. Внутрь раструба свободно помещается человек.



52. Шильдик производителя плохо читается. Можно разобрать лишь год выпуска оборудования - 1961.



53. Вид на установку с другой стороны.



По синей трубе отводился выхлоп дизелей, красная труба - пожарная магистраль.


фото: Стас Сиколенко

54. Осмотр крыши завершен, спускаемся вниз.



55. Локация очень атмосферна и фотогенична с какой стороны не посмотри.



56. Этот бункер не является типовым проектом и его устройство уникально, чем он и интересен. Учитывая довольно хорошую сохранность оборудования внутри, я могу занести этот объект в пятерку наиболее интересных заброшенных бункеров восточной Германии.



57. В углу помещения находится шахта аварийного выхода, ведущая на поверхность. Как она выглядит снаружи, можно посмотреть на снимках 15-17 первой части рассказа.



58. Доступ в шахту перегорожен глухой железной заглушкой. Было ли так задумано изначально или шахту замуровали после ухода военных, неизвестно. Но на других советских бункерах мне неоднократно встречались аварийные выходы, попасть в которые можно было лишь разрушив кирпичную стену, так что возможно, что и тут перед тем, как воспользоваться аварийным выходом, предполагалось сперва чуток физически поработать.



59. Возле заглушки сохранилась парочка дембельских надписей, датированных 1991 и 1993 годами. По надписям можно понять, что на объекте постоянно дежурило два человека. Как я уже писал, объект управлялся дистанционно с главного бункера ГСВГ - "Ранета" и не требовал вмешательства персонала. Дежурные связисты присутствовали тут лишь для присмотра за исправной работой оборудования.



60. На этом наша экскурсия по одному из наиболее ярких и интересных объектов эпохи Холодной войны в восточной Германии подошла к завершению. Но рассказать и показать по этой теме мне еще есть что, так что серия будет продолжена в ближайшее время.



В завершение почти трехминутный видеообзор бункера.




  • 1
Главный Распределительный Щит же.

Вольтметр? Вряд ли, скорей шильдик показывает рабочее напряжение (чего? Подсветки? xD)

"Щит Управления Главным чем-то там"

Главный Распределительный Щит - из трех слов я угадал два, не мог подобрать только расшифровку буквы "Р". Теперь порядок.

Я работал в в/ч западнее Бранденбурга, в Альтенграбове. Там был подземный завод боеприпасов времен войны. Нами он использовался как хранилище тоже боеприпасов, в том числе ядерных. Насколько я понимаю, сейчас все это там под колпаком бундесвера, т.ч туда вам, скорее всего, не проникнуть. А было бы здорово. Там все окутано мрачной тайной. Когда наши войска были уже совсем рядом, завод был затоплен вместе со сменой, и т.д.
ГРЩ - Главный распределительный щит. Кстати, при внешнем антураже и кажущейся сохранности этого щита, там, сзади, скорее всего ничего нет, так как там очень лакомые для черного сдатчика ЦМ мощные алюминиевые, а то и медные шины.
Прибор, который ты назвал "вольтметром", напоминающий манометр, называется ЭКМ - там даже видна эта надпись. Это электроконтактный манометр, который можно настроить на определенное давление. При превышении или понижении заданного параметра стрелка манометра замыкает лапку выключателя и он отключает или включает насос.

Edited at 2016-03-01 09:20 pm (UTC)

Спасибо за отзыв. Внес дополнения в пост. Альтенграбов тоже взял на заметку, постараюсь доехать туда этим летом, смотрю там целый заброшенный городок сохранился. Надо его отфоткать пока не снесли.

Да, настоящий рай для промышленных дигеров. Поражаюсь сохранности...

Сохранность весьма впечатляющая, учитывая абсолютную доступность объекта даже на транспорте.

Отверстия в дверях скорее всего предназначались для клапанов избыточного давления. При превышении определенного давления внутри бункера - клапана поочередно открывались, сбрасывая давление до необходимого.

Щит УГКВ - Управление Главным Компрессором Вакуумирования? Первые два слова напрашиваются сами собой, вторые - от работы еще не отошел:)

Или щит управления главным контуром вентиляции. Во всяком случае, количество значков то ли насосов, то ли радиальных вентиляторов (а может и того и другого) на щите позволяет предположить и такую расшифровку. ;-)

Алекс привет Ну что же - продолжим ))) ф 13 - никто толком не курочил оборудование , магнитные пускатели этого мегакондиционера на месте , а в них - на контактах серебро ))) , а катушки - медные ! ф 16 - это резервуары с химреагентом водоподготовки ! нет там высокого давления . просто они горячие - и что бы теплоизолировать их сверху покрыты сеткой - рабицей и обмазаны раствором ф 17 - ... это все приблуды котельного оборудования (не так давно на старой немецкой котельной ты снимал похожие , только горизонтально лежащие и ...зеленого цвета. кстати - практически на всех котельных они ...окрашены в зеленый цвет) ф 22,24 и другие - справа табличка , на которой нанесена информация по какой ТРЕВОГЕ (готовности) в каком положении должна находится задвижка,вентиль,дверь и прочее , на чем нанесена эта таблица ф 23/2 - напомнило стишок ....стоит статуя , рука поднята , а вместо х...я - торчит граната ))) ф 25 - в отверстиях стояли клапана перепуска воздуха , если дизель работал то через эти клапана сбрасывался избыток давления в бункере ф 27 - похоже что здесь кроме щитов еще и трансформаторы стояли , правда сухого исполнения - справа за загородкой из уголка на котором раньше была сетка ф 28 - ошиновка была медной , ее сперли первой , при чем похоже что свои ! ф 29 еще раз повторяю - это снимали свои , они знали что ценное и что может пригодится дома - то что осталось это дерьмо никому и даром не надо , хотя и содержит кроме меди еще и серебро ф 32 - кнопки , РУБИЛЬНИКИ , .... ф 36 - УГКВ ....Установка Г ... Кондиционирования Вентилляции. что такое Г - главного наверное - хер его знает ф 37 - то что ты назвал рельефом вообще то называется МНЕМОСХЕМОЙ !!! ф 38 - все таки это управление только тем мегакондышеном а не всем бункером ф 49 - снизу раструб с бывшим радиатором - приточная система , сверху толстая труба с резонатором - выхлоп дизелей ф 50 - кто то медные трубки выпилил из раструба ))) ф 53 - ... и не найдете !!! они ...ЗА ПРЕДЕЛАМИ БУНКЕРА ! то что вы раньше находили люки - вот это и было топливохранилище ! там же рядом должно быть водохранилище (охлаждение и пожаротушение ) и маслохранилище. в этом помещении максимум что было - расходная цистерна масла и топлива , при подаче их насосом не было пульсаций давления !(надеюсь ты знаешь что это и чем чревато) ф 53/2 - красная - это пожарная магистраль - на ней же написано ГК-7 (7 это номер помещения)а синяя - выхлоп ф 58 - скорее всего это не аварийный выход а как раз доступ к цистернам ! зачем аварийный если на объекте 2 человека и у них просто вход и монтажный туннель. Тут явно прокол у тебя Саша ))) а вообще - интересно где же выхлоп от дизелей на поверхности? Спасибо за экскурсию и удачи !!!

Спасибо за ценные дополнения, внес в пост, теперь он стал более информативным.

Пара вопросов - зачем нужен был раструб в системе подачи воздуха к дизелям (фото 50)? Воздух там предварительно подогревали или наоборот охлаждали?

Пожарная магистраль - это труба с водой на случай пожара?

58 - это точно аварийный выход, по схемам и расположению его в конце бункера все совпадает - это как раз то место, из которого наружу выходит тот люк. Зачем делать аварийный выход, когда есть монтажный тоннель, не знаю. Может изначально сделали, а со временем его и замуровали за ненадобностью.



Вот это сохран!

Да такое не каждый раз встречается.

Слушай, а ты принцип работы холодильной установки по фотографиям и по памяти восстанавливал, или нашел где-то информацию по этому поводу?

По снимкам все анализировал, смотрел фотки и пытался понять что и для чего тут могло работать. Инфы то в сети по этим климатическим установкам нет, а если есть, то надо знать ее маркировку, чтобы хоть что-то найти.

Cупер!Очень впечатлило!

Спасибо за интерес.

Интересно чьего производства вентиляторы?

Вентоборудование, скорей всего советское.

Ухты, какой ништячок... В Германии под землёй СССР))) Супер!

Тут такого много есть, если знать места :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account